Методическая разработка "Чудо - песочница"
методическая разработка
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_chudo_-_pesochnitsa.docx | 71.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал № 1 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 с. Субханкулово муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Методическая разработка методического пособия
«Чудо – песочница»
Автор работы: Урусова О.П.
Воспитатель филиал № 1 МАДОУ детский сад № 5 с. Субханкулово
Стаж работы: 15 лет
с. Дуслык, 2019
Содержание
- Введение.
- История возникновения.
- Этапы и техники рисования на песке.
- Основная часть.
- Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
- Заключение.
- Список используемых источников.
- Приложение
Введение.
Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течёт он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…
Иоахим Рингельнац "Детский песок"
В современных условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Мы - педагоги постоянно ведем поиски, которые направлены, на превращение образовательного процесса в детском саду в заинтересованное общение ребенка с взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности.
На данном этапе художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста является, наиболее актуальным, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент творческой личности. Ведь, как известно, «в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Все дети обладают определенным потенциалом художественного развития, поэтому необходимо создать условия, для раскрытия творческих способностей. Вовремя заметить эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дало толчок к поиску инновационных методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Одной из таких технологий является песочная анимация или по-другому рисование песком, песочное искусство (Sand-art). Именно эту технологию в настоящее время активно внедряю в старшей и подготовительной к школе группе. Рисование песком, по праву, считается уникальным видом искусства, поскольку объединяет в себе и игру, и полезные для развития детей занятия, и воспитательные моменты. «Песочная анимация» отличается от классического рисования тем, что у детей нет так называемого «страха белого листа», ведь «лист бумаги» изначально «грязный»: если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить.
Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то их трудно переоценить – это и сенсорный материал, предметно-игровая среда, и материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, познания. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы.
С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок, приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано.
Становление эстетического отношения у воспитанников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. В этой связи особо актуальным становится воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, чувство прекрасного.
Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой.
Новизна: Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического восприятия. Учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.
Объект исследования: художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: песочная анимация как средство художественно- эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком.
Гипотеза: мы предполагаем, что художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее в случае:
- целенаправленной и планомерной педагогической работы по художественно – эстетическому развитию с использованием песочной анимации;
- оснащения предметно – развивающей среды методическим пособием для художественно – эстетического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме;
- Провести диагностику уровня художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
- Научить детей создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет;
- Способствовать снятию эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильные ощущения, посредством определённых игровых упражнений;
- Развивать зрительно-моторную координацию, познавательные процессы, творческий потенциал, коммуникативные навыки.
История возникновения
Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов. Хотя искусство песочного рисования очень молодое, однако, художественное, медитативное, целительное и религиозное общение человека с песком уходит корнями в древность. Так тибетские монахи создают уникальные мандалы из мраморной крошки. Индейцы Навахо для создания мандал используют красный песок, желтую охру, муку, измельченные гипс и уголь, пыльцу, растертые лепестки цветов и кору. При этом создание мандал имеет целительное назначение.
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Такой вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море.
Песок - та же краска, только работает по принципу "Света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли, а также стремления.
Рисование песком, является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Этапы и техники рисования на песке
1 этап. Знакомство с песком
Задачи данного этапа: тактильное знакомство с песком, введение правил работы в песочнице.
Упражнение «Здравствуй песок!»
«Поглаживание» песка:
дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, а затем тыльной стороной;
«Посыпание»
легко, а затем с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем медленно высыпаем струйкой в песочницу;
«Перетирание»
перетираем песок между пальчиками, ладонями.
Воспитанники описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно» и т.п.
2 этап. Знакомство с техниками рисования на песке
Задачи: знакомство с элементарными техниками рисования на песке; решение поставленных конкретных задач (обучающих, коррекционно-развивающих, диагностических)
Техники, используемые для подготовки песочницы к работе:
«Песочная волна» - ребром ладони песок рассыпается по песочнице; «Засыпание песочницы» - внутренней стороной ладоней обеих рук засыпаем и разравниваем песок;
«Тучки и дождик» - набираем песок в кулачки (тучка), затем «просеиваем» по поверхности песочницы (пошел дождик);
«Щепотка» - набираем песок в щепотку и «солим» поверхность песочницы; «Ковш» - ладошки превращаются в «ковш» экскаватора и «собирает» песок с поверхности песочницы.
