Проект "Ребенок в мире поиска"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Солонарь Татьяна Александровна

Проект по исследовательской деятельности для старшей группы "Ребенок в мире поиска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Ребенок в мире поиска"678 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Паспорт проекта.

Проект «Ребенок в мире поиска»

Автор проекта: Солонарь Татьяна Александровна.

Исполнители: учреждения дошкольного образования.

Тип проекта: исследовательский.

По характеру координации: открытый.

Участники проекта:

Воспитатель – Солонарь Т.А., воспитанники и их родители.

По продолжительности: краткосрочный с 04.11.2013 по 05.12.2013 г.

Аннотация проекта.

           Федеральные Государственные Требования предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения бумаги и ее применение стала актуальной. Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для этого заинтересовать родителей совместной ручной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

              Актуальность проблемы: Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций.

Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет и толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Помочь ребенку открыть себя наиболее полно могут родители и педагоги. А также создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях.

Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Т.о. учитывая интерес детей к данной проблеме, я разработала проект “Интересная бумага”.Считаю, что работа по данной проблеме будет доступна и интересна детям старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: применение эффективных методов по теме проекта повышает интерес детей к окружающей действительности.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Проблема: интересная бумага – необычная такая.

Цель  проекта:

Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Задачи проекта:

Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности.

Развивать эмоционально – личностную сферу ребенка.

Развивать свободную творческую личность.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Формировать потребности в создании собственной поделки, картины.

Учить пользоваться специальной терминологией.

Воспитывать интерес к истории создания бумаги, искусству оригами.

Активизация словаря: оригами, аппликация, бумагопластика, наскальная живопись, глиняные дощечки, папирус, тростник, пергамент, шелк, береста, картон, гофрировка, наждачная бумага, “петля”, “конус”, “кулечек”.

 Распределение работы по этапам проекта: 

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап - Подготовительный

Определяет цели и задачи,

Осуществляет сбор и уточнение информации,

Выбирает оптимальные варианты,

Составляет план деятельности.

Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем,

Дополняют собственными.

2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы

Организует работу через занятия с применением эффективных методов и приемов,

Оказывает практическую помощь детям.

Формируют знания, умения, навыки,

Изготовление поделок.

3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов

Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами.

 

4 этап - Презентация проекта “Выставка поделок за год”

Организует презентацию проекта через выставку поделок.

Участвуют в организации выставки.

Схема осуществления проекта “Интересная бумага”:

Разделы программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры: “Поезд”, “Зоопарк”, “Дом”, “Магазин”, “Ветеринарная клиника”, “В деревне”.

Д/и: “Узнай по описанию”, “Что лишнее?”, “Где чей дом?”, “С какого дерева ветка?”, “Зоопарк”.

Пальчиковые игры: “Собачка”, “Кошечка”.

Учебно – познавательная деятельность

“Путешествие в бумажную страну” – ознакомительное тематическое занятие.

“В мире аппликации” – тематическое занятие.

“Оригами – чудеса” - тематическое занятие.

Художественно – речевая деятельность

Загадки о природных явлениях, животных и т.д.

Чтение “Щенок”, И. Токмакова, “Береза” С. Есенина.

Заучивание “Елочка”, “Осень”, “Зима”, “Ласточка”, “Снежный ком”, “Весна идет”.

Рассматривание иллюстраций по темам занятий.

Составление рассказов о своей поделке.

Ознакомление с природой

Наблюдение за явлениями природы, за ветками березы, ели, сосны.

Дид/игры: “Парные картинки”, “С какого дерева листок”, “Экологические кубики”, “Зоологическое лото”, “Кто где живет?”, “Когда это бывает?”.

Наблюдения за животным миром “Аквариум”, “Попугай”.

Физическое развитие

Подвижные игры: “Петушок и горошина”, “Медведь и пчелы”, “Караси и щука”, “Хитрая лиса”, “Филин и пташки”.

Взаимодействие с родителями

Выполнение домашних заданий совместно с детьми.

Выставки детских работ.

Консультации “Животные дома”, “Нужное – ненужное”.

Наблюдение за домашними животными (собака, кошка).

Музыкально–театрализованная деятельность

Пение “Елочка”, “Зимние подарки”, “Солнечный зайчик”, “Бравые солдаты”, “Самая любимая”, “бабушка”.

Танцевальные движения “Танец снежинок”, хоровод “Веснянка”.

“Весенний оркестр” – слушание весенних звуков.

ПЛАН–ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Задачи проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Связи:

Участники

и

союзники

Ресурсы:

Имеющиеся

и

требующиеся

Ожидаемые результаты

Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности

Беседы,

Рассматривание образцов бумаги, изделий из разных видов бумаги.

С 04.11.2013 г

По 05.12.2013 г.

