Дополнительная общеразвивающая программа Естественно-научной направленности «Маленькие астрономы»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
программа для дополнительного образования в ДОУ по астрономии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_astronomy.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 «Павушка»
143988, Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1
тел.: 8 498 785-75-75
E-mail:madou_ds22@mail.ru
ПРИНЯТО педагогическим советом МАДОУ д/с № 22 протокол № 5 от «» 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ д/с № 22 ____________ Н.Ю. Бобылева от «» 2019г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
Естесвенно-научной направленности
«Маленькие астрономы»
Стартовый уровень
Возраст участников программы 5 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Воспитатель
Конобеева Олеся Валерьевна
Г. о. Балашиха, 2019
Пояснительная записка
В современном обществе для того, чтобы стать успешным человеком, ребенок должен с детства расширять свой кругозор, учиться самостоятельно добывать знания, должен быть эрудированным и подкованным в разных сферах жизни. Современное общество дает ребенку возможность попробовать свои силы в разных сферах познавательной деятельности. Государственная политика в сфере образования определяет, что любая образовательная организация, в том числе и дошкольная, должна быть конкурентоспособной, что означает предоставление качественных образовательных услуг, создания условий для развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, получающих дошкольное образование в семье. Одной из таких услуг является дополнительное образование.
В настоящее время ребенок может изучать то, что ему интересно, таким образом в дальнейшем ему будет проще определиться с будущей профессией, появится реальная возможность быть полезным обществу.
Объединение «Маленький астроном» является наиболее удачной формой приобщения старших дошкольников к научной деятельности. Здесь в доступной и увлекательной форме детей знакомят со вселенной, со звездами, с космосом, рассказывают о первых научных исследованиях космоса, о современных методах изучения космического пространства и ценности этих исследований для современного человека.
Дополнительная общеразвивающая программа «Маленький астроном» разработана в соответствии с:
- «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.),
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительств РФ от 24.04.2015г. № 729-р),
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008),
- Письмом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242, с учётом норм СанПиНа 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4),
- Устав МАДОУ д/с № 22 утверждён19.04.2016г, приказ № 677.
Формирование учебных групп производится на добровольной основе. При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе обучающихся без ограничений по возрастному признаку, учитываются знания, умения, навыки, которыми владеет ребенок. Основными критериями результативности данной программы является участие обучающихся в конкурсах, викторинах.
Актуальность программы обусловлена требованиями современного общества к подрастающему поколению, вовлечении их в различные научные сообщества, расширении кругозора дошкольников. Современные компьютерные и интернет-технологии позволяют сделать изучение астрономии детьми более интересным, представить занятия в виде увлекательного путешествия, рассказать о вселенной, звездах и планетах в более доступной для детей форме – сказки, мультфильма.
Новизна заключается в том, что настоящая Программа отвечает требованиям Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, откуда следует, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость. Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.
Цель Программы – формирование у детей знаний о науке «Астрономия», о ее разделах; формирование познавательного интереса в области изучения естественнонаучной деятельности.
Задачи Программы:
образовательные:
- ознакомление дошкольников с историей становления науки «Астрономия»;
- ознакомление с предметом и объектами изучения астрономии;
-формирование навыков работы с различными электронными устройствами, с компьютером и интернетом.
развивающие:
- способствовать развитию логического мышления;
- способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся;
- способствовать развитию исследовательского интереса.
воспитательные:
- способствовать выработке навыков работы в коллективе, формированию таких качеств личности как самостоятельность, любознательность;
- воспитание инициативности.
Формы обучения. Очная. В организации образовательного процесса предусматриваются различные формы проведения занятий, которые помогают сделать занятия более увлекательными и интересными, а также позволяют разнообразить учебный процесс.
На занятиях используются следующие формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в подгруппах. Занятия проводятся с применением наглядного материала, электронных устройств, современного оборудования.
На каждом занятии проводится инструктаж по технике бехопасности.
