Дополнительная программа "Театральная искорка"
материал

Вдовенкова Анна Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Театральная искорка" для детей 5 - 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatralnaya_iskorka.docx72.08 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации городского округа Спасск-Дальний

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 16 «Алёнка»

городского округа Спасск-Дальний

«ПРИНЯТО»

На педагогическом совете

МБДОУ № 16 «Алёнка»

Протокол от «_22_»_апреля_2021 г.

№ _4_

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом заведующего МБДОУ № 16 «Аленка»

«_26_» _апреля_2021 г.

№ _105-а_

«Театральная искорка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Возраст обучающихся: 5 - 7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Вдовенкова Анна Александровна, воспитатель

г. Спасск-Дальний

2021 год

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Огромны воспитательные возможности театральной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Направленность программы художественная. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, способствует воспитанию жизненно-адаптированного человека, психологически устойчивого к различным стрессовым ситуациям.

Уровень освоения: общекультурный. Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Г. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В дополнение к ней используется Пособие «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткина (в соответствии с ФГОС ДО). 

Отличительными особенностями программы являются:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающихся посредством театральной деятельности, где обучающийся выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным дисциплинам (занятия по культуре речи, литературе, сценическому мастерству). 

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями дошкольников.

Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5 - 7 лет.

Характеристика детей от 5 до 6 лет.

Ребёнок 5 - 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.  В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей. Формируются начальные представления о видах театра и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми авторами произведений, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.

Характеристика детей от 6 до 7 лет.

В целом ребёнок 6 - 7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений искусства. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

Особенности организации образовательного процесса:

-  Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на 2 года обучения. Набор групп осуществляется по возрастному принципу: 5 - 6 лет (первый год обучения), 6 - 7 лет (второй год обучения). Группа комплектуется детьми на основании заявлений родителей с учетом желания ребенка. Занимаются 30 детей.

- Режим занятий: два занятия в неделю, во вторую половину дня, с сентября по май включительно.

- Реализация программы рассчитана 2 года (144 академических часа): 1 год обучения - 72 академический часа, 2 год обучения – 72 академических часа, длительность занятий детей старшей группы: 25-30 минут и детей подготовительной группы: 30-35 минуту, определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН СанПиН 1.2.3.685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи программы:

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
  • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Новосибирска.
  • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Принципы и подходы к формированию программы.

Содержание данной Программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В основу программы заложены следующие принципы:

1) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали: системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей в детских видах деятельности; гуманитарный подход позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности; культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.

Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

1.3. Содержание программы

Учебный план

2021 – 2022 года обучения

Старшая группа

Виды деятельности

Количество занятий

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводная часть

3

1

2

Беседа

История театра. Театр как вид искусства

5

1

4

Опрос

Основы театральной азбуки

12

4

8

Анализ практической деятельности

Культура и техника речи

10

2

8

Анализ выполненной работы

Театральная игра

14

4

10

Анализ практической деятельности

Ритмопластика

6

2

4

Анализ практической деятельности

Работа над пьесой

19

4

13

Показ спектакля

Итоговое занятий

3

1

2

Самоанализ деятельности

Итого:

72

19

53

Содержание учебного плана 2021 – 2022 года обучения
Старшая группа

1.Вводная часть – 3 часа

Теория: содержание работы объединения, цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: игры на знакомство, создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.

2. История театра. Театр как вид искусства – 5 часов

Теория: виды театра. Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Место театра в жизни общества.

Практика: обсуждение плана подготовки и проведения пьесы.  Импровизация: пластическая, словесная, действенная, художественная, изобразительная, образная (животных, людей). Поведенческие этюды. Артикуляционная гимнастика (выполнение упражнений). Работа над постановкой мини - пьес. Выбор пьесы. Репетиции. Музыкальное оформление пьесы, генеральная репетиция. Подготовка реквизита и костюмов. Показ пьесы.

Просмотр фрагментов театральных постановок драматического театра.  Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице».

Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

3. Основы театральной азбуки – 12 часов

Теория: знакомство с декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.

Практика: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало», «Театральная мозаика» и др.

Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями, этюды: сказка «Дюймовочка», «Буратино», «Тайны волшебных сказок» и др.

  Упражнения на выразительность мимики: «Изучаем лицо», «Десять масок», «Улыбаемся» и др.

4.Культура и техника речи – 10 часов

            Теория: Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практика: отработка навыков правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан».

Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом: «Назойливый комар», ««Хомячок», «Рожицы», «Бегемотики», «Иголочка», «Змейка», «Парус», «Качели», «Вкусное варенье».

5.Театральная игра – 6 часов

Теория: самостоятельный вид деятельности, виды игр, их значение.

Практика: умение строить диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова героев, развивать интерес к сценическому искусству.

6. Ритмопластика – 6 часов

Теория: что такое ритмопластика, разнообразие упражнений.

Практика: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, развивать координацию движений, создавать образы животных с помощью пластических движений.

7. Работа над пьесой – 19 часов

            Теория: особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе.  Персонажи - действующие лица спектакля.

           Практика: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Выявление характерных способов действий, движений каждого персонажа. Работа над стихотворением, монологом, басней. Усвоение правил поведения на сцене, обучение правильности расположения в группе и в одиночку. Планомерная работа над снятием зажимов перед аудиторией.

8. Итоговое занятие – 3 часа

      Теория: показ пьесы, постановки или сказки.

      Практика: итоговая аттестация. Творческие задания, упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами.

Содержание программы

Учебный план 2021 – 2022 года обучения

Подготовительная к школе группа

Виды деятельности

Количество занятий

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводная часть

2

1

1

Беседа

История театра. Театр как вид искусства

5

1

4

Опрос

Основы театральной азбуки

10

3

7

Анализ практической деятельности

Культура и техника речи

12

2

10

Анализ выполненной работы

Театральная игра

12

3

9

Анализ практической деятельности

Ритмопластика

10

2

8

Анализ практической деятельности

Работа над пьесой

21

4

17

Показ спектакля

Итоговое занятий

3

1

2

Самоанализ деятельности

Итого:

72

17

55

Содержание учебного плана 2021 – 2022 года обучения
Подготовительная группа

1.Вводная часть – 2 часа

Теория: содержание работы объединения, цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: игры на знакомство, создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.

2. История театра. Театр как вид искусства – 5 часов

Теория: виды театра. Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Место театра в жизни общества.

Практика: подбор и просмотр литературы, обсуждение плана подготовки и проведения пьесы.  Импровизация: пластическая, словесная, действенная, художественная, изобразительная, образная (животных, людей). Поведенческие этюды. Артикуляционная гимнастика (выполнение упражнений). Работа над постановкой мини - пьес. Выбор пьесы. Репетиции. Музыкальное оформление пьесы, генеральная репетиция. Подготовка реквизита и костюмов. Показ пьесы. Использование имеющегося опыта воспитанников; творческие игры.

Просмотр фрагментов театральных постановок драматического театра.  Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице».

Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

3. Основы театральной азбуки – 10 часов

Теория: знакомство с декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.

Практика: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало», «Театральная мозаика» и др.

Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями, этюды: сказка «Дюймовочка», «Буратино», «Тайны волшебных сказок» и др.

  Упражнения на выразительность мимики: «Изучаем лицо», «Десять масок», «Улыбаемся» и др.

4.Культура и техника речи – 12 часов

            Теория: Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практика: отработка навыков правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан».

Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом: «Назойливый комар», ««Хомячок», «Рожицы», «Бегемотики», «Иголочка», «Змейка», «Парус», «Качели», «Вкусное варенье».

5.Театральная игра – 12 часов

Теория: самостоятельный вид деятельности, виды игр, их значение.

Практика: умение строить диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова героев, развивать интерес к сценическому искусству.

6. Ритмопластика – 10 часов

Теория: что такое ритмопластика, разнообразие упражнений.

Практика: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, развивать координацию движений, создавать образы животных с помощью пластических движений.

7. Работа над пьесой – 21 часов

            Теория: особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе.  Персонажи - действующие лица спектакля.

           Практика: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Выявление характерных способов действий, движений каждого персонажа. Работа над стихотворением, монологом, басней. Усвоение правил поведения на сцене, обучение правильности расположения в группе и в одиночку. Планомерная работа над снятием зажимов перед аудиторией.

8. Итоговое занятие – 3 часа

      Теория: показ пьесы, постановки или сказки.

      Практика: итоговая аттестация. Творческие задания, упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами.

Описание образовательной деятельности.

Программа является комплексной, с приоритетным направлением социально – личностного развития детей. В Программе предусмотрена интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие». Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
  • «Познавательное развитие». Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, о его истории, театральных профессиях и т.д.
  • «Речевое развитие». Развивается чёткая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
  • «Художественно - эстетическое развитие». Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

Содержание программы включает четыре основных блока:

1. «Основы театральной азбуки». Знакомство с особенностями театрального искусства; его видами. Приобретение знаний о костюмах, атрибутах театра. Формирование культура зрителя.

2. «Театральная игра». Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.

3. «Основы кукольного театра». Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучения приемам кукловождения различных кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, на ложках, на стаканчиках и др.)

4.«Работа с родителями». Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов; консультации для родителей; совместные спектакли.

1.4. Планируемые результаты

В ходе освоения Программы ребенок:

— разыгрывает сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

— чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

— выступает перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.

— знает некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

— знает некоторые приемы и манипуляции и применяет их в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, марионеток и др.

— имеет представление о театре, театральной культуре, истории театра; устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).

РАЗДЕЛ № 2.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1. Условия реализации программы

  1. Материально-техническое обеспечение: наличие помещения, мебель для хранения атрибутов, декораций.

Театрально-игровое оборудование:

  • большая складная ширма,
  • маленькая ширма для настольного театра,
  • фланелеграф,
  • простейшие декорации,
  • стойка-вешалка для костюмов.

Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.

Разные виды кукольного театра:

  • театр картинок,
  • театр игрушки,
  • театр масок,
  • пальчиковый,
  • перчаточный,
  • театр Би-ба-бо,
  • театр марионеток,
  • теневой театр фигур,
  • тростевые куклы,
  • куклы с живой рукой и др.

Технические средства обучения:

  • аудиозаписи музыкальных произведений,
  • записи звукошумовых эффектов,
  • музыкальные игрушки,
  • видео-фонотеки литературных произведений.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

  • Наглядные пособия.
  • Литература по театральному искусству.
  • Психолого-педагогическая литература.
  • Видео, интернет-источники.
  • Нормативно-правовые документы:
  • «Конституцией РФ», ст. 43;
  • «Конвенцией о правах ребенка»;
  • Уставом МБДОУ №16 «Алёнка»;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с поправками 2020 года;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

2.2. Оценочные материалы и формы аттестации

При анализе результативности работы по данной программе используются следующие методика:

«Критерии оценки театрально-игровой деятельности» Н. Д. Сорокина.

Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:

Этюдный тренаж (мастерство актёра).

  1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки ).
  2. Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
  3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
  4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Игры – драматизации.

  1. Желание участвовать в играх-драматизациях;
  2. Умение общаться с партнёром;
  3. Способность импровизировать при создании образа.
  4. Этюды с куклами
  1. Желание играть с куклой;
  2. Умение управлять ею;
  3. Способность импровизировать с куклой.

Кукольные спектакли.

  1. Желание участвовать в спектаклях;
  2. Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
  3. Способность создавать образ с помощью кукол театра.

Оценка знаний, умений и навыков детей

0 - отлично

Х - хорошо

У-удовлетворительно

Н - неудовлетворительно

Группа

Этюдный тренаж

Игры-драматиза-ции

Этюды с куклами

Кукольные спектакли

Общая оценка

Ф.И.

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

3

 

2.3 Методические материалы

Образовательные технологии, применяемые в программе:

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология сотрудничества

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Направления деятельности:

  • 1.  Театрализованные игры.
  • 2.  Рассказы воспитателя о театре.
  • 3.  Организация спектаклей.
  • 4.  Беседы-диалоги.
  • 5.Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к   спектаклям.
  • 6.  Чтение литературы.
  • 7.  Оформление альбома о театре.
  • 8.  Показ представлений.

Методические приемы:

  • Беседы проводятся с целью освоения нового материала
  • Театрализованные игры- организуются для раскрепощения и отдых детей на занятиях.
  • Словестные, настольно - печатные игры – организуется как форма занятий.
  • Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка
  • Работа с семьей – проводиться с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках.

Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников. Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители. Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог, прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения.  А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

С родителями:

  • Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка).
  • Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
  • Совместные творческие работы вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах)
  • Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
  • Анкетирование
  • Совместные спектакли
  • Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
  • Дни открытых дверей.

Шестой год жизни

Месяц

Содержание образовательной работы

Задачи

Октябрь

Оформление родительского уголка. Консультация «Посещение театра всей семьёй».

Создать у родителей интерес к театральной деятельности.

Ноябрь

Оформление родительского уголка. Консультация «Домашний театр».

Научить использовать разные виды театра в домашних условиях.

Декабрь

Оформление родительского уголка. Консультация «Театрализованная деятельность, как средство преодоления речевых нарушений».

Познакомить родителей с театрализованными играми, помогающими в преодолении речевых нарушений.

Январь

Конкурс на лучшую афишу для нашего спектакля.

Привлечь к участию в совместных с детьми выставках.

Февраль

Совместная работа с родителями  над костюмами для театрального уголка.

Привлечь родителей к пополнению и обновлению театрального уголка в группе.

Март

Мастер - класс «Кукольный театр своими руками».

Рассказать о способах изготовления театра.

Апрель

Выставка « Лучший кукольный театр своими руками».

Привлечь к участию в совместных с детьми выставках.

Май

Работа (совместно с родителями) над альбомом «Всё о театре».

Рекомендации родителям на летний период.

Учить детей обобщать полученный опыт.

Развивать эстетический вкус в оформлении альбомов.

Седьмой год жизни

Октябрь

Оформление родительского уголка. Консультация «Театр и дети».

Продолжать создавать у родителей интерес к театрально – игровой деятельности.

Ноябрь

Совместная работа с родителями  над костюмами для сказки.

Привлечь родителей к пополнению и обновлению театрального уголка в группе.

Декабрь

Конкурс рисунков «Волшебный мир театра».

Привлечь к участию в совместных с детьми выставках.

Январь

Оформление родительского уголка. Памятка для родителей «Как поддержать у детей интерес к театру».

Вести воспитательную работу с родителями, донести до их внимания важность театра в жизни ребёнка.

Февраль

Оформление родительского уголка. Консультация для родителей: «Чтобы сказка не стала скучной…». Рекомендации родителям по выбору художественной литературы для домашнего театра.

Повышать компетентность родителей.

Март

Оформление родительского уголка. Познакомиться с афишами новосибирских  театров, в репертуаре которых есть детские спектакли.

Организовать совместно с родителями праздник «День театра».

Активизировать интерес к искусству театра, к разным его видам. 

Апрель

Оформление родительского уголка. Папка - передвижка «Кукольный театр своими руками».

Воспитывать любовь к творческой деятельности.
Воспитывать эстетический, художественный вкус.

Май

Совместное с родителями изготовление стенда  «Поговорим о театре» стихи, тематические фотографии, интересная информация, творчество детей – рисунки, аппликации, советы, памятки о поведении в театре и т.д.).

Рекомендации родителям на летний период.

Учить детей обобщать полученный опыт.

Развивать эстетический вкус в оформлении стендов.

2.4. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

2 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

36

Количество учебных дней

72

72

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

15.09.2021- 31.12.2021

15.09.2021- 31.12.2021

2 полугодие

10.01.2022- 31.05.2022

10.01.2022- 31.05.2022

Возраст детей, лет

5 - 6

6 - 7

Продолжительность занятия, час

1

1

Режим занятия

2 раза/нед

2 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

72

72

Список литературы:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

3. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.

5.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

6. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.

7. Сорокина Н.Ы., Миланович Л.Г. Авторская программа «Театр – творчество – дети».

8.Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия.- М.:ВЛАДОС, 2001.

9. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

10. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5 – 6 лет» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.

11. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6 - 7 лет» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие "Олимпийские искорки" для подготовительной группы

Знакомство с олимпийской символикой, спортивные упражнения на развитие физических качеств: силы. быстроты, выносливости....

Организация работы с родителями в МБДОУ «Детский сад «Искорка» (из опыта работы)

Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагог...

Психопрофилактическое занятие "Искорки дружбы"

Цель: формирование понимания значимости доверия, взаимопомощи, уважения,  положительных эмоций при взаимодействии с людьми....

Рабочая программа дополнительного образования "Искорка" на 2014-2016 г.г.

1.Цель программы:реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности в ДОУ. Обеспечение пожарной безопасности всех участн...

Газета "Искорка"

Искру туши до пожара ,беду отводи до удара....

Методическая разработка "Искорка" по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности

Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного  возраста по ПБ....

Дополнительная общеобразовательная программа "Искорка"

Формирование основ пожарной безопасности...