Дополнительная общеобразовательная,общеразвивающая программа естественно научной направленности "Познавайка"
рабочая программа (старшая группа)
Программа кружковой работы естественно научной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_turchina_a._a._programma_poznavayka.doc | 414.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
«ДЕТСКИЙ САД №2 «ВЕТЕРОК»
СОГЛАСОВАНО на Педагогическом совете «30» мая 2019г. Протокол № 5 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ МО «Янтарный городской округ» «Д/ с № 2 «Ветерок» _________ Н.В.Милосердова приказ № _________ от «30» мая 2019г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Познавайка»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год - 36 часов
Разработчик:
Турчина Ангелина Алексеевна, воспитатель
пгт. Янтарный
2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка …………………………………........................3
2. Содержание программы .........................................................................6
2.1. Учебный план ....……………………………………....………………6
2.2. Планируемые результаты ….................................................................9
2.3. Календарный учебный график ...……………………………......…..14
3. Условия реализации программы ….......................................................16
4. Формы оценивания образовательных результатов …...................23
5. Список литературы …….....………………………………………….…23
1. Пояснительная записка
Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавайка» (далее - Программа) имеет естественно научную направленность. По форме организации - кружковая.
Уровень освоения программы: стартовый (ознакомительный).
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 04.09.2014 № 1726-р),
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций»,
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБДОУ МО «Янтарный городской округ» «Д/с №2 «Ветерок».
Актуальность программы
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Новизна программы
Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей, в результате изучения которой ребёнок познаёт окружающую его действительность на основе краеведческих материалов, регионального компонента.
Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методов самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы и умозаключения, при этом доказывая свою точку зрения.
Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Программа адресована детям от 5 до 6 лет. В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»
К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развиваться понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. Постепенно расширяя представления детей об окружающем. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности.
Условия набора обучающихся: для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); по заявлению родителей (законных представителей).
Количество обучающихся: не более 12 человек.
Срок освоения программы: 1 год обучения – 36 часов.
Формы и режим занятий: программа рассчитана на 1 год обучения,
1занятие в неделю, продолжительность не более 25 мин. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Форма обучения — очная, традиционная. Формы организации деятельности обучающихся групповая, фронтальная.
Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.
Задачи программы:
Обучающие:
Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологических представления у детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, природных явлениях.
Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
Развивающие:
Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света).
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и места человека в ней.
Воспитывающие:
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
Воспитывать ответственность за свои поступки;
Воспитать гуманное отношение к людям и к своему здоровью.
Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы.
2. Содержание программы
2.1. Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов/минут | Форы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Знакомство с лабораторией | |||||
1. | Что такое научная лаборатория. | 1/25 | 0,70/20 | 0,30/5 | Вводный контроль - беседа, устный опрос |
2. | Расскажем Незнайке о правилах поведения в лаборатории. | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Вводный контроль – беседа, наблюдение |
Раздел 2. Песок | |||||
3. | «Барханы» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Беседа, наблюдение, опыты, текущий контроль |
4. | «Песочные картины» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Беседа, творческая работа, текущий контроль |
5. | «Отпечатки» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Беседа, эксперимент, текущий контроль |
Раздел 3. Магниты | |||||
6. | «Железные башни» | 2/50 | 0,30/10 | 0,17/40 | Текущий контроль, опыт, наблюдение |
7. | «Магнитный виноград» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Текущий контроль, эксперимент, наблюдение |
8. | «Можно ли двигать предмет, не дотрагиваясь до нее?» | 2/50 | 0,30/10 | 0,17/40 | Текущий контроль, опыт, наблюдение |
Раздел 4. Вода | |||||
9. | «Бесформенная вода» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение |
10. | «Радужная вода» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Текущий контроль, эксперимент, беседа |
11. | «Фильтрование воды» | 2/50 | 0,30/10 | 0,17/40 | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение |
12. | «Мыльный кораблик на воде» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Текущий контроль, беседа, опыт |
13. | «Круговорот воды в пакете» | 2/50 | 0,30/10 | 0,17/40 | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение |
Раздел 5. Снег | |||||
14. | «Волшебные кристаллики – снежинки» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Беседа, наблюдение, рассматривание под микроскопом |
15. | «Постройка снежной фигуры» | 1/25 | 0,30/5 | 0,70/20 | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение |
Раздел 6. Лёд | |||||
16. | «Образование сосулек» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение |
17. | «Почему лёд скользкий?» | 1/25 | 0,70/15 | 0,30/10 | Текущий контроль, беседа, наблюдение |
Раздел 7. Воздух | |||||
18. | «Сила воздуха» | 2/50 | 0,30/20 | 0,17/30 | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение |
19. | «Можно ли поймать воздух?» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение |
20. | «Попробуем взвесить воздух» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение |
Раздел 8. Почва | |||||
21. | «Состав почвы» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение |
22. | «Почва бывает разной» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение |
23. | «Почва может накапливать воду» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение |
Раздел 9. Растения | |||||
24. | «Растения вырастают из семян» | 1/25 | 0,30/5 | 0,70/20 | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение |
25. | «Растения тянутся к свету» | 1/25 | 0,30/5 | 0,70/20 | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение |
26. | «Растениям нужны хорошие условия» | 1/25 | 0,30/5 | 0,70/20 | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение |
27. | «Растения растут по – разному» | 1/25 | 0,30/5 | 0,70/20 | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение |
28. | «Строение растения» | 1/25 | 0,30/10 | 0,70/15 | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение |
Раздел 10. Насекомые | |||||
29. | «Насекомые вокруг нас» | 1/25 | 0,70/15 | 0,30/10 | Текущий контроль, беседа, наблюдение, устный опрос |
Раздел 11. Итоговая опытная деятельность | |||||
30. | «Проращиваем лук» | 1/25 | 0,30/5 | 0,70/20 | Итоговый контроль, беседа, опыт, наблюдение |
31. | «Из кусочков вырастит целое» | 1/25 | 0,30/5 | 0,70/20 | Итоговый контроль, беседа, опыт, наблюдение |
Всего: | 36/900 | 7,8/305 | 17,85/595 |
Краткое содержание учебного плана
Раздел 1. Знакомство с лабораторией
Тема №1. Что такое научная лаборатория.
Теория. Знакомство детей с профессией «ученый». Проведение экскурсий по лаборатории. Показ презентации.
Практика. Рассматривание наборов для экспериментирования.
Тема № 2. Расскажем Незнайке о правилах поведения в лаборатории.
Теория. Определение правил поведения в научной лаборатории при проведении простейших опытов и экспериментов.
Практика. Обследование наборов для экспериментирования.
Раздел 2. Песок
Тема №3. Барханы
Теория. Формировать у детей умение проводить простой опыт с песком. Выяснение опытническим путем, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
Практика. Опыт с песком.
Тема №4 . Песочные картины
Теория. Познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Дать представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
Практика. Экспериментирование с песком.
Тема № 5. Отпечатки
Теория. Исследование поверхности природного материала методом отпечатков. Формировать умение делать вывод на основе проведенного опыта с песком
Практика. Экспериментирование с песком.
Раздел 3. Магниты
Тема № 6. Железные башни
Теория. Дать представление о магните и его свойствах притягивания предметов. Выявление материалов, которые могут быть магнетическими.
Практика. Опыт с магнитами.
Тема № 7. Магнитный виноград
Теория. Формировать умение пользоваться приборами - помощниками при проведении эксперимента.
Практика. Экспериментирование с магнитами.
Тема № 8. Можно ли двигать предмет, не дотрагиваясь до него?
Теория. Определение свойств магнита в воде и на воздухе. Закрепление знаний детей о свойствах железа - притягивается к магнитам.
Практика. Опыт с магнитами.
Раздел 4. Вода
Тема № 9. Бесформенная вода
Теория. Формировать у детей умение проводить с помощью педагога простой опыт с водой. Делать вывод, что вода принимает форму сосуда; пользоваться приборами - помощниками при проведения опыта с водой.
Практика. Опыт с водой.
Тема № 10. Радужная вода
Теория. Формировать у детей умение проводить опыт с водой, акварельными красками и сахаром; делать вывод - как сахар и краска влияет на свойство воды.
Практика. Экспериментирование с водой.
Тема № 11. Фильтрование воды
Теория. Формирование у детей умения проводить простой опыт с водой, Изготавливать различные очистительные устройства - фильтры по алгоритму из песка, грунта, бумаги. Опытным путём выяснить, какой фильтр лучше.
Практика. Опыт с водой.
Тема № 12. Мыльный кораблик на воде
Теория. Познакомить детей со свойством воды - поверхностное натяжение. Формирование умения делать вывод на основе проведенного опыта.
