«Ориентировка во времени посредством дидактической игры»
методическая разработка
«Ориентировка во времени посредством дидактической игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический модуль практик и проб
Обмен опытом:
Мастер –класс «Ориентировка во времени посредством дидактической игры»
Луговских О.Н.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема сегодняшнего мастер-класса «Ориентировка во времени посредством дидактической игры».
Ребенок познает окружающий мир эмоционально – практическим путем. Именно игра привлекает наше внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью.
Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В таких играх, связанных с формирований ориентировки во времени, обязательно должен участвовать взрослый, который является носителем знаний о времени, а также является организатором детской игры. Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
СЛАЙД 1 Структура дидактической игры:
1. Дидактическая задача.
Определяет содержание, правила игры и направляет игровые действия.
2. Игровые правила.
Основная цель – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряжённой. Соблюдение правил требует от детей определённых усилий воли, умение обращаться со сверстниками, формирует корректность, доброжелательность, выдержку.
3. Игровые действия.
Чем они интереснее, тем незаметнее и эффективнее ребенок выполняет игровую задачу. Игровые действия осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и другое), в форме поиска предмета и его нахождения; загадывания и отгадывания и т.д.
Дидактическая игра будет эффективным средством формирования ориентировки во времени у детей дошкольного возраста, если будут соблюдены условия:
- дидактические игры подбираются в соответствии с возрастом детей;
- в них включается разнообразный наглядный материал;
- они постепенно усложняются;
- в них осуществляется опора на практические действия детей.
СЛАЙД 2 В процессе дидактических игр и игровых упражнений используются разнообразный наглядный материал: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов. Эти средства позволяют материализовать временные категории, производить с ними те или иные манипуляции, «отыскивать» недостающие дни недели, «вставить» на место «пропущенный» месяц, определить, когда это произошло, и совершать другие игровые действия.
Настольно-печатные игры с природоведческим содержанием способствуют развитию представлений о времени у детей. Так в игре «Кто, когда спит?», следует определить, кто спит ночью, а кто днем. Закрепить знания детей о сезонах можно в играх с лото «Времена года», которые имеют много различных вариантов.
К дидактическим играм относятся и подвижные игры, в которых слова-названия частей суток, дней недели, месяцев года, сезонов могут служить сигналом к определенному действию. Игры и упражнения можно проводить с мячом («Лови, бросай, дни недели называй»).
В раннем возрасте детей начинают знакомить с самыми простыми формами временных представлений. Проводится чтение стихов, рассказов, в которых описываются характерные для каждой части суток действия ребенка. Используются и логические словесные игры. Например: в игре «Пропущенное слово» воспитатель намеренно пропускает слово: «Мы завтракаем утром, а обедаем…?».
В средней группе происходит дальнейшее закрепление полученных знаний. Ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью, т.е. содержание дидактического материала расширяется (вечер - дети с балкона наблюдают вечернюю улицу, папа после работы смотрит телевизор, мама расстилает постель и т.д.).
В старшей группе у ребят закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Простое заучивание месяцев, названий дней, недель не дает устойчивое представление о длительности времени и его систематизации. Наиболее понятна модель отрывного календаря, которая помогает детям почувствовать необратимость и длительность времени: наглядно видно, как один день сменяет другой.
У детей старшей и подготовительной групп чувство времени развивается по интервалам в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей. 1 минута - та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. Работа начинается с восприятия детьми минутного интервала, а затем переходят к усвоению других интервалов.
СЛАЙД 3 Основной формой организации обучения детей в детском саду является организованная образовательная деятельность. Дидактическая игра, включенная в нее, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Сейчас на слайдах я вам покажу несколько примеров игры.
В процессе ориентировки во времени дети осваивают понятие «неделя» (дни недели). Так как у детей дошкольного возраста нет абстрактного мышления и для понимания понятие «неделя» имеет большое значение использование дидактических игр. Сейчас мне бы хотелось с вами, уважаемые коллеги, раскрыть это на примере образовательной деятельности.
Имитация занятия.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам окунуться в детство и некоторое время превратиться в детей. Согласны? Спасибо. (7 человек)
— Дети, быстренько подойдите ко мне и образуйте круг.
Участники располагаются по кругу.
— Дети вы хотите отправиться в путешествие? Приглашаю в страну волшебной Математики.
Вот волшебная страна
Всем известна нам она.
Цифры, числа тут живут.
Чудеса нас скоро ждут.
— А попасть к волшебным гномам, нужно перескакивать с кочки на кочку (кочки с цифрами от 1 до 10).
Дети проходят препятствие.
— Мы очутились на острове «Веселых гномиков».
Работа за столом. На столе стоят 7 гномиков.
— Сколько гномиков?
— Назовите цвета, в которые одеты гномики.
— Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное.
— Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Курточка у него оранжевого цвета.
— Третий приходит Среда. Любимый цвет этого гномика — желтый.
— Четвертым появляется Четверг. Этот гномик одет во всё зелёное.
— Пятый приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.
— Шестой появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.
— Седьмой приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.
Чтобы гномики не перепутали, когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас какой день, куда нужно повернуть стрелку? Правильно на … лепесток часов.
Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове «Разминки».
Физ. минутка.
В понедельник я купался (движения плавания),
А во вторник рисовал (показ движения).
В среду долго умывался (показ движения),
А в четверг в футбол играл (бег на месте).
В пятницу я бегал, прыгал (показ движения).
Очень долго танцевал (кружатся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (приложить ладошки к щеке , как будто легли).
— Вот мы и добрались до острова «Цифр» (сидя).
Ребята, а теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.
Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.
— Умницы. все карточки разложили правильно.
— (Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели). Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята что случилось, один день недели пропал. Назовите его.
Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.
— А нам пора в путь , наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1. Мы с вами очутились на острове «Цветной недели».
(Предложить геометрические фигуры разного цвета, соответствующие дням недели). Выходи тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.
— Первый день нашей недели, трудный день, он… (понедельник).
Встает ребенок у кого красная геометрическая фигура.
— Вот жираф заходит стройный говорит: «Сегодня… (вторник)».
Встает ребенок с оранжевой геометрической фигурой.
— Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас…? … (среда).
Встает ребенок, у которого геометрическая фигура желтого цвета.
— весь почистили мы снег на четвертый день в… (четверг).
Встает ребенок, у которого геометрическая фигура зеленого цвета.
— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была… (пятница).
Встает ребенок с голубой геометрической фигурой.
— на шестой день папа не работал, потому что была … (суббота).
Встает ребенок с геометрической фигурой синего цвета.
— Я у брата попросил прощения на седьмой день в … (воскресенье).
Встает ребенок, у которого геометрическая фигура фиолетового цвета.
Умницы, со всеми заданиями справились.
— Посмотрите, на листочках нарисованы волшебные гномики, но они почему-то не разукрашены. Разукрасьте их.
Дети садятся разукрашивать гномиков (звучит песня «Пять минут»).
Благодарю вас ребята за работу, вы оказались способными учениками.
А теперь вы превращаетесь во взрослых, и мы продолжаем работу.
Рефлексия.
Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс. Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, несмотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры
Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....
"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"
1. Звуковая культура речи.2. Значение дидактической игры3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры4. Упражнения для развития дыхания5. Этапы по развитию звуковой культуры...
Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"
Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...

презентация на тему:"Обучение дошкольников правилам дорожного движения,посредством дидактической игры"
Условия становление опыта,входящая диагностика и результат,диапозон опыта,содержание работы....

«Обучение социально – бытовой ориентировке незрячего ребенка средствами дидактической игры»
Обобщение опыта работы...

Перспективный план работы по развитию восприятия и ориентировки в пространстве детей с задержкой психического развития посредством дидактической игры
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...