Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сергеева Екатерина Викторовна

Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). Занимаясь по данной программе, дошкольники познакомятся с разнообразием климатических зон, рельефов, растительного и животного мира нашей страны. Познакомятся с природными заповедниками и их обитателями. Все свои "открытия" дети вместе с педагогм отмечают на физической карте нашей страны (карта должна быть большого формата) с помощью фишек и условных обозначений, что помогает деткам запоминать места нахождения тех или иных природных зон или заповедников, а также дает возможность "возвращаться" в процессе работы к пройденному материалу при желании сравнить что-либо или уточнить знания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Снегирёк»

Рассмотрено на заседании                                                             УТВЕРЖДЕНО

педагогического совета                                                                  Заведующий МДОУ д/с №28

от «___» _____ 2019г.                                                                     ___________ /Сидорова Е.В/

Протокол № _____                                                                          «___» __________ 2019

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности

«Природа нашей Родины»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Сергеева Екатерина Викторовна

Заместитель заведующего по УВР

Снегири, 2019

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – это важнейший этап формирования личности ребенка. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру и окружающей действительности. В период дошкольного детства закладывается «фундамент» для приобретения в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения различных видов деятельности.

В современном мире экологическое воспитание особо актуально, мы живем в мире с развитой промышленностью, в мире где машина есть в каждой семье, развито железнодорожное и авиасообщение, все это и многое другое негативно влияет на экологию. Вследствие чего гибнет флора и фауна нашей планеты.

Россия – самая большая страна в мире. Климатические зоны России состоят почти из всех поясов, которые относятся к континентальному климату. Этим обусловлено многообразие флоры и фауны нашей страны. В России огромное количество рек и озер, а также морей. Берега нашей страны омывают три мировых океана. Также разнообразны и природные ландшафты нашей Родины. Но, к сожалению, ни в одной из программ дошкольного образования нет блока по изучению природы родной страны в целом. Данный блок раскрывается в виде регионального компонента в программах естественно-научной направленности многих дошкольных учреждений, но предметом изучения является многообразие природы данного региона.

Изучение природы России в целом необходимо в целях патриотического и экологического воспитания дошкольников. Ведь зачастую дети (в том числе и школьного возраста) не имеют представления о многообразии природы родной страны. В России большое количество национальных парков и природных заповедников с неповторимой флорой и фауной, большое количество животных, растений и птиц, занесенных в Красную книгу.

 В концепцию данной программы заложена работа с физической картой России, размещенной в групповой ячейке. На протяжении 2-х лет, дети будут узнавать и отмечать на карте заповедные зоны и национальные парки, ареалы обитания тех или иных видов животных и птиц, климатические зоны России, места добычи природных ископаемых и памятники природы родной страны.

Имея базовые представления о природе родной страны, мы можем «подтолкнуть» дошкольника к более глубокому изучению данного вопроса в будущем, к формированию экологического самосознания, к желанию беречь и сохранять те уникальные природные богатства, которые есть в нашей стране.

Данная программа имеет естественнонаучную направленность

Целью данной программы является изучение, в доступной для дошкольников форме, многообразия природных и климатических зон России, ее флоры и фауны, природных ресурсов и исчезающих видов животных.

Задачами программы являются:

- формирование осознанно-правильного отношения к представителям живой и неживой природы, навыков экологически-грамотного поведения в природе, формирование навыков бережного использования природных ресурсов;

- формирование активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления;

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать окружающий мир;

- развитие общих познавательных способностей: умение описывать, строить предположения, предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи;

- воспитывать гуманно-ценностное отношение детей к природе.

Программа разработана для воспитанников старшей и подготовительной к школе групп.

Возрастные особенности детей 5-6 лет:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический слух.

Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.

Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте, должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.

Память. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.

Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.

Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.

Мышление. По мнению Л. А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.

Речь. Речь, согласно мнению Л. С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане.

Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится доступным чтение с продолжением.

В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т. д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.

Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли.

К пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп- детских игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.

Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них – смешанные.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками небольшими группами от двух до пяти человек. Они становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.

Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения.

У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира.

Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных характеристик). Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5 годам в рисунках, постройках, позах и движениях.

Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.

Главное эмоциональное новообразование этого периода- становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л. С. Выготского, происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ребенок:

• Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

• Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

• С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

• Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

• Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

• Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

• Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Математика

1. Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.

2. Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.

3. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.

5. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.

6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Логическое мышление

1. Ребенок может отвечать на такие вопросы «как…».

2. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.

3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец).

4. Ребенок может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

Развитие речи

1. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.

2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона

4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.

5. Ребенок может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.

6. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.

8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Окружающий мир

1. Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.

Навыки обихода

1. Ребенок может звонить по телефону.

2. Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу

3. Ребенок может уметь вести себя за столом.

4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.

5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.

7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.

8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

Родителям ребенка важно:

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Возрастные особенности детей 6–7 лет

Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется продолжением становления психологических образований, которые появились у ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания этих новых образований является базой для создания психологических условий, которые послужат появлению все новых направлений и линий развития.

Для данного возраста характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы.

Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.

Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.

Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.

Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.

Социальное развитие:

• дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;

• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);

• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:

• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

Организация деятельности:

• дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,

• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,

• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,

• они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,

• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Речевое развитие:

• дети способны правильно произносить все звуки родного языка,

• способны к простейшему звуковому анализу слов,

• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).

• грамматически правильно строят предложения,

• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,

• свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль,

• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,

• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения

Интеллектуальное развитие:

• дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,

• они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,

• с удовольствием воспринимают любую новую информацию,

• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Мотивы поведения:

• интерес к новым видам деятельности;

• интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;

• проявляют познавательные интересы;

• устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Физическое развитие

В старшем дошкольном возрасте двигательная деятельность ребенка становиться более активной и разнообразной. Именно начиная с шести - семи лет, родителям рекомендуется занять свое дитя в какой-либо спортивной секции, а также почаще играть с ним в активные игры. Часто дети, которые сознательно уже относятся к требованиям старших, начинают стремиться к поставленной цели, разучивать новые движения или трюки самостоятельно и даже упорно пытаются освоить то, что получается меньше всего. Такая настойчивость очень похвальна, так как через год ему придется отправиться в школу, где есть свой режим и свои нагрузки: сидение за партой, выполнение регулярно домашнего задания, ранние подъемы и т. д.

В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.

Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 6-7 лет уже постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.

Одним из наиболее важных новообразований в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».

Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой.

Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве, уже не в силах полностью удовлетворить его. Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции, которая обычно называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и личностного роста детей дошкольного возраста.

Объем и сроки освоения программы:

- программа рассчитана на 2 года изучения:

        - 1 год обучения – воспитанники старшей группы (5-6 лет);

        - 2 год обучения воспитанники подготовительной группы (6-7 лет);

- одно занятие в неделю, 36 занятий в год, 72 занятия за весь период обучения;  

- продолжительность занятий для воспитанников старшей группы - 25 минут; для воспитанников подготовительной к школе группы – 30 минут;

- форма обучения очная (групповые занятия).

Работа по освоению программы ведется в рамках кружковой работы, каждая тема программы раскрывается при помощи образовательной деятельности различного типа.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

- экскурсии в природу;

- экспериментальная деятельность;

Методы проведения:

- беседы;

- рассматривание картин;

- демонстрация фильмов;

- работа с интерактивной доской.

Планируемые результаты освоения программы.

К концу первого года обучения дети могут:

- ориентироваться в физической карте России;

- знать названия климатических зон России;

- знать названия некоторых регионов России;

- знать ареалы обитания некоторых животных и птиц России;

- знать некоторые национальные парки и заповедники России.

К концу второго года обучения дети могут:

- ориентироваться в физической карте России;

- знать названия климатических зон России;

- знать названия регионов России;

- знать ареалы обитания некоторых животных и птиц России;

- знать национальные парки и заповедники России и указывать их на карте;

- знать основные полезные ископаемые и указывать место их добычи на карте;

- знать основные природные объекты, указывать их местоположение на карте.

Результаты освоения программы

 Количественный анализ: посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив диагностическую карту (см. приложение 1), практические материалы.

Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в викторинах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных экологическим темам, детские выставки в детском саду и за его пределами.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Материально-техническое обеспечение:

- стульчики по количеству детей;

- стол для экспериментальной деятельности;

- интерактивная доска;

- физическая карта России;

- Красная книга России

- География России. Полная энциклопедия / Петрова Н.Н. – Москва: Эксмо, 2015. – 256с.

- наглядный и иллюстративный материал;

- ноутбук;

- магнитофон;

- фартуки по количеству детей;

- коллекция камней (1 шт.);

- коллекция минералов (1 шт.);

- дидактические и настольные игры: «Живая и неживая природа»; «Кубики. Животный мир России»; «Съедобные и несъедобные грибы»; «Путешествие по природным зонам России»; «Птичий базар»; «Морские тайны»; «Птицы русского леса»; «Найди следы»; «Жизненный цикл животных»;

- коллекция журналов «Моя страна. Собери карту России»; издатель ООО «Ашет Коллекция».