Практика. Опыт с водой.
Тема № 13. Круговорот воды в пакете
Теория. Знакомство с явлением как состояния воды зависит от температуры. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений свойства воды и круговорот воды в природе, путем эксперимента.
Практика. Экспериментирование с водой.
Раздел 5. Снег
Тема № 14. Волшебные «кристаллики – снежинки»
Теория. Закрепление знаний детей об изменение в природе зимой. Дать знания о понятии образования узоров на стеклышках.
Практика. Работа с микроскопом.
Тема № 15. Постройка снежной фигуры
Теория. Познакомить детей со свойствами снега, какой он бывает в разную погоду.
Практика. Опыт со снегом.
Раздел 6. Лёд
Тема № 16. Образование сосулек
Теория. Познакомить детей с влиянием температурных изменений на свойства льда. Сравнение льда и снега. Почему лед скользкий? Образование сосулек.
Практика. Экспериментирование со льдом.
Тема № 17. Почему лёд скользкий?
Теория. Познакомить детей с влиянием температурных изменений на свойства льда. Сравнение льда и снега. Почему лед скользкий?
Практика. Опыт с льдом.
Раздел 7. Воздух
Тема № 18. Сила воздуха
Теория. Знакомство детей с пониманием того, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ.
Практика. Опыт с воздухом.
Тема № 19. Можно ли поймать воздух?
Теория. Формирование у детей умения проводить простой опыт. Зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха.
Практика. Опыт с воздухом.
Тема № 20. Попробуем взвесить воздух
Теория. Систематизировать знания детей о воздухе. Познакомить со способами обнаружения воздуха, некоторыми свойствами (упругость).
Практика. Экспериментирование с воздухом.
Раздел 8. Почва
Тема № 21. Состав почвы
Теория. Познакомить детей со свойствами, составом и качеством почвы. Дать первоначальные представления о внутреннем содержании земли. Почва – верхний слой земли.
Практика. Опыт с почвой.
Тема № 22. Почва бывает разной
Теория. Познакомить детей со свойствами почвы. Дать первоначальные знания о компонентах в почве. Выделить, что почва бывает плодородной, песчаной и глинистой.
Практика. Экспериментирование с почвой.
Тема № 23. Почва может накапливать воду
Теория. Систематизировать знания детей о сухой и влажной почве.
Почва – верхний слой земли. Для жизни живых организмов в почве есть воздух, вода, органические вещества.
Практика. Экспериментирование с почвой.
Раздел 9. Растения
Тема № 24. Растения вырастают из семян
Теория. Дать первоначальное представление о прорастании растений из семени. Познакомить детей с факторами внешней среды, необходимыми для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Практика. Опыт «Проращивание семян».
Тема № 25. Растения тянутся к свету
Теория. Дать первоначальное представление о влиянии света на рост растений. Формировать представление о том, что солнце является источником тепла и света для растений.
Практика. Опыт с растениями.
Тема № 26. Растениям нужны хорошие условия
Теория. Дать первоначальное представление о влиянии внешних факторов на рост растений. Систематизировать знания детей об условиях, мешающих росту растений. Это может быть связано с загрязняющими веществами в воздухе, воде и почве.
Практика. Опыт с растениями.
Тема № 27. Растения растут по – разному
Теория. Дать первоначальное представление о многообразии растений и их особенностях, растения отличаются формой, цветом и размером. Из одного единственного семечка вырастает целое растение. Растения прорастают и растут с разной скоростью.
Практика. Экспериментирование с растениями.
Тема № 28. Строение растения
Теория. Систематизировать знания детей о строении растений. Растение состоит из разных частей, каждая из которых выполняет свою работу. Растения умеют передавать воду и питательные вещества от корней к другим частям.
Практика. Экспериментирование с растениями.
Раздел 10. Насекомые
Тема № 29. Насекомые вокруг нас
Теория. Дать первоначальное представление о многообразии насекомых, условия их приспособления к среде обитания.
Практика. Опыт с насекомыми.
Раздел 11. Итоговая опытная деятельность
Тема № 30. Проращиваем лук
Теория. Дать первоначальное представление о размножении растений. Формировать представление детей о выращивание растений, не только семенами, но и луковицами. Развивать навыки и умения самостоятельно проводить простейшие опыты.
