Комплексный проект "Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой"
проект (средняя группа) на тему

Романова Светлана Юрьевна

Проект по воспитанию бережливости.К настоящему времени во всём мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением энергопотребления , истощением невозобновляемых  природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами. В связи с этим остро актуализировалась необходимость рационального и бережливого использования природных ресурсов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_proekt_vernyy.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по воспитанию бережливости у детей среднего возраста

 «Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой…»

Актуальность

К настоящему времени во всём мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением энергопотребления , истощением невозобновляемых  природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами. В связи с этим остро актуализировалась необходимость рационального и бережливого использования природных ресурсов.

Не случайно одной из задач, стоящих сегодня перед системой образования, является воспитание у подрастающего поколения экономного и бережливого отношения к тепловой и электрической энергии, воде и другим природным ресурсам. Ведь известно, что отношение человека к окружающему миру закладываются в раннем детстве. Именно в дошкольном возрасте активно развиваются психические процессы, усваиваются правила поведения, формируются привычки.

В нашей группе, мы, как педагоги  разработали проект  по воспитанию бережливости у детей «Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой…». Он представляет собой  комплекс мероприятий, дающий первоначальные знания об экономии, об её роли, значении, и влиянии на окружающую среду. Содержание проекта  пронизано идеей,  показать возможности  действий дошкольника, которые могут привести к экономии ресурсов и энергии, сохранить природу для себя и будущих поколений.

Берегите землю, эти воды, каждую былиночку любя, берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя!

Цель :  Воспитание ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом.

Задачи: 1.Способствовать получению детьми объективной, соответствующей их возрасту, информации об энергии и энергетических процессах, и их роли в жизни человека, правилах экономного использования.

               2.Знакомить дошкольников с элементарными способами, приёмами и средствами ресурс- и энергосбережения.

               3.Содействовать формированию у детей убеждения в важности личного вклада в экономию и бережливость.

Участники проекта: воспитанники среднего  дошкольного возраста, воспитатели, родители, коллеги.
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: 3 месяца.

Нами были выбраны направления работы:

  «Человек и природа»

  «Вода»

  «Тепло и свет»

  «Воздух»

 «Умный взгляд на мусор»

  «Родителям об экономии энергоресурсов»

  «Взаимодействие с социумом»

Данный проект предполагает  комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, и волевую сферы ребёнка. Этому способствует  развитию познавательных, исследовательских и практических видов деятельности. Сюда входят  активные формы работы, практическая деятельность, постановка опытов, проведение элементарных видов исследовательских работ, самостоятельная деятельность детей.

      Используется  разнообразная художественная литература, где сказочные герои рассказывают  о том, как попадают вода, тепло и свет в наши дома, знакомят  детей со сложными физическими понятиями через незатейливые сюжеты и иллюстрации.

«Природа и человек»

Цель: содействие  накоплению обобщённых понятий о значимости природных явлений и объектов в жизни человека и объяснять необходимость бережного отношения к природе.

В этом блоке дети знакомятся  с условными персонажами проекта (Берегошей и его друзьями Энергошей, Электрошей, Теплошей, Водяшей, Экошей).

Чтение текстов и пассивное восприятие информации детьми во время разных видов деятельности сводится  к минимуму, а преобладает  положительная информация и эмоции. На занятиях мы формируем  элементарные знания детей о пагубном влиянии деятельности людей на окружающую природу; прививаем  навыки экологически грамотного поведения; учим понимать необходимость бережного отношения к природным ресурсам; развиваем  наблюдательность, умение видеть красоту окружающего; пробуждаем чувство сострадания и жалости к обитателям природы попавшим в беду; способствуем  развитию творческих умений. Воспитываем  желание охранять природу, заботиться о ней и по мере возможности восстанавливать ее.

«Вода»

Цель: формирование  знаний у детей о том, что вода – источник жизни и здоровья, самое большое богатство и её нужно беречь.

Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, на работе, в детском саду, в школе элементарные правила рационального природопользования. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

На первых этапах мы знакомим детей со свойствами воды и проводим  цикл экспериментов «Загадки воды», где стимулируем ребят к самостоятельному поиску ответов на вопросы, вызываем  эмоциональное удовольствие во время игр с водой.

В цикл занятий «Уроки Водяши»  включяем  ряд тем, которые изучались в определенной последовательности и были связаны друг с другом. Занятия строятся  таким образом, что позволяет  увидеть необычное, новое в привычном, обыденном. Тем самым мы создаём  условия для развития сознательного отношения каждого ребенка к бережному использованию воды.

«Воздух»

Цель: формирование бережного отношения к окружающей среде, чувство сопереживания, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

Для формирования понимания влияния чистоты окружающего воздуха на наше здоровье проводим  с детьми опыты и беседы-эксперименты.

В занимательной форме мы знакомим  детей со свойствами воздуха. Даем  знания о значении воздуха для всего живого на земле; желание бережно относиться к растениям.

«Тепло и Свет»

Цель: способствовать формированию  накопленных представлений детей о процессах образования тепла и света и пониманию важности быть экономным.

 Знакомим  детей с явлениями окружающего мира, расширяем  их представления о свойствах света. Воспитываем  понимание того, что свет - это главное в жизни живых существ. Обращаем  внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека. Дети принимают  посильное участие в мерах по сохранению тепла в группе.

