Статья на тему: "Культурные практики как способ организации образовательной деятельности"
статья

слесаренко татьяна владимировна

В статье рассматривается современный детский сад как целостное культурно-образовательное пространство, в котором целенаправленно и творчески воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

 Культурная практика как способ организации образовательной деятельности

«Есть две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает каждый ребенок в период своего уникального детства, — это освоение и созидание культуры..».

В.Т.Кудрявцев

И это не случайно, ведь дети своей естественной активностью и любознательностью познают себя и учатся создавать этот мир. Те же задачи решает взрослый, который поддерживает и обогащает уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога станет субкультура детства, которая, по мнению М. С. Кагана, является смысловым пространством ценностей, установок, способов деятельности и форм коммуникации, осуществляемых в детских общинах в конкретной исторической ситуации развития.[ 6 ]

 Федеральный государственный образовательный стандарт четко определяет возможность такого пространства через культурные практики. В основу реализации задач ФГОС положен культурологический подход[1], который определяет образование как способ приобщения ребенка к ценностям мировой  и национальной культуры, развития его творческих способностей и склонностей, защиты его прав и здоровья.  Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур. Этот акцент был подтвержден Асмоловым в том, что дошкольное образование рассматривается в системе ценностей координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают[ 2].

При развитой системе культурных практик ребенок нуждается не столько в воспитании, сколько в педагогической поддержке, сотрудничестве, общем ментальном отношении, заботе, взрослом и ребенке, их взаимном доверии, заботе об общем деле, интересах. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно-организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. Культурные практики разнообразны, основаны на текущих и будущих интересах ребенка, видах самостоятельной деятельности, поведении и опыте. Культурные практики - ситуативные, автономные, независимые, инициированные взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в разных группах, коллективах, сообществах и социальных структурах со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Также развитие позитивного

жизненного опыта, сопереживания, доброты и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативный опыт недовольства, обиды, ревности, протеста, хамства. От этой практики ребенок зависит его характер, ценности, стиль жизни, судьба[10].

Современный детский сад позиционируется как целостное культурно-образовательное пространство, в котором целенаправленно и творчески воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, формируются первичные ценностные ориентации, создаются условия освоения детьми культурных практик. Воспитатель выступает в качестве проводника и посредника между ребенком и культурой. Глубоко осознавая особенности дошкольного возраста, педагог способен приобщить ребенка к миру культуры, поддержать личность ребенка в его индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ»

Культура как универсальный человеческий опыт создает предпосылки для вхождения ребенка в мир культуры, ценностно-деятельностного развития действительности. Развитие культурной идентичности ребенка зависит от степени выраженности и интенсивности влияния культурных стандартов, лежащих в основе культурных практик, на личность ребенка в процессе его социализации, образования и воспитания. Ребенок в процессе социально-коммуникативного развития понимает базовые ценности мировой культуры, действия, опредмеченные простейшими орудиями культуры, способы осознания, понимания и объяснения собственных переживаний, эмоционального состояния другого человека (Л. С. Выготский)[3]; в игровой деятельности развивает ценности и смыслы человеческой деятельности (Д. Б. Эльконин)[13]; Дошкольный возраст - время формирования фундаментальных личностных новообразований, появление "качественно своеобразного единства субъекта-единства его личности" (Д. И. Фельдштейн)[14] и др.

Определение понятия «культурная практика» сложно и объемно.

Термин «культурные практики» широко используется в работах Н.Б. Крыловой. С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Эти виды деятельности и поведения ребенок начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию[ 5 ].

 Лыкова И.А. рассматривает понятие «культурные практики», как «ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах со взрослыми, сверстниками и младшими детьми».[ 10 ]

Практика ребенка становится культурной,  когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности).[5]

(Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике)

Шилова А.В., Фомичева Т.П. представляют понятие "культурные практики" как процесс стихийного и автономного приобретения и воспроизводства культурного опыта детей на основе освоения и присвоения культурных норм и ценностей, приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде, уникальной природой универсальных культурных умений, которая проявляется в самостоятельных действиях в виде собственных проб, поиска, выбора действий и поступков, манипулирование объектами, конструирования, продуктивной деятельности, творчества, исследования и так далее.

