Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.doc | 637 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты- Мансийский автономный округ – Югра
р.п. Берёзово
Портфолио
Тихонюк Жанны Тачетдиновны
воспитателя МДОУ детский сад «Колобок».
2008 г.
Учебный год | Группа | Количество детей |
2006- 2007 | I младшая группа | 18 |
2007- 2008 | Вторая группа раннего возраста | 19 |
Анкета изучения затруднений педагога ДОУ
в организации современного качественного образования
(самодиагностика педагога дошкольного образования)
Содержание вопроса | Варианты ответа |
1 | 2 |
Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения | Владею |
Владение педагогической диагностикой | Владею частично |
Выбор типа занятия и темпа его проведения | Владею частично |
Обеспечение практической направленности учебного процесса(создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений) | Владею |
Умение планировать учебно- воспитательный процесс | Владею частично |
1 | 2 |
Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения | Владею |
Использование методов, направленных на развитие воспитанников | Владею частично |
Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников | Владею частично |
Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения К обучению | Владею |
Использование здоровьесберегающих технологий | Владею |
Обеспечение благоприятных условий в группе: -гигиенических; -эстетических | Владею |
Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью | Владею |
Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников | Владею |
Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом | Владею |
1.Критерий (позитивная динамика достижений воспитанников за последние два года)
№ п/п | Показатели критерия | Наименование подтверждающего документа | Оценка да или нет |
1. | Позитивная динамика достижений воспитанников за последние два года по основным направлениям деятельности | Сводная таблица показателей:динамика достижений воспитанников за последние два года по основным направлениям деятельности | |
2. | Посещаемости воспитанников в процентах (за последние 2 года) | Сводная таблица посещаемости в процентах. | |
3. | Понижение заболеваемости детей в процентах (за последние 2года) | Индекс заболеваемости детей в сводной таблице. |
№ п/п | Показатели критерия | Наименование документа | Оценка да или нет |
1. | Благоприятный психологический климат В группе. | 1.Аналитическая справка по результатам опроса родителей «Благоприятный психологический климат в группе». ( анкетирование) | да |
2. | Постоянное взаимодействие воспитателя с родителями. | Технологическая карта форм работы с родителями, (таблица №3) | да |
2.Критерий «позитивные результаты деятельности в качестве воспитателя»
3.Критерий «использование современных образовательных технологий, в том числе информационно- коммуникационных, в процессе обучения и воспитания».
№ п/п | Показатели критерия | Наименование документа | Оценка да или нет |
1. | Использование ИКТ в процессе обучения и воспитания | Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и воспитания по показателям, (таблица 4) | да |
2. | Использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения и воспитания. | Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и воспитания по показателям, (таблица 4) | да |
3. | Разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов. | Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно- коммуникационных, в процессе обучения и воспитания по показателям, (таблица 4) | да |
4. | Результативность использования современных образовательных технологий | Аналитическая справка о результативности использования современных образовательных технологий воспитателем. |
Дата: апрель 2007г. | Место проведения: МДОУ детский сад «Колобок». | Группа (возраст и кол-во детей): Первая младшая группа (подг. из 8 детей) | Педагог:Тихонюк Жанна Тачетдиновна | Тема занятия: | Длительность занятия:15 мин. | ||||||||
Программное содержание: | |||||||||||||
Уровни оценки | Подготовка к занятию | Выполнение санитарно-гигиенических требований | Использование разнообразных форм организации детей на занятии, оправданность выбранных форм | Игровые приёмы | Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей | Приёмы обеспечения эмоционального интереса детей | Приёмы активизации самостоятельного мышления и речи детей | Усвоение детьми программного содержания | |||||
Умение составлять конспект занятия в соответствии с поставленными целями | Подбор раздаточного и демонстрационного материала, его рациональное размещение | Предварительная работа с детьми: беседы, организация наблюдений | Удовлетворение двигательной активности детей: организация физкультминуток, динамических пауз | Контроль за правильностью осанки во время занятия | Рациональный выбор динамических поз во время занятия | Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам | |||||||
Высокий | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Средний | + | + | + | ||||||||||
Низкий |
На занятии присутствовали: заведующая МДОУ детский сад «Колобок» Артеева Любовь Александровна.
Диагностический проект
«Оценка здоровьесберегающей среды в ДОУ».
№ п\п | Вопросы для изучения | Положительные стороны | Недостатки | Рекомендации | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |
Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей | |||||
1. | Закреплена ли мебель, оборудование, их целостность | + | |||
2. | Состояние полов и потолка, окон, фрамуг | + | |||
3. | Освещённость помещений, состояние электропроводки | + | |||
4. | Состояние пособий для занятий (ножницы, кисти и др.) | + | |||
1. | Состояние участка | ||||
Санитарное состояние участка, его освещённость | + | ||||
2. | Безопасность проведения прогулки | + | |||
3. | Состояние оборудования участка | + | |||
4. | Содержание и состояние выносного материала | + |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Ясли-сад «Колобок».
Обобщённый педагогический опыт
Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Тихонюк Жанна Тачетдиновна
воспитатель детского сада
р.п. Берёзово
2008г.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
1.1. Формирование дидактической игры у детей раннего возраста.
1.2.Основные виды дидактических игр.
1.3.Структура дидактической игры.
Глава 2. Практическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
2.1.Диагностический этап.
2.2.Перспективное планирование по развитию речи.
2.3. Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.
2.4 Работа с родителями.
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Введение.
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Работая по « Программе воспитания в детском саду», воспитатель заботится о всестороннем развитии ребёнка. Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Родителей волнует вопрос - как правильно разговаривать с ребёнком, что необходимо знать при общении с детьми? Кого-то волнует вопрос - ребёнку уже два- три года, а слов - всего ничего. Что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка правильную и грамотную речь, чтобы в будущем он мог точно и ясно излагать свои мысли, суждения?
Эта проблема и легла в основу моей работы: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры». Чтобы определить содержание работы я проанализировала программу А.Г.Григорьевой «Кроха» и программу М.В. Васильевой «Программа воспитания в детском саду». Пришла к выводу: Развитие речи детей посредством дидактической игры является приоритетным, оно представлено в следующих аспектах (Обследование предметов и игрушек с ребёнком, поручения, использование потешек и т.д.)
Основной целью моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста.
Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:
- Разработать содержание работы.
- Составить перспективный план на учебный год.
- Составить диагностический пакет для определения уровня развития детей.
- Обогатить предметно-развивающую среду.
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
- Формирование дидактической игры у детей раннего возраста.
Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях.
С этим связано и возникновение замысла в игре. Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: девочка беспокоится, если «подгорают котлеты», мальчик бережно везёт «заболевшую куклу» на машине и т.д.
Современная педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.
Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.
Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре
«Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы - аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», « Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно- ролевым играм.
Таким образом, можно сделать вывод- формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- Основные виды дидактических игр.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
1.3.Структура дидактической игры.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на занятии с игрушками, для детей в возрасте 1г.6мес.-2лет, перед воспитателем стоит задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе. На первом занятии можно выделить слова: собака, кошка, глаза, уши, хвост, большой, маленький; на втором: петушок, курочка, цыплёнок, иди, идёт, пришёл, принёс; на третьем: собака, кошка, козлик, дом, идёт, пришёл, мисочка; на четвёртом: собака, кошка, козлик, мяч, коляска, покатай, нет.
На первом занятии с куклой следует выделить такие слова: туфли, шапочка, бант, платье, снимай, ложись, спать; на втором: рубашка, штанишки, ботинки, вставай, сядь, надень; на третьем: стол, стул, тарелка, сядь (садись), салфетка, ешь, спасибо: на четвёртом: суп, каша, хлеб; на пятом: чашка, кисель, пей и многое другое.
Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно- образовательным процессом.
Дидактическая задача. Для выбора дидактической задачи необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Игровые правила. Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно- образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем. Что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Глава 2. Практическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
2.1. Диагностический этап.
В 2007-2008 учебном году нами была принята группа детей, в возрасте 1,5- 1,7 года. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, мы делали это постепенно, в несколько этапов. С этой целью я изучила возрастные особенности детей раннего возраста (А.Г.Галанов «Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет»). На первом этапе была проведена работа заведующей с родителями. На втором этапе, провела беседу с родителями, узнала индивидуальные особенности их ребёнка. Эта работа проводилась ещё до прихода ребёнка в детский сад. Мною было предложено анкетирование, с целью лучше узнать ребёнка, как организован режим дома, какая любимая игрушка и т.д. Родителям предложила осмотреть групповую комнату, показала шкафчики, туалетную комнату, отметила, что у каждого ребёнка своё полотенце и свой горшочек. Рассказала о режиме дня в детском саду, посоветовала стараться соблюдать его и дома.
Группа состоит из 19 детей. Детей принимали постепенно, был установлен гибкий режим. В первые дни ребёнок приходил на два часа. Основными методами в этот период была ласка, доброжелательное отношение, одобрение. Каждое утро, выходя навстречу родителям, здоровалась, расспрашивала, как чувствует себя ребёнок, как спал, и т.д. Чтобы облегчить детям привыкание к новым условиям жизни, старалась создать в группе уютный интерьер, подобрала достаточное количество ярких, привлекательных игрушек, постоянно играла с детьми; в группе и на прогулке. Всё это дало положительные результаты. Адаптация прошла спокойно, почти у всех.
В начале учебного года, наблюдая за детьми, во время занятий, во время игр, констатировала, что многие дети говорят только отдельные слова (мама, дай, пить, и т.д.), некоторые дети как будто стеснялись разговаривать, хотя дома девочка рассказывала маме, в какие игры она играла. Почти все дети уже владели навыками самообслуживания: умели держать ложку, чашку.
На занятиях по развитию речи старалась брать подгруппу детей с разным уровнем развития, дети неуверенные и дети, более активные. Мною было замечено, что это даёт положительные результаты. Все занятия проводились в игровой форме, обязательно был сюрпризный момент, детям очень нравилось заниматься с персонажами сказки («Репка», « Курочка Ряба», и т.д.) Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребёнка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте.
Свободная игра позволяет установить контакт с ребёнком, особенно, когда он боится обследования.
Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребёнка, я проводила специальное обследование с помощью игрушек.
За основу были взяты разработки М.Г.Борисенко, О.Е.Камышникова, Т.Ф.Кирьянова «Психодиагностика в раннем возрасте».
Пирамида. Разноцветные палочки и брусочки. С помощью этих игрушек мы наблюдали моторику ребёнка, сформированность понятия величины.
« Почтовый ящик». В верхней части ящика есть прорези, разные по форме, в которые ребёнок должен опустить объёмные предметы.
Кубики разной величины. Исследовали сформированность понятия величины предметов.