Практика. Итоговая опытно - исследовательская работа
Тема № 31. Из кусочков вырастит целое
Теория. Дать первоначальное представление о размножении растений. Формировать представление детей о выращивании растений, не только из луковицы, но что из части растения может вырасти целое растение. Развивать навыки и умения самостоятельно проводить простейшие опыты.
Практика. Итоговая опытно - исследовательская работа.
2.2. Планируемые результаты
К концу реализации программы у обучающихся:
Сформированы умения проводить простые опыты и эксперименты.
Сформированы умения делать выводы и умозаключения.
Умеет доказывать свою точку зрения.
Умеет пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.
Быстрое включение в активный познавательный процесс;
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач
Самостоятельно ставит проблему
Выдвигает гипотезы, предположения
Самостоятельно планирует деятельность
Выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности
Доводит дело до конца
Ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы
Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях
Соблюдает правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
2.3. Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавайка» (стартовый (ознакомительный) уровень).
№п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество минут | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 5 | 16.00 | Групповая | 25 | Что такое научная лаборатория | Центр «Хочу всё знать» | Беседа, наблюдение. |
2. | 12 | Групповая | 25 | Расскажем Незнайке о правилах поведения в лаборатории. | Беседа, наблюдение, обследование. | |||
3. | 19 | Групповая | 25 | Барханы | Беседа, наблюдение, опыты, текущий контроль | |||
4. | 26 | Групповая | 25 | Песочные картины | Беседа, текущий контроль | |||
5. | Октябрь | 3 | 16.00 | Групповая | 25 | Отпечатки | Центр «Хочу всё знать» | Беседа, эксперимент, текущий контроль |
6. | 10 | Групповая | 25 | Железные башни | Текущий контроль, опыт, наблюдение | |||
7. | 17 | Групповая | 25 | Железные башни | Текущий контроль, опыт, наблюдение | |||
8. | 24 | Групповая | 25 | Магнитный виноград | Текущий контроль, эксперимент, наблюдение | |||
9. | 31 | Групповая | 25 | Можно ли двигать предмет, не дотрагиваясь до нее? | Текущий контроль, опыт, наблюдение | |||
10. | Ноябрь | 7 | 16.00 | Групповая | 25 | Можно ли двигать предмет, не дотрагиваясь до нее? | Центр «Хочу всё знать» | Текущий контроль, опыт, наблюдение |
11. | 14 | Групповая | 25 | Бесформенная вода | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение | |||
12. | 21 | Групповая | 25 | Радужная вода | Текущий контроль, эксперимент, беседа | |||
13. | 28 | Групповая | 25 | Фильтрование воды | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение | |||
14. | Декабрь | 5 | 16.00 | Групповая | 25 | Фильтрование воды |
Центр «Хочу всё знать» | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение |
15. | 12 | Групповая | 25 | Мыльный кораблик на воде | Текущий контроль, беседа, опыт | |||
16. | 19 | Групповая | 25 | Круговорот воды в пакете | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение | |||
17. | 26 | Групповая | 25 | Круговорот воды в пакете | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение | |||
18. | Январь | 9 | 16.00 | Групповая | 25 | Волшебные кристаллики – снежинки | Центр «Хочу всё знать» | Беседа, наблюдение, рассматривание под микроскопом |
19. | 16 | Групповая | 25 | Постройка снежной фигуры | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение | |||
20. | 23 | Групповая | 25 | Образование сосулек | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение | |||
21. | 30 | Групповая | 25 | Почему лёд скользкий? | Текущий контроль, беседа, наблюдение | |||
22. | Февраль | 6 | 16.00 | Групповая | 25 | Сила воздуха | Центр «Хочу всё знать» | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение |
23. | 13 | Групповая | 25 | Сила воздуха | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение | |||
24. | 20 | Групповая | 25 | Можно ли поймать воздух? | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение | |||
25. | 27 | Групповая | 25 | Попробуем взвесить воздух | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение | |||
26. | Март | 6 | 16.00 | Групповая | 25 | Состав почвы | Центр «Хочу всё знать» | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение |
27. | 13 | Групповая | 25 | Почва бывает разной | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение | |||
28. | 20 | Групповая | 25 | Почва может накапливать воду | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение | |||
29. | 27 | Групповая | 25 | Растения вырастают из семян | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение | |||
30. | Апрель | 3 | 16.00 | Групповая | 25 | Растения тянутся к свету | Центр «Хочу всё знать» | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение |
31. | 10 | Групповая | 25 | Растениям нужны хорошие условия | Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение | |||
32. | 17 | Групповая | 25 | Растения растут по – разному | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение | |||
33. | 24 | Групповая | 25 | Строение растения | Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение | |||
34. | Май | 8 | 16.00 | Групповая | 25 | Насекомые вокруг нас | Центр «Хочу всё знать» | Текущий контроль, беседа, наблюдение, устный опрос |
35. | 15 | Групповая | 25 | Проращиваем лук | Итоговый контроль | |||
36. | 22 | Групповая | 25 | Из кусочков вырастит целое | Итоговый контроль |
3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проходят в интерактивной комнате кружково-образовательного блока «Познавайка»
№ | Наименование | Площадь помещения, кв.м |
1. | Интерактивная комната | 60 |
Основное оборудование
№ | Наименование | Кол-во, шт. |
1. | Детские столы | 6 |
2. | Детские стульчики | 12 |
3. | Стол для педагога | 1 |
4. | Шкафы для хранения методического материала | 6 |
Учебное оборудование
№ | Наименование | Кол-во, шт. |
1. | Интерактивная доска | 1 |
2. | Ноутбук | 1 |
3. | Электронный микроскоп | 6 |
4. | Микроскоп | 6 |
5. | Контейнер с песком | 6 |
6. | Контейнер с водой | 6 |
7. | Контейнер с мыльным раствором | 6 |
8. | Подставка для пробирок | 6 |
9. | Бумага фильтровальная | 12 |
10. | Разбрызгиватель | 6 |
11. | Вата | 12 |
12. | Линейка | 6 |
13. | Воронка с короткой трубкой | 6 |
14. | Мензурка маленькая | 12 |
15. | Стакан с лупой | 12 |
16. | Стакан мерный | 12 |
17. | Картонка | 12 |
18. | Пластина прозрачная | 12 |
19. | Коробка пластиковая, светонепроницаемая | 12 |
20. | Шпатель деревянный | 12 |
21. | Кружка мерная | 6 |
22. | Горшок цветочный | 6 |
23. | Пресс для растении | 6 |
24. | Пробирка | 12 |
25. | Термометр | 6 |
26. | Чашка Петри | 12 |
27. | Ложка | 6 |
28. | Коробка пластиковая, прозрачная | 6 |
29. | Флакон с пипеткой | 6 |
30. | Пипетка | 12 |
31. | Лупа | 12 |
32. | Пакет пластиковый 18х26 см | 6 |
33. | Лоток для рассады | 6 |
34. | Песочные часы | 6 |
35. | Магниты разной формы | 12 |
36. | Акварельные краски | 6 |
37. | Клей ПВА | 12 |
38. | Лейка | 12 |
39. | Пробирки | 12 |
40. | Картон белый | 12 |
41. | Вата | 12 |
42. | Кораблик | 12 |
43. | Уксус столовый | 2 |
44. | Контейнер с растительной почвой | 6 |
45. | Контейнер с щебнем | 6 |
46. | Контейнер с глиной | 6 |
47. | бобы | 12 |
48. | Семена кресс - салата | 6 |
49. | Зерна кукурузы | 12 |
50. | Семена цветов | 6 |
51. | Прищепка | 12 |
52. | Пробка резиновая | 12 |
53. | Резинка канцелярская | 12 |
54. | Простой карандаш | 12 |
55. | Альбом для рисования | 12 |
56. | Воронка | 12 |
Методические материалы
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал | Формы, методы, приёмы обучения | Формы подведения итогов |
Раздел 1. Знакомство с лабораторией | ||||
1. | Что такое научная лаборатория | Интерактивная наборы для экспериментирования. | Наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, презентация, игра. | Текущий контроль (игра) |
2. | Расскажем Незнайке о правилах поведения в лаборатории | Наборы для экспериментирования. | Наблюдение, беседа, игра. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
Раздел 2. Песок | ||||
3. | Барханы | Контейнер с песком, ложка, контейнеры пластиковые прозрачные, песочные часы. | Опытно - исследовательская работа, беседа, рассказ педагога, игра. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
4. | Песочные картины | Контейнер с песком, клей ПВА, картон. | Опытно - исследовательская работа, беседа, рассказ педагога, игра. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
5. | Отпечатки | Контейнер с песком, контейнеры пластиковые прозрачные, шаблоны следов животных. | Опытно - исследовательская работа, беседа, рассказ педагога, игра. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
Раздел 3. Магниты | ||||
6. | Железные башни | Магниты разной формы. | Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
7. | Железные башни | Магниты разной формы. | Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
8. | Магнитный виноград | Магниты разной формы. | Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
9. | Можно ли двигать предмет, не дотрагиваясь до нее? | Магниты разной формы, интерактивная | Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога, презентация. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
10. | Можно ли двигать предмет, не дотрагиваясь до нее? | Магниты разной формы, интерактивная | Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ педагога, презентация. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
Раздел 4. Вода | ||||