Кадровое обеспечение: кружковую работу проводят воспитатели данных возрастных групп, прошедшие курсы повышения квалификации на экологическую тематику


Учебный план.

Старшая группа.

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводный блок

4

4

2

Растения и животные климатических зон России

4

4

3

Интересные факты о природе России

4

4

4

Животный мир России

14

14

5

Природные Ландшафты мирового значения

10

10

ИТОГО

36 часов

36 часов

Каждая тема – 1 теоретическое групповое занятие в форме беседы, продолжительностью 25 минут.

Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц

Содержание изучаемого курса:

СЕНТЯБРЬ

  1. Россия – Родина моя. Физическая карта России.
  2. Формы земной поверхности.
  3. Разнообразие природных зон.
  4. Растительный и животный мир России.

ОКТЯБРЬ

  1. Растения и животные Крайнего Севера и тундры.
  2. Растения и животные лесной полосы.
  3. Растения и животные Степей и пустынь.
  4. Растения и животные субтропиков.

НОЯБРЬ

  1. Север России. Здесь жили мамонты.
  2. Северное Сияние
  3. Морские птицы
  4. Подводные леса.

ДЕКАБРЬ

  1. Чудо природы. Касатка
  2. Чудо природы. Белый медведь.
  3. Обитатели Арктики – белухи.
  4. Леса Коми. Лось, росомаха, орлан-белохвост.

ЯНВАРЬ

  1. Тихий океан. Сивуч – морской лев
  2. Чудо природы. Моржи
  3. Ондатра – младший брат бобра.
  4. Чудо природы. Пеликаны

ФЕВРАЛЬ

  1. Пустыни и полупустыни России. Верблюд, сайгак, джейран
  2. Юг России. Енот-полоскун
  3. Ладожское озеро. Нерпа.
  4. Калининградская область. Европейская косуля и белый аист.

МАРТ

  1. Чудо природы. Уссурийский тигр
  2. Украшение северных лесов. Тупик.
  3. Почему природные территории надо охранять? Уникальные природные ландшафты мирового значения.
  4. Национальные парки России.

АПРЕЛЬ

  1. Девственные леса Коми.
  2. Озеро Байкал. Баргузинский заповедник.
  3. Вулканы Камчатки
  4. Алтай – золотые горы

МАЙ

  1. Западный Кавказ
  2. Центральный Сихотэ-Алинь
  3. Куршская коса
  4. Убсунбурская котловина

Вводный блок. Дети знакомятся с физической картой России, с названиями климатических зон, определяют их местонахождение на карте России. Знакомятся с понятием «ландшафт», узнают, как обозначается различный природный ландшафт на карте (коричневым цветом – горы, зеленым – леса, степи и лесостепи, желтый - пустыни, голубой – моря, океаны, реки, озера.

Растения и животные климатических зон России. Дети получают общую информацию о флоре и фауне климатических зон России, наклеивают на карту России фишки с изображением тех или иных видов животных, птиц и растений, обитающих в данной климатической зоне.

Интересные факты о природе России. Из цикла бесед дети узнают о природных явлениях, флоре и фауне некоторых регионов России и обозначают их на карте.

Животный мир России. Дети узнают о некоторых видах животных и птиц, их ареалах обитания, внешнем виде и повадках. Отмечают на карте фишками с изображением места их обитания.

Природные ландшафты мирового значения. Дети знакомятся с понятиями «заповедник» и «национальный парк», узнают зачем нужны особые природоохранные зоны, знакомятся с флорой и фауной некоторых из них, отмечают их расположение на карте, наклеивают фишки с изображением растений и животных, обитающих в них.


Учебный план.

Подготовительная группа

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

1

Географические рекордсмены

8

8

2

Заповедники и национальные парки России

8

8

3

Полезные ископаемые

4

4

4

Удивительная природа России

16

16

ИТОГО

36 часов

36 часов

Каждая тема – 1 теоретическое групповое занятие в форме беседы, продолжительностью 30 минут

Всего 36 часов в год, 4 занятия в месяц

Содержание изучаемого курса:

СЕНТЯБРЬ

  1. Самая большая равнина Европы.
  2. Самое большое море России.
  3. Уральские горы – самые длинные в России
  4. Байкал – самое глубокое озеро в мире.

ОКТЯБРЬ

  1. Наивысшая точка страны – гора Эльбрус.
  2. Самый высокий действующий вулкан.
  3. Ладога – крупнейшее озеро Европы.
  4. Самые крупные реки

НОЯБРЬ

  1. Камчатский край – заповедные места.
  2. Жигулевские горы. Национальный парк Самарская Лука.
  3. Республика Коми. Печоро-Ильинский национальный парк
  4. Усть-Ленский заповедник

ДЕКАБРЬ

  1. Архангельская область. Пинежский заповедник.
  2. Тундра. Ненецкий заповедник
  3. Большой Арктический заповедник.
  4. Мурманская область. Русская Лапландия

ЯНВАРЬ

  1. Минеральные воды и другие богатства Кавказа
  2. Уральские самоцветы.
  3. Черное и голубое золото Западной Сибири.
  4. Река Вилюй. Алмазный край

ФЕВРАЛЬ

  1. Архипелаги Северного Ледовитого океана. Птичьи базары
  2. Природа Таймыра.
  3. Карское море.
  4. Полярные пустыни. Остров Врангеля.

МАРТ

  1. Тайга. Васюганские болота.
  2. В тайге Северного Урала у Семи Богатырей
  3. Тайга центральной Якутской равнины.
  4. Лиственница – главное дерево Дальнего Востока

АПРЕЛЬ

  1. Удивительные горы Якутии.
  2. Алтай. Гора Белуха.
  3. Красноярские столбы.
  4. Горы Бырранга – самые северные горы.

МАЙ

  1. Карелия. Онежское озеро
  2. Калининградская область. Куршская коса
  3. Новосибирские острова.
  4. Командорские острова – край ветров и туманов.

Географические рекордсмены. Дети продолжают работать с физической картой России, отмечают на карте местоположение того или иного природного объекта, расширяют свои знания о флоре и фауне этих мест.

Заповедники и национальные парки России. Дети продолжают свое знакомство с особо охраняемыми территориями нашей страны, знакомятся с их флорой и фауной, отмечают территории заповедников и национальных парков на карте, приклеивают фишки с изображением некоторых видов животных и растений, обитающих там.

Полезные ископаемые. Дети знакомятся с понятием «полезные ископаемые», отмечают на карте места их добычи, узнают о том, как их добывают и где впоследствии используют.

Удивительная природа России. Дети продолжают знакомиться с природой нашей страны, расширяют свои знания о растительном и животном мире различных климатических зон, отмечают на карте местоположение тех или иных природных объектов, наклеивают фишки с изображением растений, животных и птиц, обитающих там.

Методическое обеспечение программы.

Методы обучения:

1. наглядные: показ отрывков из фильмов о природе России, рассматривание иллюстраций и фотоматериалов;

2. практические: продуктивная деятельность, изготовление дидактического пособия

3. словесные: рассказывание, беседа, чтение научно-популярной литературы.

В основу реализации программы положены следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»

- принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

-принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

-принцип наглядности

-принцип занимательности

-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.


Список литературы.

География России. Полная энциклопедия / Петрова Н.Н. – Москва: Эксмо, 2015. – 256с.

Коллекция журналов «Моя страна. Собери карту России» / Гл. редактор Фрид М.А. – Москава: ООО «Ашет Коллекция», 2018-2019.

Красная книга России / Ю.А.Дунаева и др; коллектив художников. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 277


Утверждаю

Заведующий МДОУ д/с №28

__________ Е.В.Сидорова

«___» __________ 2019г.

Календарный учебный график.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Природа нашей Родины»

(стартовый уровень)

1 год обучения

Старшая группа (5-6лет)

Месяц

Тематика

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Сентябрь

Вводный блок

4

4

Октябрь

Растения и животные климатических зон России

4

4

Ноябрь

Интересные факты о природе России

4

4

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Животный мир России

14

14

Март

Апрель

Май

Природные Ландшафты мирового значения

10

10

2 год обучения

Подготовительная группа (6-7 лет)

Месяц

Тематика

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Сентябрь

Октябрь

Географические рекордсмены

8

8

Ноябрь

Декабрь

Заповедники и национальные парки России

8

8

Январь

Полезные ископаемые

4

4

Февраль

Март

Апрель

Май

Удивительная природа России

16

16




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной  направленности«Азбука природы»...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Водичка»

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Росточек»

На данном этапе развития современного общества, экологическое образование, является одной из важнейших проблем современности.Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны при...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Этот загадочный мир»

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозг...