Календарно тематическое планирование по теме: "Фольклор"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Николаенко Анна Дмитриевна

Цель:    Продолжать знакомить детей с устным – народным творчеством, предметами быта, музыкальными инструментами  русского народа в старину. Расширять знания детей о фольклорном жанре: потешки, приговоры, песенки, заклички, игры, считалки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни. Развивать интерес и творческие способности к инсценированию   песен, сказок других произведений русского народного творчества. Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству, как жанру русской культуры.        

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           Планирование воспитательно-образовательной работы с   24.01 по 28.01    

Группа  средняя №5 «Колокольчики»    Тема:   « Фольклор»     Цель:    Продолжать знакомить детей с устным – народным творчеством, предметами быта, музыкальными инструментами  русского народа в старину. Расширять знания детей о фольклорном жанре: потешки, приговоры, песенки, заклички, игры, считалки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни. Развивать интерес и творческие способности к инсценированию   песен, сказок других произведений русского народного творчества. Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству, как жанру русской культуры.                                                        Итоговое  мероприятие: Литературная викторина Кота «Мурлыки»  28.01. 2022г.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник  –  24 января

Утро:

Приём   детей,  утренняя гимнастика.  

 Просмотр презентации «В большом деле и маленькая помощь дорога» (Русские народные пословицы и поговорки.)  Пр. содержание: Познакомить детей с поговорками, пословицами, проговаривать их с разными интонациями. Инсценировка сказки «Теремок». Пр. содержание: Побуждать детей к инсценированию сказки, приучать передавать содержание сказки,  

 исполняя простейшие роли.

 С  Машей, Ариной   -«Назови слова на определённый звук»

Цель: учить различать на слухи называть слова начинающие на определённый звук развивать фонематический  слух.

Д/и. «А что потом?» Цель: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток.  К.Г.Н.- учить детей брать салфетки  по мере необходимости.

Самостоятельная деятельность.

Наблюдение и труд в уголке природы. Полив растений. Цель: привлечение детей к показу способа полива; формировать понимание, что растениям  нужен свет и вода, за ними нужно    ухаживать.  Рассматривание иллюстраций к русским былинам «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Чудовище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»-знакомство с устным народ. творчес  

Беседы с родителями и детьми о самочувствии детей или по текущим проблемам.

  

Беседа с родителями  Маши, Виталия, Дениса  о роли фольклора в воспитании детей.

 

Непрерывная  образовательная деятельность

    9.00- 9.20   Познавательное  развитие (математика) Тема: Ориентация во времени. Вечер. Цель: Формировать понятие времени: познакомить с частью суток – вечером. Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его

 обозначают.  стр.48 книга  Фолькович,  Барылкина. Материал: Набор блоков, коробочки, домики с прорезью. Приёмы:

Рассматривание картин по времени суток, игра «Когда это бывает?» Счет до 10. Индивидуальные беседы по теме.

 9.40- 10.00 Физическое развитие. Задачи: Упражнять в ходьбе со сменой ведущего, с высоким подниманием колен; в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке, закреплять умение правильно подлезать под шнур. Оборудование:  обручи по количеству детей, шнур, гимнастическая скамейка. Часть 1 Ходьба в колонне по одному со сменой ведущего. Часть 2  ОРУ №20  (с обручем ) Основные движения:

1. Лазанье под шнур боком, не касаясь руками пола, несколько раз подряд..   После серии лазанья под шнур обязательно упражнение на выпрямлeниe: потянуться, руки вверх и хлопнуть в ладоши над головой. 2. Равновесие - ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на  голове, и на пояс. П/игр «Автомобили». Часть3. Ходьба в колонне по одному.  Книга Пензулаева средняя группа.

Прогулка №1

Ситуативный разговор с детьми по ОБЖ «Опасные предметы». Цель: учить детей видеть, что любой предмет может нести хорошее и плохое начало.  

работа перед сном

                            Закрепить умения мыть руки после посещения туалета по необходимости.

Вечер:

 

Физкультурное

Развлечение 1-3н.

Музыкальное

Развлечение 2-4н.  

   Постепенный  подъём,  оздоровительная гимнастика после сна.  Музыкальное развлечение.   «Святки» - зимние  забавы.   П/с.Прививать любовь  к   народным праздникам, знакомить с русскими  народными  традициями, играми, . забавами.

Д/и «Расскажем мишке, как  лечиться у врача». Цель: формирование представлений о здоровье, развитие правильной связной речи с  Ксюшей, Аней,  Таисей .

Беседа «Мы вежливые ребята» - Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.

Самостоятельные игры в центрах .  Игры в  центре ряженья   – вызывать у детей положительные эмоции.

 Рисование  ватными тампонами силуэтов  людей   используя  трафареты – создать условия  для деятельности.

Прогулка: №2

Наблюдение за вечерними сумерками. Цель: формировать у детей представления об этом времени суток – вечер.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

     Вторник –25 января  

Утро:

 Утро радостных встреч. «Я дарю тебе улыбку» Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу.  Беседа «Русский фольклор» Задачи.  Познакомить детей с особенностями русского фольклора:   (колыбельные песни, приговорки,  потешки, докучные сказки). Игровое упражнение «Укачай куклу Дашу».Задачи. Продолжать учить детей использовать в игре колыбельные песни.Слушание колыбельных в грамзаписи.Задачи. Развивать у детей интерес к народному творчеству.

Упражнение  «Парные картинки» Задачи: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства  с  Ксюшей, Машей, Аней.  

Во время умывания прочитать стихи «Кран откройся». Напомнить детям о необходимости говорить «спасибо» после еды.  Повторить элементарные правила поведения за столом (наклоняться над тарелкой, стараться есть бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом).

 Повторение потешки «Петушок- петушок».  Цель: учить детей повторять текст, способствовать повышению выразительности речи, четкости произнесения отдельных слов и звуков. Предложить детям конструктор «Замок» — построить дом и мост, прокатить машинку через мост к дому. Рассматривание иллюстраций с изображением всего, что помогает сохранению здоровья – создать условия.

 

Семейный конкурс прикладного творчества «Город мастеров»  (совместные работы детей с родителями).

 

 

 

 

Непрерывная  образовательная деятельность

9.00- 9.20 Художественно-эстетическое развитие ( конструирование) из бумаги по  потешке: «Мыши водят хоровод».

 Цель: продолжать учить детей работать с бумагой, практиковать умение склеивать конус из бумаги; приклеивать другие элементы.

Задачи: закрепить знания о конусе, как геометрической фигуре. Воспитывать волевые качества: усидчивость, терпение, старательность; умение доводить работу до конца; воспитывать интерес к конструированию из бумаги;  Материалы: бумага принтерная подходящих  

 оттенков, ножницы, клей, фломастеры. Сыр изготавливается заранее.

10.25-10.45  Физическое развитие  Задачи: Повторить ходьбу и бег между предметами, не задевая их; ползание по гимнастической скамейке на четвереньках, развивать ловкость в упражнениях с мячом. Оборудование:  косички по количеству детей, мячи по количеству детей, гим скамейки. Часть 1 Ходьба в колонне по одному «змейкой», между предметами; ходьба с перешагиванием через шнуры; бег в рассыпную. Часть 2  ОРУ №19  (с косичкой ) Основные движения: 1.Отбивание мяча о пол (1-12 раз). 2.Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и ступни (2-3 раза). Воспитатель ставит две скамейки параллельно друг другу. Дети становятся в две шеренги  

Напротив скамеек. После объяснения задания дети выполняют ползание по скамейке с опорой на ладони и ступни «по медвежьи». П/игра «Лошадки». 3часть Ходьба в колонне по одному.  Пензулаева средняя группа.

Прогулка:№1

Беседа:  Вспомним важные правила», «О поведении с незнакомыми людьми».  Цель: Учить детей  правилам поведения.

Работа перед сном

Пальчиковая игры ««Есть игрушки у меня»   Цели: развивать мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.

Вечер:

Чтение худ. литературы

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Чтение детям сказки «Рождение куклы» Котова И. Н., Котова А. С. Цель: развивать внимание и интерес к народным игрушкам; умение слушать.

С Ксюшей, Мироном  Развитие мелкой моторики: — надевание колец на стержень в вертикальном и горизонтальном положении.

Ситуативный разговор – беседа «Одежда  в порядке»- Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.

Самостоятельная  деятельность. Игры-забавы с использованием народных игру шек.  Игры с машинами

Цель:    Сформировать такие понятия, как «навстречу», «в разные стороны», «быстро», «медленно»; развить игровые действия, взаимодействие с партнером по игре, создать условия для игр.

Прогулка:  №2

 

 

 

                                            Среда  26 января

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

 

Информационный стенд для родителей: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

 

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

Приём  детей, утренняя гимнастика  Беседа о русских промыслах Хохлома, Гжель, Жостово.Рассматривание альбома «Декоративно прикладное искусство»Рассматривание иллюстраций предметов русских промыслов.Задачи. Продолжать знакомить детей с народным творчеством.Составление русских узоров из мозаики.Задачи Учить детей выполнять узор по образцу, развитие мелкой моторики  рук.

Повторение потешки  «Как у нашего кота» Напомнить детям фольклорное произведение; развивать активный словарь с  Виталием.

Игровая ситуация «Письмо от грязнули».  Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Самостоятельная деятельность в центрах.   В центре  логики настольная  игра  «Я - спортсмен» - для рассматривания. Худ.  эстетическая деятельность (лепка)  

Внести крышки от пластиковых бутылок 2 шт. для глаз снеговика, морковь для носа – создать условия

 для деятельности.

Непрерывная  образовательная деятельность

  9.00- 9.20 Речевое  развитие  по теме: «В гостях  у  бабушки Варвары»  с элементами фольклора. Программное содержание: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами (потешки,  заклички, загадки, хороводные игры). Развивать способность у детей отгадывать загадки, поощрять желание петь колыбельные песни, водить хороводы, рассказывать считалки, потешки, заклички, обращая внимание на эмоциональную выразительность речи, чёткость проговаривания слов и фраз. Закреплять умение согласовывать движения со словами потешки; Активизировать в речи названия животных, слова: калачи, сени, лавка, видеописьмо;  Воспитывать интерес к народному фольклору, доброе отношение к животным и людям,    сопереживание, сострадание.

 9. 40- 10.00 Физическое развитие    Задачи: Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами, поставленными произвольно по всей площадке, в прыжках с продвижением вперед.  Оборудование: игрушка елка или снеговик, шнуры.  Часть 1  Ходьба в колонне по одному, по сигналу воспитателя переход на ходьбу между кубиками, поставленными в произвольном порядке, затем бег между предметами. Часть 2  Игровые упражнения. 1.«Снежная карусель» - ходьба и бег вокруг снежной бабы (елки), выполнение заданий по команде воспитателя.  2.«Прыжки к елке». После небольшого отдыха дети приступают к следующему заданию: встают вокруг елки, и воспитатель предлагает попрыгать на двух ногах, как зайки, до елки, затем повернуться кругом и шагом вернуться на исходную позицию   

(2- 3 раза). П/игра «У медведя во бору». Часть 3.Ходьба в колонне по одному. Пензулаева средняя группа.

Прогулка №1.

Беседа: «Незнакомые  животные»- учить детей безопасности при обращении с незнакомыми животными.

работа перед сном

Спокойная игровая деятельность.  Учим детей правильно раздеваться и аккуратно вещи складывать  на стульчики.

Вечер:

с/ролевые игры

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика  после сна.  С/р. игра  «Почта»-  Формировать у детей представления о труде работников почты. Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции.

«Раскрась узор» Цель: развивать умения детей аккуратно закрашивать рисунок; правильно подбирать цвета с  Денисом, Димой.

Д / игра « Что вредно, а что полезно для зубов» Цель: развивать умение классифицировать полезные и вредные для зубов  продукты.

Самостоятельные  игры в центрах.  В центре   логики:    настольные   игры, направленными на развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук (нанизывание бус, сортировка, мозаика, восприятие различных поверхностей, развитие формообразующих движений, работа с   трафаретами)  - создать

 условия для деятельности.

Прогулка.№2

Наблюдение  за небом.  Продолжать знакомить  с различными  природными явлениями.  Игры детей с выносным материалом.  П/игра  «Кот  и мыши»- действие детей в соответствии  с текстом  слов.

День недели

              Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная  деятельность   в режимных моментах

Четверг –  27 января

Утро:

Приём детей, утренняя гимнастика.   Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой.  Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари.    Русская народная игра «Каравай». Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического  микроклимата  группы; выявление симпатий и антипатий.  

По лепке  Вадимом,  Денисом, Машей,  Витей -  «Вылепи свою любимую игрушку» - вспомнить приёмы лепки (скатывание, прищипывание, вытягивание, примазывание).

Самообслуживание в процессе

 умывания.   Цель: Учить детей завертывать рукава

 мыть руки не  разбрызгивать  воду.    

Самостоятельные  игры в центрах активности  Игра «Проводим уборку» - воспитывать аккуратное, бережное отношение к предметам и игрушкам, желание трудиться.

В центре книг -  подборка иллюстраций по теме   фольклор.  

Создать условия для подборке

 книг.

 

Индивидуальные беседы на тему «Режим дня – для укрепления здоровья».

Непрерывная  образовательная деятельность

 9.00- 9.20 Познавательное развитие  (ознакомление с окружающим)     Тема: «Путешествие в страну фольклора»  Задачи:  Образовательные:  Познакомиться с характерными чертами русского фольклора. Продолжать учить слушать загадки и сказки. Развивающие:   Активизировать словарь детей, развивать речь, любознательность. Воспитательные: воспитывать интерес к культурному наследию народа.  Материал: сундучок, платок красный большой, маршрутная карта, письмо, листочки с загадками,  петрушка,  домик,  

 картинки с потешками.

