Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему
Автор-составитель: Кузнецова Н.В., воспитатель
Данный проект использование художественной литературы в театрализованной деятельности содержит методические рекомендации, практический материал. Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.
1. Актуальность проекта
Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка.
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.
Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.
Дети, испытывающие трудности психологического плана, скованные в общении с окружающими, неуверенные в себе и своих возможностях, ранимые, часто испытывающие тревожность, страх, нуждаются в особом внимании воспитателя.
Наблюдая за такими детьми, пришла к выводу, что театральная деятельность помогает им раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. Ребёнок не всегда в состоянии ответить то, что ожидает услышать взрослый, а может в его видении окружающий мир совершенно особенный, ни на чей другой не похожий. Моя задача не затушить эту "божью искру" в маленьком человеке, будущем творце.
Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки, а так же активизирует словарь, совершенствуется звуковая культура речи.
Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребёнка.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности,
пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формирование эстетического вкуса, нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
При театрализованной деятельности учитывается психологическая комфортность, которая предполагает: снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов; раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
развитие реальных мотивов:
игра и обучение не должно быть из-под палки;
внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; внутренние
мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперёд (" У тебя получится, я уверена...").
совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне - развитой творческой личности.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Концепция дошкольного воспитания ориентирована на формирование базиса личностной культуры. Под культурой мы понимаем комплекс материальных и духовных ценностей, выработанных человеческим обществом, способов их создания и передачу от поколения к поколению этих ценностей. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен усвоить доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству,
удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ворческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Автор-составитель: Кузнецова Н.В., воспитатель
Данный проект использование художественной литературы в театрализованной деятельности содержит методические рекомендации, практический материал. Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.
1. Актуальность проекта
Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка.
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.
Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.
Дети, испытывающие трудности психологического плана, скованные в общении с окружающими, неуверенные в себе и своих возможностях, ранимые, часто испытывающие тревожность, страх, нуждаются в особом внимании воспитателя.
Наблюдая за такими детьми, пришла к выводу, что театральная деятельность помогает им раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. Ребёнок не всегда в состоянии ответить то, что ожидает услышать взрослый, а может в его видении окружающий мир совершенно особенный, ни на чей другой не похожий. Моя задача не затушить эту "божью искру" в маленьком человеке, будущем творце.
Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки, а так же активизирует словарь, совершенствуется звуковая культура речи.
Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребёнка.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности,
пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формирование эстетического вкуса, нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
При театрализованной деятельности учитывается психологическая комфортность, которая предполагает: снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов; раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
развитие реальных мотивов:
игра и обучение не должно быть из-под палки;
внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; внутренние
мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперёд (" У тебя получится, я уверена...").
совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне - развитой творческой личности.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Концепция дошкольного воспитания ориентирована на формирование базиса личностной культуры. Под культурой мы понимаем комплекс материальных и духовных ценностей, выработанных человеческим обществом, способов их создания и передачу от поколения к поколению этих ценностей. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен усвоить доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству,
удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта: Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи проекта:
1. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям, используя выразительные средства
(интонацию, мимику, жест).
2. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём
приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать
художественный образ, следить за развитием и взаимодействием
персонажей.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников
артистические способности детей через театрализованную игру.
4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их
собственную театральную деятельность
5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.
6. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети.
Целевая группа проекта: проект предназначен детям старшей группе «Карусель»
Основные формы реализации проекта:
* Анкетирование родителей.
* Речевые и дыхательные упражнения.
* Художественное слово.
* Чтение художественной литературы.
* Праздники и развлечения, беседы.
* Работа с родителями.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
Дети от 5-6 лет должны:
1. Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
2. После просмотра спектакля оценить игру актёра (актёров, используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки.
3. Иметь в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в
детском саду и домашнем театре; оформлять свой спектакль, используя
самые разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки)
Предполагаемый результат проекта для родителей:
* Получение консультаций по вопросам театрализованной деятельности для детей средне-старшего дошкольного возраста.
* Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Возможности проекта для воспитателей
* Повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы для детей дошкольного возраста.