«Точечное» рисование:
«Следы» - кончиком указательного пальчика постукиваем по поверхности песка, затем можно чередовать пальчики на правой и левой руке;
«Снег» - медленное постукивание, дает расслабляющий эффект;
«Вьюга» - быстрое интенсивное постукивание всеми пальчиками обеих рук – активизирует;
«Дождик» - дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
Рисование линиями:
«Ливень» - поочередно кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем сверху вниз линии прямые или наклонные;
«Царапки» - поочередно напряженными кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем линии в разных направлениях и различной толщины;
«Трава» - пальцы одной руки зажаты в щепотку, затем «щепотка раскрывается» снизу вверх, потом тоже самое другой рукой, а затем одновременно двумя руками;
«Забор» - поочередно кончиком пальца одной руки, потом второй руки, затем двумя пальцами одновременно рисуем сверху вниз или снизу вверх прямые линии;
«Волна» - поочередно кончиками пальцев одной руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем волнистые линии;
«Причесывание» - пальцы превращаются в «гребешок» и, как бы, «причесывают» поверхность песка в различных направлениях, темпе, нажимом; «Зебра» - ребром любого пальчика делаем четкие, ритмичные отпечатки на поверхности песка.
Техника «следы»:
«Ладошка» - ладонью одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок;
«Пяточка» - кулачком одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок
Техника «круги»:
«Окружность» - круговым движением указательного пальца прорисовываем окружность на поверхности песка;
«Спираль» - круговыми движениями указательного пальца прорисовываем повторяющиеся окружности с увеличением или уменьшением амплитуды; «Озеро» - круговыми движениями руки, сжатой в кулак прорисовываем повторяющиеся окружности, как бы, расчищая поверхность от песка;
«Солнце» - песок набираем в щепотку и, подняв руку на определенную высоту, начинаем медленно «солить» расчищенную поверхность песочницы.
3 этап. Песочные истории и сказки
Прорисовывание пальчиковых гимнастик;
Прорисовка стихов и сказок;
Сочинение собственных историй в соответствии с тематическим планированием;
Песочные путешествия – «виртуальный туризм».
Основная часть
В мае 2018 года нами была сделана «Чудо - песочница» - стол с подсветкой для рисования песком. Для данного пособия мы приобрели фанеру, доски, светодиодную ленту, стекло, клей, блок питания, саморезы по дереву, белую самоклейку, песок, кисточки, контейнер, совок, поднос, грабли, шпатель, карандаш, линейку, горячий пистолет, молоток. Папа Галеевой Арианы изготовил ящик размером 60*80 см., затем приклеил светодиодную ленту и подключил к электричеству, после закрепил стекло, обклеенное белой самоклейкой. Родители Латыповой Сафии принесли обработанный песок. Вот так и получилась наша «Чудо – песочница».
Перед тем, как приступить к занятиям с детьми старшего дошкольного возраста, мы провели: диагностику уровня развития творческих способностей воспитанников по методике «Дорисуй фигуру» О. М. Дьяченко; диагностику мелкой моторики и пальцев рук; диагностику развития творческого мышления, воображения, восприятия.
В своей работе мы используем такие способы рисования песком, как: кистью руки, симметрично двумя руками, пальцами, ладонями, кулачками, кистью для акварели, стеками. И техники рисования песком: вырисовывание, отпечатывание, разравнивание, разгребание песка вокруг, отсечение лишнего, высыпание по контуру. Техники, легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.
В нашей работе мы применяем рисование песком для развития познавательных процессов воспитанников; развития творческого потенциала воспитанников; развития речи детей старшего дошкольного возраста; формирования коммуникативных навыков; развития мелкой моторики рук; снятия эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей.
Рисование песком мы используем, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Так, например, это:
- обучающие игры (обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету);
- познавательные игры (дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира);
- проективные игры (развивают фантазию ребенка).
В самом начале использования «Чудо - песочницы» у нас появились правила игры с песком. Их знают и выполняют все дети:
- береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы;
- песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей;
- у юных художников всегда должны быть чистые ручки и носики.
Свои правила у нас есть и для педагогов:
1) ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе;
2) структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка;
3) необходимо создавать пространство для самовыражения, а не устанавливать жесткие рамки и правила;
4) надо ценить инициативу ребенка и его мнение;
5) важно стимулировать развитие творческих ситуаций вопросами, а не готовыми ответами;
6) нужно поддерживать ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные Вами задачи.
Познавательные игры на песке мы делим на несколько видов:
1. Игры, направленные на знакомство с окружающим миром (через них мы познаем то, что рядом с нами: животных, насекомых, леса, поля, моря, острова, город, транспорт и пр.).
2. Географические игры (моделируем в песочнице различные климатические зоны).
3. Исторические игры и игры-экскурсии по родному городу.
4. Проективные игры на песке.
5. Игры на знакомство с фольклором (сказки, мультфильмы).
Такие игры способствует успешному развитию интеллектуальных способностей, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук. Проговаривая свою историю, ребенок учится формулировать мысли, развивая речь, находит конструктивные решения; вспоминая сюжет мультика или сказки – развивает память. Играя с друзьями, ребенок учится взаимодействию, становится коммуникабельным и уверенным в себе. Играя в песке, дети проявляют свою уверенность и любознательность к окружающему миру. Песочница привлекает воспитанников гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка, побуждает воспитанников к свободному и нестандартному творчеству. Кроме того, синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально целостного. Отдельно стоит отметить, что при рисовании песком неуверенные в себе, с низкой самооценкой воспитанники не боятся делать ошибки. Очень полезно рисование песком и гиперактивным воспитанникам. Занимаясь таким видом творчества, ребенок успокаивается. В процессе работы у детей развивается эмоционально-волевая сфера, происходит развитие навыков саморегуляции.
Для более успешной работы по данной технике рисования, занятия проходят индивидуально или небольшими подгруппами (5 – 7 человек). Для создания наиболее интересных и творческих рисунков необходима предварительная работа: наблюдение, беседа, экскурсии, проекты, опыты, рассматривание, чтение художественной литературы. В ходе работы воспитанники учатся договариваться друг с другом, описывают свои работы, составляют по ним рассказы, сказки. Непосредственно перед рисованием песком мы со своими воспитанниками проводим пальчиковую гимнастику. Содержание пальчиковой гимнастики соответствует теме занятия.
При этом мы применяем следующую структуру игр и игровых занятий в песочнице: вводная часть – ритуал приветствия;
введение в игровую среду, ситуацию, игровое задание;
основная часть – упражнения, игры (рисование песком, знакомство с героями, строительство замков, игровые ситуации);
заключительная часть – рефлексия, подведение итогов игры, ритуал прощания (завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, убирают игрушки, разравнивают песок).
За этот сравнительно небольшой период уже можно говорить о том, что те формы работы и технологии, которые мы начали использовать при рисовании песком, действительно, способствуют не только художественно-эстетическому, но и всестороннему развитию детей. Ведь помимо приобретения и освоения навыков рисования, песочное творчество содержит общеразвивающую и психоэмоциональную составляющую работу.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Методика направлена на оценку способности к достраиванию, заданного элемента как способу образования нового рисунка, определения уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала использовала набор карточек с нарисованными на них фигурами, например: контурное изображение частей предметов и простые геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат; карандаш.
Время выполнения теста: 10 минут.
Перед обследованием говорила детям: «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получилась интересная картина. Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения». Детям раздала простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как дорисовали фигурки, спрашивала: «Что у тебя получилось?». Ответ ребенка фиксировала. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений.
Результат обследования воспитанников: Сформировано - 5 детей, на стадии формирования – 13 детей, не сформированы – 6 детей. Лишь 5 детей дорисовали, так что у них все картинки были разные и не один не был похож. 7 детей не дорисовали по 2 картинки. А у 6-ти детей были одинаковые рисунки, так например из круга и круга с палочкой нарисовали солнышко. 6 детей половину своих работ и вовсе не нарисовали.
Заключение
Говоря о результативности, можно отметить следующее:
1. После наших занятий (по результатам проведенной диагностики) значительно возросла активность и самостоятельность в рисовании; у воспитанников появилось умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства; снизился уровень тревожности; повысился уровень формирования мелкой моторики рук.
2. У воспитанников произошли качественные изменения и в развитии связной речи (дети стали чётче проговаривать слова, в речи появились сложносочинённые и сложноподчинённые предложения). Через стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком произошло обогащение словарного запаса.
3. У воспитанников расширился репертуар ролевого поведения и коммуникативных функций речи (дети могут совместно планировать предстоящую игру, распределять игровые действия, дать оценку услышанному, сделать вывод и объяснить своё решение).
4. Песочное рисование способствовало развитию графомоторных навыков.
5. Воспитанники научились передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
6. Воспитанники научились создавать песочные картины с учетом ритма, симметрии, у них сформировались композиционные умения при изображении групп предметов, а также сюжета.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, была доказана в процессе работы с детьми.
Перспектива нашей работы заключается в дальнейшем использовании данной работы на практике. Данное пособие может использоваться воспитателями групп раннего возраста при адаптации воспитанников, младшего и среднего дошкольного возраста при организации совместной деятельности, организованной образовательной деятельности. А также в планах изготовить ещё несколько «Чудо – песочниц» для индивидуальной работы с детьми.
Список используемых источников
1. М. Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», М. ИНТ, 2010 г.
2. О. Н. Никитина «Песочное рисование в психолого-педагогической практике», СПб 2013г
3. Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук «В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста». СПб.: «Речь», М.: «Сфера», 2011г
4. Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь», 2006г
5. Н. А. Сачкович «Технология игры в песок. Игры на мосту», СПб.: «Речь», 2008г
6. Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Чудеса на песке». Практикум по песочной терапии. М.: «Речь», 2005г
7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/03/12/obuchenie-doshkolnikov-risovaniyu-peskom
8. http://ds85krs.krsl.gov.spb.ru/Specialisty/Psiholog/pesochnoe_risovanie.pdf
Приложение 1
Диагностика детей в начале учебного года
Приложение 2
Примерный тематический план изобразительной деятельности
в старшей и подготовительной к школе группе
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
Приложение 3
Упражнения для развития мелкой моторики
"Гроза"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней. (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
"Цветочки"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)
Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки")
В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально)
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)
Их польем мы спозаранку,(поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)
Я и все мои друзья!
"Колокольчик"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
- Дон-дон-дон, -
Колокольчик звенит. (пошевелить пальчиками обеих рук)
- Ля-ля-ля, -
Что-то он говорит. (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)
Динь-динь-динь, -
Наклоняет головку. (опуститьладошки вниз)
Бом-бом-бом, -
Растрепал всю прическу. (провестиладошками по волосам)
Дзынь-дзынь-дзынь, -
Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши)
Наконец-то проснулся. (постучать пальцами одной руки о пальцы другой)
Приложение 4
Развивающие кинезиологические упражнения
"Колечко"
Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
"Кулак - ребро - ладонь"
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.
"Зеркальное рисование"
Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.
"Ухо - нос"
Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.
"Горизонтальная восьмерка"
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.
"Симметричные рисунки"
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.
"Медвежьи покачивания"
Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.
"Снеговик"
Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.
"Накачаем мышцы"
Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.
"Часики"
Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
"Рожицы"
Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.
"Жонглер"
Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
"Водный велосипед"
Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.
"Пианист"
Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.
Приложение 5
Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы
Игра "Тень"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.
Игра "Запретный номер"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.
Игра "Вот он какой"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"
Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.
Упражнение "Мое настроение"
Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.
Упражнение "Общение в паре"
Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.
Упражнение "Сидящий - стоящий"
Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.
Упражнение "Исследование лица"
Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.
Упражнение "Зеркало"
Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.
Упражнения "Животные"
Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя, медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.
Упражнение "Танец под музыку"
Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.
Упражнение "Рисование на спине"
Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорога в Берлин ( методическая песочница)
Разработка занятия для методической песочницы «Дорога до Берлина». Старшая группа. ...
Методическая разработка по использованию интерактивной песочнице iSandBOX "Песочная фантазия"
quot;Давайте добрее будем!"Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может...
Методическая разработка занятия с интерактивной песочницей с детьми с ОВЗ "Остров сокровищ"
Методическая разработка занятия...
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста с применением технологии песочной терапии через использование инновационного оборудования – интерактивной песочницы
Методическая разработка работы с песком...
Проект в средней группе «Песочная терапия». ПЕДАГОГ ДЕТИ РОДИТЕЛИ 1. Подготовительный -Подбор методической и художественной литературы. -Изучение интернет-ресурсов, по теме проекта, подбор иллюстраций. приобретение игрушек для игр в песочнице 2.
Развлечение ко Дню матери в средней группеЦель:• Воспитание коммуникативных, социально-нравственных качеств у детей.• Установление дружеских отношений между родителями и детьми группы, разви...
Конспект выступления на методическом объединении психологов Тема: «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками. Применение интерактивной песочницы isandbox в условиях ДОУ»
Конспект выступления на методическом объединении психологовТема: «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками.Применение интерактивной песочницы isandbox в условиях ДОУ...
Методическая разработка "Картотека игр с использованием интерактивной песочницы"
Картотека игр для детей 4-7 лет с использованием интерактивного оборудования (песочницы). Представлены игры на развитие психических процессов (зрительного, тактильного, пространственного восприя...