11. | Бесформенная вода | Контейнер с водой, разбрызгиватель, воронка, мерный стакан, пробирки, лейка. | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
12. | Радужная вода | Контейнер с водой, мерный стакан, пробирки, интерактивная доска, ноутбук, краски акварельные. | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, презентация, игра. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
13. | Фильтрование воды | Контейнер с водой, воронка, мерный стакан, пробирки, вата, бумага фильтровальная, соль, глина, пипетка, флакон с пипеткой. | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
14. | Фильтрование воды | Контейнер с водой, воронка, мерный стакан, пробирки, вата, бумага фильтровальная, соль, глина, пипетка, флакон с пипеткой. | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
15. | Мыльный кораблик на воде | Контейнер с мыльным раствором, контейнер с водой, кораблик, контейнеры пластиковые прозрачные. | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, игра. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
16. | Круговорот воды в пакете | Контейнер с водой, пакет пластиковый 18х26 см, интерактивная доска, ноутбук, мерный стакан, пробирки. | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, презентация. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
17. | Круговорот воды в пакете | Контейнер с водой, пакет пластиковый 18х26 см, интерактивная доска, ноутбук, мерный стакан, пробирки. | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, презентация. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
Раздел 5. Снег | ||||
18. | Волшебные кристаллики – снежинки | Замороженные стеклянные пластины, микроскоп электронный, интерактивная доска, ноутбук. | Опытно-исследовательская работа, беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, практическая деятельность. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
19. | Постройка снежной фигуры | Снег, контейнеры пластиковые прозрачные, пластина прозрачная, термометр, прищепка. | Опытно-исследовательская работа, беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, практическая деятельность, игра. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
Раздел 6. Лёд | ||||
20. | Образование сосулек | Вода, стакан мерный, воронка с короткой трубкой, малая половина чашки Петри, термометр, прищепка. | Опытно-исследовательская работа, беседа. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
21. | Почему лёд скользкий? | Вода, стакан мерный, воронка с короткой трубкой, малая половина чашки Петри, пластина прозрачная, термометр, прищепка. | Опытно-исследовательская работа, беседа. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
Раздел 7. Воздух | ||||
22. | Сила воздуха | Интерактивная доска, ноутбук, пробирки, прищепки, пробка резиновая, пакет пластиковый 18х26 см. | Рассказ воспитателя, опытно-исследовательская работа, наблюдение, презентация, игра. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
23. | Сила воздуха | Интерактивная доска, ноутбук, пробирки, прищепки, пробка резиновая, пакет пластиковый 18х26 см. | Рассказ воспитателя, опытно-исследовательская работа, наблюдение, презентация, игра. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
24. | Можно ли поймать воздух? | Пробирки, прищепки, пробка резиновая, пакет пластиковый 18х26 см, мензурка маленькая, простой карандаш, альбом для рисования. | Рассказ воспитателя, опытно-исследовательская работа, наблюдение, игра. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
25. | Попробуем взвесить воздух | Интерактивная доска, ноутбук, пробирки, прищепки, пробка резиновая, пакет пластиковый 18х26 см, мензурка маленькая. | Рассказ воспитателя, опытно-исследовательская работа, наблюдение, презентация, игра. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
Раздел 8. Почва | ||||
26. | Состав почвы | Кружка мерная, стакан мерный, ложка, лоток для рассады, шпатель деревянный, лупа, пробы почвы: растительный слой, щебень, песок, глинистая почва, интерактивная доска, ноутбук. | Беседа, наблюдение, опытно-исследовательская работа, презентации, рассказ педагога. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
27. | Почва бывает разной | Лоток для рассады, шпатель деревянный, лупа, пробы почвы: растительный слой, щебень, песок, глинистая почва, интерактивная доска, ноутбук. | Беседа, наблюдение, опытно-исследовательская работа, презентации, рассказ педагога. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
28. | Почва может накапливать воду | Кружка мерная, стакан с лупой, горшок цветочный, шпатель деревянный, почва: песок, земля для цветов, глинистая почва, интерактивная доска, ноутбук. | Беседа, наблюдение, опытно-исследовательская работа, презентации, рассказ педагога. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
Раздел 9. Растения | ||||
