Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста с применением технологии песочной терапии через использование инновационного оборудования – интерактивной песочницы
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Волшебный песок
Работа с детьми
старшего дошкольного возраста
с применением технологии песочной терапии
через использование инновационного оборудования
– интерактивной песочницы
Методическая разработка
Исполнитель: педагог высшей квалификационной категории
Балабуха Виктория Леонидовна
педагог высшей квалификационной категории
Вороненко Елена Николаевна
Санкт-Петербург
2019г.
Содержание:
1 Актуальность.
2 Цели и задачи реализации.
3 Ожидаемый результат.
4. Структура и форма занятий.
5.Тематический план на год.
6.Список литературы.
Актуальность.
Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песочная терапия — самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Наиболее интересной для ребенка игра с песком становится, если она оснащена инновационными технологиями. Именно таким изобретением является интерактивная песочница.
Интерактивная песочница — это уникальное оборудование, позволяющее перенести песочную терапию на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человек, а выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребенок неоднократно создает свой мир из песка, — разрушает его, — создает новый — снова и снова. Благодаря этому уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения — это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное отношение к людям и всему животному.
Использование в образовательном процессе интерактивной песочницы позволяет существенно повысить мотивацию детей детского сада к занятиям, а также поспособствовала более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов, закрепление пройденного материала. А главное научила ребят работать в команде и уважать труд товарищей.
Цели и задачи.
Цель:
Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
Задачи:
формировать позитивное отношение к своему «Я»;
формировать позитивное отношение к сверстникам;
развивать навыки социального поведения;
совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
развивать фантазию и образное мышление;
побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.
Ожидаемый результат
1.Стабилизировать положительную динамику состояния эмоционального благополучия детей : они должны стать более коммуникативными, у них должно отсутствовать чувство тревожности, незащищенности, конфликтность.
2. Развитие творческих способностей.
3. Создание благоприятного психологического климата.
Структура и формат занятий
Занятия по данной программе проводятся 2 раза в месяц по подгруппам Длительность занятия – 25-30 минут.
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная (ритуал входа)
Своего рода организационный момент- позволяет ввести ребенка в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5-7 минут.
Часть 2. Основная
Дети знакомятся с игровым сюжетом или выполняют задания. Время занятия с песком можно увеличивать на 5-10 минут (в зависимости от возраста) по сравнению с обычными занятиями. Дополнительное время может занять перемещение детей за игрушками, отдых и расслабление через стереотипные манипуляции с песком.
В основной части функции педагога выполняет персонаж, который дистанцирует взрослого от группы детей. Для этого педагогу достаточно выдвинуть ритуальную фигурку и слегка изменить голос. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузившись в сказочную атмосферу. В отличии от педагога, символическая фигурка может подсказать забытое или ключевое слово, задать вспомогательный вопрос и обязательно найдет возможность похвалить ребенка, если не за результат, то за совершенные усилия.
Часть 3. Заключительная (ритуал выхода)
Ритуал выхода по времени сравним с вводной частью ( не более 5-7 минут). Он завершает занятие. Здесь подводятся итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные задания и прощается с ними. После ритуала выхода педагог, который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку песочнице.
Тематический план на год.
Месяц | Занятия | Тема |
Октябрь | 1 | Ознакомление с песочницей ( О.Б. Сапожникова стр.19 оранжевая ) Что спрятано?" ( О.Б. Сапожникова стр.31 оранжевая ) |
2 | Дождик для художника ( О.Б. Сапожникова стр.36 оранжевая ) | |
Ноябрь | 1 | Город на песке ( О.Б. Сапожникова стр.27 оранжевая ) |
2 | Живые картинки на песке ( О.Б. Сапожникова стр.29 оранжевая ) | |
Декабрь | 1 | Чудеса на песке (О.Ю. Епанчинцева, стр. 27) |
2 | «Ландшафт» | |
Январь | 1 | «Ледниковый период» |
2 | «Вулкан» | |
Февраль | 1 | «День и ночь» |
2 | «Времена года» | |
Март | 1 | Цветик-семицветик ( О.Б. Сапожникова стр.43 оранжевая ) |
2 | "Источник воды" | |
Апрель | 1 | Птицы рядом с нами ( О.Б. Сапожникова стр.33 оранжевая ) |
2 | "Полет к звездам" (Т.А. Андреенко, стр.99) | |
Май | 1 | |
2 | "Автомобильный городок" (Т.А. Андреенко, стр.97) |
Список литературы
- О.Б. Сапожника, Е.В. Гарнова "Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет", издательство "ТЦ СФЕРА", 2018
- О.Б. Сапожника, Е.В. Гарнова "Песочная терапия в развитии дошкольников", издательство "ТЦ СФЕРА", 2018
- О.Ю. Епанчинцева "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста", издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2017
- Т.А. Андреенко "Использование кинетического песка в работе с дошкольниками", издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018
Конспект занятия с интерактивной песочницей
для старшей группы
«Вулкан»
Цель:
1. Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы.
2. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
4. Учить детей работе с интерактивной песочницей
Предварительная работа:
1. Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек".
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов.
3. Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется?
Дети: Земля
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.»
(географическая карта) .
Дети: карта.
Воспитатель: Дети, что изображено на карте?
Дети: Наша Земля
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?
Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым?
Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: А из чего состоят горы?
Дети: из камней.
Воспитатель: А еще, есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как же они называются?
Дети: Вулканы
Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.
Воспитатель: Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает, застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так вырастает вулкан.
Воспитатель: А где может образоваться вулкан?
Дети: На суше, и даже в воде.
Воспитатель: Внутри Земли очень высокая температура, магма бурлит и пытается вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре.
А теперь, ребята, давайте рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
Воспитатель: Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта часть вулкана?
Дети: Кратер вулкана
Воспитатель: А на что он похож?
Дети: Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д.
Воспитатель: Ребята, а что внутри вулкана?
Дети: это магма.
Воспитатель: А огненная жидкость, выходящая из вулкана?
Дети: Лава
Воспитатель: Кто знает, как происходит извержение вулкана?
Дети: Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.
Воспитатель: Как именно лава может извергаться?
Дети: Ну, иногда вулкан как- будто взрывается, выбрасывая лаву вверх и в стороны.
Воспитатель: А как долго вулкан может извергаться?
Дети: один, два дня, а может и несколько лет.
Воспитатель: После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая земля- например Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам
Вулканы бывают нескольких видов. Потухшие-это вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет. Алмазная голова – Гавайи.
Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно. Тейде – Испания.
Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества. Ключевская Сопка - Россия, Камчатка. И, кстати, это самый высокий действующий вулкан в Евразии.
Воспитатель: А вы когда-нибудь видели извержение вулкана? Хотите увидеть? Но для этого нам надо до него дойти!
Физкультминутка.
Мы шагаем по равнине
Раз-два, раз-два.
А теперь плывём на льдине
Раз-два, раз-два.
Вот идём по плоскогорью
Раз-два, раз-два.
Забираемся на горы
Раз-два, раз-два.
А теперь мы отдохнём
Раз-два, раз-два.
И места свои займем!
Раз-два, раз-два.
Воспитатель и дети подходят к инерактивной песочнице.
Ребята, давайте разобьемся на 2 команды и каждая построит свой вулкан.
Я покажу вам, как это сделать.
Воспитатель делает вулкан, дети повторяют
Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле.
А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.
Ребята, а теперь мы с вами посмотрим, как извергается вулкан.
Воспитатель: Что вы испытали, когда посмотрели извержение?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с вулканом? Чем это грозит?
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ.
Цель: развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками [Г] и [Г\']....
«ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»
Игра с песком — это естественная и доступная ребенку форма деятельности. Песочная терапия для детей — это прекрасная возможность для самовыражения, разви...
Развитие профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии «Электронное образование»
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет существенно повышать вариативность и наглядность образовательного процесса и обеспечивает оперативность обратной связи....
Развитие профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии "Электронное образование"
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет существенно повышать образовательного процесса и обеспечивает оперативность обратной связи....
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста с применением технологии сторителлинг "Я и мои друзья"
Здесь представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию "Я и мои друзья" с применением технологии сторителлинг. Да...
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»...