 10.05 – 10.25  Х/э.  (Музыкальное  развитие)   Слушание «Итальянская песенка», музыка  П. Чайковского – формировать умение определять изменения в звучании пьесы.   Пение  Упражнение «Зима» музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель  – побуждать слушать новые песни.  Музык. ритмические движения (повторить музыкальный  репертуар новогоднего  утренника). Свободные движения детей под музыку «Вальс  снежных хлопьев»  из балета «Щелкунчик» музыка П. Чайковского.  

Прогулка: №1

Беседа « Почему  с  горки  нельзя  кататься  на  животе» -  учить правилам  поведения скатывания с горки друг за другом.

работа перед сном

Спокойная  игровая деятельность.  Предложить детям  настольно печатные  игры «Лото»,  «Мозаика», «Конструктор».

Вечер:

 Экспериментальная деятельность

 Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика  после  сна.  Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?» - Узнать, что вода замерзает от мороза и тает от тепла. Игра «Что бывает круглым?» - расширять словарь  детей за счет прилагательных, развивать воображение, память.

по конструированию из бумаги (оригами) «Кукла» Цель: с помощью воспитателя учить складывать из бумаги куклу; развивать способность работать руками  с подгруппой  детей.

  Игровое задание: «Кто знает больше « волшебных слов». Цель: закреплять навыки владения родным языком с использованием « волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др.  

Воспит. культуру об.

Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки». Цель: Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали.

Прогулка: №2

Наблюдение за работой дворника.   Подвижные игры:«Найди свой домик». Цель: двигаться по направлению звука; приучать действовать по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница –  28 января

Утро:

Приём  детей, утренняя гимнастика.  Презентация  Народные промыслы    Иркутской области».  ИКТ Цели: знакомить детей с народными промыслами нашего края, их разнообразием. Д/и ««Волшебный кубик» Цель: развивать мышление память и речь.

С Димой, Семёном  Д/   игра « Чудесный мешочек». Цель: закрепить с детьми названия предметов личной  гигиены.

Беседа «Платком мы пользуемся правильно» -  приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его.

Самостоятельная деятельность в центрах активности. Сюжетные игры по выбору детей.  Трудовые поручения.  Экспериментирование    с  песком  (изменение формы)- учить детей наблюдать.

- индивидуальные беседы  и консультации, попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки.

Непрерывная образовательная   деятельность

  9.00- 9.20   Х/эстетическое развитие (музыкальное)   Слушание «Итальянская песенка», музыка  П. Чайковского – формировать умение определять изменения в звучании пьесы.   Пение  Упражнение «Зима» музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель  – побуждать слушать новые песни.  Музык. ритмические движения (повторить музыкальный  репертуар новогоднего  утренника). Свободные движения детей под музыку «Вальс  снежных хлопьев»  из балета «Щелкунчик» музыка П. Чайковского.  

9.40 – 10.00  Х./эстетическое развитие ( лепка) по мотивам считалки  «Жил-был у бабушки серенький козлик».  Т.С. Комарова, стр.71  Тема: «Козлёночек». Цель: Учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, прямые ноги). Закреплять приёмы лепки: раскатывание между ладонями, сглаживание мест скрепления, прищипывание.   Материал: Образец, пластилин, стеки, доски, салфетки.
 

Прогулка: №1

 Беседа: «Одежда в порядке» Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность.

работа перед сном

Прослушивание аудиозаписи    (потешки, поговорки) .           Хороводная народная игра «Ходит Ваня» - продолжать учить правилам хороводной игры  по кругу.

      Вечер:

Хозяйственно -

Бытовой

труд

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна.  Д. И. «Оденем куклу на праздник» (бумажная) Цель: продолжать  знакомить с элементами народного костюма  Хозяйственно- бытовой труд. Поручения: девочки  моют игрушки  под наблюдением воспитателя;  мальчики  протирают  пыль на машинках – учить детей  посильному труду.

С Сашей, Артемом   Д/и «Раздели на группы». Цель: закреплять умение детей   классифициро -    вать   предметы по величине, форме.  

Игра: «Как котик в гости ходил». Цель. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами.  Повторе- ние прибаутки, разучи вание игры  «Поясок».

Самостоятельная игровая деятельность в центрах творчества. Рассматривание иллюстрации А.Усановой «Я один у мамы сын». Цель: подготовка к сюжетно-ролевой игре «Семья». Игры н/п. «Лото», «Мозаика»- создать условия для игр.

Прогулка: №2

Наблюдение  за ветром, какой он?   Почему такой холодный?  Какое сейчас время  года?  Назовите  зимнее месяца.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии"

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии" во второй младшей группе ДОУ...

Календарное тематическое планирование.Тематическая неделя "Сеничкин день"

Материал будет полезен для воспитателей детских садов....

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 учебный год.

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 ...

Календарно-тематический Календарно-тематическое планирование декабрь

Календарно-тематическое планирование на декабрь на первую неделю. Тема недели - "Здравствуй, зимушка - зима"...