Проводятся  наблюдения за источниками энергии (пламя свечи, Солнце, тепло человеческого тела, нагретые предметы). На занятиях мы объясняем  детям, как электричество поступает в дом; расширяем  и обобщаем  знания о бытовой технике, ее назначении и правилах безопасного пользования; развивали потребность экономно использовать электроэнергию.

«Умный взгляд на мусор»

Цель: формирование представления о загрязнении мусором окружающей среды и способов его очистки.

Каждое живое существо на земле оставляет после себя следы своей жизнедеятельности. И природа в целом весьма разумно распоряжается этими отходами: что-то съедается, что-то перегнивает. Во всех случаях одни организмы «подкармливают» другие — будь то животные или растения.

Исключение составляет человек. С количеством его отходов ни одна экосистема справиться не в состоянии. Поэтому о своем мусоре, о его переработке и уничтожении люди должны заботиться сами.

Население Земли растет день ото дня. Мы привыкли к очень высоким стандартам потребления, к постоянному росту производства, к появлению новых видов товаров и услуг. Мы расточительно расходуем природные ресурсы Земли. Как сможем мы справиться с горами мусора, которые накапливаются во всем мире? Как сможем защитить нашу хрупкую среду обитания от «мусорной» опасности?

«Мусорная» тема — одна из важнейших для экологического воспитания детей.

На занятиях  Экоши мы объясняем  детям значение охраны окружающей среды, значимость и возможность каждого человека для сохранения чистоты всего окружающего.

  В познавательно-практической деятельности «Вторая жизнь хлама» мы заинтересовываем  детей в создании нового из старого; учим  создавать из бросового материала игрушки, сувениры, подделки; воспитываем  стремление к чистоте, аккуратности, бережливости.

«Родителям об экономии энергоресурсов»

Цель: актуализация необходимости рационального и бережливого использования природных ресурсов и убеждение в важности личного вклада в энергосбережение.

Известно, что с самого раннего детства развитие ребёнка решающим образом зависит от воздействия взрослых, то чем планомернее и систематичнее оно осуществляется, тем результативнее воспитание и обучение детей.

            В. А. Сухомлинский говорил: «Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И  если мы хотим вырастить нравственно  здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

Систематично с родителями мы проводим  беседы, анкетирования, совместные прогулки, экскурсии, размещаем  информация в родительский уголок «Место и роль энергосбережения в современном обществе».

Таким образом, бережливость в понимании дошкольников  рассматривается, с одной стороны, как рачительное отношение к материальным и духовным ценностям, привычка аккуратно обращаться с вещами и ресурсами, а с другой, - как важнейшее условие формирования умений производительно и деловито выполнять любую работу. Кроме того, проект  имеет гуманистическую направленность, проявляющуюся в формировании у детей бережного отношения к природе, воспитании нравственной культуры, обогащении представлений        о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу, в формировании опыта разумного и гуманного поведения в быту и в природе.

«Взаимодействие с социумом»

            В условиях современного общества, когда педагоги дошкольного образования, руководствуясь требованиями ФГОС, особое внимание социализации подрастающего поколения. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является овладение детьми достаточным количеством знаний о социальном мире, в котором они живут. Вследствие этого одной из актуальных задач, которые ставят перед собой педагоги дошкольного образования, становится решение вопроса о создании условий для приобретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта, освоение им различных социальных ролей.

          Мы  планируем создать и реализовать  эффективную систему взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых, поскольку она предполагает  участие в различного рода выставках, конкурсах, викторинах, мастер- классах, где наиболее полно раскрываются творческие возможности каждого участника образовательного процесса; а так же, знакомство  с детской литературой, выставки книг, викторины, знакомство с историей родного края, удовлетворение потребности детей в общении, познании духовных ценностей, обогащение  внутреннего мира ребёнка, расширение кругозора.

       

Жить с хорошей головой,
Что с богатой кладовой:
Словно в речке отражения,
В ней хранятся сбережения —
Запах леса,
Шум прибоя,
Звезды,
Небо голубое.

Автор: Ю.Коринец

 

В результате:

Дошкольники должны иметь  первоначальные представления:

  об энергии и энергоресурсах;

 об электрическом токе и его роли в жизни человека;

 о способах получения и сохранения тепла;

 о роли воды в жизни человека;

 о факторах, загрязняющих воздух;

 о пагубном влиянии мусора на окружающую среду

 о необходимости бережного отношения к природе;

Воспитанники приобретут  опыт практической деятельности:

 выполнять элементарные правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами;

 использовать простейшие способы экономии воды, тепловой и электрической энергии;

 применять изученные правила в жизни;

 бережно относиться к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе детского сада по теме: «Кладовая здоровья»

Комплексно-тематический план образовательной работы в  средней  группе детского сада по теме: «Кладовая здоровья»...

Комплексное занятие "Хлеб-всему голова" ( в рамках программы "Гармония в мире" )

·         Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;·         На основе расширения знаний об окружа...

Конспект комплексного занятия "Наши хорошие зубы"

Конспект комплексного занятия по валеологии для детей среднего возраста...

Методическая разработка к комплексному игровому пособию (для детей старшего дошкольного возраста) «Хлеб – всему голова!»

     В данный игровой комплекс входит разнообразные игры, игровые упражнения: дидактические игры решающие широкий спектр задач, сюжетные картинки, речевые игры и упражнения, игры...

Комплексно - тематическое планирование «Хорошая книга - лучший друг»

Комплексно - тематическое планирование «Хорошая книга - лучший друг» (Подготовительная к школе группа)...