Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников
консультация по художественной литературе на тему

В нашем саду  уже не один год ведется работа по ознакомлению детей  со сказками народов Поволжья.   Разработан план ознакомления детей шестого года жизни (старший дошкольный возраст) с русскими, чувашскими, татарскими, мордовскими сказками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников

Региональная культура является для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. И сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.
В нашем саду  уже не один год ведется работа по ознакомлению детей  со сказками народов Поволжья.   Разработан план ознакомления детей шестого года жизни (старший дошкольный возраст) с русскими, чувашскими, татарскими, мордовскими сказками. Сказка — наиболее близкий, интересный и понятный детям фольклорный жанр. Через сказки ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. Сказки способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними

Правда сказок в том, что хотя и говорится о зверях, а воспроизводятся похожие человеческие ситуации — тем сказки и интересны. Сказочники потому и говорят о зверях, чтобы нагляднее передать, прежде всего, человеческий смысл фантастической истории. Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Это выразительный художественный прием.

Результатом своей работы мы видели пробуждение интереса к сказке не только как к источнику устаревших слов, но и как к источнику сюжета своей, «собственной», «авторской» сказки. Объяснение устаревшей лексики облегчит понимание сказок и вызовет поток вопросов, отражающих заинтересованность детей не только смысловой и нравственной составляющей, но и творческой — при помощи опорных схем и традиционного замысла сочинить и записать «свою», «авторскую» сказку. Замена устаревших и местных слов, повлекла бы за собой утрату художественного своеобразия сказки. В ходе работы был отобран ряд сказок, соответствующих возрасту и пониманию детей. Работа со сказкой проводилась ежемесячно и включала в себя не только чтение художественного произведения и беседу по содержанию, но и создание ситуаций, провоцирующих детей на вопросы. Работа подразумевала использование деятельностного подхода, как основы формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Педагоги  использовала разные виды деятельности детей: рисование иллюстраций к сказкам, изготовление разворота книг, драматизация фрагментов сказки, пальчиковые сказки — расскажи стихи руками, складывание частей из целого по мотивам сказок — настольные кубики «Любимые сказки»

 Ребенок должен быть знаком со сказками различной тематики, эмоционально реагировать на прочитанное, высказывать свое отношение к нему. Дошкольник 5–6 лет может оценить поступки героев, пересказывать произведения по плану, участвовать в их драматизации; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; может создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты; использует цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм Познакомить и побеседовать о героях сказки, о нравственной её составляющей, выявить положительных и отрицательных героев, наградить их эпитетами, пересказать по схеме —это традиционная работа, которая ведется с детьми по ознакомлению со сказками народов Поволжья. В ходе  ознакомления детьми со сказками народов Поволжья  мы наблюдали эволюцию вопросов детей. Сначала вопросы носили констатирующий характер: Что такое Сыре-Варда (страшная ведьма)? Шушун(верхняя женская одежда вроде рубахи, сарафана)? Уцяска?(морд.), бешмет, див (тат.), Затем вопросы затрагивали эмоциональные состояния, чувства героев: Почему сестрица не призналась сама об обмане Сыре-Варды?Зачем Виртян дал Дуболго Пичай другое имя? Почему Уцяска сразу «не открылась» братьям? И, наконец, то ради чего нами была проделана работа — творческий характер вопросов: А можно я придумаю другой конец сказки? Как сделать, что бы медведь и бесенок продолжали жить дружно с портным? Что было- бы если б Виртян не разводил гусей? Зачем братья насыпали корзины с пшеницей, рядом с телом Дуболго Пичай? Сыре-Варда — это баба Яга? Почему гуси лучше лебедей? Вырос интерес детей к сказке, к её художественной и содержательной составляющей, не только к рассматриванию иллюстраций, продуктивной деятельности, но и к словотворчеству, произносительной стороне слов

Проводимая работа т отвечает содержанию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»  Дети принимают участие в коллективных играх по сюжетам сказок народов Поволжья, организуют игры на бытовые и сказочные сюжеты, владеют коммуникативными навыками. Умеют выразить свои чувства по отношению к героям сказок словами, задают вопросы по сюжету сказки, проявляют интерес к значению устаревших и местных слов, могут адекватно оценить поступки героев сказки и правильность ответов сверстников. Помогают готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогают убирать их. Совместная деятельность педагога и старших дошкольников в ходе приобщения к сказкам формирует общепринятые нормы поведения, приобщает детей к моральным ценностям человечества, формирует нравственное сознание и нравственное поведение через создание воспитывающих ситуаций, воспитывает честность, скромность, отзывчивость, способность сочувствовать и сопереживать, заботиться о других, помогать слабым и маленьким, защищать их. Формируются гражданские чувства — любовь к малой родине, чувство патриотизма. Развивается игровая и театрализованная деятельность — умение разыгрывать сценки по изученным сказкам, совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами, развиваются эмоции, воображение, фантазия, умение перевоплощаться, духовный потенциал .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР»

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место приз...

Интегрированная развивающая деятельность как средство формирования социально-коммуникативных и речевых умений у детей дошкольного возраста

«Целесообразно использовать преимущество интегрированныхзанятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дняразличные виды детской деятельности…»   Минобразования РФ...

Знакомство старших дошкольников с историей и архитектурой города Перми как средство формирования социально-коммуникативного развития.

Обращение к проблеме формирования социально-коммуникативного развития, любви к родному краю у старших дошкольников с учетом содержания, специфики региональной культуры, актуализирует задачу отбора мат...

«Музыкальная терапия, как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка»

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОБСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ...

Приобщение к сказкам народов Поволжья, как средство патриотического воспитания старших дошкольников

ull;Сказка даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания , опасности , призвания , усилия  и победы .• Она учит  его мужеству и верности.• Она  учит соз...