Рабочая программа кружка "Я начинаю читать"
материал (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа
«Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА И СПОСОБНОСТЕЙ К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ»
Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа кружка "Я начинаю читать" | 45.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального автономного дошкольного образовательного
Учреждения Детский сад «Чебурашка» города Когалым
ПРИНЯТО решением педагогического совета МАДОУ «Чебурашка» протокол от «» августа 2021г. № | УТВЕРЖДЕНО приказом МАДОУ «Чебурашка» от «» августа 2021г. № |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА И СПОСОБНОСТЕЙ К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ»
Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ
Направленность: социально-педагогическая
Уровень: базовый
Возраст: подготовительная группа (6-7 лет)
Срок реализации: 1 год
Составитель: Каранова Е.В.
Должность: воспитатель
г. Когалым, 2021 год
Содержание программы
1.Пояснительная записка……………………………
2.Учебный план…………………………………….
3.Содержание рабочей программы………………
4.Планируемые результаты………………
5.Форма аттестации (контроля)…………………
6.Методические материалы…………………………
7.Список литературы………………………………
8. Приложение………………………………………
Пояснительная записка.
Парциальная образовательная программа «Я начинаю читать» (далее - Программа) и учебно-методический комплект (УМК) дополнены и переработаны в свете основополагающих требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее Стандарт) к структуре Программы и ее объему, условиям реализации Программы и результатам ее освоения. Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 3-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях: — систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.); — организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно - исследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает
Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности. Педагогический процесс предполагает не только развитие интереса к чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Теоретические основы программы опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, на Федеральный закон «Об образовании», анализ научно – методической литературы по проблеме. При разработке рабочей программы учитывали системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей.
Актуальность рабочей программы.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза.
Новизна программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Педагогическая целесообразность программы: дополнительная образовательная программа построена на принципах:
-принцип развивающего образования, целью которого является развитие речи, расширение кругозора, развитие познавательных интересов;
-принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть реализовано в массовой практике);
- принцип полноценности, необходимости, достаточности (решение поставленных целей и задач на необходимом и достаточном материале максимально приближённо к разумному «минимуму»);
-обеспеченность единства воспитательных развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста (формируются умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию речи);
-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями: «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
- принцип здоровье сбережения, включающий в себя релаксацию, игровые технологии, систему дыхательных упражнений, музыкотерапию.
Перечень нормативно-правовых актов
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Концепция развития дополнительного образования, утвержденная
распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 №
1726-р;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.4.3172-14);
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
- Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения города Когалыма «Буратино» (далее – Учреждение).
Цель кружковой работы – развитие способностей, а не только формирование знаний, умений, навыков. Способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности.
Задачи кружковой работы:
- расширять знания и представления об окружающем мире;
- познакомить детей со звучащим словом, его протяженностью;
-закреплять умение соотносить звук и букву;
- учить овладевать способами интонационного выделения звука в слове, называть слова с заданным звуком;
- продолжать знакомить детей со слогом, слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги;
- продолжать работу по усвоению детьми смыслоразличительной функции звука, выделению гласных и согласных звуков;
- проводить фонематический разбор слова;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- писать слова, предложения печатными буквами;
- читать слова, стихотворения, тексты;
- способствовать развитию логического мышления;
- формировать умение понимать прочитанный текст;
- развивать интерес и способность к чтению;
- продолжать формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют словесное ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе они в последствии обучаются чтению.
На ряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого – возрастных особенностей; развитие мелкой моторики и развитие графических навыков; развитие фонематического восприятия и формирование устной разговорной речи.
Рабочая программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.
Адресат Программы | для детей 6-7 лет, подготовительная группа. |
Уровень Программы | «Базовый». |
Объём и срок реализации Программы | Общее количество учебных часов - 56 Количество недель-28 Количество месяцев-8 месяцев. (с1 октября-31май.) Количество лет – 1 года. |
Формы обучения | Очная. |
Формы реализации программы | Стандартная. |
Формы организации детей | групповое |
Режим занятий | Переодичность-2 раза в неделю (понедельник, пятница) Продолжительность занятий-30 мин. |
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество занятий | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Звуки и буквы | 4 | 1 | 3 | Игровое упражнение «звуки и буквы» |
2 | Слова и слоги. Деление слов на слоги | 2 | 1 | 1 | Игровые упражнения «Соедини правильно» |
3 | Предложение, графические навыки. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа «Составь и запиши предложения знаками» |
4 | Чтение загадок, пословиц, рассказов. | 36 | - | 36 | Практическая работа «Читай, думай, пиши, рисуй». |
5 | Кроссворды и ребусы. | 8 | - | 8 | Самостоятельная работа «разгадываем ребусы» |
6 | Подведение итогов | 4 | - | 4 | Тестирование |
7 | Итого: | 56 | 3 | 53 | |
Планируемые результаты обучения.