Т.П.Фомичева относит к культурным практикам исследовательские, искусство общения,  организационные, образовательные, проектные  методы и формы действий ребенка любого возраста.

В концепции В. Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Это детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного человека. По словам В. Т. Кудрявцева, ценность детства заключается в развивающемся взаимодействии культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок — культурное развитие и культурное созидание. Те же задачи решает взрослый, который поддерживает и обогащает уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.[ 7]

Таким образом, проведя сравнительный анализ определения «культурные практики» отечественными педагогами, можно выделить общее в концепциях в том, что культурные практики – это процесс приобщения ребенка к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка.

В культурных практиках дети самостоятельно, по собственной инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, навыков осваивают доступные им виды деятельности и поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявлять инициативу, оправдывать свой выбор, высказывать собственное мнение, оценивать ситуацию или действовать. Индивидуальность ребенка развивается в различных для каждого культурных практиках, не похожих на практики другого, хотя деятельность может быть одной. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и вольны интегрировать детей в разные варианты сочетания (иногда неожиданного для взрослого). Культурные традиции также спонтанное накопление детьми разнообразного опыта общения и продуктивного взаимодействия со сверстниками и детьми других возрастов (моложе и старше), когда дети объединяются в пары, малые и большие группы. А это обогащение опыта дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы.

Здесь раскрываются истоки "скрытого" нравственного воспитания, эмоционально - волевого развития и развития "фоновых" знаний, в том числе приобретения "неясных" знаний. Культурная практика также включает негативный опыт, такой, как недовольство, негодование, ревность, протест и даже грубость и агрессию ребенка. От этой практики зависит характер ребенка, система ценностей и оценок, стиль жизни, судьба. И роль взрослого в такой ситуации трудно переоценить. Ведь выбор культурной практики ребенка зависит от того, какие условия создаются воспитывающим взрослым, как организовано пространство саморазвития, какое избирается или создается "событие влияния" на ребенка. И так, педагог является носителем культуры, разнообразных способов действия, которые он передает ребенку в совместной деятельности. Перед педагогом стоит актуальная педагогическая задача - предоставить возможность каждому ребенку сделать самостоятельный выбор и "раскрыть себя в различных видах деятельности.

Таким образом, культурная практика это:

 обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности;

 различные виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, сформированные с первых дней жизни ребенка, исходя из текущих и будущих интересов ребенка;

 обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с жизненным содержанием его бытия и события с другими людьми;

  приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. д.;

 спонтанное, а иногда и обычное освоение различного опыта общения и группового взаимодействия со взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

 ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Культурные практики ребенка охватывают различные сферы деятельности дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н. Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все многообразие социально ориентированных, организационных, коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые дошкольник принимает в своем опыте самостоятельно или при поддержке педагога и взаимодействии с ним. Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям: культурные практики, основанные на инициативах самих детей, и культурные практики, инициированные, организованные и направленные взрослыми.[ 5]

Культурные практики, основанные на собственных инициативах детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая проходит как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская деятельность в данном случае направлена на самопознание окружающей среды, поиск ответов на вопросы, воспроизводство методов действия и проверку культурных закономерностей, норм, творческую реализацию идей, наблюдение, изучение объектов, представляющих интерес для ребенка, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др. Самостоятельной деятельности детей в дневном режиме отводится от трех до четырех часов в день (в зависимости от возраста детей).

Культурные практики организованные  и направляемые взрослыми. Данные культурные практики направлены педагогом на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основаны на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики разрабатываются преподавателем в соответствии с образовательными целями. Выбор культурных практик напрямую связан с содержанием комплексного тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельность поведения и деятельности, чувства и позитивную социализацию и индивидуализацию дошкольников[11].

