Ребёнок в мире поиска
материал по теме
консультация для педагогов по исследовательской деятельности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebyonok_v_mire_poiska.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребёнок в мире поиска
Маркова Е.В.,
воспитатель 1 кв. категории
МБДОУ №26
Февраль
2013г.
Я слышу – и забываю.
Я вижу – и вспоминаю.
Я делаю – и постигаю.
(Конфуций)
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования
Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс ДОУ предусматривает интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Образовательные области осуществляются в процессе организации различных видов деятельности: (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с родителями воспитанников.
Общеобразовательная программа ДОУ предполагает использование методов детского экспериментирования Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволяет значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания и логического мышления.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – исследователи.
Педагогическая практика показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разные цветные льдинки, пытаются сделать поделки из разных материалов (пластилин, глина, тесто). Создавая рисунки, используют гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. Все это - объекты исследования.
В возрасте 3-4 лет дети еще не могут оперировать знаниями, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. Чтобы заинтересовать малышей, элементарные опыты могут быть представлены как фокусы, чудеса. При этом они должны происходить достаточно быстро, чтобы дети могли наблюдать результат. Включая элементы экспериментов, я обратила внимание, что познавательный интерес к занятиям вырастает.
Экспериментирование я использую в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников (в ходе режимных моментов, во время привития культурно - гигиенических навыков, во время прогулок, на занятиях и т.п.). Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослым совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома. При этом у детей формируются умения решать проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения.
Интеграция, обусловленная федеральными государственными требованиями, охватывает направления познавательно-речевого, социального, эстетического развития, игру. Таким образом, интегрированное решение программных задач позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным.
Все виды художественно-творческой деятельности детей тесно связаны с различными направлениями развития, включенными в воспитательно-образовательную систему. Поэтому одним из основополагающих принципов качественного проектирования педагогической деятельности, направленной на развитие интереса к экспериментированию различных художественными материалами является принцип интеграции, как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного программного содержания. Механизмом интеграции является образ, создаваемый выразительными средствами разных видов искусства в разных видах художественной деятельности детей.
На примере своей группы я хочу представить вам в интеграции образовательные области «познание» с образовательной областью «художественное творчество».
Образовательная область «Познание» включает в себя ознакомление с окружающим миром, предметным и природным окружением, явлениями общественной жизни.
Образовательная область «Художественное творчество» включает такие разделы как рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд.
На занятиях по лепке дети знакомятся со свойствами пластилина, глины и теста в сравнении. Что способствует творческому развитию детей.
Глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Её можно формировать руками.
Пластилин – замечательный материал для лепки, лепить из него невероятно захватывающе и весело.
Тесто – наиболее доступный, экологически чистый, эластичный, легко приобретающий форму материал для детского творчества. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Лепка из разнообразных материалов очень полезна для развития мелкой моторики, творческих способностей и фантазии.
Нужно подходить к пониманию того, что на пути к самовыражению в художественно-творческой деятельности дети должны не только лепить и рисовать, но прежде всего накапливать впечатления, личный опыт, знания и умения. В этом случае педагогические усилия направлены на поддержание в ребенке веры в свои творческие силы и способности, чтобы он не терялся и искренне радовался, оставшись один на один с чистым листом бумаги, акварелью, восковыми мелками, кусочком пластики и т.д.
Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребенка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Все занятия с детьми успешнее проходят в игровой форме, что способствует привлечению внимания детей, они меньше устают и утомляются.
Чтобы поддержать интерес к занятию провожу эксперименты от имени игровых персонажей. Дети младшего возраста делают открытия и удивляются вместе с Утенком - Удивлёнком, Незнайкой, с Зайкой-Любознайкой
Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, направляет их творческую активность, вызывает желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.
Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных федеральными государственными требованиями, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Для организации экспериментирования в предметно - развивающей среде группы созданы условия для развития творческого самовыражения детей.
Экспериментальный уголок насыщен многообразием современного художественного материала и оборудования. Доступность и свобода выбора обеспечена каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники, открывать для себя неизведанное.
Здесь же представлены материалы, с которыми каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность, используя различные материалы, смешивая разные приемы и техники.
Мы уже проводили опыты с красками, которые направлены на развитие интереса ребёнка к экспериментированию с цветом, пятном, мазком, формой, линией. («Узнай, как маскируются животные», «Прятки», «Цветные льдинки» и др.)
В экспериментальном уголке представлены приборы-помощники:
- увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
-медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи и др.
а также материалы для совместной продуктивной художественной деятельности:
- разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная, гофрированная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.), карандаши, восковые мелки, фломастеры
- Глина, пластилин, мука, соль, сахар.
Элементарные эксперименты могут быть самыми различными. Это опыты с объектами живой и неживой природы, которые можно проводить в групповой комнате на занятиях и вне занятий, на прогулках.
У меня не простые малышки,
А растут у меня «любопышки»
Хотят обо всём на свете узнать
Их девиз «Хочу всё знать».
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всяко го интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предмета ми и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
"Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И я, стараюсь придерживаться этих слов.
.
Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Академик К.Е. Тимирязев говорил: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребёнок в мире высоких технологий
Так нужен ли компьютер в детском саду?...
ребенок в мире поиска
опытническо-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....
Проект "Ребенок в мире поиска"
Проект по исследовательской деятельности для старшей группы "Ребенок в мире поиска"...
Конспект интегрированного квест-занятия по окружающему миру "Поиски клада с Незнайкой"
Конспект квест-занятий, с элементами эксперементирования, в стиле поисков клада....
Ребёнок в мире поиска
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дошкольники способны к освоению целого ряда таких фундаментальных понятий, как &l...
Календарно-тематического планирование программы дополнительного образования «Ребёнок в мире поиска»
Выписка из плана работы...
Статья "Ребенок в мире поиска"
С момента рождения, ребенок постоянно находится в поиске. Он сам по себе является исследователем. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развити...