При успешном освоении программы ребенок:
- проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентируется в звуко – буквенной системе языка;
- понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- записывает слова, предложения печатными буквами;
- разгадывает ребусы, кроссворды;
- читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст.
- овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности
(понимает предложенные задания и самостоятельно их выполняет, под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и самооценку, самостоятельно планирует свои действия на достижение поставленной цели).
Содержание программы
Раздел1. Звуки и буквы (4 занятия)
Теория(1занятие) познакомить с условными обозначениями. Побуждать к самостоятельному чтению. Способствовать развитию фонематического слуха восприятия. Объяснять, как понимать смыслоразличительную функцию звука, буквы. Показывать, как читать небольшие стихотворения, понимать смыслоразличительную роль буквы.
Практика(3занятие)
Игровое упражнения "Прочитай и допиши правильно ".
Игры «буквы рассыпались», "буквы потерялись ", "буквы поменялись местами ".
Учить графически изображать звуки;
соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки. Игровое упражнение "Прочитай и допиши правильно ".
Раздел 2. Слова и слоги. (2 занятия)
Теория (1 занятие)
продолжать знакомить с многообразием слов. Продолжать знакомить с условными обозначениями. Побуждать к самостоятельному чтению пословицы.
Вырабатывать умение понимать переносные значение пословицы.
Продолжать показывать, как делить слова на слоги, соотносить названия предмета со слоговой схемой слова. Объяснять, как соединять отдельные слоги, соотносить название предмета со слоговой схемой слова.
Практика (1 занятие)
Чтение пословиц.
Игровое упражнение "Соедини правильно".
Игровое упражнение «Кто в каком домике живёт?
Раздел 3. Предложение, графические навыки. (2 занятия)
Теория (1 занятие) дать представление о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова, согласование слов в предложении. Слова.
Помогать правильно строить сложные предложения. Объяснять, как называть в предложении первое, второе, третье слово.
Учить отвечать на вопрос полным и развернутым ответом.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Практика (1 занятие)
Игровое упражнение "Прочитай и допиши правильно ",
составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку. Закреплять умение придумывать предложение к картинке и записывать его схематически. Способствовать развитию графических навыков: закреплять умение рисовать несложные предметы, узоры в тетради в клетку.
Раздел 4. Чтение загадок, пословиц, рассказов. (36 занятий)
Учить читать стихотворения, пословицы, короткие рассказы, короткие вопросы и написание ответов к ним.
Формировать умение понимать прочитанный текст.
Тема 4.1. В мире книг.
Теория –нет
Практика (2занятия) чтение и отгадывание загадок, запись слов – отгадок, чтение пословиц. Рисование Колобка в тетради в линейку.
Тема 4.2 Игрушки. Теории – нет.
Практика (2 занятия) Игровые упражнения "Напиши правильно», «Допиши предложение", чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.
Тема4.3 Овощи. Теории – нет.
Практика (2 занятия) упражнения «Напиши правильно», «Соедини правильно», чтение загадки, рисование огурцов в тетради в линейку.
Тема 4.4 Фрукты. Теории - нет
Практика (2 занятия). Игровые упражнения "Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен и яблок в тетради.
Тема 4.5 Осень. Теории – нет.
Практика (2 занятия) Чтение загадки, рассказы, пословицы об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку.
Тема 4.6 Домашние животные. Теории нет.
Практика (2 занятия) Чтение загадок, игровое упражнения «Напиши правильно», чтение рассказа К. Д. Ушинского «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.
Тема 4.7 Дикие животные. Теории нет
Практика (2 занятия) разгадывание кроссворда, игровое упражнения "Допиши предложение", чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.
Тема4.8 Сказки. Теории нет.
Практика (2 часа). Чтение пословиц и о сказках, игровое упражнения «Напиши правильно», рисование Курочки Рябы в тетради в линейку.
Тема4.9. Зима. Теории нет.
Практика (2 занятия). Чтение загадок, рассказа о зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.
Тема 4.10. Новый год. Теории нет.
Практика (2 занятия) Чтение рассказа про Новый год, игровое упражнение «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.
Тема4.11. Транспорт. Теории нет.
Практика (2 занятия) Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.
Тема 4.12. Профессии. Теории нет.
Практика (2 занятия) Игровое упражнение «Читай, пиши, соединяй».
Тема 4.13. Природные явления. Теории нет.
Практика (2 занятия) Чтение пословиц, стихотворения о природных явлениях, игровое упражнения «Соедини правильно», соответствие звука и буквы.
Тема 4.14. Лес. Теории нет.
Практика (2 занятия) Чтение рассказа, загадок о лесе, игровое упражнения «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.
Тема 4 .15 Птицы. Теории нет
Практика (2 занятия) Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К.Д. Ушинского «Дятел», рисование птички в тетради в линейку.
Тема 4.16. 8 марта. Теории нет.
Практика (2 занятия) Чтение стихотворения Т. Шорыгиной, написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.
Тема 4. 17. Весна. Теории нет
Практика 9 2 занятия) Чтение загадки, рассказа Л. Толстого, Игровое упражнение «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.
Тема 4.18 Лето. Теории нет.
Практика (2 часа) Чтение загадки и рассказика о лете, «Раскрась правильно». «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.
Раздел 5. Кроссворды и ребусы. (8 занятий)
Тема 5.1. Насекомые. Теории нет.
Практика (2 занятия) Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.
Тема 5.2 Цветы. Теории нет.
Практика. (2 занятия) Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.
Тема 5.3. Ребусы. Теории нет.
Практика ( 4 занятия) Разгадывание ребусов. Игра «Ну-ка буква отзовись»,
Раздел 6. Подведение итогов. (4 занятия)
Тема 6.1 Скоро в школу. Теории нет.
Практика (2 занятия) Чтение пословиц о школе, игровое упражнение «Соедини правильно», чтение вопросов и написания ответов на них.
5. Форма (контроля)
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в октябре, итоговый — в мае
Вид контроля | Время проведения | Цель проведения контроля | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
Стартовая диагностика | Октябрь | Оценка исходного уровня знаний в начале учебного | Опрос | |
Промежуточный | Январь | Оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной программы по итогам полугода | Наблюдение | Отчетный нод за полугодие |
Итоговый контроль | Май | Оценка уровня достижений учащихся по окончанию всего года | Наблюдение, опрос | Итоговый НОД для родителей |
6. Календарный учебный график.
Обьем программы | Начало учебного года | Конец учебного года | Продолжительность учебного года всего | |
28 недель | ||||
I полугодие | II полугодие | |||
56 часа | 01.10.2021 | 31.05.22 | 12 недель | 16 недель |
7. Методические материалы
В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:
-игры, игровые упражнения, дидактические игры.
-чтение и отгадывание загадок, пословиц, поговорок, разгадывание ребусов и кроссвордов.
- рассматривание иллюстраций по теме;
- чтение и совместный анализ произведений художественной литературы;
- беседы;
- работа по развитию графических навыков (штриховки, рисование сложных изображений, написание слов печатными буквами.)
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры со словами;
-физминутки
Учебно-методическое пособие к программе
- «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет». Е.В.Колесникова.
- Рабочая тетрадь для детей «Я начинаю читать».
Дополнительный материал:
«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;
«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;
«Я уже читаю».
-Наборы дидактических игр
-Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»
Пазлы с буквами.
Обучающие компьютерные игры «Веселая азбука», «АБВГДейка»
8. Материально-технические условия реализации Программы.
- Рабочие тетради;
- телевизор;
- Ноутбук;
9. Кадровое обеспечение реализации Программы.
Программу реализует педагог дошкольного образования, имеющий высшее образование.
10. Список литературы:
- Программа «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучение грамоте». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016г.
- Учебно – методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 - 7 лет». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016
- Демонстрационный материал «Звуки и буквы»5 – 7 лет Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
- Учебно – методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы» 5 – 7 лет Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016
- Е.В.Колесникова «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.Москва. «Ювента» 2016 г.
- Рабочая тетрадь «Ну – ка, буква, отзовись!». Е. В. Колесникова. Москва.
- «Ювента» 2016г.
- Рабочая тетрадь «Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет.Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
- Рабочая тетрадь «Предмет, слово, схема» для детей 5-7 лет. Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
- Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7лет». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
- Сборник литературных произведений «Я уже читаю». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
Комплексный тестовый метод диагностики
речевого развития детей дошкольного возраста (6-7 лет)
(Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.)
1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».
1 —стул;
2 — мяч;
3 — Иван;
4 — зайчик;
5 — пою;
6 — красный.
Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных
1 — Ребенок толкает....
2 — Девочка качает ....
