Выступление из опыта работы «Формирование основ гражданственности и патриотизма у воспитанников седьмого года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны»
методическая разработка (подготовительная группа)

Воеводина Светлана Евгеньевна

Представлена система работы по формированию основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечетвенной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_vystuplenie_k_prezentatsii.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование основ  гражданственности и патриотизма

  у воспитанников седьмого года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев  в годы Великой Отечественной войны»

Научно-педагогические словия отражают мою деятельность в области научных исследований по педагогике и психологии, связанной с проблематикой темы моего опыта рабрты. Методически условия отражают мое участие в поиске методики реализации презентуемого направления профессиональной педагогической деятельности. Организационно- педагогически условия демонстрируют мое участие в работе методических объединений в профессиональнх педагогических сообществах.

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. В последние годы утрачивается понимание долга перед обществом и Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями, и это все ставит под угрозу государственность.

Именно поэтому патриотическому воспитанию подрастающего поколения на государственном уровне придаётся сейчас большое значение и является одной из важнейших задач современного общества. 

Одним из основных принципов дошкольного образования, которые лежат в основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». А воспитание патриотизма у дошкольников является на данный момент актуальной темой.  

 И наконец, патриотическое воспитание было бы неполным, если не познакомить детей с героическими подвигами детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

Федеральный  государственный образовательный  стандарт  дошкольного  образования и Федеральная образовательная программа дошкольного образования предъявляют требования. Но выявились проблемы: недостаточно сформированы основы гражданственности и патриотизма, недостаточно разработок методического материала.

Нашла практические пути решения противоречий, которые заключаются в разработке системы работы, которая будет способствовать формированию основ гражданственности и патриотизма.

Считаю, что ознакомление с подвигом детей-героев Великой Отечественной войны приведет к качественным изменениям в формировании у  воспитанников 7-го года жизни основ гражданственности и патриотизма.

Проблема формирования основ гражданственности и патриотизма рассматривалась в работах известных  педагогов и психологов.

Я. А. Каменский, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский раскрывали тему патриотического воспитания в своих трудах. 

Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова  в своих трудах  обозначили, что воспитание патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, «складывается» человек. 

Многими психологами (А.Г.Ковалёвым, А.А.Люблинской, Т.А.Репиной, П.М.Якобсоном)  отмечено, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоций, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями.

Значительный вклад в разработку вопроса, связанного формированием основ гражданственности и патриотизма внесли Н.Н.Леонова, Н.В.Неточаева. Они разработали модель педагогических условий, направленных на формирование основ гражданственности и патриотизма  у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с подвигом детей-героев в годы ВОВ, объединяющего всех субъектов образовательного пространства (педагогов, родителей, детей).

Поставила цель: формирование основ гражданственности и патриотизма у воспитанников седьмого года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны

 Определила задачи:

- Знакомить детей с яркими биографическими фактами, поступками и подвигами детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

- Расширять представления детей о государственных праздниках – День Победы, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

- Развивать познавательный интерес к прошлому и настоящему нашей страны и отражать свои знания в играх, общении со сверстниками и взрослыми.

- Вызывать позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.

- Воспитывать уважение к защитникам и героям Отечества, к памяти павших бойцов, патриотические чувства старших дошкольников к Родине на примере героических поступков детей – героев в годы Великой Отечественной Войны.

Организация работы по формированию основ гражданственности и патриотизма у воспитанников  седьмого года жизни посредством активного включения воспитанников в деятельность по ознакомлению  с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны в интеграции образовательных областей и включением родителей (законных представителей) в образовательный процесс – ведущая педагогическая идея.

В работе определила III этапа.

На I этапе:

- Изучение психолого-педагогической литературы.

- Проведение первичной педагогической диагностики.

- Составление плана образовательной работы

- Внесение изменений в развивающую предметно-пространственную среду.

На II этапе:

- Реализация плана образовательной работы.

- Разработка дидактических игр, интерактивных игр, дидактических пособий по ознакомлению с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

- Составление каталога художественной литературы, иллюстративного материала по ознакомлению с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

- Вовлечение родителей (законных представителей)  в образовательный  процесс.

