Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)
методическая разработка (средняя группа) по теме
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 722.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ 2044 ДШО (Дмитровское ш., д. 165Е, корп. 13)
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры
(из опыта работы)
Подготовила и выполнила
воспитатель группы № 4 «Русалочка»
Алымова Е.А.
Средняя группа | ноябрь - декабрь 2014г. |
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)
Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания воспитателей. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.
Общение и совместная деятельность - важнейшие составляющие жизни ребенка, неотъемлемая часть процесса его социализации. Поэтому необходимо специальное внимание воспитателей к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.
Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям дошкольного возраста, это еще и способность детей управлять своим поведением.
Общение - сложный многоплановый процесс установления развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью и включающий в себя как минимум три различных аспекта: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Средствами коммуникации являются различные знаковые системы, прежде всего, речь («вербальные коммуникации») и другие системы знаков, составляющие «невербальные коммуникации».
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Для развития умения сотрудничать (учить слышать, понимать и подчиняться правилам) были проведены следующие игры:
- Зайчики и лиса.
Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребёнок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять». Дети выбегают на середину зала и начинают весело прыгать. Через некоторое время, воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает». Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали». Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в чётком соответствии со словесными указаниями взрослого.
- Совушка – сова.
Детям показывают сову (картинка), рассказывают о ней. Один ребёнок – сова; остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул), птички бегают вокруг неё, осторожно к ней приближаются. Воспитатель говорит: «Совушка - сова, большая голова, на дереве сидит, головой вертит, во все стороны глядит. Вдруг она как полетит… !». При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется.
Для обучения контролирования движения и работы по инструкции была предложена следующая игра:
Горная тропинка.
Перед игрой детям читают басню С. Маршака «Два барана» и проводят беседу по её содержанию.
- Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?
- Какие качества погубили баранов?
- Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся ситуации?
- Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?
Затем начинается игра. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдёте навстречу друг другу (вспомните баранов). Ваша задача – не свалиться в пропасть. Помните, что вы идёте по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть». Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть. Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?». Оцениваются активность, внимание к партнёру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.
Для развития умение активно слушать (обучаем общению на вербальном и невербальном уровнях, определяя эмоциональное состояние других людей) были разыграны пантомимические этюды.
Детям предлагают изобразить походку животных, шум ветра и др.
Для развития умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации были проведены сюжетно – ролевые игры.
- Магазин игрушек. Дети делятся на две группы - «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для неё действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают.
- Путешествие Буратино. Детям показывают Буратино (кукла) и говорят, что он – заядлый путешественник и сейчас расскажет о том, где был и что видел, а дети стараются отгадать, в каких помещениях детского сада он побывал и когда (зимой, летом; утром или вечером) это было. Итак, Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются; расстёгивают пуговицы, снимают одежду, складывают её, потягиваются, расстилают постель, успокаиваются, отдыхают, спят; пляшут, поют, слушают, притоптывают, кружатся, кланяются; маршируют, подлезают, приседают, пролезают, сгибаются, разгибаются, спрыгивают. Был Буратино в детском саду тогда, когда дети приходят, здороваются, раздеваются, переобуваются, заходят в группу; обедают, благодарят; одеваются, прощаются, уходят; купаются, загорают, ходят босиком, собирают ягоды; катаются на лыжах, на санках, лепят снежных баб.
Для развития умения устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения предложена игра «Я бросаю тебе мяч». Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают мяч и говорят: «я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть котёнком, люблю смотреть на цветы и т.д.)»
Для развития умение давать доброжелательную оценку другому разыграна игра:
- «Построим город». Один ребёнок – «архитектор». Его задача – рассказать «начальнику стройки» (его выбирают дети), какой город он хочет построить. Начальник стройки, учитывая особенности каждого ребёнка, распределяет роли и объясняет каждому, что он должен делать. Когда строительство закончено, начальник благодарит всех за работу, а архитектор оценивает соответствие постройки его замыслам
Для усвоения методики выявления уровня коммуникативного развития детей от 3 до 7 лет были проведены данные игры:
- Игра. Задание детям: «Давай поиграем в дочки-матери. Это твоя дочка, а ты мама. Я к вам приду в гости. Это посуда, в ней будешь варить обед. Ты можешь укладывать дочку спать, кормить и т.д.». Ребёнок должен принять роль и в соответствии с ней выполнять соответствующие игровые действия, развивая сюжет «Дочки-матери». Взрослый предлагает определённый сюжет, роли, объясняет игровые действия, затем ребёнок самостоятельно разворачивает свою деятельность. Взрослый может оказывать помощь в случае, если она потребуется: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребёнка. Общение осуществляется на фоне практических действий с игрушками.
- Беседа. Вопросы: где работают твои родители? У тебя есть братик (сестричка)? Если бы ты был дома один, кого бы ты ждал больше всего? Если бы у тебя были два-три билета в цирк, с кем бы ты пошёл? Ты бы смог отдать свой билет, если бы билетов не хватало, брату, сестре, родителям? С кем ты дружишь в группе? Почему? С кем ещё хотел бы дружить? Хочешь ли ты идти в детский сад? Во что больше любишь играть? С кем любишь играть? Ребёнок должен поддержать беседу на личностные (социальные) темы, оценивая достоинства, недостатки и поступки других людей. Проводится беседа на личностные темы. Взрослый задаёт вопросы о семье, друзьях, отношениях в группе; может рассказывать о себе, о поступках разных людей, оценивать свои достоинства и недостатки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-163394-1357276507.jpg)
Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (из опыта работы)
Увлекаюсь театрализованной деятельностью. Написала опыт работы по этой теме. Предлагаю познакомиться с содержанием, аннотацией, пояснительной запиской. Практический материал буду выкладывать по мере в...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-141858-1353155717.png)
Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-141858-1353155717.png)
Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Перспективный план работы с детьмипо теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-841795-1478451919.jpg)
«Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)
За последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь во всём своем многоо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-158528-1386236029.jpg)
Дополнительная образовательная программа по социально-коммуникативному развитию для детей дошкольного возраста через театрализованные игры "Мир общения"
Основной целью программы является - развитие навыков межличностного взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.Основные задачи:создавать условия для социально-коммуникативного разви...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-32718-1413045621.jpg)
Из опыта работы. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре.
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/26/picture-402029-1403763151.jpg)
Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Основной целью семинара является повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализо...