Дополнительная программа "Театральная искорка"
материал
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Театральная искорка" для детей 5 - 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralnaya_iskorka.docx | 72.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации городского округа Спасск-Дальний
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 16 «Алёнка»
городского округа Спасск-Дальний
«ПРИНЯТО» На педагогическом совете МБДОУ № 16 «Алёнка» Протокол от «_22_»_апреля_2021 г. № _4_ | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом заведующего МБДОУ № 16 «Аленка» «_26_» _апреля_2021 г. № _105-а_ |
«Театральная искорка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Вдовенкова Анна Александровна, воспитатель
г. Спасск-Дальний
2021 год
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Актуальность программы. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Огромны воспитательные возможности театральной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Направленность программы художественная. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, способствует воспитанию жизненно-адаптированного человека, психологически устойчивого к различным стрессовым ситуациям.
Уровень освоения: общекультурный. Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Г. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В дополнение к ней используется Пособие «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткина (в соответствии с ФГОС ДО).
Отличительными особенностями программы являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающихся посредством театральной деятельности, где обучающийся выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным дисциплинам (занятия по культуре речи, литературе, сценическому мастерству).
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями дошкольников.
Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5 - 7 лет.
Характеристика детей от 5 до 6 лет.
Ребёнок 5 - 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей. Формируются начальные представления о видах театра и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми авторами произведений, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.
Характеристика детей от 6 до 7 лет.
В целом ребёнок 6 - 7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений искусства. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
Особенности организации образовательного процесса:
- Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на 2 года обучения. Набор групп осуществляется по возрастному принципу: 5 - 6 лет (первый год обучения), 6 - 7 лет (второй год обучения). Группа комплектуется детьми на основании заявлений родителей с учетом желания ребенка. Занимаются 30 детей.
- Режим занятий: два занятия в неделю, во вторую половину дня, с сентября по май включительно.
- Реализация программы рассчитана 2 года (144 академических часа): 1 год обучения - 72 академический часа, 2 год обучения – 72 академических часа, длительность занятий детей старшей группы: 25-30 минут и детей подготовительной группы: 30-35 минуту, определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН СанПиН 1.2.3.685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Новосибирска.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Принципы и подходы к формированию программы.
Содержание данной Программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В основу программы заложены следующие принципы:
1) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали: системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей в детских видах деятельности; гуманитарный подход позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности; культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.
Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
1.3. Содержание программы
Учебный план
2021 – 2022 года обучения
Старшая группа
Виды деятельности | Количество занятий | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводная часть | 3 | 1 | 2 | Беседа |
История театра. Театр как вид искусства | 5 | 1 | 4 | Опрос |
Основы театральной азбуки | 12 | 4 | 8 | Анализ практической деятельности |
Культура и техника речи | 10 | 2 | 8 | Анализ выполненной работы |
Театральная игра | 14 | 4 | 10 | Анализ практической деятельности |
Ритмопластика | 6 | 2 | 4 | Анализ практической деятельности |
Работа над пьесой | 19 | 4 | 13 | Показ спектакля |
Итоговое занятий | 3 | 1 | 2 | Самоанализ деятельности |
Итого: | 72 | 19 | 53 |
Содержание учебного плана 2021 – 2022 года обучения
Старшая группа
1.Вводная часть – 3 часа
Теория: содержание работы объединения, цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: игры на знакомство, создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.
2. История театра. Театр как вид искусства – 5 часов
Теория: виды театра. Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Место театра в жизни общества.
Практика: обсуждение плана подготовки и проведения пьесы. Импровизация: пластическая, словесная, действенная, художественная, изобразительная, образная (животных, людей). Поведенческие этюды. Артикуляционная гимнастика (выполнение упражнений). Работа над постановкой мини - пьес. Выбор пьесы. Репетиции. Музыкальное оформление пьесы, генеральная репетиция. Подготовка реквизита и костюмов. Показ пьесы.
Просмотр фрагментов театральных постановок драматического театра. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице».
Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
3. Основы театральной азбуки – 12 часов
Теория: знакомство с декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.
Практика: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало», «Театральная мозаика» и др.
Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями, этюды: сказка «Дюймовочка», «Буратино», «Тайны волшебных сказок» и др.