Матрёшки. Ребёнку предлагалось разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляли понимание инструкции, разумность действий, учёт размеров матрёшки.
«Мисочки». Выявляли уровень восприятия соотношения предметов по величине и овладения предметными действиями.
Предметные картинки с изображением знакомых детям предметов применяли с разной целью: при исследовании внимания, зрительной памяти, мышления.
Обследование при помощи игрушек я проводила индивидуально, с каждым ребёнком, в начале учебного года и в конце года.
Чтобы диагностировать речевую сферу детей, я проводила следующий тест: показывала ребёнку несколько простых предметов (машинку, куклу, мяч), и спрашивала: «Что это?»
Диагностические данные обследования приведены мною в гистограмме (см.Приложение№ 1-4)
2.2. Перспективное планирование по развитию речи.
- Игры- занятия в адаптационный период.
Цели: знакомство детей со свойствами различных материалов;
развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь.
месяц | Названия занятия. |
сентябрь | « Что как плавает?» «Тёплый - холодный» « Постираем кукле платье» |
- Занятия с сюжетными игрушками.
октябрь | Занятие с куклой. «Кукла Катя поёт и пляшет». «Одеваем Катю на прогулку». |
Октябрь | «Посуда для куклы Кати». « Кукла Катя обедает» « Погладим кукле платье». |
ноябрь | « Волшебный мешочек» «Как ходит и поёт петушок, как бегает и лает собачка?» « Прятки». |
декабрь | « Зайчик-побегайчик» « Что нам заинька принёс?» « Кто к нам в гости пришёл?» |
Январь | « Курочка и цыплята» « Волшебный мешочек». |
Февраль | «Покатаемся на лошадке». « Кто как кричит?» « Домашние животные». |
Март | «Чудесный мешочек бабушки-Забавушки» «Устроим кукле комнату». « Передай куклу Катю». |
Апрель | « Чудесный мешочек бабушки - Забавушки» «Кошка». «Зайчик». |
Май | «Лошадка» (повтор) «Одеваем Катю на прогулку». «Устроим Зайке комнату». |
- Занятия с использованием предметных картинок.
Цели: вырабатывать у детей представления о предметах; закрепить представление о величине, цвете, различных состояниях предметах; обогащать словарь названиями качеств, действий.
сентябрь | «Матрёшки» (большие и маленькие) «Мячи» «Куклы». | |
Октябрь | «Кукла сидит на стуле» «Кукла лежит в кроватке». | |
Ноябрь | «Кукла в ванне» «Собака лежит» Из серии «Кто как кричит?» | |
Декабрь | «Кукла на санках» «Голубь стоит» «Голубь летит». | |
Январь | «Праздник ёлки в детском саду». | |
Февраль | «Мальчик на лошадке» «Мальчик с барабаном» « Мальчик с дудочкой» | |
Март | «Гусь на траве» «Утка плавает» «Кошка играет мячиком» | |
Апрель | «Автобус» «Коза ест траву» «Кошка спит». | |
Май | «Девочка с лопаткой» «Автобус везёт людей» «Гусь на траве». |
4. Занятия с сюжетными картинками.
Цели: учить детей понимать сюжет, изображённый на картинке, развивать умение слушать пояснения, расширять словарь, учить рассказывать об изображённом на картинке.
сентябрь | «Дети обедают» |
октябрь | «Мама купает ребёнка» |
ноябрь | «Мальчик играет с собакой». |
декабрь | «Дети кормят курицу и цыплят» |
январь | «Дети играют с котёнком» |
февраль | «Дети обедают» |
март | « Папа читает книгу» |
апрель | « Наступила весна» |
май | «Птички клюют зёрнышки». |
- Игры с дидактическим материалом.
Цели: формирование элементарной культуры мышления, научить выполнению действий с предметами.
сентябрь | д/и « Волшебный мешочек»(мячики) Катание с лотка цветных шариков |
октябрь | Нанизывание колец на стержень. Занятие с втулочками. |
ноябрь | Игра «Шароброс» «Звени колокольчик» |
декабрь | «Покатаем куклу» « Игра с каталками» |
январь | д/и «Кукла Катя показывает свой наряд» д/и «Зайчик- побегайчик» |
февраль | Игры- забавы с использованием народных и дидактических игрушек. («Петрушка») ( бубенчики) |
март | «Ловись рыбка». «Достань шарик» (игры с водой) |
апрель | Постройка башен из кубиков различной величины. Собирание башни из колец разного размера. |
май | Сборные матрёшки. Тройная матрёшка. |
Обучение на занятиях второй группы раннего возраста.
Я считаю, что на занятии инициатива принадлежит взрослому: правильный подбор темы, постановка задач и цели, подбор необходимого материала, методов и приёмов обучения.
Занятия с детьми второго года жизни имеют свою специфику. Для малышей характерна непроизвольность внимания, поэтому обучение занимает небольшой промежуток времени (8-10,12 минут), занятие стараюсь проводить эмоционально, динамично. Использую неожиданного появления и исчезновения предметов, сюрпризность; показ, сопровождаемый объяснением. При обучении детей второго года жизни применяю наглядно-действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь.
Я заметила, что наибольшая активность возникает у ребёнка при повторном предъявлении материала. Поэтому я предлагаю детям ряд однотипных действий (нанизывание колец на стержень, кормление куклы, укладывание куклы спать и т.д.). Кроме этого, повторяю занятие (новое - через2-3 дня, повторное занятие - через 6 дней). Чтобы не пропал интерес к занятиям, заменяю демонстрационный материал («Чудесный мешочек»), изменяю место проведения занятия (на прогулке).
