Системно - деятельностный подход как способ организации образовательной деятельности детей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования №34»
(Дошкольное отделение «Одуванчик»)
«Системно - деятельностный
подход как способ организации образовательной деятельности детей»
Подготовил: старший воспитатель
Бобкова Т.В.
Тула – 2016
ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;
признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Системно-деятельностный подход в ДОУ
Системно - деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент
делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.
Целью системно - деятельностного подхода является постепенный уход от
информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования определили в качестве главных результатов предметные, личностные и метапредметные т.е. универсальные учебные действия.
Что же такое УУД?
Говоря просто, термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться.
Успешное обучение детей в начальной школе возможно при условии
обеспечения преемственности детского сада и школы в вопросах подготовки детей к
школе, которая сегодня, требует нового подхода, с учетом модернизации системы
дошкольного и начального школьного образования.
Содержание самого предшкольного образования до сих пор трактуется по-
разному. Игра как активная деятельность ребенка-дошкольника все же иногда
уступает место “обучению на занятиях”, или «дидактизируется», в угоду
социальному заказу родителей, которые в свою очередь в большинстве своем имеют
низкую психолого-педагогическую компетентность в вопросах подготовки детей к
школе.
Однако, игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он
органично развивается. Д.Б.Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей
творческой мысли будущего человека".
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования,
определены в федеральных государственных требованиях к содержанию и условиям
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Структура непосредственно образовательной деятельности в технологии
деятельностного метода включает в себя шесть последовательных этапов.
1. Введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у
детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети
фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель).
Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно
личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Важно понимать, что
«детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.
Младшие дошкольники преимущественно ставят цели, связанные со своими
личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть, послушать
сказку и пр.). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для
окружающих (например, помочь кому-либо).
Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к
сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Грамотно подобранные
темы для беседы позволяют интегрировать различные образовательные области.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?» 6
2. Актуализация. В ходе дидактической игры воспитатель организует
предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются
мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения
нового знания. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей
«детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор,
ведет их к новым открытиям.
3. Затруднение в ситуации. Данный этап является непродолжительным по времени,
но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке
основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе
умения учиться.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети
сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы
вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт
фиксации затруднения и выявления его причины. Так как затруднение является
личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей
«детской» цели), у ребёнка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то
есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для
развития у детей познавательного интереса.
4. Открытие детьми нового знания (способа действий). На данном этапе
воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов
проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей
приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети
возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый
способ действия.
Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения
проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под
руководством взрослого) открытия нового знания.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.
Воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый
способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее. При
этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять
инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Использование на данном
этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий
результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные
умения дошкольников.
6. Осмысление (итог). Данный этап формирует у детей на доступном для них
уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного
элемента учебной деятельности. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем
занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои
действия и зафиксировать достижение «детской» цели. Таким образом,
познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый
характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"
Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО" Данный материал будет полезен педагогам ДОУ, реализующим ФГОС ДО....
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования
Данный материал представляет основы системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании....
Методическое объединение « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
Цель: Систематизировать знания педагога о деятельностном подходе в воспитательно - образовательном процессе ДОО, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном эт...
Реализация системно – деятельностного подхода на примере образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников «Путешествие в мир математики».
laquo;Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя открытие»Галилео Галилей.Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позво...
Презентация « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....
Статья на тему: "Культурные практики как способ организации образовательной деятельности"
В статье рассматривается современный детский сад как целостное культурно-образовательное пространство, в котором целенаправленно и творчески воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых....
МО доклад презентация "Образовательное событие , как способ организации совместной деятельности детей и педагогов"
Выступление на МО «Образовательное событие, как способ взаимодействия детей и педагогов» На сегодняшний день детские сады используют большое количество инновационных педагогичес...