Формы проведения занятий:
- научно-исследовательская деятельность - опыты и эксперименты;
- познавательная деятельность – дидактические игры, сюжетные игры;
- творческая деятельность – создание макетов, стенгазет.
Методы: информативно-рецептивный, наглядный, словесный, метод проблемного обучения.
Используемые виды деятельности создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний, помогают создать картинку целостного мира, познакомить с особенностями выбранного научного направления, учат самостоятельно добывать знания, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. взаимодействия взрослых с детьми. Поддержка и положительная оценка деятельности педагогом детской инициативы, помогают ребенку преодолевать трудности, находить ответы на интересующие вопросы, ориентироваться в потоке информации.
Особенностью организации образовательного процесса является то, что занятия строятся так, что воспитатель выдает ребенку не только готовую информацию, но и побуждает ребенка проявить инициативу, попробовать самостоятельно найти решение, придумать возможные объяснения каким-либо явлениям. Экспериментирование предполагает активное участие детей. На занятиях присутствует и творческая составляющая, которая помогает детям развивать не только логическое мышление, но и творческие способности.
Обучение по программе рассчитано на один года (с сентября по май). В период обучения ребенок знакомится с такими понятиями, как «Астрономия», «Вселенная», «Звезды», «Планеты», «Солнечная система».
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Возрастная группа | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Периодичность в месяц | Количество занятий в год |
5-7 лет | 25-30 минут | 1 | 4 | 36 |
Количество детей – 12-15 человек.
Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, образование высшее, стаж работы в организации - 2 года и более, курсовая подготовка «Организация проектно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста».
Ожидаемые результаты
В результате прохождения программного материала дошкольники будут знать и уметь:
- технику безопасности при проведении исследований и экспериментов;
- о физической природе космических объектов;
- о влиянии космических объектов на природные процессы и явления, происходящие на Земле;
- об истории познания окружающего мира, астрономии, космоса;
- основные астрономические понятия: астрономия, вселенная, планета, солнечная система, спутник, космонавт, космический корабль;
- вести беседу на астрономическую тему;
- Пользоваться различными техническими средствами для решения поставленной задачи;
- Самостоятельно получать информацию из книг, телепередач, Интернет-ресурсов и др.;
- взаимодействовать с интерактивной картой звездного неба.
Механизм оценивания образовательных результатов:
На первых занятиях проводится входная диагностика (в форме собеседования, наблюдений) для выявления запроса детей, их интересов и цели посещения объединения.
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился).
Итоговый контроль по темам проходит в виде: викторин, игр, семинаров.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и приобретенных навыков.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | месяц | Раздел, тема | Количество занятий |
1 | сентябрь | Что такое вселенная и космос? | 1 |
2 | Что такое астрономия? | 1 | |
3 | Сказочная Вселенная: мерцание звезд | 1 | |
4 | Планеты и звезды (интерактивная карта) | 1 | |
ИТОГО: | 4 | ||
1 | октябрь | Наше Солнышко | 1 |
2 | Что думали о Солнышке в древности? | 1 | |
3 | День и ночь | 1 | |
4 | Лето и зима | 1 | |
ИТОГО: | 4 | ||
1 | ноябрь | Сказочная Луна | 1 |
2 | Луна спутник Земли | 1 | |
3 | Можно ли жить на Луне? | 1 | |
4 | Путешествие на Луну (игра) | 1 | |
ИТОГО: | 4 | ||
1 | декабрь | Что такое Солнечная система? | 1 |
2 | Планеты Солнечной системы | 1 | |
3 | Наша «голубая планета» | 1 | |
4 | Викторина: Луна, Солнце, Земля | 1 | |
ИТОГО: | 4 | ||
1 | январь | Легенда о Млечном пути | 1 |
2 | Созвездия | 1 | |
3 | Созвездие Большой Медведицы (интерактивная карта) | 1 | |
4 | Созвездие Орион (интерактивная карта) | 1 | |
ИТОГО: | 4 | ||
1 | февраль | Что случилось с дочерью Касиопеи? | 1 |
2 | Можно ли долететь до звезды? | 1 | |
3 | Мерцание звезд | 1 | |
4 | Просмотр мультфильма «звезды вокруг нас» | 1 | |
ИТОГО: | 4 | ||
1 | март | Круг Зодиака | 1 |
2 | Звезды днем | 1 | |
3 | Просмотр мультфильма «Астрономия для малышей» | 1 | |
4 | Ураганы далеких планет | 1 | |
ИТОГО: | 4 | ||
1 | апрель | Первые попытки покорения космоса | 1 |
2 | Животные в космосе | 1 | |
3 | Как устроена ракета? | 1 | |
4 | Творческое занятие: мастерим ракету | 1 | |
ИТОГО: | 4 | ||
1 | май | «Восток» - покоритель космоса | 1 |
2 | Первый космонавт Юрий Гагарин | 1 | |
3 | «Мир» - космический «город» | 1 | |
4 | Зачем человеку космос? | 1 | |
ИТОГО: | 4 | ||
ИТОГО: | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Вселенная и космос.
