Консультация для педагогов: «Легенды и сказки о растениях как средство формирования доброты и отзывчивости дошкольников»
методическая разработка по психологии
В работе по развитию эмоционально-нравственной сферы у дошкольников я использую сказки и легенды о растениях. Роль историй, легенд, сказок о растениях в становлении личности рассматривается как:
а) возможность нравственного воспитания;
б) способ передачи социального опыта;
в) процесс познания окружающего мира;
г) один из источников эмоциональной сферы;
д) источник развития эстетического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультационный материал для педагогов дошкольного и младшего школьного возраста по эмоционально-нравственному развитию детей.
Консультация
Тема: «Легенды и сказки о растениях как средство формирования доброты и отзывчивости дошкольников»
Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знания сокровенные, глубинные, не только о себе, но и об окружающем мире. И именно сегодня, в начале нового тысячелетия, к нему интуитивно тянутся люди.
Сказка - образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа. Сказочный вымысел не повторяется ни в одном другом фольклорном жанре: он присущ только сказке. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску. Отличны от сказок и легенды. Легенда шла не от народной, языческой, а от христианской религии. Сказка, легенда, история - это "слоеный пирог". В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже "обнюхивает" "слоеный пирог смыслов" и выбирает самый "вкусный" для себя, который может дать ответ на наш внутренний вопрос. В этом секрет "вечной молодости" сказок, сказаний, легенд - в любом возрасте можно открыть сокровенное и волнующее. Сказки и легенды входят в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождают на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказки, преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В работе по развитию эмоционально-нравственной сферы у дошкольников я использую сказки и легенды о растениях. Роль историй, легенд, сказок о растениях в становлении личности рассматривается как:
а) возможность нравственного воспитания;
б) способ передачи социального опыта;
в) процесс познания окружающего мира;
г) один из источников эмоциональной сферы;
д) источник развития эстетического восприятия.
Сказки о растениях
1. Сказка.
— Откуда берётся доброта? — спросила внучка бабушку.
— Доброта растёт в сердце каждого человека, — ответила она ей.
— Как растёт? Как цветы в нашем саду?
— Да, милая.
"...Как цветы в нашем саду?"
— А откуда берётся зло?
— Человек рождается с двумя семенами в сердце. Одно семя доброты, другое — зла.
— Точно, как в нашем саду! Растёт цветок, и рядом с ним сорняк, — воскликнула девочка.
— Сорняки растут и губят красивые цветы. Если их вовремя не прополоть, перестать ухаживать за цветами, то на клумбе останутся одни сорняки, — подтвердила бабушка, — так и в сердце человека. Доброта похожа на цветок. Её надо растить в своём сердце, оберегать от зла.
— А кто не растит в себе доброту?
— Тогда в сердце этого человека побеждает зло. Как сорняки обвивают колючками неухоженные цветы на клумбе, так и в сердце человека семя добра, обвитое злом, не прорастёт. Оно не даст ему расти.
— Бабушка, а как надо растить в себе добро? Цветы я поливаю водой, чтобы они не засохли, граблями рыхлю землю, чтобы к корешкам цветов доходил воздух. Сорняки вокруг них вырываю с корнем.
— Ты, внучка, правильно ухаживаешь за своей клумбой. Так же надо беречь и ухаживать за семенем добра в твоём сердце.
— Поливать его водой? — засмеялась девочка.
— Нет, поливать не надо, — улыбнулась бабушка. — Помогать людям в беде и искренне сочувствовать им. Впускать в своё сердце, как воздух, любовь и доверие к людям. Семя добра умирает от злых поступков, как цветы умерли бы от того, если бы их растоптали ногами. Надо вырывать, как сорняки из клумбы, из своего сердца злость, зависть, жадность, безразличие и ненависть. И тогда доброта расцветёт в твоём сердце большим, красивым цветком, и ты вырастешь отзывчивым и милосердным человеком. А в сердце не останется места для злых и некрасивых поступков.
Вопросы к сказке: О чем узнала девочка? Что значит быть добрым и отзывчивым? Чему учит сказка?
2 Сказка.