* Улучшение отношений между детьми.
* Укрепление связи с родителями.
4. Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
* Оформить уголок театрализованной деятельности.
* Изготовить маски и атрибуты.
* Пополнять и обновлять уголок ряженья в группе.
* Сделать подборку театрализованных игр.
Методическая копилка:
* Составить перспективный план работы по театрализованной деятельности.
* Разработать конспекты с инсценировками и мини-сценками.
* Сценарии развлечений и досугов.
* Подобрать и оформить методический материал по театру.
Работа с родителями:
Консультации:
* «Театр в жизни ребёнка »
* «Как устроить домашний театр для детей »
* «Сказочные герои, глазами детей »
* «Роль художественной литературы в развитии речи детей »
* «Играйте вместе с детьми »
5. Краткое описание проекта по этапам
Тип проекта: Групповой, творческий.
Продолжительность проекта: Годовой.
Сроки реализации проекта: Сентябрь 2015 года – август 2016 года.
Информационно-аналитический этап: определение уровня знаний в области театрализованной деятельности дошкольного возраста через беседы; обыгрывание, составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы
Основной этап: Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, инсценировок, мини-сценок, по данной теме.
Заключительный:
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.
3. План мероприятий по реализации проекта
Подготовительный этап
СЕНТЯБРЬ
Сбор литературы по данной теме.
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта.
Основной этап
ОКТЯБРЬ
Консультация для родителей на тему:
«Театр в жизни ребёнка »
Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.
Подборка речевых упражнений.
Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы.
Наглядная информация для родителей на тему:
«Как устроить домашний театр для детей»
Хороводная – игра
«Что нам осень принесла»
Изготовление карточек с изображением «Мимики»
НОЯБРЬ
Артикуляционная гимнастика:
Зарядка для губ «Весёлый пятачок»
Мини-сценка дети и родители «Лучшая мама»
Игра на развитие двигательных способностей:
«Что мы делали не скажем, а что делали покажем! »
Игры на выражение эмоциональных состояний: «Сделай лицо»,
«Хитрая лиса»
Консультация для родителей на тему:
«Сказочные герои глазами детей».
Чтение русско-народной песенки:
«Как дед уху хотел сварить»
Обыгрывание песенки.
Экскурсия в школьную библиотеку
ДЕКАБРЬ
Инсценировка по сказке «Кошкин дом»
по безопасности)
Книжки на неделя по сказкам К. И. Чуковского
Развлечение
«В гости к сказкам К. И. Чуковского»
Пальчиковый театр «Теремок»
Игра для развития мимики
«Люблю – не люблю»
Пальчиковая гимнастика:
«Весёлые человечки»
Танец-инсценировка «Шёл весёлый дед мороз»
ЯНВАРЬ
Ритмопластика:
«Не ошибись» «Поймай хлопок» Воспитатель, дети
Сценка сказки:
«Заюшкина избушка»
Пальчиковая гимнастика:
«Мизинчик»
Консультация для родителей
«Сказочные герои, глазами детей »
Игры на опору дыхания:
«Дрессированные собачки» «Эхо»
Мини-сценка «Муха Цокотуха »К. И. Чуковского.
ФЕВРАЛЬ
Разучивание стихов о животных (имитация и звукоподражание)
Показ настольного театра по сказке «Три медведя»
Драматизация русской народной сказки «Заяц – хвастун»
Экскурсия в сельскую библиотеку.
Игровая ситуация с жестами «Считалочка »
Папка раскладушка
«Домашний театр»
Язычковая гимнастика:
«Путешествие язычка. У кого какие песенки»
МАРТ
Игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа»
Консультация для родителей: «Играйте вместе с детьми»
Артикуляционная гимнастика:
АПРЕЛЬ
Зарядка для языка «Конфетка»
«самый длинный язычок»
Театральные игры: «Есть ли нет? » «Дружные звери»
Сюжетно ролевая игра «Театр»
МАЙ
Упражнения на три вида выдыхания со звуками: «С» «Ш» «З» Чтение русской народной сказки
«Лисица и журавль» в стихах по ролям
(ст. гр.)
