План по самообразованию 2020 " Пластилинография"
материал (средняя группа)

Назаренко Н,Д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_peredelka_11_gr.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239» города Барнаула

(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №239»)

План по самообразованию

Тема: «Нетрадиционный метод лепки- «Пластилинография»

Средняя группа № 11

на 2020/2021 учебный год

Составила воспитатель:

Назаренко Н.Д..                              

Актуальность:

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

  Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.      Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука  (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия  пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

  Вышеизложенное убедило меня в актуальности выбранной темы: лепка нетрадиционной техникой обладает таким воздействием на человека, что формирует и развивает его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом, благоприятно влияет на развитие психических процессов (память, внимание, мышление, речь).

Цель работы по самообразованию : 

  Создание условий для формирования и активизации творческого потенциала детей через технологию «Пластилинография»;  выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи: 

   1.Повысить свой собственный уровень знаний путем изучения новой литературы по работе с пластилином, литературы о пластилинографии и ее видах, изучение новейших публикаций в интернете.

2. Разработать перспективный план работы с детьми в средней группе по теме самообразования.

3. Подготовить и провести открытое занятие в средней группе по художественно – эстетическому развитию – лепке с использованием технологии «пластилинография».

песочной массой, , бусинками, крупным бисером, крупами различных видов, различными видами печаток, трафаретов, альбомами с образцами.

Ожидаемый результат:

Пластилинография способствует освоению образовательной программы. Планируется, что к концу учебного года дети:

- Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

- В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

- Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

- Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

  Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

  Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

  Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография"проходят в виде смотров-выставок в группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

Взаимодействие с педагогами ДОУ:

1.Выступление на Педагогическом совете с отчетом о проделанной работе по теме самообразования (срок: май).

Используемая литература:

1.Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий/ А.А. Грибовская.- М.: Скрипторий, 2008.

2. Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет/ А.А. Грибовская . - М.: Сфера, 2010.

3. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 1985.

3. Комарова, Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Педагогика, 1990.

4. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду/ Е.А. Коссаковская.- М.: Учпедгиз,1961.

5. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей/ В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова - М.: Просвещение, 1987.

6. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ В.Б. Косминская. - М.: Просвещение, 1977.

7. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И.А. Лыкова.- М.: Карапуз, 2007.

8. Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2005.

9. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004.

11.Бардышева Т.Ю. Развитие мелкой моторики рук: М.:ТЦ Сфера,2016. С265.

12. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.:

Издательство «Скрипторий», 2015. С-265.

13. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн: пластилинография». 2013. С-270.

14. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн-2: поделки из бросового материала»;

2013. С-299.

15. Давыдова Г.Н. Подарки к праздникам Пластинография. 2016. С-172.

16. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2012. С-99

17. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском

саду. Пластинография. 2014. С-272.

План работы по самообразованию

Таблица 1

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение лит-ры,

пополнение РППС

сентябрь

На прогулке наблюдение за изменением цвета листьев

Сбор листьев для гербария и поделок из пластилина.

Конспект занятия

Тема: «Листья кружатся»

Цель: ознакомить детей с техникой пластилинографии: контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство выделенное контуром. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.

Пальчиковая гимнастика

«Листья кружатся» (картотека стр 1)

Наглядная информация: папка-передвижка Пластилинография–что это такое»

Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей

Бардышева Т.Ю. Развитие мелкой моторики рук

Давыдова Г.Н. «Детский дизайн: пластилинография». 2013. С-270.

Изготовление картотеки « Пальчиковые игры»

октябрь

На прогулке

Сбор природного материала( веточки , листочки , камушки.)

Конспект занятия

«Урожай собирай на зиму запасай»

Цель: учить создавать изображение фруктов и овощей на плоскости с помощью пластилина, закрепить приёмы техники «платилинография» отщипывание, раскатывание, придавливание.

Конспект

«Урожай в банке»

Цель: Учить детей работать конччиками пальцев , скатывать маленькие колобочки, и колбаски.

 Групповая деятельность

Беседы: «Из чего состоит борщ?»

Пальчиковая гимнастика 

«Овощи – фрукты»(картотека стр1)

Чтение: Б. Заходер

«Огород»

Конкурс «Осенняя фантазия», изготовление поделок из природного материала и пластелина.

Рекомендации для родителей на тему «Как выбрать пластилин, его разновидность»

Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2005.

В центре изобразительной деятельности  разместить наглядно дидактическое пособие по лепке.

ноябрь

Тема: «Грибы-грибочки

выросли в лесочке»

Цель: продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии.

