Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Волшебная математика"
рабочая программа по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования
«Гусевский городской округ»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
238055 Калининградская обл., г. Гусев, ул. Молодежная, 1а
тел./факс: 8(401-43)3-08-80 е-mail: madou26@mail.ru
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад № 26» Протокол № ________. |
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Детский сад № 26» ___________ О.В. Карасева Приказ № от ________. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Волшебная математика»
для детей 4-5 лет
срок реализации программы: 9 месяцев
32 часа
Программу составила:
Петрова Наталья Борисовна
г. Гусев
2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют
сегодня от человека умения быстро адаптироваться, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряясь в ситуации неопределенности. Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества.
Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится дополнительной кружковой работой. В этом может помочь математический кружок «Волшебная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий, а также общему развитию личности. Активные методы и формы обучения в кружковой работе помогут подготовить детей, обладающих необходимым набором знаний, умений, уверенно чувствовать себя в жизни.
Программа «Волшебная математика» предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, пространственного воображения, коммуникативных умений воспитанников с применением коллективных форм организации занятий и использованием интерактивных средств обучения, развития интеллектуальных умений воспитанников, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федерального государственного стандарта основного общего образования и соответствует индивидуальным возрастным особенностям детей.
Содержание программы «Волшебная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развития наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, самостоятельно работать, решать учебную задачу творчески, а также на развитие правильной математической речи, для сообщения полезных сведений из истории математики.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Программа создана в целях развития логического мышления и основных мыслительных операций, математических способностей и склонностей, личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.
Новизна данной программы состоит в формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
- обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
- формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
- формирование картины мира.
Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Идея программы заключается в формировании элементов логической и алгоритмической грамотности, пространственного воображения, коммуникативных умений воспитанников с применением коллективных форм организации занятий и использованием интерактивных средств обучения, развития интеллектуальных умений воспитанников, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить представления об исторических корнях математических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у детей умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Адресат программы:
- возраст обучающихся – 4 года;
- психологические особенности обучающихся: программа предполагает обучение детей без особых образовательных потребностей, для детей с ОВЗ необходима консультация специалистов по коррекционной работе с целью определения целесообразности обучения.
- объём и срок освоения программы - 32 часа (9 месяцев)
Педагогическая целесообразность этой программы состоит в том, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
Цель программы: создать условия для формирования логического мышления и основных мыслительных операций.
Задачи изучения дисциплины:
Обучающие
• обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
• учить правильно применять математическую терминологию;
• обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.
Развивающие
• расширять кругозор воспитанников в различных областях элементарной математики;
• способствовать развитию умений делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
• развивать внимание, память, образное и логическое мышление, пространственное воображение;
• выявить и развить математические и творческие способности;
• развивать мелкую моторику рук и глазомера.
Воспитательные
• воспитывать интерес к математике;
• расширять коммуникативные способности детей;
• формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Принципы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность.
- Системность. Курс строится на принципе от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Принцип психологической комфортности предполагает создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка.
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач.
- Принцип творчества (креативности) предполагает формирование способности находить нестандартные решения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
Организационно-педагогические условия реализации программы регламентируются внутренним локальным актом.
Режим занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью до 20 минут.
