Методическая разработка по использованию интерактивной песочнице iSandBOX "Песочная фантазия"
методическая разработка (старшая группа)
"Давайте добрее будем!"
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. "Детство- золотой век эмоционального в нас",- отмечает В.В.Зеньковский. никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Распознавание и передача эмоций- сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств- важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психологическом состоянии, благополучии, перспективах развития.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов ( окружающая среда, общение со сверстниками и взрослыми, средства массовой информации...) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающая в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.
Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети- а затем и взрослые.
Негативные способы поведения детей переносят в игру. А ведь вся жизнь - игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает "зону защиты" для ребенка. "Я в домике",- часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра- самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
К.Д.Ушинский писал: " Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка!" Первый контакт детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.
Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя Мир ребенка от Мира взрослого.
С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Песочная игротерапия- прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное отношение к людям и всему животному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка по использованию интерактивной песочнице iSandBOX | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА Педагогический совет Протокол № ___ от «____»_________201__ года
| УТВЕРЖДЕНА Заведующий _______________Виноградова Л.А. Приказ № от «____»__________20___г. |
ПРОГРАММА
по дополнительной платной
образовательной услуги
«Песочная фантазия»
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №93 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Возраст детей: 4-6 лет
Срок реализации программы:
года
Автор-составитель:
Загоскина Алёна Игоревна
Санкт-Петербург
2019
Содержание:
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цели и задачи реализации программы........................................................5
1.3 Актуальность программы .................................…………………………..6
1.4 Ожидаемый результат .............................................................……….........7
2. Содержательный раздел..................................................................................8
2.1 Учебно-тематический план. Первый год обучения……………………...8
2.2.Учебно-тематический план. Второй год обучения...................................10
3. Структура и форма занятий ……………………..........................................12
4. Список литературы…………………………………………………….......13
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
"Давайте добрее будем!"
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. "Детство- золотой век эмоционального в нас",- отмечает В.В.Зеньковский. никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Распознавание и передача эмоций- сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств- важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психологическом состоянии, благополучии, перспективах развития.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов ( окружающая среда, общение со сверстниками и взрослыми, средства массовой информации...) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающая в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.
Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети- а затем и взрослые.
Негативные способы поведения детей переносят в игру. А ведь вся жизнь - игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает "зону защиты" для ребенка. "Я в домике",- часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра- самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
К.Д.Ушинский писал: " Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка!" Первый контакт детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.
Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя Мир ребенка от Мира взрослого.
С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Песочная игротерапия- прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное отношение к людям и всему животному.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы:
Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.
Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
Задачи программы:
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
- формировать позитивное отношение к своему «Я»;
- формировать позитивное отношение к сверстникам;
- развивать навыки социального поведения;
- совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- способствовать проявлению эмпатии;
- развивать фантазию и образное мышление;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
- использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.
1.3. Актуальность программы
Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психолгогических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.
В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, что указывает на возможность создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы ДОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком. Непосредственно – образовательная деятельность предполагает индивидуальную деятельность с ребёнком или совместную деятельность в паре “ребёнок – родитель”. Песочная терапия является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми, имеющими высокую тревожность.
1.4 Ожидаемый результат
Реализация мероприятий , предусмотренных программой, позволит мне:
1.Стабилизировать положительную динамику состояния эмоционального благополучия детей : они должны стать более коммуникативными, у них должно отсутствовать чувство тревожности, незащищенности, конфликтность..
2. У детей разовьются творческие способности.
3.В детском саду создастся благоприятный психологический климат.