Воспитатель

Родители и дети

Образцы бумаги,

Изделия из разных видов бумаги

Расширение представлений о видах бумаги и открытие новых возможностей

Воспитывать интерес к истории создания бумаги, искусству оригами

Беседы,

Рассматривание иллюстраций

С 04ноября 2013 г

Воспитатель

Дети

Книги

Интерес к истории

Формировать потребность в создании собственной поделки, картины

Изготовление различных поделок, картин;

Конструктивная деятельность

В течение всего проекта

Воспитатель

Дети, родители

Обеспечение материалами для создания поделок

Удовлетворить потребность в создании собственной поделки

Развивать поисковую деятельности, интеллектуальную инициативу

Работа с бумагой,

Занятия

В течение всего проекта

Воспитатель

Дети

Материал для деятельности (разные виды бумаги)

Умение подбирать материал для деятельности, манипулирование с ним

Развивать творческую свободную личность

Занятия

05.12.

2013 г.

Воспитатель, муз. рук.

Дети

Материал для занятий

Развитие творчества

 Перечень используемой литературы.

 Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: “Академия развития”, 1997

Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: “Академия развития”, 1997

Бондарь Е.Ю., Герук Л.Н. 100 поделок из яиц. Ярославль: “Академия развития”, “Академия Ко”, 1999

Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: “Академия развития”, “Академия Ко”, 1999

Перевод Кутафьевой Н. Оригами. Бумажный конструктор для детей. Перевод с японского. Выпуск 1. Новосибирск “Студия Дизайн Инфолио”, 1994

Гусакова М.А. Аппликация. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 2002. Москва, “Просвещение”, 1977

Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2000

Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2002

Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. Санкт-Петербург: ООО “Издательство “Кристалл”, 1998

                                           Мероприятие

Группа «Румяные щечки» (старшая группа).

Тема: «Интересная бумага»

Дата проведения: 15.11.2013 г.

Кол-во детей: 15 чел.

                                                        Воспитатель МБДОУ  - Д/с «Березка»

                                                        Солонарь Татьяна Александровна

Дидактическая цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Тип занятия: комплексное, групповое.

Задачи:

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

• Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.

• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон) .

• Развивать речь, словесно-логическое мышление и воображение.

Интеграция образовательных областей:

1) познание;

2) коммуникация;

3) безопасность;

4) социализация.

Материалы и оборудование:

• Листы бумаги и картона, салфетки по 4 на каждого ребёнка и по 5 воспитателю; газета, книги, обои, туалетная бумага, конверт.

• «цветочки» из бумаги, гофрированная бумага

• ёмкости с водой

Ход занятия.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришел в гости – Почемучка.

Дети. Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть тебя!

Почемучка. Здравствуйте, ребята! А вот и я! Помните меня?

Конспект занятия по образовательной области «Познание» в старшей группе.  Тема: Свойства бумаги.

Воспитатель. Здравствуй, Почемучка!

Почемучка. А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему…

Воспитатель. Стой-стой-стой! Опять ты заладил свои «Почему? » да «Почему? »! Лучше скажи: ты к нам в гости или по делу?

Почемучка. Конечно, по делу! Мне опять дали задание, с которым я без вас ну никак не справлюсь!

Воспитатель. Ну что, ребята, поможем Почемучке ещё раз?

Дети. Да!

Воспитатель. Что у тебя на этот раз?

Почемучка. Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала новые загадки! Сложные – пресложные! И тогда узнаете, что я принёс с собой!

Воспитатель. Ну что ж, загадывай свои загадки!

Почемучка. Всех листов плотнее он,

Белый и цветной. (картон)

Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов любой. (бумаги)

Знают взрослые и детки:

Вытираем рот … (салфеткой)

Воспитатель. Ну что ж, Почемучка, мы отгадали твои загадки. Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги?

Почемучка. Ну вот! И вы тоже так говорите!

Воспитатель. Как?

Почемучка. Ну, что всё это – бумага. Но ведь это неправильно!

Воспитатель. Почему?

Почемучка. Потому что бумага – это бумага, на ней пишут! А салфеткой вытирают рот, значит она – не бумага, вот! А из картона вообще коробки делают, значит и он – не бумага!

Воспитатель. Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это тоже бумага или нет?

Дети высказывают свою точку зрения.

Почемучка. Вот видите, видите, некоторые дети тоже считают, что салфетка и картон – это не бумага!

Воспитатель. Ну что ж, Почемучка, придётся нам проверить, кто прав, а кто – ошибается.

Почемучка. Ну и как вы это узнаете?

Воспитатель. Очень просто. Мы посмотрим, одинаковые или разные свойства у тех материалов, что ты принёс!

Почемучка. А как вы узнаете, какие у них свойства?

Дети. Проведём опыты.

Почемучка. А где их проводят?

Дети. В лаборатории.

Воспитатель. Ну что, Почемучка, будем рассматривать свойства бумаги?

Почемучка. Конечно! Пойдёмте быстрее!

