«Значение театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)

Этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад N 1 "Колосок" Комсомольского района Чувашской Республики

«Значение театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста».

                                                                                                     Выполнила : воспитатель

                                                                                                     МБДОУ д/с №1 «Колосок»

                                                                                                     Ксенофонтова З.

                                                                       2021г. (13.02)

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Я использую ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет нам решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т. д.

Все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством. Типической основой художественного творчества является театрализованная игра. Следовательно, театрализованную игру можно назвать творческой игрой.

В группе мы создали условия для театрализованных игр. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности были оборудованы зона театрализованной деятельности.

В зоне театрализации широко представлены разные виды кукольного театра: би-ба-бо; фигурки и декорации для театра на фланелеграфе, игрушки для настольного театра, приготовили атрибуты и костюмы для самостоятельных игр детей.

Учитывая полоролевые особенности дошкольников, в этих зонах размещается оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Театрализованные игры создали в группе радостную и непринужденную обстановку. Дети веселились, грустили, играли вместе с персонажами сказки. Увидев положительный результат, я решила разыграть с детьми сказку «Красная шапочка на новый лад»

В театрализованной деятельности для работы над продолжительным действием берут обычно сказки. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель. В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. В обозначенный период педагоги обеих смен читают сказку, фрагментально обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают их, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой: любой может сыграть за товарища. Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память, активизируется словарный запас детей, развивается выразительность речи, пластичность движений.

Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка предопределена текстом произведения.

Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает театрализованная игра (особенно педагогически направленные) для становления самодеятельных форм поведения; у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Как писал Л. С. Выготский, игра ребенка ни есть простое воспоминание о пережитом, но и творческое переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка, то есть, рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая действительность воображения ..Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.

В процессе игр, этюдов, упражнений я забочусь о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается показом моего собственного примера, когда я использую игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением педагог. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойди ко мне» и др., на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов, на мимику («Я улыбаюсь», «Мне грустно» и др.) .

Театрализованные игры рекомендуется использовать прежде всего в работе по развитию речи. Игра-драматизация рассматривается как действенное средство закрепления знания детьми содержания литературных произведений. Проведение игр-драматизаций обеспечивает лучшее понимание детьми смысла арифметических задач.

Театрализованные игры могут быть включены в другие виды детской деятельности. Выявлено взаимовлияние изобразительной и театрально-игровой деятельности на эстетическое воспитание детей: во-первых, при оформлении декораций, во-вторых, при возникновении образов у детей.

Таким образом, театрализованная игра оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмических игр и этюдов»

«Акт          "Активизация театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмических игр и этюдов»....

Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология,...

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Автор-составитель: Кузнецова Н.В., воспитатель Данный проект использование художественной литературы в театрализованной деятельности содержит методические рекомендации, практический материал. Рек...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·...

Проект по развитию театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театр глазами детей»

Паспорт проектаВид проекта:  информационно-творческий, познавательно-игровой.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидае...