Проект "В мире сказки"
материал (старшая группа)
Введение
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
А. Лесных
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.
Сказка, в некотором роде, – поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность создания проекта
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Стратегическая цель: обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Тактические цели:
1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
2. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и толерантности).
Задачи проекта:
образовательные:
- помогать детям в освоении духовно-нравственных ценностей, формирование нравственных качеств;
- помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека;
- учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки;
- закреплять умения использовать средства выразительности: позы, жесты, мимику, интонации, движения и разные виды театров: бибабо, пальчиковый, театр картинок, настольный при передаче содержания сказки;
развивающие:
- развивать способность детей отличать добро и зло в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;
- развитие эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту;
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;
воспитательные:
- воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям;
- пробуждать интерес к сказкам.
Ожидаемые результаты для детей:
- получение дополнительных знаний о сказках;
- знать и называть прочитанные сказочные произведения, персонажей, мораль;
- узнавать сказку по загадке, иллюстрации, стихотворению, содержанию, описанию событий;
- уметь использовать различные средства выразительности;
- уметь самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания;
- развивать творческие способности – рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Ожидаемые результаты для родителей:
- проявлять интерес к совместной деятельности с ребенком по данной теме;
- помогать развивать творческие способности ребенка;
Продукт
- Совместный досуг родителей и детей на тему: «В стране сказок».
- Выставка детско-родительских работ: «Наши любимые сказки».
Аннотация проекта
Тип проекта: познавательный, творческий, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации: октябрь 2020г. - май 2021г.
Участники проекта: дети (5-6 лет), воспитатели, родители.
Автор проекта: воспитатель Полунина Н.П.
Руководитель проекта: воспитатель Полунина Н.П.
Работа по проекту проводится: во время организованной образовательной деятельности, бесед, продуктивной деятельности, в играх (подвижных, хороводных, пальчиковых, дидактических, словесных, сюжетно-ролевых), при чтении художественной литературы, рассматривании картинок и иллюстраций, режимных моментах. В группе организуются выставки творческих работ детей и родителей.
В основу данного проекта положена следующая идея:
- выстраивание всех видов детской деятельности вокруг данной темы.
В основу проекта положены принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
1. Подготовительный этап
- Изучение методической литературы.
- Разработка плана проектной деятельности на тему: «В мире сказки».
- Подбор иллюстративного материала по теме: «Наши любимые сказки».
- Подбор раскрасок по сказкам для дошкольников.
- Рассматривание иллюстраций, картинок по сказкам.
- Чтение произведений: колыбельных песенок: «Ночь пришла, темноту привела», «Люли-люли-люленьки, где вы, где вы, гуленьки»; сказки «Лиса и козел»; сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом»; русской народной сказки в обработке В.И.Даля «Война грибов с ягодами»; русских народных сказок: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Бычок, смоляной бочок», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Как коза избушку строила», «Кот, Петух и Лиса».
- Беседы: «Народная сказка – волшебная, про животных, бытовая»; «Какие бывают сказки?»; «Чему нас учат сказки?»; «Герои сказок – какие они?»; «Что такое шутки, потешки, прибаутки»; «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
- Дидактические игры: «Какой персонаж сказки лишний»; «Назови сказочного героя ласково»; «Собери картинку»; «Узнай сказку по иллюстрации»; «Сказочные предметы»; «Кто больше назовет русских народных сказок».
- Сюжетно-ролевые игры: «В магазин за игрушками»; «Книжкина больница»; «Интервью у сказочного героя»; «Семья»; «Двое из ларца».
- Подвижные игры: «Зайцы и волк»; «Лохматый пес»; «Охотник и зайцы»; «У медведя во бору»; «Кот и мыши»; «Водяной»; «Бабушка Маланья»; «Волк и семеро козлят»; «Гуси-лебеди».
- Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап
Работа с детьми:
октябрь:
- беседа «Какие бывают сказки?»;
- дидактические игры: «Моя любимая сказка», «Собери сказку» (пазлы);
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Библиотека», «В гости к сказке»;
- чтение колыбельных песенок: «Ночь пришла, темноту привела»; «Люли-люли-люленьки, где вы, где вы, гуленьки»;
- выжигание на доске силуэтов сказочных героев;
- рассматривание иллюстраций по сказкам;
- родительское собрание: круглый стол на тему «Как привить любовь детям к книгам»;
ноябрь:
- беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?», «На кого из сказочных героев я похож»;
- аппликация «Заюшкина избушка»;
- показ пальчикового театра «Заюшкина избушка»;
- составление творческих рассказов: «Если бы я попал в сказку»;
- литературный досуг с показом сказки «Заюшкина избушка»;
- пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками;
декабрь:
- беседы: «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам»;
- дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Найди иллюстрацию к произведению», «Цифра три в любимых сказках»;
- сюжетно-ролевые игры: «В магазин за игрушками», «Книжкина больница»;
- показ настольного театра «Лисичка со скалочкой»;
- моделирование русских народных сказок с помощью счетных палочек;
- рассматривание книг со сказками (совместно с родителями);
- чтение детям и пересказ сказки: «Лисичка со скалочкой», рассматривание иллюстраций;
январь:
- беседы: «Какие бывают сказки», «Стихотворные сказки»;
- сюжетно-ролевые игры: «Лесной концерт», «Чаепитие в теремке»;
- выставка детско-родительских работ «Зимние сказки»;
- вернисаж «Новогодняя игрушка»;
- рисование и раскрашивание героев сказок;
- литературная викторина, посвященная великому русскому поэту А.С.Пушкину и показом сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»;
февраль:
- беседа «Что такое бытовые сказки, волшебные и сказки о животных?»;
- дидактические игры: «Разрезные картинки (русские народные сказки), «Узнай по описанию»; «Сказки Пушкина А. С.»;
- чтение детям сказки: «Три медведя»;
- показ театра Би-ба-бо « Три медведя»;
- просмотр мультфильма по сказке;
- лепка из пластилина по мотивам сказки «Три медведя»:
- конструирование с помощью конструктора по мотивам сказки «Три медведя»;
март:
- беседа «Как устроить книжный уголок»;
- дидактические игры: «Придумаем сказку с новым концом», «Что есть, было, будет», «А если бы…», «Салат из сказок», «Мои друзья», «Дорисуй картинку»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Двое из ларца»; «Детки в клетке»;
- выкладывание из геометрических фигур сказочных героев;
- просмотр диафильма «Волк и семеро козлят»;
- рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»;
- выставка книг «Русские народные сказки»;
- путешествие в мир сказки, посвященное Дню Театра: инсценировка сказки «Колобок на новый лад»;
апрель:
- беседа «Как сыграть сказку»;
- дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?» «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница»;
- сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Театр»; «Колобок идет в гости»;
- игры с конструктором: «Сказочный дом»; «Зоопарк»;
- рассматривание альбома «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей);
- загадки о сказках, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте;
- выставка детско-родительских работ: «Наши любимые сказки»;
май:
- беседа «Какие бывают театры»;
- настольно-печатные игры: «Любимые сказки», «Мои любимые сказки» (узнай по тени), «Сказки животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками), кубики «Любимые сказки»;
- дидактические игры: «Продолжи сказку», «Угадай, из какой сказки»; игра - пазл «Грибок-теремок»;
- рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»;
- презентация: «Что за прелесть эти сказки»;
- досуг для детей на тему: «В стране сказок».
Работа с родителями:
- Рекомендовать родителям:
- Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации к книгам.
- Чтение детям по вечерам русских народных сказок.
- Провести цикл консультаций для родителей: «Как подружить ребенка с книгой», «Роль сказок в развитии детей», «Особенности чтения сказок о животных», «Как рассказывать сказки», «Почитай мне сказку», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку», «Как выбрать полезную сказку для малыша».
- Предложить принять участие:
- в выставке рисунков и поделок, посвященной творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина;
- в выставке рисунков «Наши любимые сказки»;
- в досугах: показ сказки «Заюшкина избушка», сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки «Колобок на новый лад»;
- в итоговом досуге на тему: «В стране сказок».
Ресурсное обеспечение проекта:
- Информационные ресурсы: интернет-ресурсы
- Учебно-методические ресурсы:
- Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2015.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2008.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: Детство-пресс, 2008.
- Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Скрипторий 2003, 2011.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Материально-технические ресурсы:
- литературный материал;
- наглядный и демонстрационный материал;
- материалы для продуктивной деятельности;
- куклы би-ба-бо, плоскостные куклы, настольные куклы;
- настольная ширма;
- маски животных;
- дидактические игры;
- геометрические фигуры;
- конструктор (любого вида);
- выставки рисунков, поделок;
- аудиотека;
- компьютер;
- принтер;
- создание условий для проведения мероприятий (оформление групповой комнаты).
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ.
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательно-образовательного процесса.
Выводы:
1. Проект показал, что систематическое включение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.
2. В ходе подготовки и реализации проекта:
- дети научились понимать смысл сказок;
- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- с чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины;
- дети стали менее застенчивы; не боясь, выбирали любую роль;
- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014.
- Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2015.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Гербова В.В. Ознакомление с художественной литературой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2008.
- Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. Литературные сказки для детей. – М.: Просвещение, 2001.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. – М.: ВЛАДОС, 2013.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: Детство-пресс, 2008.
- Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Скрипторий 2003, 2011.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_skazki.docx | 47.75 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №12»
Проект
«В мире сказки»
Возраст детей 5-6 лет
Автор и руководитель проекта – воспитатель
высшей квалификационной категории
Полунина Н.П.
2021 г.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Актуальность проекта…………………………………………………..3
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…………………...4
4. Аннотация проекта……………………………………………………...5
5. Этапы реализации проекта……………………………………………..6
6. План мероприятий………………………………………………………6
7. Ресурсы…………………………………………………………………..9
8. Выводы…………………………………………………………………10
9. Литература……………………………………………………………...11
Введение
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
А. Лесных
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.
Сказка, в некотором роде, – поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность создания проекта
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Стратегическая цель: обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Тактические цели:
1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
2. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и толерантности).
Задачи проекта:
образовательные:
- помогать детям в освоении духовно-нравственных ценностей, формирование нравственных качеств;
- помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека;
- учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки;
- закреплять умения использовать средства выразительности: позы, жесты, мимику, интонации, движения и разные виды театров: бибабо, пальчиковый, театр картинок, настольный при передаче содержания сказки;
развивающие:
- развивать способность детей отличать добро и зло в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;
- развитие эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту;
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;
воспитательные:
- воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям;
- пробуждать интерес к сказкам.
Ожидаемые результаты для детей:
- получение дополнительных знаний о сказках;
- знать и называть прочитанные сказочные произведения, персонажей, мораль;
- узнавать сказку по загадке, иллюстрации, стихотворению, содержанию, описанию событий;
- уметь использовать различные средства выразительности;
- уметь самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания;
- развивать творческие способности – рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Ожидаемые результаты для родителей:
- проявлять интерес к совместной деятельности с ребенком по данной теме;
- помогать развивать творческие способности ребенка;
Продукт
- Совместный досуг родителей и детей на тему: «В стране сказок».
- Выставка детско-родительских работ: «Наши любимые сказки».
Аннотация проекта
Тип проекта: познавательный, творческий, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации: октябрь 2020г. - май 2021г.
Участники проекта: дети (5-6 лет), воспитатели, родители.
Автор проекта: воспитатель Полунина Н.П.
Руководитель проекта: воспитатель Полунина Н.П.
Работа по проекту проводится: во время организованной образовательной деятельности, бесед, продуктивной деятельности, в играх (подвижных, хороводных, пальчиковых, дидактических, словесных, сюжетно-ролевых), при чтении художественной литературы, рассматривании картинок и иллюстраций, режимных моментах. В группе организуются выставки творческих работ детей и родителей.
В основу данного проекта положена следующая идея:
- выстраивание всех видов детской деятельности вокруг данной темы.
В основу проекта положены принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
1. Подготовительный этап
- Изучение методической литературы.
- Разработка плана проектной деятельности на тему: «В мире сказки».
- Подбор иллюстративного материала по теме: «Наши любимые сказки».
- Подбор раскрасок по сказкам для дошкольников.
