Перспективное планирование ТРИЗ технологий
материал (старшая группа)
Материал предназначен для педагогов, логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_triz_st.gr_.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей
старшего возраста
Цель: Развитие диалектического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Месяц | Тема | Задачи | Оборудование |
Октябрь | 1.Противоречия в природе, погоде. | Активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы. 1.3накомство с помощником воспитателя. 2. Диалог с игрушкой о погоде 3. Подвижная игра «Солнышко и дождик» 4. Подведение итогов. | Черный ящик, полотенце. |
2. Противоречия в предметах. | Систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов. 1.Классификация игрушек по различным признакам 2.Подвижная игра «Разбежались». 3.Обсуждение противоречий в предметах. 4.Подведение итогов. | Игрушки большого размера | |
Ноябрь | 1. Противоречия в предметах (продолжение).
| Систематизировать знания детей о профессиях: научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, мышление, память. 1.Беседа о профессиях. 2.Игра «Дрессировщики». 3.Дидактическая игра «Магазин». 4.Подведение итогов. | Мяч, конфета, нож, будильник |
2. Противоречия в ситуациях.
| Обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни. 1.Противоречия в болезни. 2.Игра «Простуда» 3.Анализ ситуаций. 4.Подведение итогов. | Бинт, шарф | |
3.Противоречия в размерах. | Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных. 1.Анализ проблемной ситуации. 2.Игра «Большие», «Маленькие». 3.Упражнение «Расставь по порядку». 4.Подведение итогов. | Кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных. | |
4.Противоречия в количестве. | Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества. 1.Анализ проблемной ситуации. 2.Игра «Много», «Мало». 3.Противоречия в количестве. 4.Примеры ситуаций. 5.Подведение итогов. | Конфета | |
Декабрь | 1.Противоположные признаки. | Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме (мозгового штурма). 1.Противоречия в зиме. 2.Игра на внимание. 3.Проблемная ситуация. 4.Подведение итогов. | Пакет от подарка |
2. Обучающее занятие по противоречиям. | Систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты, как совокупности противоположностей. | Предметы разные | |
3. Подсистема человека. | Систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать, воображение 1.«Сборка робота». 2.Игра «Руки, ноги, голова». 3.Обсуждение «Что для чего?» | Бумажные части тела робота | |
4.Подсистемы предметов: объект (чайник). | Систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление, умение прогнозировать. 1.Обсуждение «Какой чайник лучше?». 2.Игра-эстафета «Наполни чайник». 3.Анализ подсистем. 4.Подведение итогов | Настоящий и игрушечные чайники | |
Январь | 1.Подсистемы предметов: объект (машина). | Систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание о правилах дорожного движения. 1.Анализ подсистем. 2.Игра «Светофор». 3. Обсуждение «Какие бывают машины по назначению». 4.Подведение итогов. | Машина грузовик, игрушечный или бумажный - светофор, игрушки, рисунки – иллюстрации различных машин. |
2.0бобщающее занятие по подсистемам. | Систематизировать восприятие объектов, как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение. 1.0бсуждение «Конструкторы» 2.Игра «Кто больше?». 3.Сочинение загадок. 4.Подведение итогов. | Разборные игрушки | |
3.Метод «Маленьких человечков». | Познакомить с методом «Маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины 1.Обсуждение «Что не делится на части?» 2.Игра «Назови твердое». 3.Инсценировка «Маленьких человечков» 4.Подведение итогов. | Мяч | |
4.Твердые и жидкие человечки. | Активизировать мышление детей; закрепить представления о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объекта. 1. Решение проблемной ситуации. 2.Сравнение твердых и жидких веществ. 3. Игра «3амри». 4.Моделирование ситуации. 5.Подведение итогов | Бумажная коробка, стакан с водой | |
Февраль | 1.Газообразные человечки. | Активизировать мышление детей, систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться. Работа по схеме, объяснение выбора | Карточки с изображением маленьких человечков |
2.«Цветные человечки». | Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое сознание. 1. Анализ проблемной ситуации. 2.Упражнение «Волшебная дорожка». 3.Игра «Светофор». 4.Подведение итогов. | Краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок | |
3. Обобщающее по ММЧ. | Развивать познавательную активность; умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы. 1.Упражнение «Черный ящик». 2.Беседа о мыльных пузырях. 3.Практическая работа. «Кто больше надует пузырь». 4.Беседа о свойствах вещества (опыт). | «Черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ. | |
4. Функции подсистем. | Систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление. | Кубики | |
Март | 1.«Системный лифт» | Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление, развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте. 1. Упражнение «Назови общее» 2. Анализ противоречий. 3. Упражнение «Лифтовый зверь». 4.Ведение понятия «системный лифт». 4.Подведение итогов. | Детские рисунки, «системньй лифт» (наборное полотно), ручка, грибок, флажок. |
2. Надсистемы и подсистемы объекта | Активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта. 1.Проблемная ситуация. 2.Подведение итогов. | «Системный лифт», игрушки, наборы карточек. | |
3. Обобщающее занятие по над- и подсистемам. | Закрепить представления о над - и подсистемах объектов, умение пользоваться моделью «системный лифт». 1.Упражнение «Назови этаж». 2.Игра «Первый, второй, третий». 3.Игры в группах. 4.Игра с мячом «Чем было раньше?» 5.Подведение итогов (рефлексия). | «Системный лифт», наборы карточек. | |
4.Прошлое. | Обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать 1.Беседа «Что было раньше?». 2.Физкультминутка с инсценировкой. 3.Игра с мячом «Что было раньше» 4.Подведение итогов. | Мяч | |
Апрель | 1.Будущее человека. | Систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации. 1.Упражнение «Что потом?». 2. Игра «Карлики и великаны». 3.Беседа «Будущее человека». 4. Подведение итогов. | Мяч |
2.Будущее предметов. | Развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать. 1.«Что потом?». 2.Игра «Съедобное, несъедобное». 3.Фантазирование. 4.Подведение итогов. Вывод. | Мяч | |
3.«Системный оператор». | Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки», развивать внимание. 1.Знакомство с системным оператором. 2. Игра «Вверх, вниз, вперед, назад». 3.Путешествие по «пятиэкранке» 4.Подведение итогов. | «Пятиэкранка – наборное полотно», мороженое - изображение, книга. | |
4.Обобщение игровой ситуации по системному оператору. | Закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление. 1.Анализ противоречий. 2.Игоа «Хорошо – плохо» 3.Работа с системным оператором. 4.Подведение итогов. | «Пятиэкранка», мешочек, различные предметы. | |
Май | 1.Анализ сказки по «системному оператору» | Формировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать; обучать использованию приема «наоборот», развивать воображение, эмпатию. 1.Упражнение «Какую сказку загадали?» 2.Анализ сказки по системному оператору. 3.Подвижная игра «Лиса и колобок». 4.Фантазирование. | Сказка «Колобок», рисунок или игрушка колобка, «пятиэкранка». |
2.Использование ресурсов для сочинения сказки. | Обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. 1.Сочинение загадок. 2.Игра «Колючий, не колючий». 3. Прием «Сочинение сказки». 4.Подведение итогов. | Рисунки колобка и ежика. | |
3. Другая точка зрения. | Систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения, развивать эмпатию. 1.Беседа «Сказка, не сказка» 2.Игра «Замри, отомри». 3. Прием «Другая точка зрения». 4.Подведение итогов. | «Волшебная палочка» | |
4.Обобщение за год пройденного материала. | Задания на противоречия, «ситемный лифт», ММЧ, другая точка зрения, ресурсы. В виде праздника, от лица игрушки, либо КВН. |
Используемая литература: С.И.Гин Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений – 4 –е изд. Минск: ИВЦ Минфина, 2008.-112 с. В данной книге разработаны конспекты НОД для детей старшего возраста. Представлен опыт работы для детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)
Перспективный план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....
Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".
“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла». Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”. П...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями
Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....
Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ
Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...