"Знакомый незнакомец мандарин"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сценарий занятия в старшей группе в технологии "Ситуация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomyy_neznakomets_apelsin.docx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

ОО (регион, город, поселок и др.): город Чебоксары

Наименование ОО муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                                    «Детский сад  № 114 г. Чебоксары

_____________________________________________________________________________

Ф.И.О. педагога: Ефремова Наталья Витальевна

Номинация: сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая

Тема: «Знакомый незнакомец – апельсин»

Основные цели:

  1. систематизировать знания детей о фруктах и способах их группировки;
  2. способствовать формированию представлений о свойстве апельсина (не тонет, так как в кожуре есть воздух);
  3. развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию через экспериментальную деятельность;
  4. тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,
  5. развивать память, речь, логическое мышление, воображение, фантазию, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Дидактические материалы: апельсин (в кожуре и без), фрукты, листы с изображением апельсина, фломастеры, игра «Волшебный поясок» (с изображением фруктов), аудиозапись «Оранжевая песня» (сл. Арканова, муз. Певзнера)

Оборудование: емкость с водой, магнитная доска, мяч, лупы.

Краткая аннотация к работе: проведена предварительная работа по теме «Фрукты», серия опытов по выявлению свойств воздуха, игра «Волшебный поясок». Данное занятие способствует систематизации у детей знаний о фруктах и их свойствах. В процессе образовательной деятельности дети узнают, почему апельсин не тонет, проверяют это на практике и находят объяснение, основываясь на знаниях о свойствах воздуха. И при этом приобретают опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: 

     - создать психологически комфортную атмосферу;

- мотивировать детей на включение в игровую деятельность;

- вызвать желание помочь Степашке.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Любите ли Вы фрукты?

- А какие фрукты любите больше всего, назовите? (каждый называет свой любимый фрукт)

- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости? (Степашка)

- А что он любит кушать больше всего? (морковь)

- Морковь - это что? (овощ)

- Верно, Степашка кушает овощи, а о фруктах ничего не знает, и пришел к Вам, чтобы как можно больше о них узнать.

- Хотите ему помочь?

- Сможете это сделать?

  1. Актуализация

Дидактические задачи:

- актуализировать знания детей о свойствах фруктах, в частности, апельсина;

- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание память, речь.

Дети подходят к столу, на котором стоит поднос.

         - Назовите, какие вы видите фрукты на подносе.

          - По каким признакам все эти фрукты можно разделить на группы? (по вкусу)

          - Сколько групп получилось? (2)

          - Какие? (сладкие и кислые). (Дети группируют фрукты).

          - Как можно еще разделить фрукты (по цвету, величине, форме и т.д.)

Дети группируют фрукты на столе по каждому названному признаку.

- А кто догадался, какой признак мы еще не назвали? (по текстуре кожуры: с гладкой кожурой и с неровной, пористой)

Воспитатель подводит детей к выводу, что фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получится разное количество групп.

- Каждый из вас сегодня назвал свой любимый фрукт, у меня он тоже есть.

- Хотите узнать какой? (да)

Игра «Волшебный поясок» (дети задают вопросы о свойствах фруктов, а воспитатель отвечает «да» или «нет» до тех пор, пока не узнают загаданный фрукт, им оказывается апельсин).

- Молодцы, догадались. Становитесь в кружок и давайте назовем признаки апельсина (спелый, сладкий, круглый, сочный, твердый, оранжевый, большой, вкусный, ароматный, душистый, зрелый, пористый).

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет признак апельсина.

- А теперь давайте попробуем видоизменить его. Придумайте такой фантастический апельсин, который в жизни никогда не видели. Справитесь? А помогут вам в этом картинки с изображением птичек. Подберем слова – характеристики к слову «птица». Какая она? (плавающая, крикливая, прыгающая, летающая, клюющая и т.д.)

- А теперь вместо слова «птица» поставим слово «апельсин» (н: апельсин – летающий, прыгающий, плавающий). Как он может выглядеть? (с ножками, на лодке, на волне, с улыбкой)

- Что хорошего в том, что у нас получились такие необычные апельсины? (они стали как живые)

- А что плохого? (нельзя кушать)

- Хотите сделать апельсины необыкновенными? (да)

- Дорисуйте к апельсину кто что пожелает.

Дети дорисовывают к апельсину недостающие на их взгляд детали (ноги, крылья и т. п.)

- Ну а теперь устроим выставку. Предлагаю вам превратиться в ваших необыкновенных апельсинов.

 Дети, изображая «необычных апельсинов», доходят до магнитной доски и прикрепляют свои работы.

Фотографируем выставку для Степашки.

  1. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

- создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новом свойстве апельсина;

- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксаций затруднения, понимания его причины;

- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь.

- Посмотрите, какие необычные и яркие апельсины вы нарисовали. Здесь у вас даже плавающий апельсин. А в жизни может быть плавающий апельсин? Давай – те проверим.

А Степашке - то как интересно.

Опыт «Почему апельсин не тонет?»

- Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (мнения разойдутся). Попробуйте, он тяжелый? (воспитатель дает апельсин в руки детям)

Воспитатель подводит детей к выводу, что если предмет тяжелый, то он должен утонуть. Дети бросают апельсин в емкость с водой.

- Что вас удивило? (апельсин не утонул)

- Можете объяснить Степашке, почему тяжелый апельсин не утонул? (нет)

- Почему? (потому что не знаем, почему он не утонул)

- Значит, что нам нужно узнать? (почему апельсин не утонул)

  1.  «Открытие» нового знания (способа действия)

 Дидактические задачи:

- сформировать представления о новом открытии, что в порах апельсина содержится воздух, поэтому он не тонет.

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого, узнать самим, из книг, энциклопедий).

- Я предлагаю очистить апельсин и бросить его в воду.

- Что произошло? (он утонул)

- Что мы можем предположить? (неочищенному апельсину не давала утонуть кожура)

- Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет)

- Что произошло? (кожура не утонула)

- Хотите побыть исследователями?

- Возьмите лупы и рассмотрите кожуру. Какая она? Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? (кожура неровная, пористая, шершавая)

-Мы с вами уже проводили опыт с воздухом и делали вывод, что воздух есть … везде.

- Значит…эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет. А воздух легче воды.

- Теперь мы можем объяснить Степашке, почему апельсин не тонет? (ответ детей)

- Вот и Степашке понятно теперь стало. Правда, Степашка?

  1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи:

- закрепить представление о свойстве, что воздух легче воды на основе других фруктов.

- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества.

- Ребята, а вам интересно узнать, в каких фруктах еще есть воздух? (да)

- Как проверить? (бросить в воду)

Дети бросают в воду выбранный фрукт, объясняют результат: почему утонул или не утонул. Воспитатель уточняет ответы детей.

  1. Осмысление

Дидактические задачи:

- провести рефлексию деятельности на занятии

- создать ситуацию успеха.

 Воспитатель собирает около себя детей

- Кому сегодня помогали?

 - Какое новое знание помогло нам объяснить Степашке, почему тяжелый апельсин не утонул? (апельсин не тонет в воде, потому что у него в кожуре есть воздух, а воздух легче воды)

- Вы сегодня еще раз показали, что умеете находить ответы на, казалось бы, трудные вопросы.  Рассказали Степашке о фруктах, узнали, почему апельсин не тонет.

-Вы большие молодцы!

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.):  конспект занятия подготовлен для детей старшей логопедической группы с ОНР по тематической неделе «Фрукты».

Литература:

1. Е. В. Марудова Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 128 с.

2. Л. В. Ковинько Секреты природы – это так интересно! - М.: Линка – Пресс, 2004. – 72 с., илл.

3. О. А. Скоролупова Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Часть 1. – М.: ООО издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной интегрированной деятельности на тему: ,, Знакомый незнакомец – новогодний шар.“

совместная интегрированная деятельность воспитателя с детьми седьмого года жизни с использованием технологии  ТРИЗ  и  моделирования  ...

Конспект детской проектной деятельности по поисковой опытно-экспериментальной деятельности «Знакомый незнакомец - рис»

Конспект детской проектной деятельностицель: развивать познавательные способности и познавательную активность детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности....

Знакомый незнакомец апельсин

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе формирования представления детей о явлениях и процессах, происходящих в природе.Задачи: 1. создать условия для расширения представления дет...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомый незнакомец – апельсин»

Коспект занятия в старшей группе по познанию...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «КРАХМАЛ – ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ»

Научно-исследовательский проект для детей 6-7 лет...

конспект познавательного занятия в старшей группе "Знакомый незнакомец- апельсин"

Конспект познавательного занятия в старшей группе детского сада "Знакомый незнакомец- апельсин" . Занятие включает в себя экспериментальную деятельность детей....