Воспитатель. Подожди. Прежде чем мы отправимся в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности! Итак, ребята, перед тем, как зайти в лабораторию, нужно…

Дети. Надеть халаты!

Почемучка. А почему?

Дети. Чтобы не испачкать свою одежду и чтобы не занести пыль и микробов.

Воспитатель. В лаборатории нельзя…

Дети. Бегать, драться, баловаться, шуметь, брать без спросу.

Воспитатель. В лаборатории нужно…

Дети. Слушать воспитателя и выполнять задания.

Воспитатель. Молодцы! Итак, отправляемся!

Физминутка. По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

До доски мы добежим.

Стоп. Немножко отдохнем.

Дальше мы пешком пойдем.

Дети надевают халаты и подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат по 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Перед каждым стоит мисочка с водой.

Воспитатель. Итак, ребята, вы садитесь за столы, а ты, Почемучка, устраивайся повыше, чтобы тебе всё было видно. Итак, ребята, какие свойства могут быть у материалов?

Дети называют свойства, объясняют, как их проверить, проводят опыты, результаты фиксируют в таблицах.

Свойство 1. Мягкость.

Дети предлагают смять листы.

Вывод: они мнутся, значит, нетвёрдые. Но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее, и комок – больше.

Свойство 2. Прочность.

Дети пробуют разорвать салфетку, писчую бумагу и картон.

Вывод: их можно разорвать, значит, они непрочные. Но салфетку разорвать легче, а картон – труднее.

Свойство 3. Вес.

Дети подбрасывают листы в воздух и наблюдают, как они падают.

Вывод: листы летают, значит, они лёгкие. Но картон падает быстрее, а салфетка дольше планирует.

Свойство 4. Водопроницаемость.

Листы опускают в ёмкости с водой. По мере впитывания воды они тонут.

Вывод: листы впитывают воду. Салфетка быстро, картон медленно.

Воспитатель. Следующий опыт мы проведём в секретной лаборатории. А поскольку вы уже немного устали, то перед таким ответственным заданием нужно немного размяться.

Физминутка. По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгали как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем.

И опять пешком пойдем.

Воспитатель. А теперь, ребята, посмотрите в свои таблицы и скажите: одинаковые или разные свойства имеют салфетка, писчая бумага и картон?

Дети. Одинаковые!

Воспитатель. Ну и какой же вывод мы сделаем?

Дети. Что всё это – бумага.

Почемучка. Ой, ребята, как же это, всё-таки, здорово: экспериментировать! Вот только я не понял: если всё это – бумага, то почему они по-разному называются?

Дети. Потому что свойства хоть и одинаковые, но проявляются по-разному: салфетка быстрее всех промокает и сгорает, очень легко мнётся и рвётся, дольше «летает», а картон – наоборот, проявляет все эти свойства медленнее и требует больших усилий для сминания и разрывания.

Почемучка. А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?

Дети. Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, писчая бумага – для аппликаций, письма и рисования, картон – для более прочных изделий.

Почемучка. Ура! Теперь я всё понял! Ребята, вы такие молодцы, что мне очень захотелось сделать вам подарок. У меня есть волшебные цветы, которые сейчас спят, но если вы опустите их в воду, то цветы проснутся, и вы увидите, кто в них живёт. Эти цветы я оставлю воспитателю, и скажу ей на ушко волшебные слова, без которых ничего не получится. Когда мы с вами снова встретимся, вы расскажете, кто прятался в ваших цветах. А теперь мне пора. Спасибо вам за помощь! До свидания!

Воспитатель. До свидания, Почемучка, приходи к нам ещё!

Перечень используемой литературы.

Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: “Академия развития”, 1997

Бондарь Е.Ю., Герук Л.Н. 100 поделок из яиц. Ярославль: “Академия развития”, “Академия Ко”, 1999

Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: “Академия развития”, “Академия Ко”, 1999

Перевод Кутафьевой Н. Оригами. Бумажный конструктор для детей. Перевод с японского. Выпуск 1. Новосибирск “Студия Дизайн Инфолио”, 1994

Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2000

Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2002

C:\Users\Наталия\Desktop\DSC05972.JPG

C:\Users\Наталия\Desktop\DSC05992.JPG

C:\Users\Наталия\Desktop\DSC05975.JPG

C:\Users\Наталия\Desktop\DSC06068.JPG

C:\Users\Наталия\Desktop\DSC06076.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок в мире поиска

консультация для педагогов по исследовательской деятельности дошкольников...

ребенок в мире поиска

опытническо-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного квест-занятия по окружающему миру "Поиски клада с Незнайкой"

Конспект квест-занятий, с элементами эксперементирования, в стиле поисков клада....

Ребёнок в мире поиска

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дошкольники способны к освоению целого ряда таких фундаментальных понятий, как &l...

Статья "Ребенок в мире поиска"

С момента рождения, ребенок постоянно  находится в поиске. Он сам по себе является исследователем. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развити...