СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Использование сказок как средство в формировании математических представлений дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 74.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
дошкольные группы г. Югорска
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель:
Гайнанова Татьяна Анатольевна
г.Югорск
2017г.
Всем известно, что дошкольный возраст – возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному. Именно они могут помочь нам вызвать у детей интерес к математике.
Восприятие сказки в дошкольном возрасте становится специфической деятельностью ребёнка, которая позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами, в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
Вместе с героями сказки ребёнок одерживает победы и терпит неудачи, смеётся и плачет, радуется и огорчается.
Цель нашей работы - использование сказок как средство в формировании математических представлений дошкольников.
Таким образом, сказка - это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.
Поэтому сказка является одним из важных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников. При этом решаются следующие задачи:
- Развитие математических представлений посредством создания сказочных ситуаций;
- Развитие математического мышления, фантазии;
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- Воспитание активной творческой личности.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, геометрическими фигурами, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
После прочтения или рассказывания сказки всегда проводится беседа по ее содержанию, в которую включаются вопросы математического характера. Например:
«Репка»
- Сколько героев в сказке?
- На каком по счету месте находится Жучка?
- Закрепляются пространственные отношения: Кто стоит впереди Жучки? Кто стоит сзади Жучки?
«Маша и медведь»
- Сколько раз присаживался медведь на пенек отдохнуть.
Назовите пять сказок, главной героиней, которых является лиса.
«Лиса и волк»
-Сколько раз и кого лиса обманывала в сказке.
На основе сказки можно учить детей составлять интересные задачки, Например:
«Гуси-лебеди»
Задачка: На яблоньке росло 10 яблочек. Она попросила девочку с братцем съесть по два яблочка. Сколько осталось яблок на яблоньке.
Они учат думать, фантазировать и самое главное идет закрепление счета, усвоение арифметических операций сложения и вычитания.
Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки (заместители), которые можно легко угадать по форме, величине и цвету. Например: Волк и семеро козлят
И
С помощью заместителей можно моделировать сказочные персонажи, названия сказок и различные сказочные ситуации. Тем самым, метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а так же закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур.
Работая в этом направлении мы постепенно уводим ребят от наглядных образов к абстрагированию, то есть, в итоге готовим детей к математической деятельности, только со знаками и телами.
Сказки помогут и при обучении детей сравнивать предметы по высоте, ширине, длине. Так, например, когда дети познакомятся со способом измерения с помощью мерки можно предложить такое задание: Волк из сказки «Три поросенка» хочет добраться к одному из домиков, где живут поросята. Как вы считаете, к какому из домиков волк придет быстрее? (Домики разного цвета).
В сказке «Три медведя» можно сравнивать героев по высоте: кто самый высокий? Кто пониже? Кто самый низкий?
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Уже в младшем дошкольном возрасте мы начинаем развивать логическое мышление, опираясь на сказку: сравниваем внешний облик героев сказки, их поступки, какие-либо объекты, сказочные ситуации. Например, детям можно предложить сравнить золотое яйцо и простое, лубяную избушку зайца и ледяную избушку лисы, волка и зайца и т. д.
При обучении детей элементарным математическим представлениям, я часто использую такую форму занятий, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания.
Еще один методический прием, который использую в своей работе – это игры-соревнования. Дети делятся на две команды, каждой из которой я задаю математические вопросы, предлагаю разрезные картинки по сказкам. Причем у каждой команды своя сказка. Такие игры проходят очень эмоционально и решают ряд задач как математического характера, а так же показывают знание детьми содержания сказок.
Наблюдения показали, что на занятиях по математике возросла мыслительная активность детей, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, снижении утомляемости, не смотря на усложнение материала. Изменился и эмоциональный фон: дети чаще улыбаются и смеются, рассказывают в конце дня родителям о занятии математикой как об интересном и радостном событии своей жизни. У детей сформировалась мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. У старших дошкольников появилось представление о себе как о человеке, знающем больше, чем ему «положено» по возрасту. И в целом работа с использованием сказки способствовала развитию творческой личности.
Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.
Таким образом, используя сказку как средство в своей работе по формированию математических представлений дошкольников, мы развиваем у детей наблюдательность, память, интерес к математике. У детей возросла мыслительная активность, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, снижении утомляемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как средство формирования математических представлений у ребенка-дошкольника
Использование сказки для формирования математических представлений у детей....
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной к...
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:" СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"
Опыт работы...
Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"
Опыт работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"Воспитателя I квалификационной категории Макута Ольги Александровны...
Сказка, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Сценарий занятия по ФЭМП в младшей группе детского сада...