29. | Растения вырастают из семян | Стакан мерный, лупа, картонка, разбрызгиватель, малая половина чашки Петри, бобы (сухие и замоченные). | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
30. | Растения тянутся к свету | Коробка пластиковая, светонепроницаемая, вата, пипетка, вода, бобы. | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
31. | Растениям нужны хорошие условия | Чашка Петри, флакон с пипеткой, мензурка маленькая, пипетка, бумага фильтровальная, вода, семена кресс – салата, столовый уксус, интерактивная доска, ноутбук. | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, презентации. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
32. | Растения растут по – разному | Горшок цветочный, разбрызгиватель, шпатель деревянный, вода, земля для цветов, бобы, семена цветов, семена кресс – салата, зёрна кукурузы, клей ПВА. | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
33. | Строение растения | Пресс для растений, бумага фильтровальная, лупа, резинка канцелярская, листья разных растений, микроскоп, интерактивная доска, ноутбук. | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, презентации. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
Раздел 10. Насекомые | ||||
34. | Насекомые вокруг нас | Ловушка для насекомых, коробка пластиковая прозрачная, лупа, стакан с лупой, лист растения. | Опытно-исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. | Текущий контроль (опытно - исследовательская работа) |
Раздел 11. Итоговая опытная деятельность | ||||
35. | Проращиваем лук | Мензурка маленькая, кружка мерная, вода, лук. | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций. | Итоговый контроль (опытно - исследовательская работа) |
36. | Из кусочков вырастит целое | Разбрызгиватель, бумага фильтровальная, чашка Петри, кружка мерная, вода, корнеплоды: морковь, редис. | Опытно- исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций. | Итоговый контроль (опытно - исследовательская работа) |
4. Формы оценивания образовательных результатов
Педагогическая диагностика - первичная, итоговая диагностика.
Первичная диагностика происходит в процессе совместной деятельности педагога с обучающимися в виде бесед, наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности; с целью выявления уровня развития дошкольников, их умений.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в форме выставки или
конкурса.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
1.Конкурсы, выставки детей;
2.Совместная опытно-исследовательская деятельность детей и воспитателей. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися практических заданий.
3.Итоговый контроль реализуется в форме конкурсных работ.
В каникулярное время допускается работа с детьми по реализации опытно-исследовательской деятельности, участие обучающихся в конкурсах, досуговых мероприятиях.
5. Список литературы
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
2. Дыбина О. В. Развитие творческого отношения детей дошкольного возраста к
рукотворному миру. Тольятти, 1995г.
3. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников.
4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и эксперимента в детском саду. М., 2007.
5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004
6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
7. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
8. Рыжова Н.А. Волшебница – вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
9. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
10. Набор для экспериментирования. Мои первые опыты: изучаем природу. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных организаций. – М.:ИНТ. – с.104.
11. Зотова Т. В. Азбука природолюбия. Учебное пособие. – М.:ООО «Адвес – Т»,2017. – 320с.
6. Глоссарий (понятийный аппарат)
Микроскоп | Прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, невидимых или плохо видимых предметов. |
Чашка Петри | Неглубокая круглая посуда с плоским дном, используемая в лабораториях. Для выращивания микроорганизмов. |
Пробирка |
|
Шпатель деревянный Мензурка Пипетка | Приспособление, при помощи которого наноситься какой – либо состав или происходит забор материала из общей ёмкости. Лабораторный стакан с делениями и носиком. Служит для Измерения объёмов жидкостей. Стеклянная трубочка с резиновым наконечником для набирания малых долей жидкости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа по шахматам для детей 5-6 лет
Цель программы – привлечения к шахматной игре детей с раннего возраста, как средству интеллектуального развития ребенка....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НАУКОГРАД» (Я – исследователь)
Программа может быть полезна педагогоам дополнительного образования...
Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)
Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»...