МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
методическая разработка (старшая группа)
Театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умений воспринимать, оценивать чувство прекрасного в окружающем мире и передавать свое отношение к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Цель: повышение профессионального мастерства по освоению технологии организации театрализованной деятельности в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
1. Представить опыт работы по использованию современных театрально-игровых технологий в процессе театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.
2. Познакомить с этапами работы по подготовке сказки к инсценировке.
3. Стимулировать к овладению педагогическими средствами работы над развитием эмоций, выразительностью вербальных и невербальных средств общения.
4. Сформировать мотивацию у педагогов на повышение эффективности образовательной деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
посредством использования театрально-игровых технологий.
Ожидаемый результат:
-повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по использованию различных педагогических средств развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста за счет овладения новыми способами организации театрализованной деятельности.
-понимание участниками мастер-класса сути авторской системы работы над инсценировкой сказки;
- практическое освоение участниками методами и приёмами в рамках транслируемого опыта;
-активизация познавательной деятельности ;
-рост мотивации к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Раздаточный материал: иллюстрации, листы бумаги, фломастеры, карандаши, ножницы, скрепки, степлер.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук.
Методическое обоснование выбора темы.
Дошкольный возраст – важнейший период развития личности каждого ребенка. Именно он обеспечивает общее развитие ребенка, формирует его отношение к миру. Чтобы ребенок мог познавать этот сложный мир, чтобы почувствовал себя нужным, он должен научиться жить в обществе.
Глобальное снижение уровня речевой культуры детей в обществе серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Педагоги, в большинстве случаев, отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Несмотря на определенные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития детей, а также одна из основных задач подготовки их к дальнейшей жизни.
Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности воспитанников в рамках ФГОС ДО является одной из задач образовательного учреждения.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития детей подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия: между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования; потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности.
Одним из направлений становления и развития коммуникативной компетентности детей является использование театрально-игровых технологии в детском саду. Современная концепция дошкольного образования, в условиях ФГОС ДО, предусматривает реализацию в ДОО образовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей любой возрастной группы, прежде всего в форме игры. Игра, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, интересна ребенку, а в сочетании с театрализованной деятельностью она позволяет решать множество педагогических задач. Озвучивая определенный персонаж, дети передают голосом его настроение, а значит, обучаются интонационной выразительности. Также они учатся правильной постановке пауз, грамотной постановке логического ударения, учатся произносить фразу в определенном темпе. В ходе инсценировок дети стараются координировать свою речь и дыхание. Показывая движение персонажа и одновременно озвучивая его, ребенок обучается координации речи с движением. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности.
Особенно актуализируется проблема развития театрального творчества в этом году, в связи с тем, что 2019 год объявлен годом Театра (Указ президента Российской Федерации от 28.04.2018 г., № 181).
Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры.
Прежде, чем продолжить нам необходимо разобраться в вопросе:
Что такое технология?
Как и любая технология, это процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Основные требования (критерии), предъявляемые к педагогической технологии:
- Концептуальность
- Системность
- Управляемость
- Эффективность
- Воспроизводимость
Структура образовательной технологии
Структура любой образовательной технологии состоит из трех частей:
- Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
- Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
- Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям. Если рассматривать театрально-игровые технологии, то в ней соблюдены все требования.
Концептуальная часть.
В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. Концептуальную основу технологии развития театрального творчества составляют подходы к организации театрализованной деятельности режиссеров З.Я. Корогодского и д.п.н., профессора О.В. Дыбиной, а также ряд теоретических и практических положений, выделенных на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы. З.Г. Корогодским выделены следующие концептуальные принципы:
- Переход от драматизации к импровизации как основе истинного творческого проявления эмоций и чувств ребенка, при которой сохраняется смысл и атмосфера театрализованной деятельности.
- Синтезирование слова и музыки, живописи и действия, направленное на воображение и сознание ребенка.
- Богатое воображение детей и удивительная отзывчивость помогают им полноценно, эмоционально воспринимать образный театральный язык.
О.В. Дыбина указывает на связь театрализации с игрой. В дошкольном возрасте театрализованная игровая деятельность принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы рукотворного мира (игрушки, куклы, фигурки); когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов) исполняют взятую на себя роль. При этом О.В. Дыбина отмечает, что театрализованные игры займут определенное место в системе работы при условии:
- наличия и развития представлений, интереса детей к различным видам театра;
- разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по литературным произведениям:
- овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
- серьезного, искреннего, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр;
- наличия сценических навыков, способности младших школьников при передаче характера пользоваться выразительными средствами (мимикой, походкой, интонацией, жестом, позой) и
находить соответствующее эмоциональное состояние героя.
Еще одним теоретическим фундаментом являются психологические идеи выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского, который определил физиологическое обоснование предпосылок формирования творчества в театрализованной деятельности. Он заявил, что природной основой для развития творчества является особенность нервной системы, а именно, ее пластичность. Также Л.С. Выготский отмечал, что не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Для эффективной реализации технологии организации театрализованной деятельности мы в детском саду определили систему условий
Условия реализации технологии.
Первая группа условий:
- развитие представлений о разных видах театра;
- разнообразие атрибутов и доступность художественного оформления;
- овладение правилами и приемами определенного вида театрализованной деятельности;
- эмоционально-положительное отношение взрослого к театрализованному творчеству ребенка.
- Вторая группа условий:
- организация предметно-пространственной среды (материал, обстановка, атмосфера);
- роль взрослого (предоставление возможностей для самостоятельности, инициативы, творчества, направляющая функция);
- активная позиция самого ребенка.
Содержательная часть
Главная цель использования театрально - игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений театрализованной деятельности в зависимости от условий детского сада и уровня развития детей.
Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенным и речевыми.
Останавливаясь на процессуальной характеристике технологии развития театрального творчества, следует отметить, что данная технология основана на педагогическом взаимодействии взрослого и ребенка в форме игр, упражнений и этюдов, построенном на принципе свободной импровизации в театрализованной деятельности. Этюды на выражение различных эмоциональных состояний способствуют развитию умения адекватно отображать и проявлять эмоции и чувства, развивают рефлексию. Упражнения, направлены на развитие определенных сценических приемов, настрой детей на театрализованную деятельность
Новизна моего опыта по организации театрализованной деятельности состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий: создание системы занятий с включением интерактивности в театрализации, внедрение театрально-игровых технологий в разные виды деятельности.
Мой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что театрализованная деятельность, способствует интеллектуальному и социально-эмоциональному развитию детей. Дети стали более социализированы (уменьшилось количество конфликтных ситуаций, дети научились договариваться). Повысился познавательный интерес и любознательность, дети стали проявлять творческую инициативу и самостоятельность в игре.
В результате реализации задач по развитию коммуникативных компетенций у детей значительно повысился уровень творческой самостоятельности и активности, воображения и способности перевоплощаться в образы. Дети стали увереннее, что способствует успешной адаптации и социализации в обществе сверстников, взрослых. Об эффективности проводимой работы говорит и тот факт, что развивается социальная активность детей, самостоятельность, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, развиваются речевые и познавательные функции.
Деятельность «педагога-мастера»
Деятельность «педагогов-учеников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» ...
Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Перспективный план работы с детьмипо теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»...
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...
"Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность"
В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты основные понятия: коммуникативные навыки, социализация детей с ОВЗ. т...
Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Основной целью семинара является повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализо...
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в игровой и театрализованной деятельности"
laquo;Развитие коммуникативных навыков у дошкольниковв игровой и театрализованной деятельности» Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек безкоммуникации не ...
«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».
слайд 1Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».слайд 2Детский сад – это первый опыт социализации ребенка. Каким он б...