Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «На окне моём, цветочки очень весело живут».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи
в подготовительной к школе группе компенсирующей
направленности для детей с ТНР.
Тема: «На окне моём, цветочки очень весело живут».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_okne_moyom_tsvetochki_ochen_veselo_zhivut_3.docx | 197.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»
городского округа Ступино
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи
в подготовительной к школе группе компенсирующей
направленности для детей с ТНР.
Тема: «На окне моём, цветочки очень весело живут».
Разработан:
воспитателем
высшей категории
Рассказовой О.В.
Большое Алексеевское
2021год
Образовательные области:
- Художественно-эстетическое (штриховка),
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие.
Цель: Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях.
Задачи:
Образовательные:
Активизировать и актуализировать словарь по теме «Комнатные растения».
Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
Совершенствование синтаксического строя речи (сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы).
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Совершенствовать грамматический строй речи (употребление числительных с существительными).
Научить выделять составные части растения, форму, цвет листьев и цветков.
Тренировать в составлении описательных рассказов по схеме.
Развивающие:
Развивать умение отгадывать загадки.
Развивать пассивный и активный словарь детей, а также совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
Развивать фонематический слух, память
Развивать мышление, мелкую моторику, связную речь, познавательный интерес.
Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Воспитывать чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Предварительная работа:
Знакомство с серией картин «Уход за комнатными растениями».
Работа в уголке природы.
Беседа: «Что растёт у нас на окошке?».
Чтение и обсуждение художественной литературы: рассказа Г. Охапкина «История одного растения», сказки Г.Х. Андерсен «Снежная королева», стихотворения Л. Пилипенко «Комнатные растения».
Д/игра-соревнование «Подбери слова », «Что лишнее?», «Раскрась цветочки в определённой последовательности», «Покажи части растений».
Коррекционно-речевая малоподвижная игра «Цветочки».
Сюжетно-ролевые игры: « Цветочный магазин», «Оранжерея», «Флорист и магазин экзотических растений»
Разучивание подвижного упражнения «На окне в горшочке».
Разучивание пальчиковой гимнастики «Кактус».
Материал: предметные картинки «Комнатные растения», листы со штриховкой " Кактус" по количеству детей; видеозапись домового Кузи (https://youtu.be/c4f91Dled0g), мяч, схема для составления описательного рассказа, простые карандаши; мультимедийная установка, магнитная доска.
Используемая литература:
- Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», Изд. «ВАКО» Москва 2005,-240с.
- Л.В. Лебедева, И.В. Козина, Н.Н. Журавлева, Н.В. Антохина, Т.В. Кулакова, Т.В. Львова, Ю.М. Морозова, Т.С. Павлова, Т.Л. Богданова, С.П. Прокопова, Л.А. Ершова «Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста» Изд. «Центр педагогического образования, Москва 2010,-144с.
- Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» ТЦ «Сфера» Москва 2005,-118с.
- Н.В. Нищева «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР» Изд. «ДЕТСТВО ПРЕСС» Санкт-Петербург 2020, - 464с.
- Источник из интернета: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-na-temu-komnatnie-rasteniya-v-starshey-logopedicheskoy-gruppe-979356.html
Источник из интернета: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-starshei-grupe-po-razvitiyu-rechi-komnatnye-rastenija.html
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети встают около столов.
В.: Доброе утро дети! Здравствуйте! Предлагаю отгадать загадку, и узнать о ком мы будем сегодня говорить.
«На окошках растут-радость людям несут».
Д.: Это комнатные цветы.
В.: Хочешь, поле-огород сам к тебе домой придёт?
Раздобудь семян немножко. В землю их – и на окошко.
В.: В начале, присядут те дети, которые вспомнят и назовут названия комнатных растений, состоящих из двух слогов. Приведу сейчас пример: Ге-рань.
Д.: ро-зан
как-тус
ци-кас
фи-кус
ге-рань
(дети по очереди называют название одного комнатного растения и садятся на свои места).
В.: Теперь присядут те ребята, которые вспомнят и назовут названия комнатных растений из трех слогов.
Д.: цик-ла-мен
фук-си-я
фи-а-ка
баль-за-мин
а-ло-э
толс-тян-ка
кли-ви-я
ко-ле-ус
де-каб-рист
В.: Все вы отлично справились с заданием. Молодцы.
2. Беседа о домашних растениях:
В.: Дети, а для чего нам нужны комнатные растения?
Д.: Чтобы радовать и очищать воздух.
В.: Правильно цветы очищают воздух от вредных веществ, которым мы с вами дышим.
В.: Ребята, растений на земле много или мало?
Д.: Очень много.
В.: А что было бы, если бы растений не стало?
Д.: Мы погибли бы. Нам было бы нечем дышать.
В.: Много разных растений – это хорошо или плохо?
Д.: Это очень хорошо.
В.: Для вас я приготовила картинки с изображением комнатных цветов. Посмотрите на картинки и скажите, а какие растут у нас в группе?
Д.: Колеус, фикус, декабрист, традесканция, герань, кактус, фиалка, бегония, толстянка, бальзамин, алоэ.
В.: Молодцы. Всё верно.
3. Игра «Назови ласково».
В.:Я вам бросаю мяч и называю слово. Вы ловите мяч, и кидаете мне его обратно, при этом называете это слово ласково.
Отросток-отросточек
лист-листочек
цветок-цветочек
стебель-стебелек
вода—водичка (водица)
фиалка—фиалочка
лейка–леечка
ветка-веточка
корень–корешок
горшок-горшочек
земля-земелюшка
герань—геранька
солнце—солнышко
кактус—кактусик
бутон—бутончик
цветок—цветочек
земля—землица.
4. Чтение стихотворения В. Нищева «Волшебный сад».
Воспитатель включает мультимедийную установку.
В.: Ребята с нами кто-то хочет поговорить по видеосвязи. Давайте посмотрим, кто это?
На экране появляется домовёнок Кузя и читает стихотворение Н.Нищевой
«Волшебный сад»
Домовенок Кузя: Здравствуйте, дорогие друзья! Я услышал, что вы сегодня говорите о комнатных растениях. Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить названия комнатных растений, прозвучавшие в нём.
Мороз на стёклах кружева рисует,
На улице снегопад и метель,
А на окне весна, что есть мочи бушует,
И расцветает здесь волшебный сад.
Вот фикус, словно дерево большое,
А здесь фиалка, красный бальзамин,
Герань и традесканция, алоэ,
Толстяки две и кактус, но один.
За окнами шумит и воет вьюга,
А в комнате уютно и тепло…
Зима и лето смотрят друг на друга
Через двойное тонкое стекло.
Домовенок Кузя: Перечислите названия растений с их порядковыми номерами.
Д.: Первый-фикус, вторая – фиалка, третий-бальзамин, четвертая-герань, пятая-традесканция, шестое-алоэ, седьмая и восьмая-толстянки, девятый – кактус.
Домовенок Кузя: Замечательно! Всего сколько названий прозвучало? Перечислите их.
Д.: Всего восемь названий растений: фикус, фиалка, бальзамин, герань, традесканция, алоэ, толстянка, кактус.
В.: Сколько из них названий со звуком [к]? Перечислите их.
Д.: Всего пять названий растений со звуком [к]: фикус, фиалка, традесканция, толстянка, кактус.
5. Правила ухода за комнатными растениями
Домовенок Кузя: Ой, беда, беда, огорчение!!! Хозяйство не ухожено и забыто, а плачут-то как, причитают!
Домовенок Кузя: Я Кузя, потомственный домовой. А плачут у вас…Вы что, ничего не слышите?
Домовенок Кузя: Совсем-совсем?
Домовенок Кузя: Ну как же, вот цветочек стонет, и вот.… Прислушайтесь.…Ведь они не молчат, разговаривают.
Домовенок Кузя: Они говорят, что им очень хочется пить. Хорошо, что вовремя успел, а то бы они совсем засохли.
В.: Ну, прямо и засохли бы. Вот деревья стоят на улице и не засыхают. Правда, ребята?
Д.: Да.
В.: А почему?
Д.: Деревья и другие растения поливает дождик, поливочная машина, дворники и жители домов.
В.: Да, ребята, вода для растений очень важна. А как же быть с комнатными растениями?
Д.: Их нужно поливать водой из лейки.
Домовенок Кузя: Я вам рассказал, о чём плакали цветы, не забывайте их поливать. Теперь мне пора бежать. До свидания! До новых встреч! Пока. Нафаня….Угугугуууууу….
Д.: До свидания!
6. Подвижное упражнение «На окне в горшочке»:
В.: Дети давайте немного отдохнем и поиграем.
Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и присесть. Дети выполняют знакомое упражнение.
На окне в горшочках (Дети сидят на корточках
Поднялись цветочки лицом в круг, медленно встают.)
К солнцу повернулись, (Тянутся на носочках, руки
Солнцу улыбнулись. Вверх, широко в стороны.)
К солнышку листочки (Ладони разворачивают вверх.)
Повернут цветочки,
Развернут бутоны, (Над головой соединяют руки,
В солнышке утонут! Медленно в стороны разводят.)
(Н. Нищева)
7. Упражнение «Закончи предложение»:
В.: А теперь, давайте поиграем в игру. Я буду начинать предложение, а вы его заканчиваете. Продолжайте свой ответ со слов «для того чтобы».
В.: Комнатные цветы нужно подкармливать удобрениями…..
Д.: Комнатные цветы нужно подкармливать удобрениями, чтобы они были красивыми.
В.: Комнатные растения нужно поливать…..
Д.: Комнатные растения нужно поливать для того, чтобы они не завяли.
В.: Листья на домашних растений нужно протирать…
Д.: Листья на домашних растений нужно протирать для того, чтобы они могли
дышать.
В.: Комнатным растениям нужен солнечный свет….
Д.: Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы они могли хорошо
дышать.
В.: Домашние растения нужно держать в …..
Д.: Домашние растения нужно держать в тепле.
В.: Почву у декоративных растений нужно…..
Д.: Почву у декоративных растений нужно рыхлить.
В.: Домашние растения нужны человеку…..
Д.: Домашние растения нужны человеку для того, чтобы украшать дом.
В.: Для чего ещё комнатные растения нужны человеку?
Д.: Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы очищать воздух.
В.: Молодцы!
8.Составление описательных рассказов о декоративных растениях по схеме:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему, расположенную на магнитной доске и расспрашивает о её назначении. Далее вызывает 2-3 детей (по желанию) и разрешает выбрать предметную картинку с изображением понравившегося комнатного растения для составления описательного рассказа.
— Как называется это комнатное растение?
— Какого цвета, и какой формы листья, цветы?
— Из каких частей состоит комнатное растение?
— Что нужно растениям, чтобы они росли?
— Как правильно ухаживать за растением?
— Какую пользу оно приносит?
(примерный рассказ по таблице)
Д.: У меня дома растёт фиалка. У неё не большие круглые листочки зелёного цвета, покрытые ворсинками. Цветки у фиалки не большие, фиолетового цвета. У неё есть корень, стебель, листья и цветы. Ей необходим солнечный свет и полив. Ещё у неё нужно рыхлить землю. Фиалка приносит пользу. Она даёт нам кислород, очищает воздух, которым мы дышим.
9. Сюрпризный момент.
В.: Нам ещё Кузя передал картинки. Но что на них изображено вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Ну что же делать мне? Я очень колючий…
И с возрастом точно не сделаюсь лучше.
Иголки растут мои день ото дня.
Никто – никогда! – не полюбит меня
Я даже цвести попытался однажды,
Да только и заметил это не каждый –
Иголок боятся моих как огня.
Никто – никогда! Не обнимет меня…
Один только еж с непричесанной гривой
Тогда проворчал мне какой ты красивый!
Я тоже колюч, но цвести не могу.
И тронул колючкой меня на бегу! Погладил.
Д.: Это кактус.
В.: Но, прежде чем приступить к следующему заданию, давайте разомнём наши пальчики.
10. Пальчиковая гимнастика «Кактус».
Я с виду колючий, но добрый внутри, ( Пальцы растопырить, сжать
затем кисти рук «рукопожатие»)
Не бойся, дружок, и на меня посмотри. (Пальцем погрозить)
Хоть я погладить себя не даю, (Поочередное соединение всех
пальцев с
большим, начиная с указательного)
Зато всех на свете я очень люблю. (То же, начиная с мизинца)
11. Штриховка «Кактус».
В.: Внимательно посмотрите на свои рисунки. Что на них изображено? Заштрихуйте свои кактусы по образцу.
В.: Чего не хватает вашим кактусам, чтобы они стали как настоящие?
Д.: Иголок.
Дети дорисовывают недостающие детали.
12.Итог занятия:
В.: О чём мы с вами сегодня разговаривали?
-Какое вам комнатное растение понравилось больше всего?
-Вам понравилось, как вы работали?
-Какие задания и игры вам понравились больше всего?
-Вам понравилось наше занятие?
В.: А теперь идемте смотреть, кто там плакал, и поливать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе на тему:"Дорожные знаки".
Цель образовательной деятельности по рисованию на тему "Дорожные знаки": Уточнить и закрепить знания детей о дорожных знаках. Занятие помогает сформировать у детей подготовительной к школе группы осоз...
Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Путешествие в космос».
Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательное развитие»с испол...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЦКМ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. «Зачем нужны насекомые?»
Часто дети не задумываются над тем, что чувствуют другие, на кого направлен отрицательный момент в ситуации: "Мне инересно! Я хочу!" Интересуясь насекомыми, дети собирают их в коробки, банки...
Конспект организованной образовательной деятельности «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе (с использованием картинно-графического плана) «Путешествие в лес»
Обучение перессказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. при этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений ...
Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи (группа №7) Лексическая тема: ФРУКТЫ
Представленный конспект ООД по развитию речи по лексической теме "Фрукты" разработан для детей подготовительной к школе группы с ТНР....
Конспект организованной образовательной деятельности по лепке в подготовительной к школе группе Тема: «Чудо-цветы»
Конспект организованной образовательной деятельности по лепке в подготовительной к школе группе Тема: «Чудо-цветы»...
План-конспект организованной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе «О здоровом питании» Открытый просмотр. тема недели: «Хочу быть здоровым» тема дня: «Здоровая пища» подготовила и провела воспитатель МБДОУ д/с №
Задачи: 1. Сформировать представление о зависимости здоровья человека от способа питания («Познание»). 2. Сформировать знания о полезных и вредных продуктах («Познание»). 3. Учить детей прояв...