Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Этот загадочный мир»
опыты и эксперименты
В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti_etot_zagadochnyy_mir_v_mladshey_gruppe.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рождественская СОШ» ДОО корпус 1
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности
«Этот загадочный мир»
дополнение к основной программе «Этот загадочный мир» (младший возраст)
Возраст обучающихся 3-4 года
Автор-составитель:
воспитатель 1 квалификационной категории
Иванова Анна Николаевна
Рождествено, Сиреневый бульвар, 17
2021 год
Содержание:
I. Пояснительная записка | 3 |
Актуальность | 3 |
Цель. Задачи | 4 |
Направленность и отличительные особенности | 4 |
Возрастные особенности | 5 |
Объем и срок освоения | 5 |
Форма обучения | 5 |
Особенности организации образовательного процесса | 6 |
Планируемые результаты освоения программы | 7 |
Форма аттестации | 7 |
Материально-техническое обеспечение | 7 |
II. Список литературы | 8 |
III. Календарный учебный план график | 9 |
Пояснительная записка
В обычной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами и веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.
Актуальность
В возрасте 3-4-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка.
Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. Также очень важно, поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Цель работы — это развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Задачи:
1. Развивать исследовательские умения и навыки детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);
2. Формировать у детей самостоятельность и любознательность в процессе наблюдений, вызвать интерес к практическому экспериментированию с объектами;
3. Учить объяснять наблюдаемое.
Направленность и отличительные особенности:
Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А. Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Основные особенности исследовательской деятельности детей:
1. она направлена на получение новых знаний о мире природы;
2. способствует формированию системы знаний о природе;
3. развивает познавательную активность;
4. способствует развитию мыслительных процессов и операций;
5. оказывает влияние на развитие ребёнка
Возрастные и индивидуальные особенности детей младшей группы
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов. Происходит дальнейшее расширение круга общения ребенка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет быть во всем похожим на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Возникает и развивается новая форма общения со взрослым — общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На основе совместной деятельности — в первую очередь игры — формируется детское общество. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений — это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия». В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям).
Объем и срок освоения: 8 месяцев, октябрь-май учебного года.
Режим занятий: младшая группа 1 раз в 2 недели; продолжительность – 15 минут.
Форма обучения: очно-групповая. Занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.
- Особенности организации образовательного процесса.
- Занятия и образовательные ситуации проводятся в группе или по подгруппам. Возраст воспитанников от 3 до 4 года.
- Используемые методы:
- -практические занятия;
- -беседы;
- -работа с дидактическим материалом;
- -активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятия -соревнования.
- Исходя из специфики этой возрастной категории, Программа предусматривает использование следующих принципов обучения :
- Доступность
- Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.
- Наглядность
- Так как у детей данного возраста в обучении ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала.
- Индивидуальный подход
- Работа с малышами требует большого внимания. Они еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.
- В течение занятия руководитель кружка должен каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.
- Индивидуальная работа — это один из самых эффективных способов обучения на данном этапе.
- Основное требование в работе кружка - это организация познавательной среды таким образом, чтобы инициатива исходила от самого ребенка, а взрослый закладывает его интерес в основу для дальнейшего познавательного процесса.
Планируемые результаты освоения программы
Дети 3-4 лет:
- Может исследовать различные объекты окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
- Активно включается в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
- с помощью взрослого используют действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.
Форма аттестации: итоговое занятие «Как интересен этот мир!». Сбор показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Материально-техническое обеспечение: наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей). Приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.); разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.); технические материалы (гайки, скрепки, болты и т.п.); разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые); медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.); прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
Используемая литература:
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: «Аркти»
2. «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова, творческий центр «Сфера» 2008г.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
Учебный план программы по экспериментированию для детей 3 - 4 лет
«Этот загадочный мир»
младшая группа
Дата | Тематика | Цель | Количество уч.недель | Количество уч.дней |
Октябрь | «Узнаем, какая вода» | выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). | 1 | 1 |
Октябрь | «Игры с веерами и султанчиками» | познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха - это ветер. | 1 | 1 |
Ноябрь | «Поиграем с солнышком» | определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). | 1 | 1 |
Ноябрь | «Свойства песка» | познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). | 1 | 1 |
Декабрь | «Чудесный мешочек» | познакомить с органами чувств и их назначением. | 1 | 1 |
Декабрь | «Поиграем с ветерком» | обнаружить движение воздуха в природе. | 1 | 1 |
Январь | «Что в коробке» | познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | 1 | 1 |
Январь | «Снег, какой он?» | познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле). | 1 | 1 |
Февраль | «Изготовление цветных льдинок» | познакомить с одним из свойств воды. | 1 | 1 |
Февраль | «Найди по звуку» | определять и различать издаваемые шумовые звуки. | 1 | 1 |
Март | «Цветная вода» | выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества). | 1 | 1 |
Март | «Легкий - тяжелый» | показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. | 1 | 1 |
Апрель | «Плавает-тонет» | учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) | 1 | 1 |
Апрель | «Бумага, ее качества и свойства» | научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | 1 | 1 |
Май | «Здравствуй, солнечный зайчик» | дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. | 1 | 1 |
Май | «Ткань, ее качества и свойства» | учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). | 1 | 1 |
Итого: | 16 | 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"
Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...
Дополнительная общеобразовательная,общеразвивающая программа естественно научной направленности "Познавайка"
Программа кружковой работы естественно научной направленности...
Дополнительная общеразвивающая программа Естественно-научной направленности «Маленькие астрономы»
программа для дополнительного образования в ДОУ по астрономии...
дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»
Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной направленности«Азбука природы»...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Водичка»
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Росточек»
На данном этапе развития современного общества, экологическое образование, является одной из важнейших проблем современности.Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны при...