Скромный маленький цветок под названием ромашка рос за оградой сада, вдали от пышных пионов и ярких тюльпанов. Утром она протягивала белые лепестки солнцу, была счастлива и мечтала лишь об одном: чтобы жаворонок, парящий высоко в небе и поющий чудесные песни, приземлился недалеко от нее, и она могла бы полюбоваться им и послушать чудесное пение. Каково же было удивление ромашки, когда она увидела его рядом и услышала песни, которые жаворонок пел только для неё. От счастья она долго не могла уснуть, а когда проснулась, увидела жаворонка в неволе. Всеми силами маленькая скромная ромашка пыталась утешить и облегчить участь невольника, но он умер от тоски. Ромашка тоже увяла от горя и жалости.
Вопросы к сказке: О чем мечтала ромашка? Чему удивилась ромашка? От чего увяла ромашка? Чему учит сказка?
3 Сказка.
Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В цветке сорок два лепестка. И вот один Лепесток возгордился!
- «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?». Поднатужился Лепесток, вылез из цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать цветок. А цветок, как ни в чем небывало улыбается солнышку. Пошел лепесток, встречает муравья.
-Ты кто? – спрашивает муравей.
-Я – лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и цветок не цветет.
- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю. Ходил, ходил лепесток, до вечера засох. А цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Вопросы к сказке: Казалось ли вам когда – ни будь, что вы самый главный в какой- либо компании или группе детей? Нравилось ли вам это чувство? Если бы Георгин решил перевоспитать гордый лепесток, что бы он предпринял? Расскажите чем вы больше всего гордитесь в своих родителях, бабушках и дедушках, братьях и сестрах?
Легенды о растениях
Тюльпан. Давным-давно человеческое счастье пряталось в плотно сжатых бутонах тюльпана. И никто ни силой, ни хитростью не мог добраться до него. Однажды по лугу шла нищенка со златокудрым ребенком. Она и не помышляла добраться до сердца тюльпана и взять оттуда свое счастье. Но малыш вырвался из ее рук и, смеясь, бросился к дивному цветку. Тюльпан, видя чистоту чувств ребенка, раскрыл лепестки. Теперь ранней весной эти нежные цветы с готовностью раскрывают нам свои сердца и дарят счастье всякому, кто его жаждет.
Василек. Однажды, небо упрекнуло хлебное поле в неблагодарности. Все, что населяет землю, благодарит меня. Цветы воссылают мне свои благоухания, леса - свой таинственный шепот, птицы - свое пение и только ты не выражаешь признательности и упорно молчишь, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать золотые колосья. «Я тебе благодарно» отвечало поле. – Я украшаю пашню весной волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не могу выразить благодарность тебе. У меня нет способа, чтобы вознестись к тебе; дай его, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви к тебе. Помоги мне”. «Хорошо» - согласилось небо, - если ты не можешь вознестись ко мне, то я сойду к тебе”.И приказало земле вырастить среди колосьев великолепные синие цветы, кусочки его самого. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам, и шепчут им нежные слова любви.
Незабудка. Существует легенда о происхождении названия незабудок - в то время, когда Господь давал имена цветам. Один из цветов забыл только что полученное имя и вернулся переспросить. "Не забудь меня!" - ответил Господь. Согласно другому варианту, цветок, которому забыли дать имя, пришел к Богу и попросил дать ему название. "Я тебя не забуду, не забудь и ты меня. Отныне твое имя будет незабудка"
Ромашка. (Chamomilla) происходит от греческих слов chama - земля и mellon - яблоко. В литературе ромашке повезло, её образ ассоциируется с образом скромной красоты, доброты, отзывчивости и скромности.
Комина Наталия Николаевна,
педагог-психолог ВКК
МАДОУ д/с №1 «Карусель»,
Невьянского городского округа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы. Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость. Тексты сказок расширяю...
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Использование сказок как средство в формировании математических представлений дошкольников....
Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников
В нашем саду уже не один год ведется работа по ознакомлению детей со сказками народов Поволжья. Разработан план ознакомления детей шестого года жизни (старший дошкольный возрас...
Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"
Опыт работы...
Рекомендации для педагогов и родителей дошкольников "Формирование доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста"
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром. Восп...
Формирование доброты и отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста.
laquo;Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство…Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитать,потому что подлинно человеческое утверждается в душе одно...
Сказка как средство формирования доброты
. Добрый день! На защиту выносится педагогический проект на тему «Сказка как средство формирования представлений о доброте у детей старшего дошкольного возраста»2. Данная тема является акт...