Конспект занятия в старшей группе «Знакомый незнакомец – апельсин»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Коспект занятия в старшей группе по познанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomyy_neznakomets_apelsin_starsh_gr.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Знакомый незнакомец – апельсин»
Основные цели:
- систематизировать знания детей о фруктах и способах их группировки;
- способствовать формированию представлений о свойстве апельсина (не тонет, так как в кожуре есть воздух);
- развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию через экспериментальную деятельность;
- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,
- развивать память, речь, логическое мышление, воображение, фантазию, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Дидактические материалы: апельсин (в кожуре и без), фрукты, листы с изображением апельсина, фломастеры.
Оборудование: емкость с водой, магнитная доска, мяч.
Ход образовательной ситуации:
- Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
- создать психологически комфортную атмосферу;
- мотивировать детей на включение в игровую деятельность;
- вызвать желание помочь Степашке.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли Вы фрукты?
- А какие фрукты любите больше всего, назовите? (каждый называет свой любимый фрукт)
- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости? (зайчик)
- А что он любит кушать больше всего? (морковь)
- Морковь - это что? (овощ)
- Верно, Заяц кушает овощи, а о фруктах ничего не знает, и пришел к Вам, чтобы как можно больше о них узнать.
- Хотите ему помочь?
- Сможете это сделать?
- Актуализация
Дидактические задачи:
- актуализировать знания детей о свойствах фруктах, в частности, апельсина;
- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание память, речь.
Дети подходят к столу, на котором стоит поднос.
- Назовите, какие вы видите фрукты на подносе.
- По каким признакам все эти фрукты можно разделить на группы? (по вкусу)
- Сколько групп получилось? (2)
- Какие? (сладкие и кислые). (Дети группируют фрукты).
- Как можно еще разделить фрукты (по цвету, величине, форме и т.д.)
Дети группируют фрукты на столе по каждому названному признаку.
- А кто догадался, какой признак мы еще не назвали? (по текстуре кожуры: с гладкой кожурой и с неровной, пористой)
Воспитатель подводит детей к выводу, что фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получится разное количество групп.
- Каждый из вас сегодня назвал свой любимый фрукт, у меня он тоже есть.
- Хотите узнать какой? (да) Дети называют фрукты.
- Молодцы, догадались. Становитесь в кружок и давайте назовем признаки апельсина (спелый, сладкий, круглый, сочный, твердый, оранжевый, большой, вкусный, ароматный, душистый, зрелый, пористый).
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет признак апельсина.
- А теперь давайте попробуем видоизменить его. Придумайте такой фантастический апельсин, который в жизни никогда не видели. Справитесь? А помогут вам в этом картинки с изображением птичек. Подберем слова – характеристики к слову «птица». Какая она? (плавающая, крикливая, прыгающая, летающая, клюющая и т.д.)
- А теперь вместо слова «птица» поставим слово «апельсин» (н: апельсин – летающий, прыгающий, плавающий). Как он может выглядеть? (с ножками, на лодке, на волне, с улыбкой)
- Что хорошего в том, что у нас получились такие необычные апельсины? (они стали как живые)
- А что плохого? (нельзя кушать)
- Хотите сделать апельсины необыкновенными? (да)
- Дорисуйте к апельсину кто что пожелает.
Дети дорисовывают к апельсину недостающие на их взгляд детали (ноги, крылья и т. п.)
- Ну а теперь устроим выставку. Предлагаю вам превратиться в ваших необыкновенных апельсинов.
Дети, изображая «необычных апельсинов», доходят до магнитной доски и прикрепляют свои работы.
- Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новом свойстве апельсина;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксаций затруднения, понимания его причины;
- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь.
- Посмотрите, какие необычные и яркие апельсины вы нарисовали. Здесь у вас даже плавающий апельсин. А в жизни может быть плавающий апельсин? Давай – те проверим.
А зайц - то как интересно.
Опыт «Почему апельсин не тонет?»
- Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (мнения разойдутся). Попробуйте, он тяжелый? (воспитатель дает апельсин в руки детям)
Воспитатель подводит детей к выводу, что если предмет тяжелый, то он должен утонуть. Дети бросают апельсин в емкость с водой.
- Что вас удивило? (апельсин не утонул)
- Можете объяснить зайчику, почему тяжелый апельсин не утонул? (нет)
- Почему? (потому что не знаем, почему он не утонул)
- Значит, что нам нужно узнать? (почему апельсин не утонул)
- «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
- сформировать представления о новом открытии, что в порах апельсина содержится воздух, поэтому он не тонет.
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого, узнать самим, из книг, энциклопедий).
- Я предлагаю очистить апельсин и бросить его в воду.
- Что произошло? (он утонул)
- Что мы можем предположить? (неочищенному апельсину не давала утонуть кожура)
- Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет)
- Что произошло? (кожура не утонула)
- Хотите побыть исследователями?
- Возьмите лупы и рассмотрите кожуру. Какая она? Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? (кожура неровная, пористая, шершавая)
-Мы с вами уже проводили опыт с воздухом и делали вывод, что воздух есть … везде.
- Значит…эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет. А воздух легче воды.
- Теперь мы можем объяснить зайцу, почему апельсин не тонет? (ответ детей)
- Вот и зайчишке понятно теперь стало. Правда, зайчик?
- Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
- закрепить представление о свойстве, что воздух легче воды на основе других фруктов.
- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества.
- Ребята, а вам интересно узнать, в каких фруктах еще есть воздух? (да)
- Как проверить? (бросить в воду)
Дети бросают в воду выбранный фрукт, объясняют результат: почему утонул или не утонул. Воспитатель уточняет ответы детей.
- Осмысление
Дидактические задачи:
- провести рефлексию деятельности на занятии
- создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает около себя детей
- Кому сегодня помогали?
- Какое новое знание помогло нам объяснить З, почему тяжелый апельсин не утонул? (апельсин не тонет в воде, потому что у него в кожуре есть воздух, а воздух легче воды)
- Вы сегодня еще раз показали, что умеете находить ответы на, казалось бы, трудные вопросы. Рассказали о фруктах, узнали, почему апельсин не тонет.
-Вы большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия в младшей группе "Мы делили апельсин"
План-конспект занятия в младшей группе по развитию речи "Мы делили апельсин"...
Конспект занятия для старшей группы "Знакомим детей с Конвенцией по правам ребенка"
Разъясняются права и обязанности детей в игровой форме. P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Знакомимся с Республикой Башкортостан»
Данный материал знакомит детей с Республикой Башкортостан, с её государственной символикой (герб, флаг), национальным костюмом. Обеспечивает правильное усвоение башкирской народной сказки....
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по знакомым сказкам»
Развивать у детей желание помогать сказочным персонажам, преодолевать препятствия.Воспитывать смелость, находчивость.Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами....
Знакомим с русской народной культурой "В гостях у городецких мастеров", конспект занятия в старшей группе
Программное содержание: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать творческие способности детей, стремление подражать народным мастерам; продолжать знакомить с произведениями народ...
Знакомим с русской народной культурой "Наша добрая матрёшка", конспект занятия в старшей группе
Программное содержание: познакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства - знакомство с русской матрёшкой; воспитывать интерес к быту и изделиям народно...
конспект познавательного занятия в старшей группе "Знакомый незнакомец- апельсин"
Конспект познавательного занятия в старшей группе детского сада "Знакомый незнакомец- апельсин" . Занятие включает в себя экспериментальную деятельность детей....