Дополнительная общеразвивающая программа Естественно-научной направленности «Маленькие астрономы»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Конобеева Олеся Валерьевна

программа для дополнительного образования в ДОУ по астрономии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_astronomy.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 «Павушка»

143988, Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1

тел.: 8 498 785-75-75

       E-mail:madou_ds22@mail.ru

ПРИНЯТО

педагогическим советом

МАДОУ д/с № 22

протокол № 5

от «»  2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ д/с № 22

____________ Н.Ю. Бобылева

от «»  2019г.

Дополнительная общеразвивающая программа

Естесвенно-научной направленности

«Маленькие астрономы»

Стартовый уровень

Возраст участников программы 5 - 7 лет

Срок реализации: 1 год

         

        

 Автор – составитель:

Воспитатель

Конобеева Олеся Валерьевна

Г. о. Балашиха, 2019

Пояснительная записка

В современном обществе для того, чтобы стать успешным человеком, ребенок должен с детства расширять свой кругозор, учиться самостоятельно добывать знания, должен быть эрудированным и подкованным в разных сферах жизни. Современное общество дает ребенку возможность попробовать свои силы в разных сферах познавательной деятельности. Государственная политика в сфере образования определяет, что любая образовательная организация, в том числе и дошкольная, должна быть конкурентоспособной, что означает предоставление качественных образовательных услуг, создания условий для развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, получающих дошкольное образование в семье. Одной из таких услуг является дополнительное образование.

В настоящее время ребенок может изучать то, что ему интересно, таким образом в дальнейшем ему будет проще определиться с будущей профессией, появится реальная возможность быть полезным обществу.

Объединение «Маленький астроном» является наиболее удачной формой приобщения старших дошкольников к научной деятельности. Здесь в доступной и увлекательной форме детей знакомят со вселенной, со звездами, с космосом, рассказывают о первых научных исследованиях космоса, о современных методах изучения космического пространства и ценности этих исследований для современного человека.

Дополнительная общеразвивающая программа «Маленький астроном» разработана в соответствии с:

  • «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.),
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительств РФ от 24.04.2015г. № 729-р),
  • «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008), 
  • Письмом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242, с учётом норм СанПиНа 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4),
  • Устав МАДОУ д/с № 22 утверждён19.04.2016г, приказ № 677.

Формирование учебных групп производится на добровольной основе. При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе обучающихся без ограничений по возрастному признаку, учитываются знания, умения, навыки, которыми владеет ребенок. Основными критериями результативности данной программы является участие обучающихся в конкурсах, викторинах.

Актуальность программы обусловлена требованиями современного общества к подрастающему поколению, вовлечении их в различные научные сообщества, расширении кругозора дошкольников. Современные компьютерные и интернет-технологии позволяют сделать изучение астрономии детьми более интересным, представить занятия в виде увлекательного путешествия, рассказать о вселенной, звездах и планетах в более доступной для детей форме – сказки, мультфильма.

Новизна заключается в том, что настоящая Программа отвечает требованиям Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, откуда следует, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость. Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.

 

Цель Программы – формирование у детей знаний о науке «Астрономия», о ее разделах; формирование познавательного интереса в области изучения естественнонаучной деятельности.

Задачи Программы:

образовательные: 

- ознакомление дошкольников с историей становления науки «Астрономия»;

 - ознакомление с предметом и объектами изучения астрономии;

 -формирование навыков работы с различными электронными устройствами, с компьютером и интернетом.

развивающие: 

- способствовать развитию логического мышления;

- способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся;

- способствовать развитию исследовательского интереса.

воспитательные: 

- способствовать выработке навыков работы в коллективе, формированию таких качеств личности как самостоятельность, любознательность;

- воспитание инициативности.

Формы обучения. Очная. В организации образовательного процесса предусматриваются различные формы проведения занятий, которые помогают сделать занятия более увлекательными и интересными, а также позволяют разнообразить учебный процесс.

