МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
методическая разработка (старшая группа)

Татьяна Александровна Карпова

Театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умений воспринимать, оценивать чувство прекрасного в окружающем мире и передавать свое отношение к нему 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель: повышение профессионального мастерства по освоению технологии организации театрализованной деятельности в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

1. Представить опыт работы по использованию современных театрально-игровых технологий в процессе театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.

2. Познакомить с этапами работы по подготовке сказки к инсценировке.

3. Стимулировать к овладению педагогическими средствами работы над развитием эмоций, выразительностью вербальных и невербальных средств общения.

4. Сформировать мотивацию у педагогов на повышение эффективности образовательной деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

посредством использования театрально-игровых технологий.

Ожидаемый результат:

-повышение уровня профессиональной компетенции педагогов  по использованию различных педагогических средств  развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста за счет овладения новыми способами организации театрализованной деятельности.

-понимание участниками мастер-класса сути авторской системы работы над инсценировкой сказки;

- практическое освоение участниками методами и приёмами в рамках транслируемого опыта;

-активизация познавательной деятельности ;

-рост мотивации к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Раздаточный материал: иллюстрации, листы бумаги, фломастеры, карандаши, ножницы, скрепки, степлер.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук.

Методическое обоснование выбора темы.

Дошкольный возраст – важнейший период развития личности каждого ребенка. Именно он обеспечивает общее развитие ребенка, формирует его отношение к миру. Чтобы ребенок мог познавать этот сложный мир, чтобы почувствовал себя нужным, он должен научиться жить в обществе.

Глобальное снижение уровня речевой культуры детей в обществе серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Педагоги, в большинстве случаев, отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Несмотря на определенные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития детей, а также одна из основных задач подготовки их к дальнейшей жизни.

Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности воспитанников в рамках ФГОС ДО является одной из задач образовательного учреждения.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития детей подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия: между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования; потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности.

Одним из направлений становления и развития коммуникативной компетентности детей является использование театрально-игровых технологии в детском саду. Современная концепция дошкольного образования, в условиях ФГОС ДО, предусматривает реализацию в ДОО образовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей любой возрастной группы, прежде всего в форме игры. Игра, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, интересна ребенку, а в сочетании с театрализованной деятельностью она позволяет решать множество педагогических задач. Озвучивая определенный персонаж, дети передают голосом его настроение, а значит, обучаются интонационной выразительности. Также они учатся правильной постановке пауз, грамотной постановке логического ударения, учатся произносить фразу в определенном темпе. В ходе инсценировок дети стараются координировать свою речь и дыхание. Показывая движение персонажа и одновременно озвучивая его, ребенок обучается координации речи с движением. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности.

Особенно актуализируется проблема развития театрального творчества в этом году, в связи с тем, что 2019 год объявлен годом Театра (Указ президента Российской Федерации от 28.04.2018 г., № 181).

Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры.

Прежде, чем продолжить нам необходимо разобраться в вопросе:

Что такое технология?

Как и любая технология, это процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Основные требования (критерии), предъявляемые к педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость

Структура образовательной технологии

Структура любой образовательной технологии состоит из трех частей:

  1. Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  2. Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  3. Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям. Если рассматривать театрально-игровые технологии, то в ней соблюдены все требования.

Концептуальная часть.

В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. Концептуальную основу технологии развития театрального творчества составляют подходы к организации театрализованной деятельности режиссеров З.Я. Корогодского и д.п.н., профессора О.В. Дыбиной, а также ряд теоретических и практических положений, выделенных на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы. З.Г. Корогодским  выделены следующие концептуальные принципы:

  • Переход от драматизации к импровизации как основе истинного творческого проявления эмоций и чувств ребенка, при которой сохраняется смысл и атмосфера театрализованной деятельности.
  • Синтезирование слова и музыки, живописи и действия, направленное на воображение и сознание ребенка.
  • Богатое воображение детей и удивительная отзывчивость помогают им полноценно, эмоционально воспринимать образный театральный язык.

О.В. Дыбина указывает на связь театрализации с игрой. В дошкольном возрасте театрализованная игровая деятельность принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы рукотворного мира (игрушки, куклы, фигурки); когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов) исполняют взятую на себя роль. При этом О.В. Дыбина отмечает, что театрализованные игры займут определенное место в системе работы при условии:
- наличия и развития представлений, интереса детей к различным видам театра;
- разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по литературным произведениям:

- овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
- серьезного, искреннего, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр; 
- наличия сценических навыков, способности младших школьников при передаче характера пользоваться выразительными средствами (мимикой, походкой, интонацией, жестом, позой) и

находить соответствующее эмоциональное состояние героя.

Еще одним теоретическим фундаментом являются психологические идеи выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского, который определил физиологическое обоснование предпосылок формирования творчества в театрализованной деятельности. Он  заявил, что природной основой для развития творчества является особенность нервной системы, а именно, ее пластичность. Также Л.С. Выготский отмечал, что не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

Для эффективной реализации технологии организации театрализованной деятельности мы в детском саду определили систему условий

Условия реализации технологии.

Первая группа условий:

  • развитие представлений о разных видах театра;
  • разнообразие атрибутов и доступность художественного оформления;
  • овладение правилами и приемами определенного вида театрализованной деятельности;
  • эмоционально-положительное отношение взрослого к театрализованному творчеству ребенка.
  • Вторая группа условий:
  • организация предметно-пространственной среды (материал, обстановка, атмосфера);
  • роль взрослого (предоставление возможностей для самостоятельности, инициативы, творчества, направляющая функция); 
  • активная позиция самого ребенка.

Содержательная часть

Главная цель использования театрально - игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений театрализованной деятельности в зависимости от условий детского сада и уровня развития детей.

Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенным и речевыми.

Останавливаясь на процессуальной характеристике технологии развития театрального творчества, следует отметить, что данная технология основана на педагогическом взаимодействии взрослого и ребенка в форме игр, упражнений и этюдов, построенном на принципе свободной импровизации в театрализованной деятельности. Этюды на выражение различных эмоциональных состояний способствуют развитию умения адекватно отображать и проявлять эмоции и чувства, развивают рефлексию. Упражнения, направлены на развитие определенных сценических приемов, настрой детей на театрализованную деятельность

Новизна моего опыта по организации театрализованной деятельности состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий: создание системы занятий с включением интерактивности в театрализации, внедрение театрально-игровых технологий в разные виды деятельности.

Мой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что театрализованная деятельность, способствует интеллектуальному и социально-эмоциональному развитию детей. Дети стали более социализированы (уменьшилось количество конфликтных ситуаций, дети научились договариваться). Повысился познавательный интерес и любознательность, дети стали проявлять творческую инициативу и самостоятельность в игре.

В результате реализации задач по развитию коммуникативных компетенций у детей значительно повысился уровень творческой самостоятельности и активности, воображения и способности перевоплощаться в образы. Дети стали увереннее, что способствует успешной адаптации и социализации в обществе сверстников, взрослых. Об эффективности проводимой работы говорит и тот факт, что развивается социальная активность детей, самостоятельность, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, развиваются речевые и познавательные функции.

Деятельность «педагога-мастера»

Деятельность «педагогов-учеников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» ...

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Перспективный план работы с детьмипо теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...

"Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность"

В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты основные понятия: коммуникативные навыки, социализация детей с ОВЗ. т...

Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Основной целью семинара является повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализо...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в игровой и театрализованной деятельности"

laquo;Развитие коммуникативных навыков у дошкольниковв игровой и театрализованной деятельности» Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек безкоммуникации не ...

«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».

слайд 1Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».слайд 2Детский сад – это первый опыт социализации ребенка. Каким он б...