Системно - деятельностный подход как способ организации образовательной деятельности детей
консультация на тему

Бобкова Татьяна Валерьевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno_-_deyatelnstnyy_podhod.docx565.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования  №34»

(Дошкольное отделение «Одуванчик»)

http://fs00.infourok.ru/images/doc/310/309340/img4.jpg

 «Системно - деятельностный

 подход как способ организации образовательной деятельности детей»

                                                                       

Подготовил: старший воспитатель

Бобкова Т.В.

Тула – 2016

ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная  педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;

развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;

признание решающей роли способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход в ДОУ

Системно - деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного

процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент

делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

Целью системно - деятельностного подхода является постепенный уход от

информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования определили в качестве главных результатов предметные, личностные и метапредметные т.е. универсальные учебные действия.

Что же такое УУД?

Говоря просто, термин «универсальные учебные действия» означает умение

учиться.

Успешное обучение детей в начальной школе возможно при условии

обеспечения преемственности детского сада и школы в вопросах подготовки детей к

школе, которая сегодня, требует нового подхода, с учетом модернизации системы

дошкольного и начального школьного образования.

Содержание самого предшкольного образования до сих пор трактуется по-

разному. Игра как активная деятельность ребенка-дошкольника все же иногда

уступает место “обучению на занятиях”, или «дидактизируется», в угоду

социальному заказу родителей, которые в свою очередь в большинстве своем имеют

низкую психолого-педагогическую компетентность в вопросах подготовки детей к

школе.

Однако, игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он

органично развивается. Д.Б.Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей

творческой мысли будущего человека".

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования,

определены в федеральных государственных требованиях к содержанию и условиям

реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Структура непосредственно образовательной деятельности в технологии http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/143/142281/img2.jpg

деятельностного метода включает в себя шесть последовательных этапов.

1. Введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у

детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети

фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель).

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно

личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Важно понимать, что

«детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

Младшие дошкольники преимущественно ставят цели, связанные со своими

личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть, послушать

сказку и пр.). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для

окружающих (например, помочь кому-либо).

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к

сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Грамотно подобранные

темы для беседы позволяют интегрировать различные образовательные области.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»  6

2. Актуализация. В ходе дидактической игры воспитатель организует

предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются

мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения

нового знания. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей

«детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор,

ведет их к новым открытиям.

3. Затруднение в ситуации. Данный этап является непродолжительным по времени,

но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке

основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе

умения учиться.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети

сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы

вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт

фиксации затруднения и выявления его причины. Так как затруднение является

личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей

«детской» цели), у ребёнка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то

есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для

развития у детей познавательного интереса.

4. Открытие детьми нового знания (способа действий). На данном этапе

воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов

проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей

приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети

возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый

способ действия.

Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения

проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под

руководством взрослого) открытия нового знания.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.

Воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый

способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее. При

этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять

инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Использование на данном

этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий

результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные

умения дошкольников.

6. Осмысление (итог). Данный этап формирует у детей на доступном для них

уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного

элемента учебной деятельности. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем

занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои

действия и зафиксировать достижение «детской» цели. Таким образом,

познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый
характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"

Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО" Данный материал будет полезен педагогам ДОУ, реализующим ФГОС ДО....

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования

Данный материал представляет основы системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании....

Методическое объединение « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

Цель: Систематизировать знания педагога о деятельностном подходе в воспитательно - образовательном процессе ДОО, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном эт...

Реализация системно – деятельностного подхода на примере образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников «Путешествие в мир математики».

laquo;Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя открытие»Галилео Галилей.Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позво...

Презентация « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....

Статья на тему: "Культурные практики как способ организации образовательной деятельности"

В статье рассматривается современный детский сад как целостное культурно-образовательное пространство, в котором целенаправленно и творчески воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых....

МО доклад презентация "Образовательное событие , как способ организации совместной деятельности детей и педагогов"

Выступление на МО  «Образовательное событие, как способ взаимодействия детей и педагогов» На сегодняшний день детские сады используют большое количество инновационных педагогичес...