После 1 года 6месяцев продолжается дальнейшее развитие пассивного словаря, а ведущей задачей становится формирование активной речи ребёнка, который сначала подражает отдельным словам, а затем простым предложениям.
Перед детьми ставится задача отвечать на вопросы полными словами и по образцу (кукла идёт). К 2 годам эта же тема предлагается в виде активных высказываний о персонажах, их взаимоотношениях и т.п.
Показы отдельных предметов с их называнием («Чудесный мешочек», «Кто в домике живёт? картинки) провожу с целью закрепления понимания слов, обозначающих предметы, действия с ними.
Показы- инсценировки с разными персонажами, рассматривание сюжетных картинок углубляют понимание речи взрослого. С целью развития активной речи использую приёмы речевого подражания («как лает собачка?» и т.п.)
Использую в работе такой приём, как разговор об игрушке, в её отсутствие (для детей около 2 лет). Например, вернувшись с прогулки, дети рассказывают о том, что произошло: на кого лаяла собака, куда полетели воробьи.
Знания и умения, приобретаемые на занятиях детьми по развитию речи, стараюсь уточнять и закрепляю на других видах занятий и в самостоятельной деятельности.
Занятия с дидактическим материалом.
В начале второго года жизни дети овладевают предметно-специфическими действиями (втыкают и вынимают втулки, скатывают шары с горки), при этом я стараюсь акцентировать детей на положительный результат действий (нанизать все кольца на пирамидку, вложить все формы в прорези логического куба)
На первых занятиях для получения наглядного результата предлагала детям не более трёх-четырёх колец. Постепенно увеличивала количество деталей, способы действий усложняла.
2.4. Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.
После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы.
В ходе занятия по развитию речи, кроме образца произношения слова или фразы, я старалась, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы.
Детей я постоянно поощряла за произнесённое ими новое слово, хвалила, просила повторить ещё раз.
К каждому ребёнку осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры.
Каждое утро я занималась с детьми настольно-печатными играми, такими как «конструктор», « найди домик», различными мозаиками.
После ужина, дети с удовольствием разбирали и собирали матрёшки, учились нанизывать бусинки на верёвочку.
Каждый день я проводила индивидуальную работу с детьми по развитию речи: на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки («Репка», « Курочка Ряба», и т.д.),
В своей работе « Развитие речи посредством дидактической игры», я ставила и решала следующие задачи:
1.Развитие понимания речи;
2.Закреплять умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.
3.Понимание слов, обозначающих способы передвижения животных (летает, бегает и т.п.)
4.Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.
5.Развитие активной речи;
6.Произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трёх слов.
7.Расширять активный словарь: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.
8.Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.
9.Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.
Все воспитатели нашего детского сада стараются создать условия для проведения дидактических игр, которые, как мы считаем, помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности.
Мною изготовлены следующие дидактические пособия:
1.Игры на развитие мелкой моторики рук: «Зашнуруй ботинок», « Собери бусы куклам»
2.Игры, способствующие развитию восприятия цвета: « Спрячь мышку», «Положи кружок такого же цвета на квадрат», « Найди пару».
3.Игры на развитие восприятия величины: «Один - много», « Большой - маленький».
4.Игры для ознакомления с окружающим миром: « Кто как кричит», «Посуда», «Одежда», «Лото».
Автор одной из первых отечественных педагогических систем, Е.И. Тихеева, сказала: « Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.
2.4. Работа с родителями.
К работе по развитию речи, я обязательно подключала родителей.
Многие мамы, бабушки, считают, что их ребёнок ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в различные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, «он их порвёт», что им хватает игр и занятий в детском саду.
В воспитании маленького ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Я считаю, что всё это возможно, если воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах, способах обучения, будут стараться больше времени уделять своему ребёнку: вместе с ним собирать пирамидки, рассматривать красочные книжки.
Каждый день я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром, или вечером), во время бесед с родителями давала рекомендации: учить ребёнка манипулировать предметами - чтобы игрушки были яркими, по возможности должны быть строительный материал, различные пирамидки, матрёшки. Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях: « Ах, какая досада, ничего не выходит у Миши. Ну и рассердился наш малыш. Я помогу, вместе мы справимся с задачей».
На родительском собрании мною были рекомендованы игры « Чудесный мешочек», «Поиграем с куклами», «Сварим куклам кашу» и т.д.
Оформила газету для родителей: « Давайте играть», в которой родители могли увидеть своих детей в процессе игры, прочитать рекомендации.
Проводила консультации для родителей:
- «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».
- Поговорим об агрессии.
- Как помочь родителям трудных детей.
- «Живу по расписанию».
Проводила анкетирование родителей, целью которого было - лучше узнать родителей, их мнение по поводу работы воспитателей и т.д.
Мною запланировано совместная спортивная игра родителей и детей, на площадке детского сада.
Положительные результаты в воспитании и обучении детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников.
Заключение.
Мною было замечено, что дети второй группы раннего возраста, уже в феврале месяце стали гораздо лучше разговаривать, предложение состоит из двух- трёх слов, дети активно произносят новые слова по образцу, дети стали использовать предметы по назначению (набор посуды для приготовления пищи и т.д.)
Дети, которые раньше не проявляли должного интереса к занятию по развитию речи, стали более активными.
Диагностика, проведённая в начале года и в феврале учебного года по развитию речи у детей второй группы раннего возраста, доказывает эффективность проведённой работы- начало года: высокий уровень-; средний уровень- 4 детей; ниже среднего-15 детей.
Февраль 2008г: высокий уровень-; средний- 10 детей, ниже среднего-9детей.
Работу по развитию речи посредством дидактической игры я продолжаю, в дальнейшем будет проведена диагностика в конце учебного года, в мае.
Мой опыт работы свидетельствует о том, что необходимо создавать обязательно условия для игр:
1.Подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры.
2.Продумать, как разместить дидактический материал и игрушки.
3.Обеспечить место для игр.
4.Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, аккуратно складывать их по окончанию деятельности.
Являясь эффективным средством обучения, дидактические игры могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.
Таблица №4
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
| 2006-2007 | 2007-2008 |
1.использование ИКТ в процессе обучения - к общему количеству занятий | Курсы повышения квалификации, апрель 2008г. | |
2. Использование проектных, исследовательских технологий, др. развивающих образовательных технологий. | « Кроха» Григорьева А.Г. Программа Васильевой м.А. | «Кроха» Григорьевой А.Г. Программа Васильевой М.А. |
3.Использование в воспитательной работе проектных, исследовательских и других педагогических технологий. | Музыкальные шедевры Радынова О.П. «Психическое и физическое развитие ребёнка от года до 3-х лет» А.С.Галанов. | Музыкальные шедевры Радынова О.П. «Психическое и физическое развитие ребёнка от года до 3-х лет. |
4. Разработка и использование авторской методики: Указать наименование (методики, ресурса, метода и др.) |
Таблица №3
Технологическая карта форм работы с родителями в %.
№ | Показатели | 2006-2007 |
2007-2008 |
1. | Участие в групповых родительских собраниях |
100 | 100 |
2. | Участие в общегрупповых родительских лекториях | ||
3. | Участие в днях «открытых дверей» | ||
4. | Участие родителей в групповых мероприятиях | 2 | |
5. | Участие родителей в общегрупповых мероприятиях ДОУ | 2 | |
6. | Спонсорская помощь родителей (указать виды спонсорской поддержки) | Ремонт телевизора. | Покупка спортивного инвентаря |
7. | Др. формы работы. | Лечебно- оздоровительная работа | Лечебно- оздоровительная работа |
Диагностические показатели развития детей.
Начало учебного года.(2группа раннего возраста)
Диагностические показатели развития детей. №2
Февраль.(2группа раннего возраста)
Диагностические показатели развития детей первой младшей группы
Начало года.2006г.
Конец года.2007г. 1мл. группа. №4
Процент посещаемости детей второй группы раннего возраста 2007- №5 2008уч. год.
Процент посещаемости детей 1 младшей группы 2006-2007уч. год. №6
- Знать цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Сличение - «покажи такой же.
- Знать формы предметов: круг (шарик), квадрат (кубик), треугольник (крыша), прямоугольник (кирпичик). Сличение - « дай такую же»
- Речь: обозначает свои действия словами и предметами из 2-3х слов, отвечает на вопрос взрослого, словарь более 40 слов.
- Предметы: показывает по просьбе взрослого 4-5 знакомых картинок, игрушек.
- Деятельность: снимает кольца с пирамидки, собирает пирамидку без учёта величины, находит «домики» фигурам, используя силовые пробы( игра вкладыши)
- С предметами быта: в 1,5 года снимает варежки, носки, в 2 года надевает носки, туфли, штанишки, шапку, листает книгу, самостоятельно ест, кормит и баюкает куклу, возит машинку, умеет воспроизводить наблюдаемые в жизни действия.
- Игра: манипулирует предметами, воспроизводит ряд последовательных действий.
- Двигательная сфера: поднимается и спускается по лестнице, держась за поручень, перешагивает через препятствие на полу, встаёт на лавку- 20 см, подпрыгивает, бегает, бросает и ловит мяч.
- Память: выполняет три действия на память.
- Общение: контактирует со сверстниками, рад общению со взрослыми, сопереживает плачу ребёнка, плачет при испуге, обиде, ищет помощи у взрослого.
Развитие речи - главное в этом возрасте.
Для этого необходимо делать ежедневно и многократно: пальчиковую гимнастику, зарядку для язычка и губ, повторять звуки и слова, чётко проговаривая, и глядя ребёнку в лицо; читать стихи си сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки; следить за своей речью, не подделываться под детскую речь; развивать мелкую моторику, используя пуговицы, шнурки, пластилин, горох, конструктор и т.д.
Занятие по развитию речи во второй группе раннего возраста.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Дидактическая задача.
• Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Игровые правила. Требуется отгадать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка можно достать только после того, как дети расскажут о нём.
Игровые действия: ощупывание предмета, чтение загадок о предмете.
Ход игры.
В.: дети, давайте с вами поиграем в интересную игру! (дети садятся полукругом); перед вами находятся следующие предметы: шарики и кубики.
Шарик круглый, его можно катать, посмотрите, как я с ним играю...
А это кубик, если несколько кубиков сложить друг на друга, что получится? Правильно, получилась башня. Итак, шарики можно катать, а из кубиков строить башню.
Ксюша, скажи, пожалуйста, что можно построить при помощи кубиков?
Егорка, а как можно поиграть с шариками?
В.: Сейчас мы с вами поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Поля, посмотри на все предметы, которые лежат на столе.
Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек, что там лежит? (правильно, кубик). Ты правильно назвала предмет. А теперь, Поля выбери, кто пойдёт ко мне дальше отгадывать, какую игрушку я положила в мешочек.
Игра проигрывается несколько раз.
Физкультминутка «Мы топаем ногами».
В.: Дети, вам понравилось играть? (ответы детей) Мне тоже очень понравилось, вы были активными, и все справились с заданием. А теперь можно построить башню и поиграть с шариками.
Занятие по развитию речи в первой младшей группе.
«Кукла Катя и её подружки».
Основная дидактическая задача.
•Ознакомить детей с предметами четырёх цветов.
•Обратить их внимание на цветовые свойства игрушек.
•Учить выполнять задание с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство.
•Продолжить обучение словам «цвет», « такой же», « не такой», «разные».
Материал: куклы, одетые в наряды четырёх цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный.
Ход занятия.
Педагог вносит в группу куклу в красном костюмчике.
В.: (от имени куклы) «Здравствуйте дети!»
Дети здороваются с куклой.
В.: Ребята, это кукла Катя, у неё вся одежда красного цвета: шапочка красная, кофточка красная, штанишки красные, носочки красные. Но она пришла не одна, с ней её подружки - Зина, Света и Женя. Посмотрите, все куколки одеты одинаково: шапочки, кофточки, штанишки, носочки. Но одежда у них разного цвета. Кукла Зина одета в зелёную одежду. Какого цвета у Зины шапочка? (дети отвечают, зелёная)
В.: У куклы Светы синяя шапочка, синяя кофточка, синие штанишки синие носочки. Какого цвета у Светы кофточка?
Дети: Синяя.
В.:У куклы Жени жёлтая шапочка, жёлтая кофточка, жёлтые штанишки и жёлтые носочки. Какого цвета у Жени штанишки?
Дети: Желтые.
В.: Ребята, видите, куклы принесли с собой корзинку с мячиками разного цвета. Кукла Катя, в красной шапочке любит играть с красным мячиком. Кукла Зина, в зелёной кофточке, любит играть с зелёным мячиком. Кукла Света, в синей шапочке, играет с синим мячиком. Кукла Женя, в жёлтой шапочке, любит играть жёлтым мячиком.
Посмотрите, дети, остальные мячики в корзинке перемешались. Давайте поможем куклам ещё найти по мячику.
- Даша, у куклы Кати какого цвета шапочка? (девочка отвечает, что красного цвета). Найди такого же цвета мячик. ( Молодец, правильно) Скажи:» Катя, на красный мячик». (Даша повторяет)
Проигрываем с остальными детьми.
- Ребята, куклы благодарят вас. Вы помогли найти мячики.
А теперь мы тоже поиграем мячиками.
Проводится игра «Мой весёлый звонкий мяч».
Приложение №1
Обследование детей второй группы раннего возраста
Начало учебного года.
Диагностика «Пирамида».
Результаты обследования, проведённые в начале года:
• Из 19 детей лишь двое полностью справились с заданием,
•Семеро ребятишек старались называть предметы, но, частично, действия, ошибались, в основном требовалась помощь воспитателя.
•Остальные дети не справились: речь отсутствовала, не собирали пирамидку.
Приложение №2
Диагностика «Почтовый ящик».
Диагностика «Доски с предметными вкладами»
Приложение №4 «Разрезные картинки»
Обследование детей первой младшей группы. Приложение №5
Начало учебного года.
Обследование детей первой младшей группы мы проводили также в начале учебного года и в конце года, придерживаясь тех же критерий, что и во второй группе раннего возраста, постепенно усложняя задачу.
Например, если дети 2-х лет собирали разрезные картинки, состоящие только из двух половинок, то дети первой младшей группы, складывали предметы, состоящие из трёх и более половинок.
Приложение №6
Первая младшая группа.
Начало учебного года.
Приложение №7
Первая младшая группа.
Конец учебного года.
Консультация для родителей.
Важную роль в развитии речи ребёнка играет правильно поставленное дыхание, а также владение артикуляционными органами. Это органы, которые участвуют в образовании звука. К ним относятся язык, губы, зубы, голосовые связки, лёгкие. Дети ещё ими владеют плохо, особенно дети первого года жизни. Они не могут в точности повторить движения этих органов.
При этом звуки получаются нечёткими, смазанными. Задача взрослого- помочь освоить речедвижение. Для этого подойдут следующие игры:
Предлагают ребёнку подуть на нитку, на которую нанизали маленькие кусочки ваты.
Ребенок надувает щёки, а взрослый нажимает то на одну щёку пальцем, то на другую. Можно нажать сразу на обе щеки, чтобы воздух с шумом вышел изо рта - пузырь лопнул.
Советы родителям.
Что можно посоветовать взрослым в обучении ребёнка речи на втором году жизни?
- Не молчите. Не следует заменять слово жестом, возгласом, действием. Ребенок будет много понимать, но не включать слово в свою активную речевую деятельность. Слово становится для ребёнка невротизирующим, лишним фактором.
- Не останавливайтесь долго на чисто эмоциональном общении. Просто улыбка- это ещё не любовь. Ребёнок должен слышать ласковое слово, а не только видеть ласковый взгляд. Он (взгляд) сам по себе ничего не даст в развитии речи.