На занятиях используются следующие формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в подгруппах. Занятия проводятся с применением наглядного материала, электронных устройств, современного оборудования.

На каждом занятии проводится инструктаж по технике бехопасности.

Формы проведения занятий:

  1. научно-исследовательская деятельность - опыты и эксперименты;
  2. познавательная деятельность – дидактические игры, сюжетные игры;
  3. творческая деятельность – создание макетов, стенгазет.

 Методы: информативно-рецептивный, наглядный, словесный, метод проблемного обучения.

Используемые виды деятельности создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний, помогают создать картинку целостного мира, познакомить с особенностями выбранного научного направления, учат самостоятельно добывать знания, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. взаимодействия взрослых с детьми. Поддержка и положительная оценка деятельности педагогом детской инициативы, помогают ребенку преодолевать трудности, находить ответы на интересующие вопросы, ориентироваться в потоке информации.

Особенностью организации образовательного процесса является то, что занятия строятся так, что воспитатель выдает ребенку не только готовую информацию, но и побуждает ребенка проявить инициативу, попробовать самостоятельно найти решение, придумать возможные объяснения каким-либо явлениям. Экспериментирование предполагает активное участие детей. На занятиях присутствует и творческая составляющая, которая помогает детям развивать не только логическое мышление, но и творческие способности.

Обучение по программе рассчитано на один года (с сентября по май). В период обучения ребенок знакомится с такими понятиями, как «Астрономия», «Вселенная», «Звезды», «Планеты», «Солнечная система».

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Возрастная группа

Продолжительность

занятия

Периодичность в неделю

Периодичность в месяц

Количество занятий в год

5-7 лет

25-30 минут

1

4

36

Количество детей – 12-15 человек.

Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, образование высшее, стаж работы в организации - 2 года и более, курсовая подготовка  «Организация проектно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста».

 

Ожидаемые результаты

В результате прохождения программного материала дошкольники будут знать и уметь:

  • технику безопасности при проведении исследований и экспериментов;
  • о физической природе космических объектов;
  • о влиянии космических объектов на природные процессы и явления, происходящие на Земле;
  • об истории познания окружающего мира, астрономии, космоса;
  • основные астрономические понятия: астрономия, вселенная, планета, солнечная система, спутник, космонавт, космический корабль;
  • вести беседу на астрономическую  тему;
  • Пользоваться различными техническими средствами для решения поставленной задачи;
  • Самостоятельно получать информацию из книг, телепередач, Интернет-ресурсов и др.;
  • взаимодействовать с интерактивной картой звездного неба.

Механизм оценивания образовательных результатов:

На первых занятиях проводится входная диагностика (в форме собеседования, наблюдений) для выявления запроса детей, их интересов и цели посещения объединения.

Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился).

Итоговый контроль по темам проходит в виде: викторин, игр, семинаров.

Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и приобретенных навыков.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

месяц

Раздел, тема

Количество занятий

1

сентябрь

Что такое вселенная и космос?

1

2

Что такое астрономия?

1

3

Сказочная Вселенная: мерцание звезд

1

4

Планеты и звезды (интерактивная карта)

1

ИТОГО:

4

1

октябрь

Наше Солнышко

1

2

Что думали о Солнышке в древности?

1

3

День и ночь

1

4

Лето и зима

1

ИТОГО:

4

1

ноябрь

Сказочная Луна

1

2

Луна спутник Земли

1

3

Можно ли жить на Луне?

1

4

Путешествие на Луну (игра)

1

ИТОГО:

4

1

декабрь

Что такое Солнечная система?

1

2

Планеты Солнечной системы

1

3

Наша «голубая планета»

1

4

Викторина: Луна, Солнце, Земля

1

ИТОГО:

4

1

январь

Легенда о Млечном пути

1

2

Созвездия

1

3

Созвездие Большой Медведицы (интерактивная карта)

1

4

Созвездие Орион (интерактивная карта)

1

ИТОГО:

4

1

февраль

Что случилось с дочерью Касиопеи?

1

2

Можно ли долететь до звезды?

1

3

Мерцание звезд

1

4

Просмотр мультфильма «звезды вокруг нас»

1

ИТОГО:

4

1

март

Круг Зодиака

1

2

Звезды днем

1

3

Просмотр мультфильма «Астрономия для малышей»

1

4

Ураганы далеких планет

1

ИТОГО:

4

1

апрель

Первые попытки покорения космоса

1

2

Животные в космосе

1

3

Как устроена ракета?

1

4

Творческое занятие: мастерим ракету

1

ИТОГО:

4

1

май

«Восток» - покоритель космоса

1

2

Первый космонавт Юрий Гагарин

1

3

«Мир» - космический «город»

1

4

Зачем человеку космос?

1

ИТОГО:

4

ИТОГО:

36

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. Вселенная и космос. 

Понятие вселенной. Понятие космоса. Древние учения о космосе. Теория большого взрыва. Астрономия как наука. Древние астрономы.

Раздел 2. Солнце и Луна.

Что такое Солнце? Почему солнышко греет и светит? Что такое Луна? Что видно на Луне. Можно ли жить на Луне. Понятие Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Уникальная планета Земля.

Раздел 3. Звезды и созвездия.

Какая ближайшая к Земле звезда? Созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы, Кассиопеи, Ориона. Легенда о дочери Кассиопеи. Работа с интерактивной картой. Далеко ли от нас звезды. Можно жить на звезде? Почему звезды светятся? Созвездия Зодиака.

Раздел 4.  Космос и человек.

Первые попытки покорения космоса. Древние учения о космосе. Создание телескопа. Российские исследования в области космоса. Циолковский, Королев. Животные в космосе. Первый человек в космосе. Первый выход в открытый космос. Первая женщина космонавт. Люди на Луне. Современное значение освоения космоса для людей.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

С целью создания оптимальных условий для формирования научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника, была создана предметно-развивающая среда:

  • столы, стулья (по росту и количеству детей);
  • демонстрационный столик;
  • технические средства обучения (ТСО) – компьютер, планшет;
  • интерактивное оборудование – интерактивная карта, интерактивная доска;
  • презентации по темам занятий;
  • наглядный материал: схемы, карты, иллюстрации;
  • макеты ракет, планет, звезд.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Е.П. Левитан «Твоя Вселенная (Астрономия для ребят)», Просвещение, 1995

2. Е.П. Левитан «Твоя Вселенная» (Книга для любителей необычных путешествий), Просвещение 2007

3. Г.Т. Черненко «Как человек полетел в космос», Издательство «Художник» СССР, 1987

4. К. Курбатов «Я хочу в космос» Ленинград, Детская литература 1980

5. В.В. Ликсо «Вселенная и космос» - Москва: Издательство АСТ, 2017

Литература для детей и родителей:

  1. Е.П. Левитан «Сказочная Вселенная», Эксмо 2011
  2. Джонс Роб Ллойд «Секреты космоса», Робсон 2017
  3. Путеводитель по звездному небу, АСТ Аванта+, 2018
  4. О.В. Абрамова «Вселенная», АСТ, 2018

Ссылки:

https://www.youtube.com/watch?v=G07F13K2wWM

https://www.youtube.com/watch?v=Yzvz7qHrwlw

https://kosmokid.ru/

https://mamsila.ru/wiki/astronomiya-dlya-detei

https://v-kosmose.com/kosmos-dlya-detei/

https://www.youtube.com/watch?v=ynIgI8fu0Dg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие чародеи» для детей 4-5 лет

Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей 4-5 лет, имеет художественную направленность и является продолжением программы для детей младшего возраста....

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие художники»

Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования...

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник"

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник" для детей дошкольного возраста 3-5 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Логика – очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста  важно развивать в детях логическое мышление. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской познавательно- исследовательской деятельности, которая понимается нами как особый способ...