Формирование доброты и отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста.
консультация (средняя группа)

Асямолова Екатерина Андреевна

 «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство…

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитать,

потому что подлинно человеческое утверждается в душе

одновременно с познанием первых и важнейших истин.

В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

В.А. Сухомлинский

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия г. Троицка»

Дошкольное отделение № 3

Проектная деятельность на тему:

Формирование доброты и отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста.

Категория воспитанников: от 4 до 5 лет

Направление: Познавательное развитие

Подготовила:

Воспитатель

Асямолова Е. А.

Москва, г.о. Троицк, 2020

 «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство…Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитать, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

В.А. Сухомлинский

Формирование нравственных представлений и понятий у ребенка дошкольного возраста опирается на познание гуманных норм и правил, культуры чувств и поведения во всех жизненных ситуациях. Нравственное становление личности ребенка-дошкольника – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решающая роль в нравственном развитии принадлежит социальной среде и воспитанию, которое осуществляется в процессе содержательной деятельности. Необходимо создать такие условия в детском саду и семье, которые способствовали бы накоплению дошкольниками опыта нравственного поведения. Важно не только формирование этических понятий, но и создание ситуаций, в которых ребенок следовал бы нравственным нормам, практиковался в полезной деятельности и хороших поступках (помощь сверстникам на занятиях и в быту, малышам в одевании, забота о близких и т.д.). Взрослым нужно наполнить повседневную жизнь детей событиями, нравственно-этическими проблемными ситуациями, общением, играми, театрализацией и другими формами педагогической деятельности.

Детей необходимо воспитывать на примерах доброты, отзывчивости, милосердия, тогда и они будут проявлять свои лучшие качества. Комплексный подход к проблеме, направленный на многоплановую работу с детьми и родителями, обеспечит действенный результат. Опыт работы показывает, что необходимо разнообразить детскую деятельность современными формами педагогической работы, такими как организация образовательных и социально значимых ситуаций, их моделирование и проигрывание; беседы-диалоги с использованием театрализации; исследовательская и проектная деятельность; эмоционально-игровые тренинги; путешествия по маршруту добрых дел и др. Задачи проводимой работы следует усложнять постепенно. Для детей младшего дошкольного возраста это – создание ситуаций игрового общения. Детям среднего возраста можно предложить коммуникативные игры и упражнения (с использованием нравственных тем детской литературы).

«Страна добра».

Мы мало уделяем внимания воспитанию у дошкольников доброты, отзывчивости, милосердия; приобщению к полезной деятельности. Наблюдение за общением детей в детском саду, их отношением к окружающим взрослым:

Три этапа:

  • Мотивационный этап. Педагог предлагает детям на обсуждение ситуации: поссорились из-за игрушки, толкнул товарища в игре или обидел словом, ребенок принес новую игру (игрушку) в группу и не дает другим детям поиграть. Как надо поступать в таких ситуациях? Педагог предложил отправиться в Страну добра.
  • Проблемно-деятельностный этап. Обогащение представлений детей по теме проекта, организация их совместной и самостоятельной деятельности. На этом этапе в работу активно включались родители.
  • Творческий этап. Обобщение и оформление праздников: «Доброты и Вежливости», «В мире дружбы».

 Цель. Помощь детям в усвоении нравственных понятий: доброта, отзывчивость, вежливость – на примере произведений литературы, изобразительного искусства и жизненных ситуаций.

 Задачи. Познакомить детей с «волшебными» словами, упражнять в применении этих слов в повседневной жизни. Развивать наблюдательность и внимание к людям, с которыми общаются дети, воспитывать отзывчивость. Учить проявлять благодарность к тем, кто трудится; желание им помочь. Воспитывать умение быть внимательным, доброжелательным, готовность доставлять радость близким людям, считаться с интересами других, проявлять активность в делах.

Совместная деятельность педагога и детей:

  • беседа «Все работы хороши» (с использованием художественных произведений); рассказ о профессиях воспитателя, других сотрудников ДОО;
  • наблюдения за трудом сотрудников, экскурсии на их рабочие места;
  • беседы-диалоги о семье, детском саде;
  • беседы-ситуации «Как заботиться о близких людях?», «Мои хорошие поступки», «Что такое доброта?», «Уроки доброты»;
  • этические беседы «Старость надо уважать», «Для чего нужны друзья?»; целевые прогулки «Поиск реальных дел – кому нужна помощь?»;
  • неделя сказочных историй «Добро и зло в русских сказках», «Добро в сказках А.С. Пушкина»;

 Игровая деятельность:

  • разучивание народных и хороводных игр; образовательные ситуации, включающие общение и совместные игры; минутки фантазирования «Что было бы…»;
  • сюжетно-ролевые игры, способствующие освоению детьми правил культурного общения и сотрудничества;
  • игры-драматизации по прочитанным литературным произведениям;
  • работа с картами, схемами, составление маршрутов добрых дел;
  • игры-соревнования, конкурсы;
  • дидактические игры «Кому что нужно?», «Поиск волшебных слов», «Письма доброго сказочника»;
  • развивающие упражнения «Прояви сочувствие», «Выручи из беды» и др.

Самостоятельная деятельность детей:

  • деятельность в уголке труда, мастерских (изготовление символов дружбы, доброты);
  • сочинение историй и сказок о доброте, дружбе, вежливости.

Ожидаемые результаты.

  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • желание заботиться о близких, малышах, пожилых людях.

Успех проводимой работы зависит от организации деятельности дошкольников в группе детского сада и семье, от создания условий для их совместной деятельности.

Средний дошкольный возраст является начальным и крайне важным этапом в процессе усвоения механизмов нравственного поведения и становления нравственных привычек.

Методы реализации задач:

  1. Создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. 
  2. Создание у детей практического опыта общественного поведения:
  • Воспитание нравственных привычек;
  • Пример взрослого или других детей;
  • Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;
  • Организация совместной деятельности;
  • Совместная игра.
  1. Формирование нравственных представлений, суждений и оценок: 
  • беседа воспитателя на этические темы;
  • рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;
  • чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;
  • игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;
  • положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста необходимо использовать следующие методы:

  • Чтение и анализ художественных произведений
  • Беседа и рассматривание картин

Для воспитания привычек нравственного поведения необходимы следующие условия:

  1. Пример взрослых
  2. Позитивный настрой.
  3. Связь с семьей

Основные способы педагогического воздействия на детей:

  • Приучение
  • Упражнение
  • Воспитывающие ситуации
  • Поощрение
  • Пример для подражания
  • Разнообразие словесных методов
  • Разъяснение
  • Беседа

Решение задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Социально – личностное развитие осуществляется через такие виды образовательной деятельности:

  1. Ситуативные беседы при проведении режимных моментов
  2. Развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания.
  3. Помощь взрослым.
  4. Участие детей в расстановке и уборке инвентаря, оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений.
  5.  Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.
  6.  Досуги, праздники.
  7.  Наблюдение за трудом взрослых в помещении ДОУ, на прогулке.
  8. Чтение и обсуждение, слушание литературы социально – нравственного содержания.
  9. Игра: дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, хороводная, театрализованная, игра-драматизация,
  10.  Рассматривание иллюстраций о семье, городе, стране. Фото семьи, поселка.
  11.  Самостоятельную деятельность. А также через работу с родителями (совместные рисунки, изготовления герба семьи)

Каждый ребенок регулярно сталкивается со словом «добро», он слышит от взрослых, что кто-то «добрый», что нужно проявлять «доброту», милосердие и сострадание.  И конечно, он задает вопрос, что же это такое, что значит быть «добрым», как делать это самое «добро»?  И тут задача взрослого помочь малышу разобраться с этим понятием и направить его по пути добра. Ведь ни для кого не секрет, что основа всего мира – это добро.

И мир настолько нуждается в доброте, что в честь доброты даже учредили специальный праздник, который отмечается во всем мире 13 ноября.

Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля.

Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делились последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая доброта. Доброта — это внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами, и поступками.
Покормить птиц зимой, собрать игрушки и книги для детей в детский дом, улыбнуться прохожему — это тоже доброта. Если тебя окружают добрые люди, ты сам делаешься добрее.

Необходимо использовать литературный материал, на основе которого можно построить общение и совместную деятельность с детьми: беседы-диалоги с использованием театрализации, эмоционально-игровые тренинги, игровые занятия, игры-путешествия и другие формы содержательной педагогической деятельности.

Поиск «волшебных» слов

Сюжетно-образовательная ситуация.

Цель: способствовать проявлению интереса детей к поиску вежливых слов в процессе общения и в игровых ситуациях. Задачи. Воспитывать у дошкольников культуру общения. Формировать навыки доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности. Обогащение опыта детей. Занятие по развитию речи «Вежливые слова»; драматизация произведения В. Осеевой «Волшебное слово»; чтение и обсуждение стихотворений: А. Барто «Вовка – добрая душа», «Шла вчера я по Садовой»; С. Маршака «Ежели вы вежливы»; этическая беседа «Хорошо ли быть грубым»; заучивание пословиц по теме; изготовление символов вежливых слов. Ход совместной деятельности Воспитатель собирает вокруг себя детей. Воспитатель. Вы уже знаете много «волшебных» слов. Каких? (Дети называют.) Верно. Подумайте, вспомните рассказы, которые вам читали, приведите примеры, когда эти слова становятся «волшебными». Эти слова помогают поддерживать добрые и доверительные отношения с окружающими людьми, сверстниками. Но они становятся «волшебными», если их произносить как? (Ласково, с хорошим настроением, улыбаясь.)

Послушайте стихотворение.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро! – Доброе утро!

Солнцу и птицам. – Доброе утро!

 Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера! (Н. Красильников)

Речевая игра «Вежливо–невежливо»

Воспитатель произносит слова и речевые выражения с разной интонацией.

Если вежливо – дети хлопают в ладоши, если нет – топают. Воспитатель.

Давайте вспомним правила вежливости. (Ответы детей.) Верно. Нужно быть всегда приветливым –здороваться и прощаться, за помощь и заботу благодарить; старшим уступать место; упавшему помочь встать; не перебивать говорящего, не капризничать: каприз может испортить настроение другим и т.д.

Послушайте пословицу: «Слово лечит, слово и ранит».

Иногда слышу, что дети дразнятся.

Это хорошо или плохо? (Ответы детей.)

Давайте будем говорить только добрые и приятные слова друг другу и взрослым.

Игровое упражнение «Составь букет из вежливых слов»

На столе цветы.

Каждый ребенок берет по цветку, говорит вежливое слово и ставит цветок в вазу.

Воспитатель.

Получился необыкновенный букет, поставим его в группе на видное место и не будем забывать всегда говорить вежливые слова. Чтобы стать вежливым, надо чаще говорить приятные и добрые слова окружающим. Вежливые слова можно не только произносить, но и показывать с помощью жестов, мимики, движений.

 Упражнение «Будь вежливым!»

 Дети двигаются под веселую музыку, с ее окончанием останавливаются и изображают «вежливое» действие (добрый поступок): пропускают кого-то вперед, помогают перейти улицу и т.д.

Воспитатель угадывает, что делают дети.

Работа в парах за столами.

Воспитатель предлагает посмотреть картинки с изображением ситуаций, в которых люди нарушают правила поведения.

 Дети оценивают поступки и дают пояснения, как поступить правильно.

Игровое занятие: «Дружба начинается с улыбки»

Цель. Способствовать усвоению дошкольниками нравственных понятий: дружба, вежливость, доброжелательность, отзывчивость. Задачи.

Развивать социальные навыки общения в игровой форме, умения проявлять отзывчивость, уступать товарищу. Обогащение опыта детей. Наблюдения за поведением окружающих взрослых и сверстников в различных ситуациях.

Разыгрывание ситуаций из жизни детей: поссорились из-за игрушки, толкнул товарища в игре или обидел словом, ребенок принес новую игру (игрушку) в группу и не дает поиграть. Как надо поступать в таких ситуациях? Можно ли ссориться, обижать товарища и драться? (Высказывания детей.)

Пальчиковое упражнение:

дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы рук ритмично соединяют в «замок».)

Мы с тобой подружим

 Маленькие пальчики.

(Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)

 Начинай считать опять.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили играть.

(Руки вниз, потрясти кистями.)

Социально-коммуникативное развитие «Поделись своей добротой»

Занятие с элементами тренинга

Цель. Формировать у детей нравственное качество – доброту.

Задачи. Воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение к окружающим.

Учить проявлять заботу о близких, пробуждать добрые чувства.

Воспитатель.

А какая она – доброта? Расскажите.

(Высказывания детей.)

Давайте поищем доброту в нашей группе.

 Пальчиковая гимнастика «Доброта»

Если пальчики грустят – Доброты они хотят.

(Пальцы прижимают к ладоням.)

 Если пальчики заплачут,

Их обидел кто-то, значит.

(Руки опускают вниз, трясут кистями.)

 Наши пальцы пожалеем,

Добротой своей согреем.

(Дышат на пальцы.)

Воспитатель.

Что нужно, чтобы доброта была повсюду?

(Ответы детей.)

Психогимнастика «Мы за руки возьмемся».

Мы за руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся;

Вот так, вот так.

Мы не будем ссориться,

Будем мы дружить.

Ручками своими

Тепло души дарить.

Если хмуримся с утра.

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

При работе с родителями я использовала активные формы и методы: родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки работ, изготовленных вместе с родителями; дни добрых дел; дерево добра; активное привлечение родителей к жизни детского сада (помощь в подготовке и проведении праздников; создание предметно-развивающей среды; и.т.п.).

Они позволили мне решать следующие задачи: активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; наладить тесный контакт с семьями воспитанников.

Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради по хвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

Вывод: Воспитание социально-нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Произведения для чтения детям

З. Александрова. «Мальчик потерялся»; А. Барто. «Требуется друг», «Вовка – добрая душа»; Е. Благинина. «Посидим в тишине», «Подарок»; Л. Воронкова. «Ссора с бабушкой»; П. Воронько. «Мальчик Помогай»; В. Катаев. «Цветик-семицветик»; И. Крылов. Басня «Лебедь, щука и рак»; Э. Мошковская. «Кто самый добрый», «Обида»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»; С. Маршак. «Друзья-товарищи», «Ежели вы вежливы»; С. Михалков. «Как друзья познаются», «Песенка друзей»; Н. Носов. «На горке», «Огурцы», «Карасик»; В. Осеева. «Своими руками», «Просто старушка», «Печенье», «Сыновья», «Волшебное слово»; Г. Остер. «Вредные советы»; Л. Пеньевская. «Как Миша варежку потерял»; Е. Пермяк. «Самое страшное», «Для чего нужны руки?», «Чужая калитка»; С. Погореловский. «Вежливый»; И. Полюшко. «Что такое доброта?»; Е. Серова. «Нехорошая история»; В. Сухомлинский. «Петушок-братик, добрый день!», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят спасибо» и др.; Н. Ходза. «Кто напутал?»; венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»; монгольская народная сказка «Пирамида дружбы»; русские народные сказки: «Хаврошечка», «Заяц-хваста», «Крылатый, Мохнатая да Масленый», «Лиса и журавль» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театральной деятельности в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаю...

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР....

Конспект интегрированной совместной деятельности по формированию элементарных математических представления для детей среднего дошкольного возраста

Целью занятия является развитие познавательных способностей детей, умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы....

Статья «Дидактическая игра как средство формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние. К.Д. Ушинский писа...

План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1.     Изучен...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

На современном этапе, в мире телевизоров и компьютеров дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, значительно обедняя свою чувственную сферу. Дошкольники стали менее отзывчивыми к чувства...