Консультация для педагогов: «Легенды и сказки о растениях как средство формирования доброты и отзывчивости дошкольников»
методическая разработка по психологии

Комина Наталия Николаевна

      В работе по развитию эмоционально-нравственной сферы у дошкольников я использую сказки и легенды о растениях. Роль  историй, легенд, сказок о растениях  в становлении личности рассматривается как:

а) возможность нравственного воспитания;

б) способ передачи социального опыта;

в) процесс познания окружающего мира;

г) один из источников эмоциональной сферы;

д) источник развития эстетического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультационный материал для педагогов дошкольного и младшего школьного возраста по эмоционально-нравственному развитию детей.

Консультация

Тема:  «Легенды и сказки о растениях как средство формирования доброты и отзывчивости дошкольников»

      Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знания сокровенные, глубинные, не только о себе, но и об окружающем мире. И именно сегодня, в начале нового тысячелетия, к нему интуитивно тянутся люди.

      Сказка - образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа. Сказочный вымысел не повторяется ни в одном другом фольклорном жанре: он присущ только сказке. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску. Отличны от сказок и легенды. Легенда шла не от народной, языческой, а от христианской религии. Сказка, легенда, история - это "слоеный пирог". В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже "обнюхивает" "слоеный пирог смыслов" и выбирает самый "вкусный" для себя, который может дать ответ на наш внутренний вопрос. В этом секрет "вечной молодости" сказок, сказаний, легенд - в любом возрасте можно открыть сокровенное и волнующее. Сказки и легенды входят в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождают на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с  окружающим миром в целом. Сказки, преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

      В работе по развитию эмоционально-нравственной сферы у дошкольников я использую сказки и легенды о растениях. Роль  историй, легенд, сказок о растениях  в становлении личности рассматривается как:

а) возможность нравственного воспитания;

б) способ передачи социального опыта;

в) процесс познания окружающего мира;

г) один из источников эмоциональной сферы;

д) источник развития эстетического восприятия.

Сказки о растениях

1. Сказка.

Откуда берётся доброта? — спросила внучка бабушку.
 — Доброта растёт в сердце каждого человека, — ответила она ей.
 — Как растёт? Как цветы в нашем саду?
— Да, милая.
 

"...Как цветы в нашем саду?"

— А откуда берётся зло?
— Человек рождается с двумя семенами в сердце. Одно семя доброты, другое — зла.
— Точно, как в нашем саду! Растёт цветок, и рядом с ним сорняк, — воскликнула девочка.
— Сорняки растут и губят красивые цветы. Если их вовремя не прополоть, перестать ухаживать за цветами, то на клумбе останутся одни сорняки, — подтвердила бабушка, — так и в сердце человека. Доброта похожа на цветок. Её надо растить в своём сердце, оберегать от зла.
— А кто не растит в себе доброту?
— Тогда в сердце этого человека побеждает зло. Как сорняки обвивают колючками неухоженные цветы на клумбе, так и в сердце человека семя добра, обвитое злом, не прорастёт. Оно не даст ему расти.
— Бабушка, а как надо растить в себе добро? Цветы я поливаю водой, чтобы они не засохли, граблями рыхлю землю, чтобы к корешкам цветов доходил воздух. Сорняки вокруг них вырываю с корнем.
— Ты, внучка, правильно ухаживаешь за своей клумбой. Так же надо беречь и ухаживать за семенем добра в твоём сердце.
   — Поливать его водой? — засмеялась девочка.
   — Нет, поливать не надо, — улыбнулась бабушка. — Помогать людям в беде и искренне сочувствовать им. Впускать в своё сердце, как воздух, любовь и доверие к людям. Семя добра умирает от злых поступков, как цветы умерли бы от того, если бы их растоптали ногами. Надо вырывать, как сорняки из клумбы, из своего сердца злость, зависть, жадность, безразличие и ненависть. И тогда доброта расцветёт в твоём сердце большим, красивым цветком, и ты вырастешь отзывчивым и милосердным человеком. А в сердце не останется места для злых и некрасивых поступков.  

Вопросы к сказке:  О чем узнала девочка? Что значит быть добрым и отзывчивым? Чему учит сказка?

  2 Сказка.

Скромный маленький цветок под названием ромашка рос за оградой сада, вдали от пышных пионов и ярких тюльпанов. Утром она протягивала белые лепестки солнцу, была счастлива и мечтала лишь об одном: чтобы жаворонок, парящий высоко в небе и поющий чудесные песни, приземлился недалеко от нее, и она могла бы полюбоваться им и послушать чудесное пение. Каково же было удивление ромашки, когда она увидела его рядом и услышала песни, которые жаворонок пел только для неё. От счастья она долго не могла уснуть, а когда проснулась, увидела жаворонка в неволе. Всеми силами маленькая скромная ромашка пыталась утешить и облегчить участь невольника, но он умер от тоски. Ромашка тоже увяла от горя и жалости.

Вопросы к сказке: О чем мечтала ромашка? Чему удивилась ромашка?  От чего увяла ромашка? Чему учит сказка?

3 Сказка.

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В цветке сорок два лепестка. И вот один Лепесток возгордился!

- «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?». Поднатужился Лепесток, вылез из цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать цветок.  А цветок, как ни в чем небывало улыбается солнышку. Пошел лепесток, встречает муравья.

-Ты кто? – спрашивает муравей.

-Я – лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и цветок не цветет.

- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю. Ходил, ходил лепесток, до вечера засох. А цветок цветет.  Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

Вопросы к сказке: Казалось ли вам когда – ни будь, что вы самый главный в какой- либо компании или группе детей? Нравилось ли вам это чувство?  Если бы Георгин решил перевоспитать гордый лепесток, что бы он предпринял? Расскажите чем вы больше всего гордитесь в своих родителях, бабушках и дедушках, братьях и сестрах?

Легенды о растениях

Тюльпан. Давным-давно человеческое счастье пряталось в плотно сжатых бутонах тюльпана. И никто ни силой, ни хитростью не мог добраться до него. Однажды по лугу шла нищенка со златокудрым ребенком. Она и не помышляла добраться до сердца тюльпана и взять оттуда свое счастье. Но малыш вырвался из ее рук и, смеясь, бросился к дивному цветку. Тюльпан, видя чистоту чувств ребенка, раскрыл лепестки. Теперь ранней весной эти нежные цветы с готовностью раскрывают нам свои сердца и дарят счастье всякому, кто его жаждет.

Василек. Однажды, небо упрекнуло хлебное поле в неблагодарности. Все, что населяет землю, благодарит меня. Цветы воссылают мне свои благоухания, леса - свой таинственный шепот, птицы - свое пение и только ты не выражаешь признательности и упорно молчишь, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать золотые колосья. «Я тебе благодарно» отвечало поле. – Я украшаю пашню весной волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не могу выразить благодарность тебе. У меня нет способа, чтобы вознестись к тебе; дай его, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви к тебе. Помоги мне”. «Хорошо» - согласилось небо, - если ты не можешь вознестись ко мне, то я сойду к тебе”.И приказало земле вырастить среди колосьев великолепные синие цветы, кусочки его самого. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба  –  василькам, и шепчут им нежные слова любви.

 Незабудка. Существует легенда о происхождении названия незабудок - в то время, когда Господь давал имена цветам. Один из цветов забыл только что полученное имя и вернулся переспросить. "Не забудь меня!" - ответил Господь. Согласно другому варианту, цветок, которому забыли дать имя, пришел к Богу и попросил дать ему название. "Я тебя не забуду, не забудь и ты меня. Отныне твое имя будет незабудка"

Ромашка. (Chamomilla) происходит от греческих слов chama - земля и mellon - яблоко. В литературе ромашке повезло, её образ ассоциируется с образом скромной красоты, доброты, отзывчивости и скромности.  

                                                                Комина Наталия Николаевна,

                                             педагог-психолог ВКК

                                                МАДОУ д/с №1 «Карусель»,

                                         Невьянского городского округа

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы. Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищённость. Тексты сказок расширяю...

СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Использование сказок как средство в формировании математических представлений дошкольников....

Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников

В нашем саду  уже не один год ведется работа по ознакомлению детей  со сказками народов Поволжья.   Разработан план ознакомления детей шестого года жизни (старший дошкольный возрас...

Рекомендации для педагогов и родителей дошкольников "Формирование доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста"

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром. Восп...

Формирование доброты и отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста.

laquo;Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство…Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитать,потому что подлинно человеческое утверждается в душе одно...

Сказка как средство формирования доброты

. Добрый день! На защиту выносится педагогический проект на тему «Сказка как средство формирования представлений о доброте у детей старшего дошкольного возраста»2. Данная тема является акт...