На III этапе:

- Проведение повторной педагогической диагностики.

- Проведение анализа результативности работы по формированию основ

гражданственности и патриотизма через ознакомление с подвигом детей-

героев в годы ВОВ.

- Транслирование опыта работы в  сетевом педагогическом сообществе.

В начале учебного года провела педагогическую диагностику (степень формирования основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны)

Выявила показатели степени формирования основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

Педагогическая диагностика показала следующие результаты.

Работу продолжила с создания развивающей предметно-пространственной среды в рамках требований ФГОС ДО и ФОП ДО.

Создали книгу памяти о героях Великой Отечественной войны, подобра детскую художественную литературу, сделали угорок воинской славы.

Разработали проекты о детях-героях ВОВ, создали альбом «Дети и война» иллюстрациями  о подвигах детей в годы войны, рзработала дидактические игры и пособия: «Дети-герои», игронайзер с наполнением «Детям о детях-героях ВОВ».

Изготовлены лэпбуки, макеты, дидактические кубы по формированию основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

Составила перспективный план работы по формированию основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны, в котором была намечена интеграция с образовательными областями и работа с родителями.

Ориентируясь на возрастные особенности детей и после проведения педагогической диагностики, проведена работа по формированию  основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

В своей работе  использовала разные методы и приемы: словесные (художественное слово, рассказ воспитателя, загадки); наглядные (рассматривание иллюстраций, мультимедийные презентации, видеоматериалы, фотоматериалы);    практические (моделирование ситуаций); игровые (игровые ситуации, дидактические игры, интерактивные игры).

Применение комплекса методов и приемов обучения способствует более полному воздействию на все стороны личности ребенка, что поможет эффективному и успешному формированию  основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни.

Педагогический процесс формированию  основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны осуществлялся через организацию организованной образовательной деятельности, образовательную деятельность в режимных моментах и организацию самостоятельной деятельности воспитанников.

Начала работу с проведения темаического занятия «Дети-герои Великой Отечественной войны», где рассматривалала вопросы понятий, кто такие дети-герои, познакомились с их именами и подвигами. Закрепдение полученных знаний осуществляля через различные формы организации совместной деятельности. Полученные знания дети переносили в игровые ситуации.

Продолжили работу экскурсией «Дети и война» в Центральную районную детскую библиотеку им. О.Кошевого, где расширили представления о детях-героях в годы ВОВ. Полученные представления закрепляли в индивидуальной работе через обсуждения, интерактивные игры. В рамках этой темы интересно прошла музыкально-литературная гостинная «Детство, опаленное войной». Дети читали и инсценировали стихотворения, сравнивали свое детство и детство детей-героев ВОВ, прониклись чувством уважения к ним.

Тематическое заниятие «Дорогами мужества» помогло орешить сразу несколько задач:

- Знакомить детей с яркими биографическими фактами, поступками и подвигами детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

- Расширять представления детей о государственных праздниках – День Победы, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Реализация поставленной цели и задач проходила и в рамках организации проектной деятельности. Нами был реализован проект «Никто не забыт, ничто не забыто». В рамках проекта дети уточняли информацию о детях-героях войны, приносили интересные факты из дома и делились ими с друзьями, прошли акции «Подарок герою», разработаны семейные мини-проекты. Итогом стала выставка рисунков «Портрет героя».

Закрепление полученных представлений о детях-героях ВОВ проходило в самостоятльной деятельноти через интеграцию образоватльныхобластей.

Душевно и интресно прошли итоговые совместные мероприятия в рамках реализации поставленных задач. Формы организации разнообразны.

Вовлечению родителей в образовательный процесс способствовало использование разнообразных форм работы, что позволило повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах формирования  основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны, сформировать активную педагогическую позицию родителей.

Диапазон личного вклада в развитие образования

- Выстроена система работы по формированию основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

- Разработаны дидактические игры, в том числе интерактивные («Найди соответствие», «Найди и расскажи», «Назови героя войны»), дидактические пособия (игронайзер «Детям  о детях-героях Великой Отечественной войны», «Дети-герои») по ознакомлению с подвигом детей-героев в годы Великой

Отечественной войны.

- Составлен каталог художественной литературы, иллюстративного материала по ознакомлению с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны, перспективный план.

- Разработаны конспекты занятий по формированию основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны:

- конспект викторины «Никто не забыт, ничто не забыто»;

- тематического занятия «Дети –герои Великой Отечественной войны», «Дорогами мужества»;

- образовательного проекта «Никто не забыт, ничто не забыто»;

- музыкально-литературной гостиной «От героев былых времен…», «Детство, опаленное войной».

- Разработан круглый стол для педагогов «Использование современных образовательных технологий в работе с воспитанниками при ознакомлении с подвигом детей-героев  в годы Великой Отечественной войны».

- Разработана консультация для родителей (законных представителей) «Читаем детям  о  Войне», рекомендации  «Знакомим детей с подвигами детей-героев в годы ВОВ» , «Как рассказать ребенку о войне»

Предлагаемая система работы обеспечивает формирование основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни в интеграции образовательных областей и включением в образовательный процесс, что соответствует требованиям  Федерального государственно образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

В конце учебного года (апреле) была проведена итоговая диагностика степени формирования основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

 Подведя итог проделанной работы, и сравнив результаты педагогической диагностики, можно увидеть положительную динамику формирования основ гражданственности и патриотизма у воспитанников 7-го года жизни через ознакомление с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

Результативность представленно опыта  профессиональных достижений вижу в следующем:

- Воспитанники знают яркие биографические факты, поступки и подвиги детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

- Дети имеют представления о государственных праздниках – День Победы, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

- Воспитанники проявляют познавательный интерес к прошлому и настоящему нашей страны и отражают свои знания в играх, общении со сверстниками и взрослыми.

- Дети проявляют позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.

- Воспитанники проявляют уважение к защитникам и героям Отечества, к памяти павших бойцов, патриотические чувства к Родине на примере героических поступков детей – героев в годы Великой Отечественной Войны.

- Преобразована  развивающая предметно-пространственная среда, разработаныдидактические игры, интерактивные игры, дидактические пособия по ознакомлению с подвигом детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

- У родителей (законных представителей) повысилась компетентность в вопросах формирования основ  гражданственности и патриотизма через ознакомление с подвигами детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

- Разработана система работы по формированию  основ  гражданственности и патриотизма, построенная  на основе соединения современных технологий с традиционными формами работы.

- Положительная динамика формирования у воспитанников седьмого года жизни основ гражданственности и патриотизма  указывает на эффективность  опыта работы.

- Разработанные и апробированные авторские игры могут быть рекомендованы к использованию педагогам ДОО.

При подготовке использовала литературу и элктронные образовательные ресурсы

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023
  2.    А.П.Казаков, Т.А.Шорыгина «Детям о Великой Победе».- М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ГНОМ, 2024
  3.    Н.Н.Леонова, Н.В.Неточаева «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников». – В.: Учитель, 2024
  4.    Т.В.Цветкова, Т.А.Шорыгина «Великая Победа. Дети-герои. Демонстрационные картинки, беседы, стихотворения». - М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ГНОМ, 2024
  5.    Т.А.Шорыгина «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны». -  Издательство: Сфера,2011
  6.    Л. А.Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ». - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.
  7.    Т.В.Ермакова «Воспитание чувств патриотизма у дошкольников» // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
  8.    М.Б.Зацепина «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.
  9.    В.И.Савченко «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников». -Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
  10.    С. А. Воронкова, Л. В. Миргородская, М. А. Старжинская «Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57856/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности»

В опыте раскрыта система работы по формированию у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...

Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

В выступлении раскрыта система работы по формированию у воспитанников 6-го года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста. «Великая победа. Подвиг народа во времена Великой Отечественной Войны»

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.«Великая победа. Подвиг народа во времена Великой Отечественной Войны»Цель: Воспитывать патриотические ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением....