Статья "Ребенок в мире поиска"
статья

Хороших Людмила Юрьевна

С момента рождения, ребенок постоянно  находится в поиске. Он сам по себе является исследователем. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Задача взрослого -  сохранить у детей желание познавать всё новое, а  чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации и полноценное развитие получит ребенок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок в мире поиска.

Хороших Людмила Юрьевна, высшая квалификационная категория,

Воспитатель ГБДОУ № 37, Невского района, г. Санкт – Петербург.

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

                                                 В. Сухомлинский.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития детей. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности  -  к экспериментированию. С учетом важности экспериментирования для развития интеллектуальных способностей ребенка разработано много методического материала по теме «Детское экспериментирование». Он рассчитан на тех, кто воспитывает в детях стремление к самостоятельной познавательной активности вне зависимости от  реализуемой в детском саду программы.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии  личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим особый интерес предоставляет изучение детского экспериментирования.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений. Закономерностей, в преобразовании опыта.

Поисково – познавательная деятельность помогает решить следующие задачи:

  • сформировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развивать собственный опыт с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей);
  • расширять поисково – познавательную деятельность детей, используя мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

Для поисковой деятельности необходимо создать в группе развивающую предметную среду. Развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются

архитектурно – ландшафтные и природно – экологические объекты, центр «Песок – вода», центр «Природы и науки. При создании предметно – развивающей среды, важно расширить возможности ребёнка в других формах жизнедеятельности (игре, общении, экспериментировании, конструировании и т.д.) на основе предметной базы. Для этого необходимо:

  • создать условия для формирования ведущих видов деятельности  и одновременно учитывать особенности других видов;
  • создать предметную среду, которая соответствует возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу;
  • создать среду, которая включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые будут побуждать к последующей деятельности;
  • создать среду исходя из инициативности ребёнка, его стремления на деле применить свои знания, для полного их усвоения;

Библиография.

1. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» Москва 2003г.

2. О.В. Дыбина, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Ребёнок в мире поиска» «ТЦ Сфера» Москва 2005 г.

3. Дошкольное воспитание №8, 2006 г.

4. Л.В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно» Москва 2004 г.



Предварительный просмотр:

Ребенок в мире поиска.

Хороших Людмила Юрьевна, высшая квалификационная категория,

Воспитатель ГБДОУ № 37, Невского района, г. Санкт – Петербург.

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

                                                 В. Сухомлинский.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития детей. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности  -  к экспериментированию. С учетом важности экспериментирования для развития интеллектуальных способностей ребенка разработано много методического материала по теме «Детское экспериментирование». Он рассчитан на тех, кто воспитывает в детях стремление к самостоятельной познавательной активности вне зависимости от  реализуемой в детском саду программы.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии  личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим особый интерес предоставляет изучение детского экспериментирования.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений. Закономерностей, в преобразовании опыта.

Поисково – познавательная деятельность помогает решить следующие задачи:

  • сформировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развивать собственный опыт с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей);
  • расширять поисково – познавательную деятельность детей, используя мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

Для поисковой деятельности необходимо создать в группе развивающую предметную среду. Развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются

архитектурно – ландшафтные и природно – экологические объекты, центр «Песок – вода», центр «Природы и науки. При создании предметно – развивающей среды, важно расширить возможности ребёнка в других формах жизнедеятельности (игре, общении, экспериментировании, конструировании и т.д.) на основе предметной базы. Для этого необходимо:

  • создать условия для формирования ведущих видов деятельности  и одновременно учитывать особенности других видов;
  • создать предметную среду, которая соответствует возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу;
  • создать среду, которая включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые будут побуждать к последующей деятельности;
  • создать среду исходя из инициативности ребёнка, его стремления на деле применить свои знания, для полного их усвоения;

Библиография.

1. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» Москва 2003г.

2. О.В. Дыбина, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Ребёнок в мире поиска» «ТЦ Сфера» Москва 2005 г.

3. Дошкольное воспитание №8, 2006 г.

4. Л.В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно» Москва 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок в мире поиска

консультация для педагогов по исследовательской деятельности дошкольников...

ребенок в мире поиска

опытническо-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....

Проект "Ребенок в мире поиска"

Проект по исследовательской деятельности для старшей группы "Ребенок в мире поиска"...

Конспект интегрированного квест-занятия по окружающему миру "Поиски клада с Незнайкой"

Конспект квест-занятий, с элементами эксперементирования, в стиле поисков клада....

Ребёнок в мире поиска

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дошкольники способны к освоению целого ряда таких фундаментальных понятий, как &l...