2. Содержательный раздел
2.1 Учебно-тематический план. Первый год обучения (4-5)
Месяц | Неделя | Тема |
Октябрь | 1 | Ознакомление с песочницей ( О.Б. Сапожникова стр.19 оранжевая) "Что прятано?"(Т.А. Андреенко, стр.23) |
2 | Умный Карандаш (по мотивам сказки В. Сутеева "Мышонок и Карандаш) (О.Б. Сапожникова стр.15 синяя) "Заборчик" (Т.А. Андреенко, стр.26) | |
3 | Мы на кораблике плывем ( по стихам А. Барто из цикла "Игрушки"), (О.Б. Сапожникова стр.19 синяя) "Путешествие с игрушками" (Т.А. Андреенко, стр.40) | |
4 | "Золотая рыбка" (Т.А. Андреенко, стр.43) "Если добрый ты" (Т.А. Андреенко, стр.75) | |
Ноябрь | 1 | Мышонок ( по мотивам сказки С. Маршак "Сказка о глупом мышонке") (О.Б. Сапожникова стр.26 синяя) "В гостях у смурфиков" (Т.А. Андреенко, стр.51) |
2 | Волшебный гриб ( по мотивам сказки В.Сутеева "Под грибом"), (О.Б. Сапожникова стр.26 синяя) "Прятки" (Т.А. Андреенко, стр.121) | |
3 | Друзья (по мотивам русской народной сказки "Пузырь, Соломинка и Лапоть" (О.Б. Сапожникова стр.39 синяя) "Домик для друзей" (Т.А. Андреенко, стр.35) | |
4 | Дом для поросенка ( по мотивам сказки С. Михалкова "Три поросенка"), (О.Б. Сапожникова стр.43 синяя) Приключения маленького поросенка, овечки и пчелки (О.Б. Сапожникова стр.49 синяя) | |
Декабрь | 1 | "Времена года" (Т.А. Андреенко, стр.72) «Времена года» |
2 | «День и ночь» | |
3 | «Вулкан» | |
4 | «Ледниковый период» | |
Январь | 1 | Каникулы |
2 | «Формы и цвета» | |
3 | «Топография» | |
4 | "Раскопки" (Т.А. Андреенко, стр.36) | |
Февраль | 1 | "Город мечта" (Т.А. Андреенко, стр.95) |
2 | "Автомобильный городок" (Т.А. Андреенко, стр.97) | |
3 | «Художник» | |
4 | «Сетка» | |
Март | 1 | "Солнечный денёк" (Т.А. Андреенко, стр.42) |
2 | «Циклопы и Драконы» | |
3 | «Защита базы» | |
4 | «Ландшафт» | |
Апрель | 1 | «Долина бабочек» |
2 | "Полет к звездам" (Т.А. Андреенко, стр.99) | |
3 | "Источник воды" | |
4 | «Акула» | |
Май | 1 | «Сафари» |
2 | «Океан: флора и фауна» | |
3 | «Раскраска» | |
4 | «Динозавры» |
2.2 Учебно-тематический план. Второй год обучения (5-6)
Месяц | Неделя | Тема |
Октябрь | 1 | Ознакомление с песочницей ( О.Б. Сапожникова стр.19 оранжевая ) "Что прятано?" ( О.Б. Сапожникова стр.31 оранжевая ) |
2 | Город на песке ( О.Б. Сапожникова стр.27 оранжевая ) Живые картинки на песке ( О.Б. Сапожникова стр.29 оранжевая ) | |
3 | Дождик для художника ( О.Б. Сапожникова стр.36 оранжевая ) Вслед за радугой (О.Ю. Епанчинцева, стр. 33) | |
4 | Необыкновенное путешествие (О.Ю. Епанчинцева, стр. 45) Прогулка у реки ( О.Б. Сапожникова стр.39 оранжевая ) | |
Ноябрь | 1 | Птицы рядом с нами ( О.Б. Сапожникова стр.33 оранжевая ) Сказочная страна (О.Б. Епанчинцева, стр. 69) |
2 | Чудеса на песке (О.Ю. Епанчинцева, стр. 27) Цветик-семицветик ( О.Б. Сапожникова стр.43 оранжевая ) | |
3 | Путешествие в сказку (О.Б. Епанчинцева, стр. 55) Прогулка в царство Матушки Природы (О.Б. Епанчинцева, стр. 50) | |
4 | Затерянный город (О.Б. Епанчинцева, стр. 59) Проделки Песчаной бури (О.Б. Епанчинцева, стр. 63) | |
Декабрь | 1 | «Времена года» |
2 | «День и ночь» | |
3 | «Вулкан» | |
4 | «Ледниковый период» | |
Январь | 1 | Каникулы |
2 | «Формы и цвета» | |
3 | «Топография» | |
4 | "Раскопки" (Т.А. Андреенко, стр.36) | |
Февраль | 1 | "Город мечта" (Т.А. Андреенко, стр.95) |
2 | "Автомобильный городок" (Т.А. Андреенко, стр.97) | |
3 | «Художник» | |
4 | «Сетка» | |
Март | 1 | "Солнечный денёк" (Т.А. Андреенко, стр.42) |
2 | «Циклопы и Драконы» | |
3 | «Защита базы» | |
4 | «Ландшафт» | |
Апрель | 1 | «Долина бабочек» |
2 | "Полет к звездам" (Т.А. Андреенко, стр.99) | |
3 | "Источник воды" | |
4 | «Акула» | |
Май | 1 | «Сафари» |
2 | «Океан: флора и фауна» | |
3 | «Раскраска» | |
4 | «Динозавры» |
3. Структура и формат занятий
Занятия по данной программе проводятся 2 раз в неделю с малой группой детей (4-5 ребенка). Длительность занятия – 20-25 минут в зависимости от возраста.
