Дополнительная общеобразовательная программа "Искорка"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Аленький цветочек»
Введено в действие УТВЕЖДЕНО
Приказом заведующей на педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад №14» МБДОУ «Детский сад №14»
________ Плясова Л.С. Протокол от ______ № ______
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ИСКОРКА»
Кружок «Юные пожарные»
(срок реализации 3 года, возраст детей 5-7 лет)
Автор – составитель:
Кочергина Анна Валерьевна,
воспитатель подготовительной группы
Консультант:
Каржаневская Ольга Васильевна
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №14 «Аленький цветочек»
2014 год
Содержание
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Цель программы
- Задачи программы
- Особенности организации образовательного процесса
- Целевые ориентиры
- Комплексно – тематическое планирование
- Список литературы
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Определить, правильно или неправильно ведет себя ребенок в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила необходимо разъяснить детям как можно подробнее, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Анализ пожарной статистики показывает, что детей младшего возраста во время пожара отличает пассивно – оборонительная реакция: ребенок прячется в укромный угол, вместо того чтобы покинуть горящее помещение или позвать на помощь. Еще одна «больная» тема, свойственная всем детям, - тяга к огню и исследование легковоспламеняющихся материалов, веществ и предметов (спички, зажигалки, различные баллончики, петарды «бомбочки» и т.д.).
Ведь все, чему учатся дети, они должны уметь применять на практике.
- Актуальность
За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно, разрешая детям играть огнеопасными предметами. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо изменить сознание и отношение людей к ней, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Цель - формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольников через формирование навыков пожарной безопасности.
Задачи:
Организация предметно – развивающей среды в группе ДОУ.
Способствовать развитию познавательного интереса к занятиям.
Освоение практических навыков поведения в опасных ситуациях через систему игр и тренингов.
Обеспечение консультативной помощи родителям по ППБ.
- Особенности организации образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий не более 20 минут. Количество часов в неделю – 1, в месяц – 4, в год – 36.
Программа реализуется на базе кружка «Юные пожарные»
(руководитель Кочергина А.В.).
Направление работы по реализации программы
Создание условий:
- Оформление уголка безопасности;
- Подбор литературы;
- Изготовление атрибутов для игры;
- Оформление макетов;
- Изготовление книжек – малышек;
- Изготовление дидактических игр.
Программа реализуется в следующих направлениях:
- Работа с детьми;
- Работа с родителями.
Занятия с детьми разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
- Занятия «Пожарным можешь ты не быть – не допустить пожар обязан»; «Юные пожарные»; «Юные помощники пожарных»
- Тренинг «Вызови пожарных»
- Игра «Мы пожарные»
Взаимодействие с родителями:
- Анкетирование;
- Консультации («Правила пожарной безопасности», «Почему нужно соблюдать правила пожарной безопасности»);
- Буклеты («Новый год без пожара», «Правила пожарной безопасности в картинках», «Правила пожарной безопасности в стихах для детей»);
- Папки – передвижки («Профессия пожарный»).
Определены следующие задачи работы с родителями:
- Повышения педагогического опыта родителей;
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- Установка на совместную деятельность.
- Целевые ориентиры
- ребёнок овладевает основными способами действий в экстренных ситуациях;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, через становление основ безопасной жизнедеятельности;
- становление безопасной жизнедеятельности через формирование основ пожарной безопасности обогащается познавательная сфера дошкольников, ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок в процессе становления основ пожарной безопасности различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
- ребенок в процессе формирования основ пожарной безопасности становится более подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- в процессе становления навыков пожарной безопасности ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно наблюдать, экспериментировать;
- Комплексно – тематическое планирование
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Диагностика детей |
Октябрь | «Немного истории». Цель: познакомить детей с зарождением пожарной охраны в России. Рисование «Моя пожарная часть» Дидактическая: Хорошо-плохо. Сюжетно – ролевая игра: «Мы – пожарные». Подвижная игра: «Пожарные на учении». Вечер загадок на противопожарную тематику. Папка-передвижка «Профессия пожарный |
Ноябрь | Дидактическая игра: Отгадай загадку. Сюжетно-ролевая: Наш дом. Строительная: Пожарная часть. Подвижная: На пожар. Люди героической профессии. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» Театральное представление «Кошкин дом» Консультация «Почему нужно соблюдать правила пожарной безопасности» |
Декабрь | «Пожарная безопасность» Цель: ознакомить детей с правилами противопожарной безопасности. Аппликация «Пожарная машина» Дидактическая игра: Горит - не горит. Сюжетно-ролевая игра: Мы - помощники. Пожарная сигнализация Л.Толстой «Пожарные собаки» Соревнования с параллельной группой на противопожарную тематику Плакаты «Пожарная безопасность» |
Январь | «Если в доме начался пожар» Цель: познакомить детей с основными действиями во время пожара. Лепка «Огнетушитель» Дидактическая игра: Пожароопасные предметы Подвижная игра: Тушение пожара Открытое занятие «Юные помощники пожарных» Консультация «Советы пожарных». |
Февраль | «Если в доме начался пожар» (2 часть) Цель: познакомить детей с советами пожарных. Коллективная работа «Пожар» Дидактическая игра: Что необходимо пожарному. Сюжетно-ролевая игра: Мы - пожарные. Строительная: Машина 01. Экскурсия в музей пожарной части Обсуждение м/ф «Кошкин дом». Б.Житков «Пожар». Спортивный вечер с родителями - эстафеты на тему «Спасатели». |
Март | «Тушение пожаров» Цель: познакомить детей со способами тушения пожаров. Составление рассказа «Я - пожарный». Дидактическая игра: Наши помощники. Сюжетно-ролевая игра: Мы - помощники. Подвижная игра: Пожарные на учении. Как узнать и сообщить о пожаре. Е.Новичихин «Ноль-один». Вечер загадок на противопожарную тему. Фото-отчет «Мы - пожарные» |
Апрель | «Огнетушители» Цель: познакомить со средством тушения пожара. Ручной труд из коробок «Пожарная машина». Дидактическая игра: Отгадай загадку. Сюжетно-ролевая игра: Пожар. Строительная: Спасательная станция. Подвижная игра: Тушение пожара. Словесная игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Е.Хоринская «Спичка-невеличка». Викторина «Правила безопасности» Папка-передвижка «Дети говорят о пожаре». |
Май | Итоговое занятие «Наша безопасность» Цель: закрепить и систематизировать знания детей, полученные в течение года. Дидактическая игра: Пожароопасные предметы. Что необходимо пожарному. Сюжетно-ролевая игра: Мы - пожарные. Строительная игра: Пожарная часть. Подвижная игра: Тушение пожара. Разведчик. Пожарные на учении. Организовать экскурсию в пожарную часть. Правила противопожарной безопасности Б.Житков «Пожар в море». Конкурс «Истории о пожарных». |
- Список литературы
1.Белая К. Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001
2.Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. М., 2014
3.Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М., 1998.
4.Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников// Айрис Пресс М., 2007
5.Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.
6.Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников // «Учитель» В.,2008
7.Пожарная безопасность «Беседы с ребенком». Издательский дом «Карапуз»
8.Правила пожарной безопасности (набор карточек)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...