Комплексный проект "Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой"
проект (средняя группа) на тему
Проект по воспитанию бережливости.К настоящему времени во всём мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением энергопотребления , истощением невозобновляемых природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами. В связи с этим остро актуализировалась необходимость рационального и бережливого использования природных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_proekt_vernyy.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
по воспитанию бережливости у детей среднего возраста «Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой…» |
Актуальность К настоящему времени во всём мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением энергопотребления , истощением невозобновляемых природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами. В связи с этим остро актуализировалась необходимость рационального и бережливого использования природных ресурсов. Не случайно одной из задач, стоящих сегодня перед системой образования, является воспитание у подрастающего поколения экономного и бережливого отношения к тепловой и электрической энергии, воде и другим природным ресурсам. Ведь известно, что отношение человека к окружающему миру закладываются в раннем детстве. Именно в дошкольном возрасте активно развиваются психические процессы, усваиваются правила поведения, формируются привычки. В нашей группе, мы, как педагоги разработали проект по воспитанию бережливости у детей «Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой…». Он представляет собой комплекс мероприятий, дающий первоначальные знания об экономии, об её роли, значении, и влиянии на окружающую среду. Содержание проекта пронизано идеей, показать возможности действий дошкольника, которые могут привести к экономии ресурсов и энергии, сохранить природу для себя и будущих поколений. Берегите землю, эти воды, каждую былиночку любя, берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя! Цель : Воспитание ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом. Задачи: 1.Способствовать получению детьми объективной, соответствующей их возрасту, информации об энергии и энергетических процессах, и их роли в жизни человека, правилах экономного использования. 2.Знакомить дошкольников с элементарными способами, приёмами и средствами ресурс- и энергосбережения. 3.Содействовать формированию у детей убеждения в важности личного вклада в экономию и бережливость. Участники проекта: воспитанники среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители, коллеги. Нами были выбраны направления работы: ♦ «Человек и природа» ♦ «Вода» ♦ «Тепло и свет» ♦ «Воздух» ♦ «Умный взгляд на мусор» ♦ «Родителям об экономии энергоресурсов» ♦ «Взаимодействие с социумом» Данный проект предполагает комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, и волевую сферы ребёнка. Этому способствует развитию познавательных, исследовательских и практических видов деятельности. Сюда входят активные формы работы, практическая деятельность, постановка опытов, проведение элементарных видов исследовательских работ, самостоятельная деятельность детей. Используется разнообразная художественная литература, где сказочные герои рассказывают о том, как попадают вода, тепло и свет в наши дома, знакомят детей со сложными физическими понятиями через незатейливые сюжеты и иллюстрации. «Природа и человек» Цель: содействие накоплению обобщённых понятий о значимости природных явлений и объектов в жизни человека и объяснять необходимость бережного отношения к природе. В этом блоке дети знакомятся с условными персонажами проекта (Берегошей и его друзьями Энергошей, Электрошей, Теплошей, Водяшей, Экошей). Чтение текстов и пассивное восприятие информации детьми во время разных видов деятельности сводится к минимуму, а преобладает положительная информация и эмоции. На занятиях мы формируем элементарные знания детей о пагубном влиянии деятельности людей на окружающую природу; прививаем навыки экологически грамотного поведения; учим понимать необходимость бережного отношения к природным ресурсам; развиваем наблюдательность, умение видеть красоту окружающего; пробуждаем чувство сострадания и жалости к обитателям природы попавшим в беду; способствуем развитию творческих умений. Воспитываем желание охранять природу, заботиться о ней и по мере возможности восстанавливать ее. «Вода» Цель: формирование знаний у детей о том, что вода – источник жизни и здоровья, самое большое богатство и её нужно беречь. Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, на работе, в детском саду, в школе элементарные правила рационального природопользования. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. На первых этапах мы знакомим детей со свойствами воды и проводим цикл экспериментов «Загадки воды», где стимулируем ребят к самостоятельному поиску ответов на вопросы, вызываем эмоциональное удовольствие во время игр с водой. В цикл занятий «Уроки Водяши» включяем ряд тем, которые изучались в определенной последовательности и были связаны друг с другом. Занятия строятся таким образом, что позволяет увидеть необычное, новое в привычном, обыденном. Тем самым мы создаём условия для развития сознательного отношения каждого ребенка к бережному использованию воды. «Воздух» Цель: формирование бережного отношения к окружающей среде, чувство сопереживания, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. Для формирования понимания влияния чистоты окружающего воздуха на наше здоровье проводим с детьми опыты и беседы-эксперименты. В занимательной форме мы знакомим детей со свойствами воздуха. Даем знания о значении воздуха для всего живого на земле; желание бережно относиться к растениям. «Тепло и Свет» Цель: способствовать формированию накопленных представлений детей о процессах образования тепла и света и пониманию важности быть экономным. Знакомим детей с явлениями окружающего мира, расширяем их представления о свойствах света. Воспитываем понимание того, что свет - это главное в жизни живых существ. Обращаем внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека. Дети принимают посильное участие в мерах по сохранению тепла в группе. Проводятся наблюдения за источниками энергии (пламя свечи, Солнце, тепло человеческого тела, нагретые предметы). На занятиях мы объясняем детям, как электричество поступает в дом; расширяем и обобщаем знания о бытовой технике, ее назначении и правилах безопасного пользования; развивали потребность экономно использовать электроэнергию. «Умный взгляд на мусор» Цель: формирование представления о загрязнении мусором окружающей среды и способов его очистки. Каждое живое существо на земле оставляет после себя следы своей жизнедеятельности. И природа в целом весьма разумно распоряжается этими отходами: что-то съедается, что-то перегнивает. Во всех случаях одни организмы «подкармливают» другие — будь то животные или растения. Исключение составляет человек. С количеством его отходов ни одна экосистема справиться не в состоянии. Поэтому о своем мусоре, о его переработке и уничтожении люди должны заботиться сами. Население Земли растет день ото дня. Мы привыкли к очень высоким стандартам потребления, к постоянному росту производства, к появлению новых видов товаров и услуг. Мы расточительно расходуем природные ресурсы Земли. Как сможем мы справиться с горами мусора, которые накапливаются во всем мире? Как сможем защитить нашу хрупкую среду обитания от «мусорной» опасности? «Мусорная» тема — одна из важнейших для экологического воспитания детей. На занятиях Экоши мы объясняем детям значение охраны окружающей среды, значимость и возможность каждого человека для сохранения чистоты всего окружающего. В познавательно-практической деятельности «Вторая жизнь хлама» мы заинтересовываем детей в создании нового из старого; учим создавать из бросового материала игрушки, сувениры, подделки; воспитываем стремление к чистоте, аккуратности, бережливости. «Родителям об экономии энергоресурсов» Цель: актуализация необходимости рационального и бережливого использования природных ресурсов и убеждение в важности личного вклада в энергосбережение. Известно, что с самого раннего детства развитие ребёнка решающим образом зависит от воздействия взрослых, то чем планомернее и систематичнее оно осуществляется, тем результативнее воспитание и обучение детей. В. А. Сухомлинский говорил: «Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». Систематично с родителями мы проводим беседы, анкетирования, совместные прогулки, экскурсии, размещаем информация в родительский уголок «Место и роль энергосбережения в современном обществе». Таким образом, бережливость в понимании дошкольников рассматривается, с одной стороны, как рачительное отношение к материальным и духовным ценностям, привычка аккуратно обращаться с вещами и ресурсами, а с другой, - как важнейшее условие формирования умений производительно и деловито выполнять любую работу. Кроме того, проект имеет гуманистическую направленность, проявляющуюся в формировании у детей бережного отношения к природе, воспитании нравственной культуры, обогащении представлений о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу, в формировании опыта разумного и гуманного поведения в быту и в природе. «Взаимодействие с социумом» В условиях современного общества, когда педагоги дошкольного образования, руководствуясь требованиями ФГОС, особое внимание социализации подрастающего поколения. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является овладение детьми достаточным количеством знаний о социальном мире, в котором они живут. Вследствие этого одной из актуальных задач, которые ставят перед собой педагоги дошкольного образования, становится решение вопроса о создании условий для приобретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта, освоение им различных социальных ролей. Мы планируем создать и реализовать эффективную систему взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых, поскольку она предполагает участие в различного рода выставках, конкурсах, викторинах, мастер- классах, где наиболее полно раскрываются творческие возможности каждого участника образовательного процесса; а так же, знакомство с детской литературой, выставки книг, викторины, знакомство с историей родного края, удовлетворение потребности детей в общении, познании духовных ценностей, обогащение внутреннего мира ребёнка, расширение кругозора.
Жить с хорошей головой, Автор: Ю.Коринец
В результате: Дошкольники должны иметь первоначальные представления: ♦ об энергии и энергоресурсах; ♦ об электрическом токе и его роли в жизни человека; ♦ о способах получения и сохранения тепла; ♦ о роли воды в жизни человека; ♦ о факторах, загрязняющих воздух; ♦ о пагубном влиянии мусора на окружающую среду ♦ о необходимости бережного отношения к природе; Воспитанники приобретут опыт практической деятельности: ♦ выполнять элементарные правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами; ♦ использовать простейшие способы экономии воды, тепловой и электрической энергии; ♦ применять изученные правила в жизни; ♦ бережно относиться к природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе детского сада по теме: «Кладовая здоровья»
Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе детского сада по теме: «Кладовая здоровья»...
Комплексное занятие "Хлеб-всему голова" ( в рамках программы "Гармония в мире" )
· Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;· На основе расширения знаний об окружа...
Конспект комплексного занятия "Наши хорошие зубы"
Конспект комплексного занятия по валеологии для детей среднего возраста...
Методическая разработка к комплексному игровому пособию (для детей старшего дошкольного возраста) «Хлеб – всему голова!»
В данный игровой комплекс входит разнообразные игры, игровые упражнения: дидактические игры решающие широкий спектр задач, сюжетные картинки, речевые игры и упражнения, игры...
Комплексно - тематическое планирование «Хорошая книга - лучший друг»
Комплексно - тематическое планирование «Хорошая книга - лучший друг» (Подготовительная к школе группа)...