- Не ограничивайте интерес к людям. Если ребёнка больше интересует игрушка, а не общение по поводу той же игрушки, стоит задуматься: а всё ли правильно делаем? В этом случае как раз не хватает эмоциональной составляющей. Внимание заменяется большим количеством игр, игрушек.
- Не опускайтесь до детской речи. Ребенок для усвоения грамоты в дальнейшем должен слышать правильно оформленную речь.
- Не говорите много и быстро в присутствии ребёнка. Ребёнок не сможет выделять из речи словесные конструкции, усваивать их.
- Не нагружайте лишней информацией. Слово - такой же раздражитель для нервной системы, как и все остальные (звук, свет, боль).
Для двухлетнего ребёнка слово начинает становиться символом, знаком для определения предмета или действия. Речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление - речевым.
Библиография.
1.Афонькина Ю.А.,Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии,-М.: Просвещение:Владос,1995.-291с.
2.Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф. «Руководство для практических психологов», (Методическое пособие. - СПб.: «Паритет»,2002.-64с.)
3.Бубнова А.Х. «Развитие речи». - М.,2006.-256с. (Азбука дошкольного воспитания)
4.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение,1991.-160с.
5.Богуславская З.М Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение,1991-207с.
6.Галанова Т.В. « Развивающие игры с малышами до 3х лет», Ярославль,1996г, 240с.
7.Козлова С.А., Т.А.Куликова Дошкольная педагогика.- М «Академия»,2006,-416с.
8.Лотарёв В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П.,Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М Просвещение,1984.-240с.
9.Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»
10. Программа А.Г. Григорьевой «Кроха».
11.Новосёлова С.Л. «Дидактические игры с малышами до 3х лет».
12.Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание,№8 1993,с.21.
13.Уликова Н.А. Играй! Думай! Твори! Делай!, Омск-1995г.
14.
Занятие с куклой, (вторая группа раннего возраста)
Кукла Катя поёт и пляшет. Октябрь.
Основная дидактическая задача:
•развивать речевой слух, понимание речи окружающих и собственную активную речь.
•учить детей звукосочетанию «ля-ля», развивать способность подражания звукосочетаниям и простым словам.
Материал: кукла, нарядно одетая.
Ход занятия.
Перед началом занятия воспитатель ставит в кукольный уголок куклу Катю.
В.: Дети давайте с вами попляшем, ножками потопаем... (разминка «мы топаем ногами»). А теперь немного отдохнём на стульчиках, (приглашает сесть на поставленные полукругом стульчики)
В.: « Кто же к нам сейчас придёт? К нам придёт Катя. Посмотрите, ребятки, кто в уголке стоит? Это Катя. Позовём её все вместе: Катя! Катя» Затем обращается к каждому ребёнку отдельно и побуждает его произносить слово «Катя». После этого берёт на руки куклу и спрашивает: «Катя, ты слышала, как тебя дети звали? Они говорили: «Катя! Катя!» А теперь поздоровайся со всеми детками». Кукла подаёт каждому ребёнку руку, здоровается, воспитатель побуждает детей отвечать на приветствие куклы словом или действием.
В.: « Катя, а ты петь умеешь? Спой нам песенку». Воспитатель ставит куклу прямо и начинает петь: « Ля-ля, ля-ля, ля-ля», слегка раскачивая ее вправо и влево в такт мелодии.( протяжно и негромким словом) Звукосочетание «ля-ля» повторяется несколько раз. Воспитательница приглашает каждого ребёнка петь. После чего одобряет пение всех: «Молодцы, ребятки, хорошо пели. Катя тоже хорошо пела. Катя, а плясать ты умеешь? Посмотрите, Наташа, Андрюша, как пляшет Катя. Трам-там-там. Трам-там-там» Воспитательница берёт куклу за ручки, та в такт бодрой, быстрой, отрывистой мелодии топает ножками по столу, при этом энергично делает взмахи руками, затем поднимает их вверх и производит круговые движения. Воспитательница побуждает детей петь всем вместе, хвалит их: «Молодцы, ребятки, хорошо пели. Катя хорошо плясала. Устала Катя. Спасибо, Катя, ты хорошо пела и плясала. Приходи к нам ещё. До свидания, Катя! Наташа, Лена, Серёжа, помашите Кате ручкой и скажите: до свидания, Катя».
В конце занятия воспитательница раздаёт всем куклы для самостоятельной игры и побуждает их одновременно с действиями произносить звукосочетания.
1.Ф.И.О. педагога ------------------ Тихонюк Жанна Тачетдиновна.
Должность, место работы ------- Воспитатель, МДОУ, детский сад «Колобок».
2.Дата рождения-------------------------- 18.05.1969г.
3.Образование ------------------------ среднее профессиональное, повышенный уровень.
4.Специальность-----------------------дошкольное образование.
5.Стаж работы-------------------------- 23 года 7 мес.
6.Педагогический стаж---------------3 года 1 мес.
7. Разряд--------------------------------- 8.
Приложение №8
Дидактика.
Отрасль научного знания, которая изучает, исследует проблему обучения и образования называется дидактикой
В ней раскрываются вопросы: чему учить? (чему учить детей первого года жизни). Второй вопрос - как учить? т.е., какие методы использовать в обучении, кого учить? Для чего учить? И где учить?
Сегодня стоит вопрос, какой объём знаний необходим для детей. Дидактика предполагает, что обучение даёт основные знания, умения, навыки и прививает умение к самостоятельной работе.