Творческая игра со словом:
«В лесу» «В зоопарке» «Летний день»
Развлечение:
«1, 2, 3, 4, 5- в сказку мы пришли опять »
Консультация для родителей на тему:
«Роль художественной литературы в развитии речи детей»
Заключительный этап
Итоговый показ :
«Путешествие в театр»
Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
Направления работы | Содержание деятельности |
1. Работа с детьми | 1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера. 2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам. 3.Посещение детьми театров. 4. Просмотр кукольных театров и работа по ним. 5.Проведение игр- превращений (учимся владеть собой) 6.Чтение художественной и познавательной литературы. 7.Продуктивная деятельность детей. 8.Инсценировки и театрализации на тему «Сказки» 9. Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. 10. Театрализованно-познавательные праздники. |
Сотрудничество с родителями | 1.Изготовление элементов костюмов 2.Изготовление декораций для театрализованной деятельности. 3.Помощь в изготовлении различных видов театра. 4.Оказание помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек- раскрасок, аудио- видео для детей. 5.Приобретение оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки и т.д.) 6.Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов. 7.Участие в подготовках к праздникам (пошив костюмов и тд). 8.Оказание помощи в оборудовании и обновлении комнаты сказок. 9.Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой. 10.Участие в театрализованных постановках «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка». 11. Участие в совместных театрализованных постановках (родители - дети - педагог). 12. Посещение занятий 13. Родительское собрание. 14.Организация выставок творческих работ детей. |
Методическое сопровождение | 1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно- образовательного процесса и всех режимный моментов 2. Картотека дидактических игр по теме: «Театр» Картотека аудио- видео фильмов 3. Методическое сопровождение (магнитофон, кассеты) 4.Подборка художественной литературы для театрализованных представлений 5. Подборка литературы познавательного характера. 6.Конспекты театрализованных представлений. 7.Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера 8.Консультационный материал для педагогов 9. Консультационный материал для родителей |
Этапы развития проекта
Этапы | мероприятия | |
1 | Организационный | 1.Участие в курсах повышения квалификации в целях повышения профессиональной компетентности по теме: « Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста» 2.Подбор литературы по проблеме исследования 3.Анализ литературы 4.Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития 5.Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей 6.Оформление и обеспечение игрового уголка « В гостях у сказки» |
2 | Диагностический | 1.Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально- игровой деятельности 2.Составление анкет для родителей: «Любите ли вы театр» по проблеме исследования 3.Составление контрольных листов справки-анализа осознания личности детей дошкольного возраста в группе 4.Изучения игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованных играх 5.Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру. 6. Выявление у родителей ценностных жизненных ориентаций |
3 | Практический |
театральной деятельности детей дошкольного возраста
театрального занятия: « Курочка и цыплята"
развлечения «Про то, как мишку спать укладывали» 6. Участие родителей в театральных вечерах для детей "В гостях у сказки".
|
4 | Обобщающий | 1.Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми. 2.Подготовка отчёта о проделанной работе и оформление исследовательского материала 3.Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста |
5 | Внедренческий | 1.Подготовка выступлений на педагогическом совете по проблеме: «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» 2.Подготовка к выпуску методических рекомендаций, пособий по проблеме» Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». « Использование театральных игр на занятиях и в повседневной жизни ребенка – дошкольника 3. Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта: Приобщить детей к театральной культуре....
Образовательный проект по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Организация работы с детьми по театрализованной деятельности....
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы «Сказка» «Театр и дети»
Актуальность Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество...
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы № 14 «Волшебный мир театра»
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно с...
Краткосрочный проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный мир театра»
Информационно-творческий проект в старшей группе Тема проекта: «Волшебный мир театра».Тип проекта: краткосрочный, групповой дети 5-6 лет, коллективный.Вид проекта: и...
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательный мир театра»
Проект «Увлекательный мир театра» адресован детям старшего дошкольного возраста. Технология проекта является актуальным методом воспитательно - образовательной работы на современном этапе ...
Проект по развитию театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театр глазами детей»
Паспорт проектаВид проекта: информационно-творческий, познавательно-игровой.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидае...