"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"
материал по развитию речи (старшая группа) по теме

1. Звуковая культура речи.

2. Значение дидактической игры

3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры

4. Упражнения для развития дыхания

5. Этапы по развитию звуковой культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное

 учреждение детский сад № 20 «Югорка»

«Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»

Подготовила воспитатель группы «Знайка»

   А.А. Буговик

                                                                     

г. Сургут

2012г.



Предварительный просмотр:

 «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

            Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.

            Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора).

            Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

         Особое внимание при развитии звуковой культуры речи, мы  уделяем дидактической игре. Кроме речевого развития (пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли), в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

               Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. 

На занятиях и в свободное от них время мы  с помощью дидактической игры  решаем следующие задачи:
- обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками,
- развитие слухового восприятия, речевого слуха;
- развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений
;
- формирование навыков восприятия и различения звуков речи.

         Мы стараемся  игры  проводить систематически: на прогулке, перед завтраком, вечерних коррекционных часах, а также на занятиях.

Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное  значение. Поэтому мы используем в педагогическом процессе упражнения с султанчиками, перышками, ватой, шариками, это игры: «Ветерок», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Кораблик», «Загони мяч в ворота»  и др. на формирование  длительного целенаправленного  ротового  выдоха. 

У некоторых детей в нашей группе встречаются недостатки произношения. Поэтому необходимо тренировать  мышцы речевого аппарата, что бы движения речевых органов ребенка становились более четкими  и согласованными. Для этого мы в своей работе большое внимание уделяем артикуляционной гимнастике. Проводим ее мы ежедневно 2-3 раза (утром и после сна).

Работа организуется следующим образом:

  1. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а воспитатель  контролирует выполнение.

Проводя артикуляционную гимнастику, мы следим за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Работа по развитию звуковой культуры  состоит из разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки, определять их в словах.  

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи в нашей группе  структурированы по содержательным задачам.        

Работа по развитию звуковой культуры имеет свою последовательность.

  1. На самом первом этапе мы учили  детей  выделять звук. Играли с детьми в такие игры: 

"Заводные игрушки" Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж - полетел жучок;

Р - затарахтел игрушечный мотоцикл;

Ц - запрыгала белочка;

Ф — зафыркал ёжик.

"Волшебный кубик". Используем в игре 2-3 кубика с картинками. На гранях наклеены картинки - самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит:

"Вертись, крутись, на бочок ложись ", - и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

"Подскажи кукле звук". Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.        

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке грелся черноухий котено... (К). На него смотрел белолапый щено... (К). Он хотел его догна... (Т'). А рядом по двору гулял важный пету... (X). За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А). Хозяйка вынесла всем  кор... (М) и т. д.

Кроме приведенных примеров мы используем игры: «Найди общий звук», «Посмотри внимательно», «Загадки петрушки», «Кто больше запомнит», «Звуковое лото» и другие.

  1. После того как дети научились выделять звуки в словах, мы переходим к определению места звука в слове. Решению данной задачи также помогают дидактические игры. Например: «Цепочка слов», «Кто внимательный», «Кто больше»,

"Любопытный". На любой вопрос ведущего можно называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

  1. Где был?-На  балконе.
  2. Кого видел?- Бульдога.
  3. Куда собираешься? - В булочную.
  4. Что будешь покупать?- Баранки.
  5. Куда поедешь?- В Бразилию.
  6. Что на тебе надето?- Блузон.
  7. Кем работаешь? - Бухгалтером и т.д.

Таким же образом отрабатываются  другие звуки.

"Изобрази предмет. Который начинается с того же звука, что и твоё имя". Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:

Девочку зовут Катя. Какой первый звук в её имени? К. Названия, каких предметов начинаются с этого же звука?  Кошка, канат, камень и т.п.

Как изобразим кошку (канат, камень и т.п.)?

Дети придумывают. Отмечаем наиболее выразительный показ.

       

       Таким образом, овладение звуковой культурой речи  имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно проводить работу по звуковой культуре речи ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, и  овладение чтением слогов и слов, а, следовательно, и обучение  грамоте.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. ...

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры

  Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительн...

Презентация проекта "Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения"

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ре...

Семинар-практикум для педагогов : «Аспекты формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры.

Повышать компетентность педагогов в  работе с детьми по звуковой культуре речи посредством дидактической игры....

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры. Семинар - практикум

Цель: повышение компетентности педагогов в  работе с детьми по звуковой культуры речи посредством дидактической игры.Задачи:актуализировать опыт работы педагогов;познакомить педагогов с прие...