Впервые термин дидактика был употреблён В.Ратке, немецкий учёный выступил с курсом лекций, который назвал « Краткий отчёт из дидактики».
В 1657 году чешский учёный Ян Амос Коменский опубликовал свой знаменитый труд « Великая дидактика».
Значительный вклад в развитие дидактики внёс Иоганн Герберт.(1746-1841).
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убеждён, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф.Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застёжками, кубы- вкладыши и др.) были устроены так, что ребёнок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.
Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И.Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И.Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность.
Е.И.Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня пользуются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др.), настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.
Приложение №9
Педагогический словарь.
Активность-1) деятельность, как таковая; 2) инициативность, живость, энергичность, творческая неуёмность личности.
Аттестация педагогов-комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Возрастной подход в воспитании - учёт и использование закономерностей в развития личности (физиологических, психических, социальных), а также - социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Квалификация- уровень развития способностей педагога, позволяющий ему выполнять профессиональные функции определённой степени трудности; характеризуется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник; отражает степень развития личности в важнейшей сфере жизнедеятельности - в труде и определяет социальный статус педагога.
Развивающая предметная среда-совокупность природных и социальных культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребёнка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребёнка.
Условия-обстоятельства, от которых что-либо зависит( условия развития личности, условия игры и др.)
Цель- осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижения направлено действие человека.
Дидактика-часть педагогики, излагающая теоретические основы образования и обучения.
Показатели развития ребёнка второго года жизни.
(Составлены К.Л.Печорой, утверждены Российской медицинской академией.)
До двух лет.
- Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, уже имевших место в опыте ребёнка.
- При общении с взрослым пользуется трёхслойными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
- Подбирает по образцу и слову взрослого - три контрастных цвета. Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)
- Перешагивает через препятствия чередующим шагом.
- Частично надевает одежду.
Анкета для родителей.
- Знаете ли Вы, по какой программе работает наше дошкольное учреждение?
2.Какие виды деятельности больше всего нравятся Вашему ребёнку?
3.Рассказывает ли Ваш ребёнок дома о своих воспитателях?
Протокол №1
Диагностические данные показателей по развитию речи детей второй
группы раннего возраста
(начало учебного года)
Список детей | Повторять за взрослым небольшие предложения | Ответить на понятный вопрос взрослого | Сопровождать речью игровые и бытовые действия | Пользоваться речью, как средством общения со сверстниками | Слушать стихи, сказки, рассказы, при повторном их чтении проговаривать слова. |
1. | + | + | + | + | + |
2. | + | + | + | + | + |
3. | + | + | + | + | + |
4. | + | + | + | + | + |
5. | + | + | + | + | + |
6. | + | + | + | + | + |
7. | + | + | + | + | + |
8. | + | + | + | + | + |
9. | + | + | + | + | + |
10 | + | + | + | + | + |
11 | + | + | + | + | + |
12 | + | + | + | + | + |
13 | + | + | + | + | + |
14 | + | + | + | + | + |
15 | + | + | + | + | + |
16 | + | + | + | + | + |
17 | + | + | + | + | + |
18 | + | + | + | + | + |
19 | + | + | + | + | + |
+ Высокий уровень. -
+ Средний уровень. -4 ребёнка
+ Ниже среднего уровня. -15 детей
Протокол №1
Диагностические данные показателей по развитию речи детей второй
группы раннего возраста
(конец уч. года)
Список детей | Повторять за взрослым небольшие предложения | Ответить на понятный вопрос взрослого | Сопровождать речью игровые и бытовые действия | Пользоваться речью, как средством общения со сверстниками | Слушать стихи, сказки, рассказы, при повторном их чтении проговаривать слова. |
1. | + | + | + | + | + |
2. | + | + | + | + | + |
3. | + | + | + | + | + |
4. | + | + | + | + | + |
5. | + | + | + | + | + |
6. | + | + | + | + | + |
7. | + | + | + | + | + |
8. | + | + | + | + | + |
9. | + | + | + | + | + |
10 | + | + | + | + | + |
11 | + | + | + | + | + |
12 | + | + | + | + | + |
13 | + | + | + | + | + |
14 | + | + | + | + | + |
15 | + | + | + | + | + |
16 | + | + | + | + | + |
17 | + | + | + | + | + |
18 | + | + | + | + | + |
19 | + | + | + | + | + |
+ Высокий уровень.
+ Средний уровень-10 детей
+ Ниже среднего уровня-9 детей
Список детей второй группы раннего возраста.
1.Банк Вика.
2.Батаев Глеб
3. Батманов Артём
4.Бутакова Настя
5.Видергольд Саша
6.Дунаева Таня
7.Краснова Даша
8.Лукичёва Полина
9.Ивахова Полина
10.Симонова Полина
11. Смирнова Ксюша
12. Зырянова Вероника
13. Дорожкина Лиза
14. Мельников Егор
15. Морозов Владик
16. Бородулина Юля
17. Долгова Алла
18. Салихова Лера
19. Кузякова Кристина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...
консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...
Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»
Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....
Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Обобщённый педагогический опыт Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...
Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Педагогический проект«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры в младшей группе.
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. ...
педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
В настоящее время очень актуальна и значима проектная деятельность с детьми Я представляю проект с детьми раннего возраста и их родителями. Этот проект продемонстрировал огромную значимость дидактичес...
- Мне нравится (4)
Комментарии
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической и
Очень ценный и полезный опыт,
Очень ценный и полезный опыт, спасибо что поделились!!!