Понятие вселенной. Понятие космоса. Древние учения о космосе. Теория большого взрыва. Астрономия как наука. Древние астрономы.
Раздел 2. Солнце и Луна.
Что такое Солнце? Почему солнышко греет и светит? Что такое Луна? Что видно на Луне. Можно ли жить на Луне. Понятие Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Уникальная планета Земля.
Раздел 3. Звезды и созвездия.
Какая ближайшая к Земле звезда? Созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы, Кассиопеи, Ориона. Легенда о дочери Кассиопеи. Работа с интерактивной картой. Далеко ли от нас звезды. Можно жить на звезде? Почему звезды светятся? Созвездия Зодиака.
Раздел 4. Космос и человек.
Первые попытки покорения космоса. Древние учения о космосе. Создание телескопа. Российские исследования в области космоса. Циолковский, Королев. Животные в космосе. Первый человек в космосе. Первый выход в открытый космос. Первая женщина космонавт. Люди на Луне. Современное значение освоения космоса для людей.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
С целью создания оптимальных условий для формирования научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника, была создана предметно-развивающая среда:
- столы, стулья (по росту и количеству детей);
- демонстрационный столик;
- технические средства обучения (ТСО) – компьютер, планшет;
- интерактивное оборудование – интерактивная карта, интерактивная доска;
- презентации по темам занятий;
- наглядный материал: схемы, карты, иллюстрации;
- макеты ракет, планет, звезд.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Е.П. Левитан «Твоя Вселенная (Астрономия для ребят)», Просвещение, 1995
2. Е.П. Левитан «Твоя Вселенная» (Книга для любителей необычных путешествий), Просвещение 2007
3. Г.Т. Черненко «Как человек полетел в космос», Издательство «Художник» СССР, 1987
4. К. Курбатов «Я хочу в космос» Ленинград, Детская литература 1980
5. В.В. Ликсо «Вселенная и космос» - Москва: Издательство АСТ, 2017
Литература для детей и родителей:
- Е.П. Левитан «Сказочная Вселенная», Эксмо 2011
- Джонс Роб Ллойд «Секреты космоса», Робсон 2017
- Путеводитель по звездному небу, АСТ Аванта+, 2018
- О.В. Абрамова «Вселенная», АСТ, 2018
Ссылки:
https://www.youtube.com/watch?v=G07F13K2wWM
https://www.youtube.com/watch?v=Yzvz7qHrwlw
https://mamsila.ru/wiki/astronomiya-dlya-detei
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие чародеи» для детей 4-5 лет
Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей 4-5 лет, имеет художественную направленность и является продолжением программы для детей младшего возраста....
Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие художники»
Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования...
Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год
открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник"
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник" для детей дошкольного возраста 3-5 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Логика – очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста важно развивать в детях логическое мышление. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютер...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской познавательно- исследовательской деятельности, которая понимается нами как особый способ...