Статья Виртуальный музей в детском саду – форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Миронова Ирина Владимировна

Современный ребенок растет в динамичном, изменчивом мире, и система дошкольного образования должна быть гибкой, уметь приспосабливаться к социальным запросам родителей и в тоже время помочь ребенку проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи, развиваться творчески и духовно.

Санкт-Петербург – город, который способствует духовному развитию, это город музеев. Но большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины этого самые разные: во-первых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения – они малы и всё равно ничего не поймут, зачем тогда зря время тратить? Во-вторых, многим родителям просто не приходит в голову идея посещения экскурсий. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Музей для ребенка – развивающая среда, средство познания достижений человека в области истории, искусства, науки и техники.

Как известно большинство современных родителей (законных представителей) и сами дошкольники часто используют различные электронные устройства в различных целях (образование, общение, игра и т.д.).   Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» приобретает всё большее значение в жизни человека, являясь важным фактором окружающей действительности и формирования личности.  Нет никаких сомнений, что роль сети «Интернет» из года в год будет только усиливаться: так, количество пользователей сети «Интернет» в европейских странах уже сегодня составляет от 70 до 97 процентов. Увеличивается и её информационное разнообразие: по состоянию на 1 мая 2012 года, в сети «Интернет» работало 662 миллиона Веб-сайтов.

Все это и способствовало созданию виртуального музея воды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnyy_muzey.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальный музей в детском саду – форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Современный ребенок растет в динамичном, изменчивом мире, и система дошкольного образования должна быть гибкой, уметь приспосабливаться к социальным запросам родителей и в тоже время помочь ребенку проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи, развиваться творчески и духовно.

Санкт-Петербург – город, который способствует духовному развитию, это город музеев. Но большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины этого самые разные: во-первых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения – они малы и всё равно ничего не поймут, зачем тогда зря время тратить? Во-вторых, многим родителям просто не приходит в голову идея посещения экскурсий. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Музей для ребенка – развивающая среда, средство познания достижений человека в области истории, искусства, науки и техники.

Как известно большинство современных родителей (законных представителей) и сами дошкольники часто используют различные электронные устройства в различных целях (образование, общение, игра и т.д.).   Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» приобретает всё большее значение в жизни человека, являясь важным фактором окружающей действительности и формирования личности.  Нет никаких сомнений, что роль сети «Интернет» из года в год будет только усиливаться: так, количество пользователей сети «Интернет» в европейских странах уже сегодня составляет от 70 до 97 процентов. Увеличивается и её информационное разнообразие: по состоянию на 1 мая 2012 года, в сети «Интернет» работало 662 миллиона Веб-сайтов.

Все это и способствовало созданию виртуального музея воды.

Если дети не имеют возможности (из-за разных причин) посетить и познакомиться с настоящими музеями, то на помощь им приходят музеи виртуальные, которые знакомят детей с историческим и культурным наследием нашей родины с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. Интерактивные и мультимедийные средства усиливают мотивацию детей, активизируют познавательную деятельность и моделируют различные игровые ситуации. Виртуальный музей в детском саду позволяет разнообразить НОД, а также способствует более глубокому усвоению и закреплению знаний в различных областях.

 Идея создания Виртуального музея в детском саду представляет собой новую форму работы с детьми и их родителями и удивляет своей многозадачностью: формирует у дошкольников представления о музее; формирует активную жизненную позицию; развивает креативное и логическое мышление; вовлекает родителей в жизнь ГБДОУ; обогащает кругозор дошкольника; овладение миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов.

Цель создание такого музея пробудить интерес у детей к посещению музеев и получение новых знаний по различным лексическим темам и возможность интегрировать данный музей в различные НОД. При этом необходимо помнить, что при создании музея виртуального необходимо использовать музейные предметы, которые могут присутствовать в настоящем музее. Таким образом мы сохраним атмосферу настоящего музея, который находиться в виртуальном пространстве.

Приступая к работе, стало понятно, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и воспитателей группы.

Выбор темы мини-музея происходил исходя из интересов детей, инициативы педагога, старающегося увлечь и заинтересовать своих воспитанников, а процесс появления виртуального музея как результат реализации одноименного проекта.

Размещение стандартного музея в групповом помещении, не позволяет воспитанникам работать с музейными предметами, а виртуальный музей, позволяет воспитанникам в любое время взаимодействовать с музейными экспонатами. Воспитатель в свою же очередь, имеет возможность обратиться к материалам музея в любое удобное для него время.

Создавая музей, необходимо было определиться, каким условиям он должен соответствовать:

1. Ориентированность на атмосферу музея. Подбор основных и самых популярных музейных предметов из музея Воды города СПБ, превращение их в мультипликационные объекты, а также наличие виртуального экскурсовода.