- Рассматривание иллюстраций, картинок по сказкам.
- Чтение произведений: колыбельных песенок: «Ночь пришла, темноту привела», «Люли-люли-люленьки, где вы, где вы, гуленьки»; сказки «Лиса и козел»; сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом»; русской народной сказки в обработке В.И.Даля «Война грибов с ягодами»; русских народных сказок: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Бычок, смоляной бочок», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Как коза избушку строила», «Кот, Петух и Лиса».
- Беседы: «Народная сказка – волшебная, про животных, бытовая»; «Какие бывают сказки?»; «Чему нас учат сказки?»; «Герои сказок – какие они?»; «Что такое шутки, потешки, прибаутки»; «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
- Дидактические игры: «Какой персонаж сказки лишний»; «Назови сказочного героя ласково»; «Собери картинку»; «Узнай сказку по иллюстрации»; «Сказочные предметы»; «Кто больше назовет русских народных сказок».
- Сюжетно-ролевые игры: «В магазин за игрушками»; «Книжкина больница»; «Интервью у сказочного героя»; «Семья»; «Двое из ларца».
- Подвижные игры: «Зайцы и волк»; «Лохматый пес»; «Охотник и зайцы»; «У медведя во бору»; «Кот и мыши»; «Водяной»; «Бабушка Маланья»; «Волк и семеро козлят»; «Гуси-лебеди».
- Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап
Работа с детьми:
октябрь:
- беседа «Какие бывают сказки?»;
- дидактические игры: «Моя любимая сказка», «Собери сказку» (пазлы);
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Библиотека», «В гости к сказке»;
- чтение колыбельных песенок: «Ночь пришла, темноту привела»; «Люли-люли-люленьки, где вы, где вы, гуленьки»;
- выжигание на доске силуэтов сказочных героев;
- рассматривание иллюстраций по сказкам;
- родительское собрание: круглый стол на тему «Как привить любовь детям к книгам»;
ноябрь:
- беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?», «На кого из сказочных героев я похож»;
- аппликация «Заюшкина избушка»;
- показ пальчикового театра «Заюшкина избушка»;
- составление творческих рассказов: «Если бы я попал в сказку»;
- литературный досуг с показом сказки «Заюшкина избушка»;
- пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками;
декабрь:
- беседы: «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам»;
- дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Найди иллюстрацию к произведению», «Цифра три в любимых сказках»;
- сюжетно-ролевые игры: «В магазин за игрушками», «Книжкина больница»;
- показ настольного театра «Лисичка со скалочкой»;
- моделирование русских народных сказок с помощью счетных палочек;
- рассматривание книг со сказками (совместно с родителями);
- чтение детям и пересказ сказки: «Лисичка со скалочкой», рассматривание иллюстраций;
январь:
- беседы: «Какие бывают сказки», «Стихотворные сказки»;
- сюжетно-ролевые игры: «Лесной концерт», «Чаепитие в теремке»;
- выставка детско-родительских работ «Зимние сказки»;
- вернисаж «Новогодняя игрушка»;
- рисование и раскрашивание героев сказок;
- литературная викторина, посвященная великому русскому поэту А.С.Пушкину и показом сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»;
февраль:
- беседа «Что такое бытовые сказки, волшебные и сказки о животных?»;
- дидактические игры: «Разрезные картинки (русские народные сказки), «Узнай по описанию»; «Сказки Пушкина А. С.»;
- чтение детям сказки: «Три медведя»;
- показ театра Би-ба-бо « Три медведя»;
- просмотр мультфильма по сказке;
- лепка из пластилина по мотивам сказки «Три медведя»:
- конструирование с помощью конструктора по мотивам сказки «Три медведя»;
март:
- беседа «Как устроить книжный уголок»;
- дидактические игры: «Придумаем сказку с новым концом», «Что есть, было, будет», «А если бы…», «Салат из сказок», «Мои друзья», «Дорисуй картинку»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Двое из ларца»; «Детки в клетке»;
- выкладывание из геометрических фигур сказочных героев;
- просмотр диафильма «Волк и семеро козлят»;
- рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»;
- выставка книг «Русские народные сказки»;
- путешествие в мир сказки, посвященное Дню Театра: инсценировка сказки «Колобок на новый лад»;
апрель:
- беседа «Как сыграть сказку»;
- дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?» «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница»;
- сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Театр»; «Колобок идет в гости»;
- игры с конструктором: «Сказочный дом»; «Зоопарк»;
- рассматривание альбома «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей);
- загадки о сказках, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте;
- выставка детско-родительских работ: «Наши любимые сказки»;
май:
- беседа «Какие бывают театры»;
- настольно-печатные игры: «Любимые сказки», «Мои любимые сказки» (узнай по тени), «Сказки животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками), кубики «Любимые сказки»;
- дидактические игры: «Продолжи сказку», «Угадай, из какой сказки»; игра - пазл «Грибок-теремок»;
- рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»;
- презентация: «Что за прелесть эти сказки»;
- досуг для детей на тему: «В стране сказок».
Работа с родителями:
- Рекомендовать родителям:
- Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации к книгам.
- Чтение детям по вечерам русских народных сказок.
- Провести цикл консультаций для родителей: «Как подружить ребенка с книгой», «Роль сказок в развитии детей», «Особенности чтения сказок о животных», «Как рассказывать сказки», «Почитай мне сказку», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку», «Как выбрать полезную сказку для малыша».
- Предложить принять участие:
- в выставке рисунков и поделок, посвященной творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина;
- в выставке рисунков «Наши любимые сказки»;
- в досугах: показ сказки «Заюшкина избушка», сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки «Колобок на новый лад»;
- в итоговом досуге на тему: «В стране сказок».
Ресурсное обеспечение проекта:
- Информационные ресурсы: интернет-ресурсы
- Учебно-методические ресурсы:
- Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2015.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2008.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: Детство-пресс, 2008.
- Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Скрипторий 2003, 2011.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Материально-технические ресурсы:
- литературный материал;
- наглядный и демонстрационный материал;
- материалы для продуктивной деятельности;
- куклы би-ба-бо, плоскостные куклы, настольные куклы;
- настольная ширма;
- маски животных;
- дидактические игры;
- геометрические фигуры;
- конструктор (любого вида);
- выставки рисунков, поделок;
- аудиотека;
- компьютер;
- принтер;
- создание условий для проведения мероприятий (оформление групповой комнаты).
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ.
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательно-образовательного процесса.
Выводы:
1. Проект показал, что систематическое включение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.
2. В ходе подготовки и реализации проекта:
- дети научились понимать смысл сказок;
- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- с чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины;
- дети стали менее застенчивы; не боясь, выбирали любую роль;
- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014.
- Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2015.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Гербова В.В. Ознакомление с художественной литературой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2008.
- Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. Литературные сказки для детей. – М.: Просвещение, 2001.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. – М.: ВЛАДОС, 2013.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: Детство-пресс, 2008.
- Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Скрипторий 2003, 2011.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие для подготовительной группы Приключения в мире сказки"
Данное занятие показывала на городском этапе конкурса " Педагог года". Цель- развитие музыкальных способностей средствами театрализованной деятельности с использованием современных технических средств...
Учебно-методическое пособие:"В мире сказки."
Презентация "В мире сказки" содержит познавательный материал к сказке "Маша и медведь", используется в качестве наглядного пособия.Материал содержит игровые упражнения,задания....
Проект театрализованной деятельности во второй младшей, средней группе «Остуоруйа дойдутугар» - «В мире сказки».
В настоящее время в психолого – педагогической работе остаётся актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности...
Проект театрализованной деятельности во второй младшей, средней группе «Остуоруйа дойдутугар» - «В мире сказки».
В настоящее время в психолого – педагогической работе остаётся актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического разви...
Опыт работы по теме: «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»
В опыте представлны формы работы по театральной деятельности....
Проект "В мире сказки, по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.Период реализации: 3 недели (апрель)Возраст детей: 4 – 5 лет.Вид проекта: творческий.Образовательные области: познан...
Конспект занятия по развитию речи на тему «В мире сказки» во второй младшей группе «Золотые рыбки»
Конспект занятия по развитию речи на тему «В мире сказки» во второй младшей группе «Золотые рыбки»...