Рассмотрим, как в различных источниках предлагается организовывать культурные практики дошкольников:

  • Так, в программе «Детство» (под.ред. А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Бабаевой, О.В.Солнцевой) [4] предлагаются следующие виды и формы культурных практик:

Совместная игра воспитателя и детей, самодеятельная детская игра (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры). Является ведущей культурной практикой для детей дошкольного возраста.

- Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие

- Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

- Творческая мастерская  предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книго печатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.

 - Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)- форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

 - Детский досуг- вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, отдыха(например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.).

– Развлечения способствуют разностороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус, повышают двигательную активность. Развлечения с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире.

- Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной партнёрской деятельности дошкольников, и взрослых.

Во второй половине дня организуются различные культурные практики, которые сосредоточены на самостоятельности и творчестве детей в различных видах деятельности. В культурной практике воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества между взрослыми и детьми. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. Совместная игра воспитателя и детей (ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительные и конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, развитие у детей игровых навыков.

2.Корепанова Марина Васильевна (доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики дошкольного образования Волгоградского государственного социально - педагогического университета) в статье «Роль культурных практик в образовательной деятельности» предлагает следующую организацию культурных практик[ 8]:

 Интеграция различных видов практик, которая расширяет возможности ребенка в различных образовательных областях и выступает содержанием и условиями формирования личностных качеств дошкольника:

• получение опыта игровой деятельности - как результат и способ познания

мира;

• освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности,

отношений - как способ интеграции в ближайшем социуме;

• приобретение опыта познавательно-исследовательской деятельности,

формирование познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности – как способ преобразования

окружающего мира.

Иными словами, культурные практики должны быть обеспечены созданием

условий, которые позволят детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

Выделяет следующие виды культурных практик:

1) Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная деятельность,

познавательно-исследовательская деятельность и др.).

2) Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом( ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность и др.)

3) Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.)

4) Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и т.д.)

5) Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков)

6) Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, трудовое воспитание, экологическое воспитание)

7) Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание).

Также выделяет преимущества проектной деятельности в реализации культурных

практик дошкольников:

  • проектная деятельность стимулирует, поддерживает и развивает познавательную инициативу ребенка инициативу ребенка;
  • создает условия для самостоятельного получения ребенком конкретного результата по воплощению творческого замысла, оформленного в виде культурно-значимого продукта деятельности;
  • содействует сотрудничеству детей и взрослых, обеспечивая формирование опыта позитивной социализации.

3. Ольга Александровна Шиян ( ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ, международный эксперт ECERS) говорит о том, что у дошкольников есть ценнейшие качества[ 12]:

- это готовность играть, а в игре уже присутствует способность быть «самому себе режиссером», субъектом своего действия;

- готовность экспериментировать и пробовать, в том числе пробовать свои собственные силы и границы в отношениях с другими людьми;

- живость воображения;

- любопытство.

Нужно только услышать голос ребенка, дать ему возможность высказаться, т.к. это принципиально важно для взросления и обучения.

Поэтому возможны следующие виды и формы  культурных практик:

- дети должны быть окружены своими работами – свидетельствами своей состоятельности. Фотографии, записи текстов, хроники событий, в том числе видео нужны ребенку, чтобы он видел свою продуктивность и свой рост. Тогда он быстрее обнаруживает свое действие, осознает его. Это важно, чтобы уметь ставить цели (в том числе по своему развитию - хочу научиться) и оценивать (я научился, а тут почти уже научился). Именно для этого нужны (в доступе у детей!) свои папки, которые можно перебирать – листать – вспоминать.

- "говорящие стены", где вывешиваются в том числе и детские работы: маленькому человеку важно видеть свою продуктивность немедленно! Тогда произведения сразу начинают "работать" - призывать и самого автора, и других детей. А иначе – лежат мертвыми бумагами;

- отдельный важный момент – это необходимость создать ситуации, в которых можно услышать и голос тех детей, которым по разным причинам высказываться трудно – например, детей, которые в детском саду говорят на неродном языке;

- достаточное количество разных полифункциональных игрушек, которые могут превращаться во что угодно. И при этом чтобы взрослый был готов «подкинуть дровишек» в затухающий или стереотипный сюжет;

- много кубиков (действительно, много – чтобы двое-трое детей могли построить большой сложный замок) и достаточно места, чтобы этот замок не мешал  подвижным играм и его можно было не разрушать несколько дней. И при этом чтобы взрослый время от времени интересовался тем, что строится, поддерживал или подкидывал идею постройки или чертежа;

 - много разных и привлекательных математических игр и приспособлений, помогающих детям освоить счет, измерения и формы. И при этом чтобы взрослый обращался к счету, сравнениям и измерениям, показывая, как они необходимы в повседневной жизни или игре, оказывался рядом с ребенком, взвешивающим что-то для кукол, отмеряющему песок или воду;

-  много разных книг, в том числе и откликающихся на ту тему, которой сейчас занимается группа. И чтобы взрослый обращался к книгам за помощью в повседневных ситуациях, чтобы дети увидели книгу как важный ресурс, в котором есть ответы на их вопросы;

- включенность воспитателя в сюжетно-ролевую игру, организованную детьми; разговор с детьми о логических связях во время свободной игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурные практики — это самобытные, желанные, увлекательные для самого ребенка способы самоосуществления, саморегуляции. Это то, что ребенок делает сам, по своей собственной воле, по своим потребностям, по своему желанию, по своей инициативе.

Культурные практики не возникнут сами по себе, они всегда «питаются» тем, что ребенок получает в образовании: на занятиях, на экскурсиях, в общении со взрослыми, в режимных моментах ребенок сталкивается с новыми для себя задачами. В образовательном процессе это вводится в опыт ребенка, а в культурных практиках становится самостоятельным, активным, осмысленным. Ребенок самостоятельно упражняется в том, что ему стало интересным, что открылось по-новому, что он впервые апробировал. И это становится постоянным до того уровня  свободного использования инструмента, материала, предмета, опыта общения с другими людьми.

Культурные практики – это не только знакомство ребенка с культурой, нормами, правилами содержания культуры в разных жизненных бытовых ситуациях, коммуникациях, но и нормы и правила не только родной культуры, но и иных культурных практик.

Место культурных практик в образовательном процессе. Режимные моменты, гигиенические процессы, общение, образовательные процессы – это не то, что напрямую передает взрослый ребенку, а то, что следует за данными ситуациями – в свободной деятельности, в игровой, опыт разрешения конфликтов.

Образовательный процесс, организованный педагогом – это не культурная практика. Это поддерживает культурную практику, это то, что войдет в самостоятельную  деятельность ребенка, в экспериментирование, в реальную жизнь детского сообщества. И это субкультура детства, т.е. культурные практики, которые дети сами изобретают на основе накопленного опыта.

Использование культурных практик в современных детских садах вызвано необходимостью расширения социальной и практической составляющих содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешной реализации этой идеи необходимо кардинально изменить взгляд педагогов на культуру — формирование готовности видеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.

Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.

Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальных компетентностей, помогающих ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектная деятельность, как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать.

Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Проектная деятельность  как вид культурной практики включает в себя: задание для детей, сформулированное в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Результаты проектной деятельности детей, в зависимости от темы проекта, могут быть представлены в виде выставки детских работ, разнообразных поделок, макетов, карт путешествий, настольных игр, рисунков, фотоальбомов, эмблем, детских сочинений (стихов, сказок, загадок), концертов, театральных постановок, самодельных книг и пр. В каждом проекте презентация результатов организуется с учетом детских предложений и инициатив, так чтобы у детей возникало чувство удовлетворения от интересной совместной деятельности, радость сотрудничества, творчества, взаимной поддержки, создавалось ощущение единой, дружной семьи.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32с.
  • Асмолов А.Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.
  • Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Педология. 1928. № 1. С. 58-77;
  • Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014. — 000 с.

  • Крылова Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе : культурные практики детей / Н. Б. Крылова ; отв. ред. М. А. Ушакова. - Москва : Сентябрь, 2007. - 191 с. : табл.; 21 см. - (Библиотека журнала "Директор школы"; вып. № 5, 2007 год)
  • Каган М. С.Философия культуры : учеб. пособие для академического бакалавриата / М. С. Каган. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 353 с. — (Серия : Авторский учебник)
  • Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. I. Дубна, 1997.-205 с.
  • Корепанова М.В. Роль культурных практик в образовательной деятельности дошкольников. – Международный центр проблем детства и образования. Научнопрактический журнал “Ребёнок и Общество”. 2016. № 1
  • Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2_е изд. — М.: Издательство «ЛИНКА_ПРЕСС», 2012.
  • Лыкова И.А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка. - ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/electronic-journal № 2, 2016
  • Солнцева О.В. Культурные практики как способ организации обучения в педагогическом процессе в дошкольной образовательной организации // Развитие ребенка как субъекта деятельности. коллективная монография / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб., 2019.
  • Шиян О.А.http://www.ug.ru/article/1023
  • Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 2012. –348с.
  • Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.

 

 

Понятие «культурная практика» рассматривается современными исследователями с разных точек зрения.

По мнению автора Алиевой Т.И.  понятие «культурная практика» основано на повседневном насыщенном информацией речевом и предметном общении со значимым взрослым и сверстником, практиках вопрошания, сотрудничества, своеволия (настойчивости в достижении цели), на включении ребенка в культурное пространство чтения и творчества, коллекционирования, на посещении культурных учреждений, участии в культурных событиях, привычном обустройстве жизни.

Предлагается исследовательский вид деятельности. Это объясняется тем, что ребенок в своей повседневной жизни занимается  исследованием окружающего мира, при общении со взрослыми, при сотрудничестве, своеволии, вопросах и т.д. Значение исследовательского поиска состоит в том, что он учит внимательности, благожелательности к людям, замечать все вокруг, замечанию и осмыслению, умению детей совершать осознанный выбор. Предлагается отдать всю инициативы ребенку, а именно на спонтанность детских исследований, основанных на самодвижении детской мысли, практических действиях и диалоге с взрослым

Корепанова М.В. при анализе понятия выделяет культурные практики в особый вид деятельности, основанный на освоении и преобразовании ребенком объектов предметно-пространственной среды для  удовлетворения разнообразных потребностей как практических так и познавательных. Поиск и апробация новых способов поведения, опыта общения с окружающими.

Культурные практики носят интегративный характер, а из понятия интегративности выдвигаются виды деятельности основанные на игровой деятельности, на  освоение детьми социокультурных норм поведения, (интеграции в ближайшем социуме), познавательно-исследовательской деятельности.

Значение культурных практик - как способ самореализации и освоения окружающего мира. Автор считает, что наиболее эффективной формой реализации культурных практик является проектная деятельность, поскольку позволяет интегрировать содержание различных практик. Это взаморазвивающий процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, который может продолжаться в течении конкретного периода времени (одного дня, недели). Взрослый обеспечивает ребенку условия для целостного восприятия окружающего мира.

Солнцева О.В. раскрывает  понятие «культурные практики» как  разнообразную самостоятельную деятельность ребенка, основанную на его интересах в познании окружающего мира, как в текущих, так и в перспективных интересах, собственные пробы в основе которых лежат как свои интересы, так и содержание образовательной программы.

Автор видит, что особая роль в культурных практиках принадлежит экспериментам, практической проверке разных фактов и предположений. Отсюда и вытекает основной вид деятельности – практическая деятельность. При этом происходит наращивание опыта, полученный новый опыт встраивается в имеющийся. Формируются культурные умения. Возникающие проблемные ситуации решаются с помощью поисково-исследовательской деятельности. Возникающие противоречия запускает поиск, преодоление мыслительного затруднения, выполнение ряда действий различного характера. При решении проблемной ситуации всегда присутствует творчество, при этом проявляются склонности, индивидуальные особенности и интересы у детей.

Основное место принадлежит поисковой деятельности детей, направленной на проверку фактов, установление связей, формулирование выводов. Организация практик предполагает диалог взрослых и детей, вопросительный стиль общения. Предлагается проводить практики весь период обучения, разбивая их по тематикам образовательной деятельности, в форме проблемы или вопроса.

Таким образом, проведя сравнительный анализ определения «культурные практики» отечественными педагогами, можно выделить общее в концепциях в том, что культурные практики – это

 обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности;

 различные виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, сформированные с первых дней жизни ребенка, исходя из текущих и будущих интересов ребенка;

 обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с жизненным содержанием его бытия и события с другими людьми;

  приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. д.;

Это процесс приобщения ребенка к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка.

Различие точек зрения состоит в том, что  у автора Корепановой М.В. виды культурных практик охватывают практически все сферы дошкольного воспитания (физические, игровые познавательные и т.д.). Опыт взрослых, который они передают ребенку очень важен и значим.

Автор Солнцева О.В. широко смотрит на разнообразие видов деятельности, но при этом главным считает  практическую пробу, что приводит к становлению собственного опыта ребенка, дает большую свободу детям в познании окружающего мира, конечно во взаимодействии со взрослыми, но в тоже время предоставляется свобода самостоятельно «набить шишки» при обретении опыта в поисковой деятельности.

Таким образом, что культурные практики охватывают все аспекты образовательной деятельности, при этом необходимо помнить об индивидуализации процесса воспитания с учетом потребности детей в целях наращивания детского опыта приобретенного как практическим путем, так и исследовательским.

Проектная деятельность как культурная практика - это возможность создания целостного взаиморазвивающего процесса взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему в течение конкретного периода времени (одного дня, недели), в котором найдут отражение различные образовательные области. В таком контексте взрослый обеспечивает ребенку условия для целостного восприятия окружающего мира.

Обозначим преимущества проектной деятельности в реализации культурных практик дошкольников:

 • проектная деятельность стимулирует, поддерживает и развивает познавательную инициативу ребенка;

 • создает условия для самостоятельного получения ребенком конкретного результата по воплощению творческого замысла, оформленного в виде культурно-значимого продукта деятельности;

 • содействует сотрудничеству детей и взрослых, обеспечивая формирование опыта позитивной социализации. Традиционно в работе дошкольного учреждения используются следующие виды проектов:

• Творческие – их содержание направлено на разработку события, связанного с жизнью конкретного человека, группы, общества и т.д., результат проекта связан с представлением и участием детей в празднике, благотворительной акции как итоге развития события

 • Исследовательские – обеспечивают участие детей в исследовательской деятельности, экспериментировании, решении проблемных ситуаций и т.д., результат проекта может быть оформлен в виде презентации, выставки и др.

 • Игровые – включение детей в проекты с элементами творческих игр. Принятие роли персонажей рассказов, сказок, художественных сюжетов требует от участников самостоятельности, творчества, фантазии в решении проблем персонажей. Результат – игра по собственному сюжету, презентация своего персонажа.

 • Информационные создают условия для участия детей в сборе информации по конкретному событию, истории, поиску доказательств, закономерностей и т.д. Результаты могут быть представлены в виде презентаций, экспозиций, рассказов и др. Развитие и обогащение универсальных культурных умений, как самостоятельных инициативных действий ребенка, происходит непрерывно в ходе реализации различных видов проектов. Как результат, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Занятие как культурная практика  – это занимательное дело, основанное на одной или нескольких детских деятельностях, которое осуществляется совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей. 

Должно обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагог продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, чтобы они об этом не догадывались. Главная особенность занятия как культурной практики - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. При этом позиция педагога не «над» детьми, а «рядом», «вместе».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника.

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника....

Статья Виртуальный музей в детском саду – форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Современный ребенок растет в динамичном, изменчивом мире, и система дошкольного образования должна быть гибкой, уметь приспосабливаться к социальным запросам родителей и в тоже время помочь ребенку пр...

Культурная практика как способ организации образовательной деятельности

Все более актуальным становится изучение культурологических проблем образования. Создаются новые научные концепции, проводятся диссертационные исследования, разрабатываются программно-методические ком...

Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательск...