Проект по самообразованию "Хлеб-всему голова"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”
ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА
(Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)
ПРОЕКТ для детей подготовительной группы «Неваляшки и Ромашки»
«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»
Структурного подразделения детский сад «Вишенка»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Алтайская средняя общеобразовательная школа№2»
им. Почетного гражданина Алтайского края И.А. Яркина,
на 2020-2021 уч.г.
Разработал: воспитатель
Медведева И.И.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" –
В поле, в доме, в державе!
Алтайское 2021
Содержание
Введение---------------------------------------------------------------------------1
Актуальность---------------------------------------------------------------------1
Цель проекта----------------------------------------------------------------------1
Задачи проекта--------------------------------------------------------------------1
Модель трех вопросов-----------------------------------------------------------2
Этапы реализации проекта------------------------------------------------------3
Ожидаемые результаты----------------------------------------------------------4
Реализация проекта---------------------------------------------------------------4
Список литературы--------------------------------------------------------------10
Введение
Наименование проекта: «Хлеб – всему голова».
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный: ( дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы), долгосрочный.
По количеству участников: групповой.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: 2020-2021г.
Актуальность
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;
Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями
Оформить мини музей « Хлеб всему голова».
Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов:
Рисунок «Колосья»;
Аппликация «На мельницу»;
Лепка из соленого теста;
Конструирование из конструктора «Мельница»;
Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе;
Разыгрывание сценки «Колосок», составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий;
Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» .
Для создания данного проекта использовалось: презентация, в результате которой дети узнали, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, речевое развитие.
Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова»:
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Как люди выращивают хлеб?
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?
Этапы реализации проекта
1 . Подготовительный этап ( разработка проекта ).
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической , научно- популярной и художественной литературы,
иллюстративного материала .
2 . Основной этап.
- уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба;
- познакомить детей с профессиями людей, выращивающих и производящих хлеб,
- создать условия для развития поисково - исследовательских способностей;
- формировать социально- личностные качества: коммуникативность, любознательность, самостоятельность, наблюдательность.
3. Заключительный этап.
- собрать и систематизировать информационный материал ( на основе литературных, электронных и других источников ) по теме;
- формировать представления детей о том, как выращивали хлеб раньше и как сейчас;
- формировать представления детей о разнообразии хлебобулочных изделий;
- уточнить представления о свойствах муки и теста;
- развивать умение обследовать и сравнивать колоски разных злаковых культур
( пшеницы, ржи, овца, ячменя).
- учить различать и называть колосья разных злаковых культур;
-учить детей узнавать хлеб по вкусу, запаху, на картинк
I Подготовительный этап
- Модель трех вопросов
Что мы знаем? | Хлеб делают из муки. Муку делают из зерен. Хлеб покупают в магазине. Хлеб бывает белый, черный. Мама дома печет хлеб в хлебопечке. |
Что мы хотим узнать? | Когда появился хлеб? Как раньше выращивали хлеб? Как выращивают хлеб в наше время? Какие машины помогают людям выращивать и изготавливать хлеб? Какие профессии у людей, которые выращивают и изготавливают хлеб? Как сделать тесто? Что можно сделать из муки еще? Почему говорят: Хлеб всему голова Что можно приготовить из черствого хлеба? Смогли бы вы прожить без хлеба? Какие пословицы, стихи, песни вы знаете о хлебе? |
Как нам найти ответ? | Сходить на экскурсию Спросить у родителей Спросить у воспитателя Провести опыт, получить муку . Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете |
Ожидаемые результаты:
- Сформировать у детей представления о ценности хлеба;
- Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнёра и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- Научить делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи по результатам своих экспериментов.
II Основной этап
Реализация проекта
Сентябрь
Познавательное развитие | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Художественно - эстетическое развитие | С родителями |
1. Беседа «Откуда хлеб пришёл» 2.«Хлеб всему голова» | Экологическая игра «что зачем». 2.д\и «Золушка», посчитать зерна, выложить цифры | Рассматривание альбома «Как к нам хлеб пришел». Рассматривание колосков, зерен. | Рисование на тему: «Золотистый колосок». Выставка рисунков. | Консультация: «Хлеб всему голова». |
Октябрь
Познавательное развитие | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Художественно - эстетическое развитие | С родителями |
Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь, кондитер, продавец. | 1.Д/И: Какие машины помогают людям выращивать хлеб. | Рассматривания иллюстраций сельскохозяйственной техники. | Рисование: Сельскохозяйственной техники. | Прочитать с родителями А.Букалов «Как машины хлеб берегут» |
Ноябрь
Познавательное развитие | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Художественно - эстетическое развитие | С родителями |
1.Рассказ воспитателя: Как выращивали хлеб в старину. 2.«Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением). | 1.Опытно- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка) 2.Д/И « Что сначала, что потом» | Конструирование из конструктора «Мельница» | Аппликация из цветной бумаги «Мельница» | Предложить воспользоваться сетью интернет для расширения знаний детей о многообразии сельскохозяйственной техники; |
Декабрь
Познавательное развитие | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Художественно - эстетическое развитие | С родителями |
Опыт по выращиванию семян ржи, пшеницы. | 1.Д/И «Сложи правильно». «Как хлеб на стол попадает». | Сюжетно – ролевая игра «Булочная» , Рассматривание альбома разных видов хлеба. | Чтение: П. Коганов «Хлеб - наше богатство» Коллективная аппликация на тему «Хлебное поле» | Предложить детям вместе с родителями найти и выучить, пословицы и поговорки о хлебе |
Январь
Познавательное развитие | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Художественно - эстетическое развитие | С родителями |
Беседа: «Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом» | Д/И «Четвертыйлишний». П/И « Что мы делали-не скажем, а как делали покажем». | «Семья», «Ярмарка» Дидактический материал: «Набор хлеба», «Продукты» | Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол» | Памятка для родителей правила обращения с хлебом. |
Февраль
Познавательное развитие | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Художественно - эстетическое развитие | С родителями |
1. Экскурсия на кухню «Как готовится тесто». | 1.Д/И« Что из какой муки испекли?» 2. Д/И «Как сделать тесто?»
| Сюжетно-ролевая игра: «Хлебный магазин». | 1. чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб» 2.Лепка из соленого теста. «Что можно слепить из теста». | Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» , как результат совместной деятельности родителей и ребенка. |
Март
Познавательное развитие | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Художественно - эстетическое развитие | С родителями |
Рассказ воспитателя «Чем полезен хлеб» | 1. С/Разговор: «Любимые хлебобулочные изделия» . 2.Индивидуальная работа «Назови хлебобулочные изделия». | 1. С/Р игра «Уборка урожая» | Стихотворения: «Хлебушек душистый» С. Погореловский. 2. Аппликация «Паровозик с урожаем» (работа с крупой). | Предложить родителям составить фоторепортаж «Семейной выпечки» |
Апрель
Познавательное развитие | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Художественно - эстетическое развитие | С родителями |
Рассказ воспитателя: «Что можно приготовить из черствого хлеба » | 1. Д\И« Как превратить муку в тесто?»; 2.Д/И «А какой он, хлеб?» | 1. С/Р игра « Кулинария», «Пекарня»
| Лепка : « Пироги» | Поделись интересными рецептами. |
Май
Познавательное развитие | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Художественно - эстетическое развитие | С родителями |
1.Рассказ воспитателя: Бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда. | 1.Д/И «Что с чаем, что с супом». 2.Игра « Назови профессию» | Раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия | 1.Чтение: Константин Ушинский «Два плуга».
| Итоговое мероприятие «КВН» |
III Заключительный этап
Итоговое мероприятие «КВН – Хлеб всей жизни голова!»
Список литературы
- Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Страны. Народы, Цивилизации.
- Том 13. – М.: Аванта+, 2002.-704с.
- Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2003.- 255с.
- Кузнецов С.А.Современный толковый словарь.- Санкт-Петербург,Издательство:Норинт,2007. -960стр.
Лауро М.Энциклопедия. Хочешь знать почему?– М.: Махаон, 2006. - 256с.
- Подшибякина С.Ю. Хоровод круглый год .- Волгоград .Учитель, 2004.112стр.
- Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт- Петербург, Издательство: Детство-Пресс 2001 г. -400стр.7. Мишина К., Зыкова А. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? – М.: ЭКСМО, 2004.- 512с.
- Тихонова М.В., Н.С. Смирнова Н.С. Красна изба. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000.-89с.
- Интернет ресурсы:
- http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба
- http://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь
- http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd063234 ФОМ>Хлеб
- http://mults.spb.ru/mults/?id=1836 Посмотреть онлайн, скачать мультфильм «Хлеб»
- http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...
- http://www.genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb/ Пословицы и поговорки про хлеб
- http://www.hlebushek.info/posl.php О хлебе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Хлеб - всей жизни голова"
Образовательный проект в подготовительной группе "Хлеб - всей жизни голова"...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
Авторский проект. Мюзикл "Хлеб - всему голова!"
Работа написана в формате мюзикла, поскольку являет в себе синтез всех музыкально-драматических жанров: Это и хоровое пение, и сольные арии и драматическое искусство и жанр хореографии. Кроме тог...
Комплексный проект "Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой"
Проект по воспитанию бережливости.К настоящему времени во всём мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением энергопотребления , истощением невозобновляемых...
проект тема,, Хлеб всему голова,,
Проблема.Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба;осознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе;ненавязчиво подвести детей к выводу, ч...
Проект Тема: «Хлеб - всему голова».
Тема: «Хлеб - всему голова».Возрастная группа: средняя.Тип проекта: детско-взрослый, познавательный, игровой, творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочный (2 недели)....