2. Удовлетворение потребности дошкольников в познании по лексической теме «Вода». Подбор материала о по данной лексической теме и классификации её на более узкие блоки (выставки).

3. Развитие ребёнка в деятельности. Обязательно в музее необходимо отводить место и время для занятий разными видами деятельности, в которых ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом, реализовать себя как личность.

4. Использование информационно-коммуникативных технологий для развития интереса у детей (интерактивная доска, мультимедийное оборудование, подборка видеофильмов и видеосюжетов о Воде).

5. Присутствие и возможность использования в музее 5-ти образовательных областей. (Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Художественно-эстетическое)

При разработке проекта по созданию интерактивного музея были обозначены его главные функции:

  1. Создание мотивации к посещению «Музея воды» г. Сант-Петербурга
  2. Усвоение детьми лексической темы «Вода»
  3. Возможность интеграции в НОД разной направленности.

Следуя всему вышеперечисленному, был создан виртуальный музей с помощью программного обеспечения MimioStudio. Который состоит из нескольких блоков:

  1. Вводный блок или «Зал знакомства», который состоит:

-Титульного листа, мульт-изображения музея,

-План-карты музея (с возможностью быстрого перехода на нужную педагогу страницу),

-Страница знакомства с экскурсоводом

-Страница с правилами посещения музея.

  1. Блок (Выставка) «Вода в природе», который посвящён раскрытию одноимённой лексической теме, и который содержит мультипликационный музейный предмет (глобус с капелькой воды), а также рассказывает о различных агрегатных состояниях воды, различных водоемах (море, озеро, река) и животных, которые там обитают.
  2. Блок (Выставка) «Круговорот воды в природе», который посвящён раскрытию одноимённой лексической теме, и который содержит различные игровые задания и мультфильм для более глубокого погружения в тему.
  3. Блок (Выставка) «Вода и человек», который посвящён раскрытию одноимённой лексической теме и который содержит мультипликационный музейный предмет (Водопровод-лабиринт), задания на счёт предметов, игровые задания, показывающие различные варианты использования водных ресурсов и вред наносимые человеком при неправильном их использовании.
  4. Блок (Выставка) «Игровая», который содержит дидактические игры по всем пройденным лексическим темам, физкультминутку, который содержит мультипликационный музейный предмет (Водяной), а также способствующий закреплению всех ранее пройденных лексических тем.

Данный виртуальный музей использовался на нескольких занятиях НОД и показал, что знания детей по лексической теме «Вода» увеличились на 30%, а желание посетить музей воды на 40%, также дети с большим интересом выполняли задание озвученные экскурсоводом. Также в время рефлексии детьми было озвучено, что они как можно чаще хотели бы посещать подобные виртуальные музеи.

Перспективы работы: В связи с сложившейся ситуацией в стране (пандемией коронавируса), посетить музей воды с детьми оказалось невозможным. В перспективе работы с виртуальным музеем, провести ещё одно занятие на повторение лексической темы «Вода» и поход в музей в воды в выходные дни и создание выставки «Мои впечатления, экспонат для моего музея воды», с целью создание музея группы. Также в перспективах создать виртуальный музей игрушки.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что интерактивный музей является эффективной формой дошкольного образования, который, несомненно, привлек внимание как детей, внедрил использование новых форм и технологий обучения, а также способствовал повышению интереса детей и родителей к музеям родного города.

Музей — форма диалога между детьми и педагогами — совмещает элементы игры, творчества и разнообразных способов подачи и усвоения информации и может считаться современной и инновационной формой образовательной деятельности.

Используемая литература:


1. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. Из

опыта методической работы. М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в

детском саду. М.: ЛИНКА-ПРЕСС 2008г.

3. Якубенко, Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ

/Л.Т. Якубенко // Управление ДОУ. – 2009.-№7. – С.88-9

4. Музей как пространство образования: игра, диалог,

культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н.

Копелянская., М. 2012

5. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Изд. Дом «Карапуз»,

2000

6.Леонова, В. Л. Инновационная форма дошкольной образовательной деятельности «Интерактивный музей» / В. Л. Леонова, М. В. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.

Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....

Статья: "Квест – как одна из форм организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".

В данной статье представлен опыт работы по использованию элементов квест - технологии в дошкольном образовании. Адаптированная к условиям детского сада квест - технология, может стаь одной из форм орг...

Презентация Новые подходы к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первичного обучения.К.Д. Ушинский...

"Зернышко доброты" Сборник практических материалов по организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Сборник включает в себя практические материалы по формирование духовно-нравственных качеств у детей посредством приобщения их к ценностям Православной культуры и духовно-нравственным традициям русског...

Статья "Особенности организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в рамках патриотического и нравственного воспитания"

В данной статье представлен педагогический опыт работы с детьми дошкольного возраста.Рассматривается проблема патриотического и нравственного воспитания.Представлены методы и формы работы с детьми дош...