Набор детей – свободный.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе: | Формы аттестации/ контроля | |
теория | практика | ||||
Раздел 1. | 18 | 6 | 12 | Опрос, тестирование | |
1.1 | Счёт от 1 до 2 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.2 | Цифра 1 | 1 | 0 | 1 | |
1.3 | Цифра 2 | 1 | 0 | 1 | |
1.4 | Количество предметов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.5 | Счёт до 3 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.6 | Цифры 1,2,3 | 1 | 0 | 1 | |
1.7 | Счёт до 4 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.8 | Равенство и неравенство групп предметов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.9 | Цифры 1,2,3,4 | 1 | 0 | 1 | |
1.10 | Счёт до 5 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.11 | Цифра 5 | 1 | 0 | 1 | |
1.12 | Числительные | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.13 | Сравнение множеств на основе счёта | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.14 | Цифры 1,2,3,4,5 | 1 | 0 | 1 | |
1.15 | Порядковый счёт до 5 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.16 | Много и один | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.17 | Сравнение группы предметов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.18 | Множества | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 2. | 8 | 2 | 6 | Фронтальная беседа по пройденному материалу | |
2.1 | Треугольник | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.2 | Множество фигур | 1 | 0 | 1 | |
2.3 | Куб, шар | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.4 | Круг | 1 | 0 | 1 | |
2.5 | Прямоугольник | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.6 | Квадрат | 1 | 0 | 1 | |
2.7 | Овал | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.8 | Закрепление | 1 | 0 | 1 | |
Раздел 3. | 4 | 1 | 3 | Устный опрос (индивидуальный), самооценка | |
3.1 | Сравнение предметов по высоте | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.2 | Большой, поменьше, самый маленький | 1 | 0 | 1 | |
3.3 | Измерение предметов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.4 | Длинный-короткий | 1 | 0 | 1 | |
Раздел 4. | 2 | 1 | 1 | Беседа по пройденным темам, устное тестирование | |
4.1 | Части суток (сегодня, завтра, вчера) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.2 | Части суток (утро, день, вечер, ночь) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Итого часов: | 32 | 10 | 22 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п\п | Наименование раздела и темы занятий | Содержание работы | |
Теоретическая часть: | Практическая часть: | ||
Раздел 1 | Количество и счёт | ||
1.1. | Счёт от 1 до 2 | Познакомить с цифрами 1 и 2, учить различать группы, содержащие 1 и 2 предмета, называть общее количество предметов на основе счёта. | Подобрать к каждой белочке кубик-пенёчек, найти карточку с определённой цифрой, помочь подобрать белочкам ключи от домиков. |
1.2. | Цифра 1 | Закрепить знания о цифре 1 | Выполнение практических заданий по соотношению цифры 1 с количеством предметов. |
1.3. | Цифра 2 | Закрепить знания о цифре 2 | Выполнение практических заданий по соотношению цифры 2 с количеством предметов. |
1.4. | Количество предметов | Закрепить умение составлять и выделять группы из одного или двух предметов, обозначать количество предметов соответствующей цифрой | Помочь мишке сосчитать ромашки, разложить бабочек поровну с ромашками. |
1.5. | Счёт до 3 | Учить детей считать до трёх, показать образование числа 3, учить обозначать число 3 цифрой | Сосчитать машины, загрузить в них груз, сравнить машины, посчитать количество предметов в коробочках, расставить машины по гаражам. |
1.6. | Цифры 1,2,3 | Закрепить знания детей о цифрах 1,2,3 | Выполнение практических заданий по закреплению умения писать цифры 1,2,3. |
1.7. | Счёт до 4 | Учить детей считать до 4, обозначать число 4 цифрой. | Сосчитать зайчиков и белочек, сосчитать кружки на карточках, подобрать карточки к зайчатам и белочкам. |
1.8. | Равенство и неравенство групп предметов | Упражнять детей в умении считать до 4, отражать в речи равенство и неравенство групп предметов. | Сосчитать ведёрки, подобрать ведёрки каждой кукле, посадить под каждую ёлочку по одному грибочку. |
1.9. | Цифры 1,2,3,4 | Закрепить знания о цифрах 1,2,3,4. Счёт по образцу, сравнение смежных чисел. | Выполнение практических заданий по соотношению цифры 1,2,3,4 с количеством предметов. |
1.10. | Счёт до 5 | Научить детей считать до 5, познакомить с образованием числа 5, учить обозначать число 5 соответствующей цифрой. | Найти пару для каждой вещи куклы Маши, разложить блузки и юбки на соответствующие полочки, сравнить их. |
1.11. | Цифра 5 | Закрепить знания детей о цифре 5, сравнение чисел 4-5. | Выполнение практических заданий по счёту в пределах 5. |