Упражнения на выразительность мимики: «Изучаем лицо», «Десять масок», «Улыбаемся» и др.
4.Культура и техника речи – 10 часов
Теория: Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практика: отработка навыков правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан».
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом: «Назойливый комар», ««Хомячок», «Рожицы», «Бегемотики», «Иголочка», «Змейка», «Парус», «Качели», «Вкусное варенье».
5.Театральная игра – 6 часов
Теория: самостоятельный вид деятельности, виды игр, их значение.
Практика: умение строить диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова героев, развивать интерес к сценическому искусству.
6. Ритмопластика – 6 часов
Теория: что такое ритмопластика, разнообразие упражнений.
Практика: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, развивать координацию движений, создавать образы животных с помощью пластических движений.
7. Работа над пьесой – 19 часов
Теория: особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практика: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Выявление характерных способов действий, движений каждого персонажа. Работа над стихотворением, монологом, басней. Усвоение правил поведения на сцене, обучение правильности расположения в группе и в одиночку. Планомерная работа над снятием зажимов перед аудиторией.
8. Итоговое занятие – 3 часа
Теория: показ пьесы, постановки или сказки.
Практика: итоговая аттестация. Творческие задания, упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами.
Содержание программы
Учебный план 2021 – 2022 года обучения
Подготовительная к школе группа
Виды деятельности | Количество занятий | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводная часть | 2 | 1 | 1 | Беседа |
История театра. Театр как вид искусства | 5 | 1 | 4 | Опрос |
Основы театральной азбуки | 10 | 3 | 7 | Анализ практической деятельности |
Культура и техника речи | 12 | 2 | 10 | Анализ выполненной работы |
Театральная игра | 12 | 3 | 9 | Анализ практической деятельности |
Ритмопластика | 10 | 2 | 8 | Анализ практической деятельности |
Работа над пьесой | 21 | 4 | 17 | Показ спектакля |
Итоговое занятий | 3 | 1 | 2 | Самоанализ деятельности |
Итого: | 72 | 17 | 55 |
Содержание учебного плана 2021 – 2022 года обучения
Подготовительная группа
1.Вводная часть – 2 часа
Теория: содержание работы объединения, цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: игры на знакомство, создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.
2. История театра. Театр как вид искусства – 5 часов
Теория: виды театра. Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Место театра в жизни общества.
Практика: подбор и просмотр литературы, обсуждение плана подготовки и проведения пьесы. Импровизация: пластическая, словесная, действенная, художественная, изобразительная, образная (животных, людей). Поведенческие этюды. Артикуляционная гимнастика (выполнение упражнений). Работа над постановкой мини - пьес. Выбор пьесы. Репетиции. Музыкальное оформление пьесы, генеральная репетиция. Подготовка реквизита и костюмов. Показ пьесы. Использование имеющегося опыта воспитанников; творческие игры.
Просмотр фрагментов театральных постановок драматического театра. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице».
Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
3. Основы театральной азбуки – 10 часов
Теория: знакомство с декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.
Практика: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало», «Театральная мозаика» и др.
Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями, этюды: сказка «Дюймовочка», «Буратино», «Тайны волшебных сказок» и др.
Упражнения на выразительность мимики: «Изучаем лицо», «Десять масок», «Улыбаемся» и др.
4.Культура и техника речи – 12 часов
Теория: Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практика: отработка навыков правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан».
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом: «Назойливый комар», ««Хомячок», «Рожицы», «Бегемотики», «Иголочка», «Змейка», «Парус», «Качели», «Вкусное варенье».
5.Театральная игра – 12 часов
Теория: самостоятельный вид деятельности, виды игр, их значение.
Практика: умение строить диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова героев, развивать интерес к сценическому искусству.
6. Ритмопластика – 10 часов
Теория: что такое ритмопластика, разнообразие упражнений.
Практика: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, развивать координацию движений, создавать образы животных с помощью пластических движений.
7. Работа над пьесой – 21 часов
Теория: особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практика: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Выявление характерных способов действий, движений каждого персонажа. Работа над стихотворением, монологом, басней. Усвоение правил поведения на сцене, обучение правильности расположения в группе и в одиночку. Планомерная работа над снятием зажимов перед аудиторией.
8. Итоговое занятие – 3 часа
Теория: показ пьесы, постановки или сказки.
Практика: итоговая аттестация. Творческие задания, упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами.
Описание образовательной деятельности.
Программа является комплексной, с приоритетным направлением социально – личностного развития детей. В Программе предусмотрена интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие». Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
- «Познавательное развитие». Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, о его истории, театральных профессиях и т.д.
- «Речевое развитие». Развивается чёткая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
- «Художественно - эстетическое развитие». Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
Содержание программы включает четыре основных блока:
1. «Основы театральной азбуки». Знакомство с особенностями театрального искусства; его видами. Приобретение знаний о костюмах, атрибутах театра. Формирование культура зрителя.
2. «Театральная игра». Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.
3. «Основы кукольного театра». Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучения приемам кукловождения различных кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, на ложках, на стаканчиках и др.)
4.«Работа с родителями». Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов; консультации для родителей; совместные спектакли.
1.4. Планируемые результаты
В ходе освоения Программы ребенок:
— разыгрывает сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
— чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
— выступает перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.
— знает некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
— знает некоторые приемы и манипуляции и применяет их в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, марионеток и др.
— имеет представление о театре, театральной культуре, истории театра; устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).
РАЗДЕЛ № 2.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение: наличие помещения, мебель для хранения атрибутов, декораций.
Театрально-игровое оборудование:
- большая складная ширма,
- маленькая ширма для настольного театра,
- фланелеграф,
- простейшие декорации,
- стойка-вешалка для костюмов.
Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
Разные виды кукольного театра:
- театр картинок,
- театр игрушки,
- театр масок,
- пальчиковый,
- перчаточный,
- театр Би-ба-бо,
- театр марионеток,
- теневой театр фигур,
- тростевые куклы,
- куклы с живой рукой и др.
Технические средства обучения:
- аудиозаписи музыкальных произведений,
- записи звукошумовых эффектов,
- музыкальные игрушки,
- видео-фонотеки литературных произведений.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- Наглядные пособия.
- Литература по театральному искусству.
- Психолого-педагогическая литература.
- Видео, интернет-источники.
- Нормативно-правовые документы:
- «Конституцией РФ», ст. 43;
- «Конвенцией о правах ребенка»;
- Уставом МБДОУ №16 «Алёнка»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с поправками 2020 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
При анализе результативности работы по данной программе используются следующие методика:
«Критерии оценки театрально-игровой деятельности» Н. Д. Сорокина.
Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:
Этюдный тренаж (мастерство актёра).
- Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки ).
- Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
- Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
- Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Игры – драматизации.
- Желание участвовать в играх-драматизациях;
- Умение общаться с партнёром;
- Способность импровизировать при создании образа.
- Этюды с куклами
- Желание играть с куклой;
- Умение управлять ею;
- Способность импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли.
- Желание участвовать в спектаклях;
- Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
- Способность создавать образ с помощью кукол театра.
Оценка знаний, умений и навыков детей | |||||||||||||||
0 - отлично | Х - хорошо | У-удовлетворительно | Н - неудовлетворительно | ||||||||||||
Группа | Этюдный тренаж | Игры-драматиза-ции | Этюды с куклами | Кукольные спектакли | Общая оценка | ||||||||||
Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
| |
2.3 Методические материалы
Образовательные технологии, применяемые в программе:
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Направления деятельности:
- 1. Театрализованные игры.
- 2. Рассказы воспитателя о театре.
- 3. Организация спектаклей.
- 4. Беседы-диалоги.
- 5.Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
- 6. Чтение литературы.
- 7. Оформление альбома о театре.
- 8. Показ представлений.
Методические приемы:
- Беседы проводятся с целью освоения нового материала
- Театрализованные игры- организуются для раскрепощения и отдых детей на занятиях.
- Словестные, настольно - печатные игры – организуется как форма занятий.
- Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка
- Работа с семьей – проводиться с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках.
Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников. Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители. Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог, прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения. А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
С родителями:
- Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка).
- Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
- Совместные творческие работы вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах)
- Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
- Анкетирование
- Совместные спектакли
- Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
- Дни открытых дверей.
Шестой год жизни
Месяц | Содержание образовательной работы | Задачи |
Октябрь | Оформление родительского уголка. Консультация «Посещение театра всей семьёй». | Создать у родителей интерес к театральной деятельности. |
Ноябрь | Оформление родительского уголка. Консультация «Домашний театр». | Научить использовать разные виды театра в домашних условиях. |
Декабрь | Оформление родительского уголка. Консультация «Театрализованная деятельность, как средство преодоления речевых нарушений». | Познакомить родителей с театрализованными играми, помогающими в преодолении речевых нарушений. |
Январь | Конкурс на лучшую афишу для нашего спектакля. | Привлечь к участию в совместных с детьми выставках. |
Февраль | Совместная работа с родителями над костюмами для театрального уголка. | Привлечь родителей к пополнению и обновлению театрального уголка в группе. |
Март | Мастер - класс «Кукольный театр своими руками». | Рассказать о способах изготовления театра. |
Апрель | Выставка « Лучший кукольный театр своими руками». | Привлечь к участию в совместных с детьми выставках. |
Май | Работа (совместно с родителями) над альбомом «Всё о театре». Рекомендации родителям на летний период. | Учить детей обобщать полученный опыт. Развивать эстетический вкус в оформлении альбомов. |
Седьмой год жизни
Октябрь | Оформление родительского уголка. Консультация «Театр и дети». | Продолжать создавать у родителей интерес к театрально – игровой деятельности. |
Ноябрь | Совместная работа с родителями над костюмами для сказки. | Привлечь родителей к пополнению и обновлению театрального уголка в группе. |
Декабрь | Конкурс рисунков «Волшебный мир театра». | Привлечь к участию в совместных с детьми выставках. |
Январь | Оформление родительского уголка. Памятка для родителей «Как поддержать у детей интерес к театру». | Вести воспитательную работу с родителями, донести до их внимания важность театра в жизни ребёнка. |
Февраль | Оформление родительского уголка. Консультация для родителей: «Чтобы сказка не стала скучной…». Рекомендации родителям по выбору художественной литературы для домашнего театра. | Повышать компетентность родителей. |
Март | Оформление родительского уголка. Познакомиться с афишами новосибирских театров, в репертуаре которых есть детские спектакли. Организовать совместно с родителями праздник «День театра». | Активизировать интерес к искусству театра, к разным его видам. |
Апрель | Оформление родительского уголка. Папка - передвижка «Кукольный театр своими руками». | Воспитывать любовь к творческой деятельности. |
Май | Совместное с родителями изготовление стенда «Поговорим о театре» стихи, тематические фотографии, интересная информация, творчество детей – рисунки, аппликации, советы, памятки о поведении в театре и т.д.). Рекомендации родителям на летний период. | Учить детей обобщать полученный опыт. Развивать эстетический вкус в оформлении стендов. |
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | 2 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | 36 | |
Количество учебных дней | 72 | 72 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 15.09.2021- 31.12.2021 | 15.09.2021- 31.12.2021 |
2 полугодие | 10.01.2022- 31.05.2022 | 10.01.2022- 31.05.2022 | |
Возраст детей, лет | 5 - 6 | 6 - 7 | |
Продолжительность занятия, час | 1 | 1 | |
Режим занятия | 2 раза/нед | 2 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 72 | 72 |
Список литературы:
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
3. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
6. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.
7. Сорокина Н.Ы., Миланович Л.Г. Авторская программа «Театр – творчество – дети».
8.Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия.- М.:ВЛАДОС, 2001.
9. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
10. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5 – 6 лет» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.
11. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6 - 7 лет» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурное занятие "Олимпийские искорки" для подготовительной группы
Знакомство с олимпийской символикой, спортивные упражнения на развитие физических качеств: силы. быстроты, выносливости....
Организация работы с родителями в МБДОУ «Детский сад «Искорка» (из опыта работы)
Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагог...
Психопрофилактическое занятие "Искорки дружбы"
Цель: формирование понимания значимости доверия, взаимопомощи, уважения, положительных эмоций при взаимодействии с людьми....
Рабочая программа дополнительного образования "Искорка" на 2014-2016 г.г.
1.Цель программы:реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности в ДОУ. Обеспечение пожарной безопасности всех участн...
Газета "Искорка"
Искру туши до пожара ,беду отводи до удара....
Методическая разработка "Искорка" по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности
Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста по ПБ....
Дополнительная общеобразовательная программа "Искорка"
Формирование основ пожарной безопасности...