3.1.Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная (ритуал входа)
Своего рода организационный момент- позволяет ввести ребенка в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5-7 минут.
Часть 2. Основная
Дети знакомятся с игровым сюжетом или выполняют задания. Время занятия с песком можно увеличивать на 5-10 минут (в зависимости от возраста) по сравнению с обычными занятиями. Дополнительное время может занять перемещение детей за игрушками, отдых и расслабление через стереотипные манипуляции с песком.
В основной части функции педагога выполняет ритуальный персонаж, который дистанцирует взрослого от группы детей. Для этого педагогу достаточно выдвинуть ритуальную фигурку и слегка изменить голос. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузившись в сказочную атмосферу. В отличии от педагога, символическая фигурка может подсказать забытое или ключевое слово, задать вспомогательный вопрос и обязательно найдет возможность похвалить ребенка, если не за результат, то за совершенные усилия.
Часть 3. Заключительная (ритуал выхода)
Ритуал выхода по времени сравним с вводной частью ( не более 5-7 минут). Он завершает занятие. Здесь подводятся итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные задания и прощается с ними. После ритуала выхода педагог, который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку песочнице.
4. Список литературы
- О.Б. Сапожника, Е.В. Гарнова "Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет", издательство "ТЦ СФЕРА", 2018
- О.Б. Сапожника, Е.В. Гарнова "Песочная терапия в развитии дошкольников", издательство "ТЦ СФЕРА", 2018
- О.Ю. Епанчинцева "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста", издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2017
- Т.А. Андреенко "Использование кинетического песка в работе с дошкольниками", издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с использованием интерактивной доски "В гостях у Винни-Пуха и его друзей".
Проект носит рекомендательный характер и очерёдность подачи игр можно варьировать в зависимости от динамики развития и индивидуальных способностей конкретных детей.Проект создан с помощью интерактивны...
Методическая разработка по использованию интерактивных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимост...
Методическая разработка «Комплексное использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты»
Методическое пособие представляет практический материал для совместной деятельности с детьми раннего возраста в сенсорной комнате. В пособии подробно изложены приемы использования игровой деятельности...
Методическая разработка "Комплексное использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты"
Данная методическая разработка предназначена для работы с детьми с огрниченными возможностями здорровья в условиях темнмой сенсорной комнаты....
Методическая разработка занятия с интерактивной песочницей с детьми с ОВЗ "Остров сокровищ"
Методическая разработка занятия...
Методическая разработка по использованию интерактивной игровой технологии адвент-календарь
Игра занимает ведущее место в жизни дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.В ФГОС ДО изложен перечень тр...
Методическая разработка "Картотека игр с использованием интерактивной песочницы"
Картотека игр для детей 4-7 лет с использованием интерактивного оборудования (песочницы). Представлены игры на развитие психических процессов (зрительного, тактильного, пространственного восприя...