1.12. | Числительные | Учить правильно называть числительные-обозначать количество предметов цифрой. | Сосчитать количество кругов на каждой карточке, найти домик для соответствующей цифры, разложить ёлочки и грибочки на полоски, сравнить их. |
1.13. | Сравнение множеств на основе счёта | Закрепить умение сравнивать и уравнивать множества на основе счёта. | Сосчитать морковки для зайца, сравнить их по размеру. Сосчитать зайцев, сравнить количество зайцев и морковок. |
1.14. | Цифры 1,2,3,4,5 | Закрепить знания о цифрах 1,2,3,4,5. Счёт по образцу. | Выполнение практических заданий сравнению двух групп предметов. |
1.15. | Порядковый счёт до 5 | Познакомить с порядковым счётом до 5. Учить правильно называть порядковые числительные. | Сосчитать игрушки, подобрать к игрушкам соответствующие цифры. |
1.16. | Много и один | Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке. | Разложить листочки по коробочкам. Сосчитать их |
1.17. | Сравнение группы предметов | Закрепить умение сравнивать группы предметов способом приложения, совершенствовать умение группировать предметы. | Сосчитать лодочки для мишки, подобрать к ним паруса. |
1.18. | Множества | Закрепить умение сравнивать множества. | Посадить белочек на полоску, раздать белочкам орешки, сосчитать белочек и орешки. |
Раздел 2 | Геометрические фигуры | ||
2.1. | Треугольник | Закрепить названия геометрических фигур, учить находить предметы названной формы. | Составить домик из четырёх треугольников, определить на ощупь форму фигуры. |
2.2. | Множество фигур | Закрепить знание о треугольнике, формировать представление, что треугольники могут быть разного размера. | Выполнение практических заданий по сравнению предметов по величине. |
2.3. | Куб, шар | Познакомить с геометрическими телами- кубом и шаром, дать представление об устойчивости и неустойчивости. | Достать из мешочка кубики по количеству ударов в бубен, прокатить шар и куб в ворота. |
2.4. | Круг | Закрепить знание о геометрической фигуре- круг. | Выполнение практических заданий по нахождению круга среди других геометрических фигур. |
2.5. | Прямоугольник | Познакомить детей с прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник. | Подобрать для квадрата и прямоугольника соответствующие домики. |
2.6. | Квадрат | Закрепить знание о геометрической фигуре- квадрат. | Выполнение практических заданий по нахождению квадрата среди других геометрических фигур. |
2.7. | Овал | Закрепить знание о геометрической фигуре- овал. | Выполнение практических заданий по нахождению овала среди других геометрических фигур. |
2.8. | Закрепление | Закрепить знания о пройденных геометрических фигурах | Выполнение практических заданий по нахождению геометрических фигур. |
Раздел 3 | Определение величины | ||
3.1. | Сравнение предметов по высоте | Учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов. | Рассмотреть шары разных размеров, разложить шары от самого маленького до самого большого. |
3.2. | Большой, поменьше, самый маленький | Учить выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку. | Выполнение практических заданий по сравнению предметов по величине. |
3.3. | Измерение предметов | Учить сравнивать предметы с помощью условной мерки, активизировать словарь (далеко-близко). | Подобрать лестницу для фонаря, измерить каждую лестницу с помощью полоски, разложить карандаши по длине. |
3.4. | Длинный-короткий | Закреплять умение сравнивать предметы по длине, употреблять в речи слова «длиннее-короче», «длинный-короткий». | Разложить шишки под каждой корзинкой, сравнить палочки по длине. |
Раздел 4 | Ориентировка во времени, пространстве | ||
4.1. | Части суток (сегодня, завтра, вчера) | Закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера». | Подобрать картинки к определённому времени суток, описать их. |
4.2. | Части суток (утро, день, вечер, ночь) | Продолжать закреплять представления о частях суток. | Выполнение практических заданий по определению частей суток. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения данной Программы у обучающегося будут сформированы:
- начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
- начальные представления о математических способах познания мира;
- проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
- освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми;
- умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;
- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к их мнению.
Изучив дисциплину учащийся должен:
- знать геометрические фигуры, состав чисел, части суток
- уметь сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;
строить геометрические фигуры, сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; решать нестандартные и логические задачи.
- владеть выполнением заданий по заданному алгоритму, решением логических задач, ориентировкой в пространстве, времени.
Механизм оценивания результатов реализации программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
1.Теоретическая подготовка детей. | Соответствие теоретических знаний программным требованиям. | - низкий уровень (овладели менее чем ½ объема знаний) | Собеседование, Опрос |
- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½); | |||
- высокий уровень (освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой) | |||
2.Практическая подготовка детей. | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. | -низкий уровень (испытывают серьезные затруднения ) | Тестирование |
- средний уровень (работает с помощью педагога) | |||
- высокий уровень (работают самостоятельно) |
Материально- технические средства обучения
Фланелеграф,
игрушечный зайчик, мышонок, зайцы и белки,
два квадрата (большой и маленький),разрезанных по диагоналям,
«Чудесный мешочек» с набором геометрических фигур.
куб и шар, маленькие ворота (дуги),
два мешочка, в каждом из которых по пять кубиков и шариков,
два обруча, мяч,
наборы цифр и числовых карточек,
игрушки объемные и плоскостные: слоненок, утенок, паук, божья коровка; змейка; фишки,
осенние листья, коробочки с нарисованными на них листьями,
плоскостные лодочки и паруса для них, предметы разных цветов, обручи трёх цветов.
карточки с двумя свободными полосками, плоскостные белочки и орешки, шишки, палочки, карточки с двумя полосками (на верхних полосках-плоскостные корзинки,
игрушечный медвежонок, плоскостные ромашки, бабочки, белые и жёлтые круги,
3 куклы, 3 игрушечные машины, кубики, 3 игрушечных гаража, коробки с предметами, набор картинок для игры,
карточки с изображениями грибов и ёлочек, цветные бумажные домики, бумажные цветки.
Основные формы обучения и воспитания
Формы обучения:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Используются следующие методы:
- Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении; использование игр и игровых форм.
- Метод создания творческого поиска.
- Метод организации взаимодействия обучающихся друг с другом (диалоговый).
- Методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень.
- Метод гуманно-личностной педагогики.
- Метод формирования обязательности и ответственности
Календарный учебный график
Начало учебного периода – сентябрь
Окончание учебного периода – июнь
Год реализации | Организационный период | 1 учебный период | 1 каникулярный период* | 2 учебный период | 2 каникулярный период* | Всего |
1 год | 2 недели | 15 недель | 2 недели | 17 недель | 1 неделя | 37 недель |
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- Методические пособия по математике
- Наглядный материал
- Презентации, ролики
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребят на занятиях:
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения);
В программе предусмотрены три уровня освоения программы:
общекультурный – предполагающий развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенных образовательных областях, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности.
углубленный – предполагающий формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
профессионально-ориентированный – предусматривающий достижение высокого уровня образованности в избранной области.
Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения программы
Ф.И. ребенка | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Итоговый показатель |
Различает из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение) | Умеет считать до 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос "Сколько всего?" | Сравнивает количество предметов в группах на основе счёта, а также путём поштучного соотнесения предметов двух групп; Умеет сравнивать два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения | Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия | Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху-внизу, впереди-сзади); умеет двигаться в нужном направлении по сигналу: вперёд и назад, вверх и вниз (по лестнице) |
Формы и критерии оценки результативности определяются самим педагогом и заносятся в протокол, чтобы можно было определить отнесенность обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
- Конституция РФ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Литература для педагогов:
- Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие к рабочей тетради.- М: СФЕРА, 2011
- Коротовских Л.Н. Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.- С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет.- М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
Литература для детей:
- Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. Рабочая тетрадь.- М: СФЕРА, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"
Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...
Дополнительная общеразвивающая программа Естественно-научной направленности «Маленькие астрономы»
программа для дополнительного образования в ДОУ по астрономии...
дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»
Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Водичка»
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Росточек»
На данном этапе развития современного общества, экологическое образование, является одной из важнейших проблем современности.Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны при...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Этот загадочный мир»
В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозг...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"...