3 — Зайчик хрупает ....
4 — Мама стирает....
5 — Девочка поливает ....
Оценка: 5 верных ответов.
3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов
1 — Что делает зайчик?
2 — Что делает ребенок?
3 — Что делает петух?
4 — Что делает мама?
5 — Что делает папа?
Оценка: 5 верных ответов.
4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных
1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?
2 — Какая собака?
3 — Какой слон?
4 — Какие цветы?
5 — Какая зима?
Оценка: 5 верных ответов.
5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова
1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?
2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?
3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?
Оценка: 2 верных ответа.
6-й тест. Составление предложения по одному слову
1 — мальчик;
2 — кукла;
3 — мишка.
Оценка: 1 верный ответ.
7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам
1 — кукла, девочка, платье;
2 — тетя, плита, кошка;
3 — дядя, грузовик, дрова;
Оценка: 2 верных ответа
8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)
1 — Он вышел, когда....
2 — Он не пошел на прогулку, потому что ....
3 — Он не вышел во двор, когда....
4 — Он не взял игрушку, которая ....
Оценка: 3 верных ответа
9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)
Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?
1 — Он ушла на реку.
2 — Там увидел маленькую рыбку.
3 — Потом бросил один, камни.
4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».
Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).
10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности
Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?
Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.
11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов
1 — Скажи одно слово!
2 — Скажи один звук!
3 — Скажи одно предложение!
Оценка: 3 верных ответа
12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания
Задача: «Хочешь, сыграем в игру "Запрещенные слова"? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова
1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.)
2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.)
3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».
Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).
Обработка и интерпретация результатов
Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле
КоРР = КоРР * 100
КВ
где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.
Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.
Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам.
Если ребенок, к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда
КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103
64
КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:
КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;
КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;
КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие;
КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;
КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.
Занятие на тему: «Звуки речи. Гласные и согласные звуки» (6-7 лет).
Задачи:
Обучающие:
Продолжать знакомить детей с понятиями «звук»;
Рассказать о том, что звуки делятся на гласные и согласные;
Учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный;
Учить детей на слух распознавать звуки;
Развивающие:
Формировать умение классифицировать предметы, обозначающие диких животных
Развивать фонетический слух
Развивать слуховое внимание.
Развивать мелкую моторику
Развивать грамматический строй речи.
Воспитывающие:
Воспитывать аккуратность и терпение.
Оборудование: красный и синий карандаши (на каждого ребенка), куклы-звуковички (на
усмотрение педагога), маленький шарик (мячик) и кубик.
Ход занятия.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.
II.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Педагог: Ребята, сегодня мы начнём увлекательное путешествие в волшебный город Букв.
Буквы - это символы, которыми мы записываем нашу речь. А речь наша состоит… (из звуков)
-Многие животные тоже общаются при помощи звуков. Давайте, выполним следующее
упражнение.
Упражнение «Послушай вопросы и ответь на них»
Как воет ? Как рычит ?
Как жужжит ? Как шипит ?
Педагог: Можно увидеть звук? (Нет)
А ведь он живой, только невидимый. Но если бы мы могли его увидеть, он оказался бы
обыкновенным малышом с ласковым названием «звуковичок».
Педагог демонстрирует детям иллюстрацию со Звуковичком (можно показать куклу, у
которой будут крылышки и колокольчик)
Педагог: Как только кто -нибудь из вас произносит звук, звуковичок вылетает изо рта.
Итак, звук, или звуковичка, можно проговорить или услышать, но нельзя увидеть.
32
-Всегда ли легко звуковичку покинуть свой домик (наш ротик) и выпорхнуть из него?
Иногда дверки домика открываются легко и звуки из них вылетают и катятся как шарик или
мячик (педагог прокатывает шарик или мячик по столу), не встречая никаких преград: [а], [о],
[у], [ы], [и], [э] (пропевает звуки вместе с детьми). Эти звуковички – девочки. У них
прекрасный голос. Поэтому всех их зовут гласными. Звуковички- девочки носят красные
платьица и бантики, в руках у них красные колокольчики.
Другие звуковички-мальчики, вылетая из своего домика, натыкаются на разные преграды
(педагог пробует прокатить кубик по столу), зубы, языки, губы – и поэтому рычат[р],
шипят[ш], жужжат [ж], кряхтят [к], фыркают [ф] (произносит звуки вместе с детьми).
Звуковичков – мальчиков называют согласными звуками. Они не умеют петь и очень
огорчаются из-за этого. Носят они одежду или синего, или зеленого цвета. В руках у них тоже
колокольчики, а на головах синие и зеленые шапочки.
Запомните:Звуки, или звуковички, могут быть двух видов - гласные и согласные.
Физкультминутка.
Перед нами луг широкий,(руки в стороны)
А над нами лес высокий.(руки вверх)
А над нами сосны, ели
Головами зашумели.(руки вверх, наклоны туловища в стороны)
Грянул гром (хлопок)
Побежали быстро в дом.(бег на месте)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Педагог: Выполните письменное задание в тетради:
Задание 1. Выбери одежду Звуковичкам и закрась её нужным цветом.
Задание 2. Слуховой диктант. Педагог произносит звук, а дети в тетради закрашивают
квадратики нужным цветом: [а] – красный цвет, [р] – синий цвет, и т.д. ([у], [ы], [ш], [к] ,[о]).
IV.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Педагог: Звук, можно проговорить или услышать, но нельзя увидеть и поймать.
Звуки могут быть двух видов: гласные и согласные.
Занятие на тему: ««Звук и буква Ы». (6-7 лет).
Задачи:
Обучающие:
Закрепить понятия «гласные» и «согласные» звуки;
Познакомить детей со звуком и буквой Ы;
Учить писать букву Ы;
Продолжать учить детей делить слова на слоги;
Расширять представления детей о домашних животных.
Развивающие:
Развивать фонетический слух
Развивать слуховое внимание.
Развивать мелкую моторику
Развивать грамматический строй речи.
Воспитывающие:
Воспитывать аккуратность и терпение.
Оборудование: красный и синий карандаши (на каждого ребенка), куклы-звуковички (на
усмотрение педагога), маленький шарик (мячик) и кубик.
Ход занятия.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Минутка вхождения «Здравствуй солнце золотое»
2.ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
1. Д/и «Гласные - согласные»
У каждого ребенка карточки красного и синего цвета. Если педагог произносит согласный
звук, то дети поднимают синюю карточку, если произносится гласный звук – то поднимается
красная карточка.
2. Составление предложений с маленьким словом У. (Приложение 1)
а) Рассмотрите картинки, назовите малышей животных и птиц. (цыпленок, гусенок, утенок,
котенок поросенок, ягненок, щенок, козленок, жеребенок, ягненок).
в) Составить предложение с маленьким словом У. (У курицы цыпленок. У гусыни гусенок. У
утки утенок. У кошки котенок. и т.д.)
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Знакомство со звуком и буквой «Ы».
Педагог: Сегодня мы познакомимся с новым звуком[Ы]
-В русском языке нет ни одного слова, которые начинались бы со звука [Ы], но этот звук
встречается в середине и конце слов.
-Определите местоположение звука [ы], в словах:рыба, часы, сыр.
-Давайте все вместе произнесем звук [Ы]. Как вы думаете, этот звук гласный или согласный?
Почему?
Дети: Звук [Ы] – гласный, его можно пропеть.
Педагог: Звуковичок [ы], касаясь ножками листа бумаги оставляет след – букву Ы.
-Как вы думаете, в каком домике в «Городе звуков и букв» будет жить буква Ы. Почему?
Дети:В домике с красной крышей в районе гласных, потому что звук [ы], гласный.
Педагог помещает букву «Ы» на карту «Города звуков и букв»
Физкультминутка
По дорожке шли, шли (Дети шагают на месте.)
Много камешков нашли.
34
Присели,(Садятся),
Собрали,(Встают)
Дальше пошли. (Дети шагают на месте)
2. Работа в тетради.
1.Письмо буквы «Ы»
Слов, которые бы начинались со звука [ы], нет. Поэтому и большой буквы Ы тоже нет.
Научитесь писать букву Ы по клеточкам.
2. Определи какой гласный звук есть в названии каждого предмета, и соедини его с
соответствующей буквой.
4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. С какой буквой мы сегодня
познакомились. Что вы узнали о букве Ы.
Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук [Ы].
Приложение 1.
У .
У .
У .
У .
У .
У .
У .
35
ПрилоУ . 35 Прило
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей «С чего начинается Родина?» для детей 6-7 (подготовительная группа)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
Рабочая программа кружка «С чего начинается Родина» для детей подготовительной группы
Современное развитие российского общества выдвигает нравственно - патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития н...
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
Дополнительная рабочая программа кружка «С чего начинается Родина?» группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 4-7 лет
Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае.В.В.Путин...
Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Я начинаю читать"
Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7лет...
Рабочая программа кружка "Читай-ка" по обучению чтению детей 6-7 лет
Рабочая программа...