Пальчиковые игры

«Грибы»( картотека стр1)

«Осенние зонтики»

Цель: Учить создавать цветное изображение «зонтика» на плоскости при помощи пластилина; закреплять умение и навыки- отщипывание, скатывание шариков и жгутиков. Побуждать в самостоятельном выборе ц Пальчиковая гимнастика «Дождик»( картотека стр 2)

Групповая деятельность

Беседы: «Где растут грибочки»

Д/И «Грибочки»

Консультация для родителей

«Нетрадиционное рисование пластилином»

Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.:

Издательство «Скрипторий», 2015. С-265.

В Центре ИЗО деятельности разместить трафареты  с овощами и фруктами, грибами

декабрь

 Конспект занятия

Тема: «Снеговик, снеговик, Он не мал и не велик»

Цель: продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии - скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать.

Пальчиковая гимнастика

 «Зима»(картотека стр2)

Конспект занятия

«Новогодняя игрушка»

Цель: Формировать у детей обобщённое представление о ёлочных игрушках. Продолжать осваивать навык мозаичной пластилинографии –скатывать мелкие шарики нужного цвета, заполняя поверхность объекта, слегка прижимая.

Пальчиковая гимнастика

«Снеговик» ( Стр 2.)

Д/И « Мозайка»

Папка-передвижка  «Чудолепка»

Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку ПЛАСТИЛИН».

Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском

саду. Пластинография. 2014. С-272.

январь

Тема: «Волшебная снежинка»

Цель: Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина.

Конспект занятия

«Прилетели снегири»

Цель: учить передавать форму предмета (снегиря, учить размазывать пластилин в одном направлении, развивать творческие способности, мелкую моторику.

Пальчиковая игра«Снег» ( картотека стр 3 )

Беседы: Птицы, мороз, сильный мороз.

Д/И « Лото -птицы»

Консультация на тему «Занятия с пластилином в домашних условиях»

Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004.

Пополнение  уголка природы наглядным  материалом «Птицы»

февраль

Просмотр мультфильма  «Пластелиновая ворона»

Конспект занятия

«Кораблик для папы» Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости объект «кораблик» сочетая разные приёмы техники. Закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, общую и мелкую моторику, воспитывать самостоятельность.

Пальчиковая гимнастика

 «Защитники Отечества»(стр 4)

Папка - передвижка «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей»

Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.:

Издательство «Скрипторий», 2015. С-265.

Создание картотеки пальчиковых игр

март

Конспект занятия

Тема: «Блюдце и чашка»

Цель: Учить изображать на плоскости предмет чайной посуды – «чашка, блюдце», упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – контурной пластилинографии; закрепить представление о посуде.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»( картотека стр 5)

Конспект занятия

Тема: «Ромашки»

Цель: Учить передавать форму предмета и природные особенности растения посредством пластилина. Закреплять навыки работы с пластилином: отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, умение не выходить за контур изображения; развивать мелкую моторику, глазомер, цветовосприятие.

Пальчиковая гимнастика

«Цветы»( картотека стр 5)

Беседа «Чему учит мама своих малышей»

Папка -передвижка : Очень важные вещи в пластилинографии, как в нетрадиционном методе лепки»

Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 1985.

Пополнение уголка творчества печатями для лепки, формочками для лепки.

апрель

На прогулке

Наблюдения: за солнцем,за небом  за кучевыми облаками.

Просмотр мульфильма « Облака белогривые лошадки»

Конспект занятия

Тема: «Бабочка красавица!»

Цель: Учить изображать на горизонтальной плоскости природный объект - «бабочку». Закреплять умения и навыки в работе с пластилином - отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, шарики, упражнять в способе многослойной пластилинографии.

Пальчиковая гимнастика 

«Бабочка»( картотека стр 6)

Консультация для воспитателей

«Нетрадиционное рисование пластилином»

Консультация «Полезные сказки».

Консультация « Пластелиновые сказки»

Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий/ А.А. Грибовская.- М.: Скрипторий, 2008.

май

Конспект занятия

Игра-инсценировка герои пластилинографии «Теремок»

Конспект занятия

Тема: «Подсолнух – солнечный цветок!»

Цель: Учить «рисовать» пластилином «подсолнух», создавая объект на горизонтальной плоскости. Закреплять умение, используя цветовую гамму и знакомые приемы лепки, точно передавать характерные особенности цветка.

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух» (картотека стр 6)

Итоговое мероприятие

Чудеса пластилинографии "Вот что я умею"

Цель: Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.

Оформление выставки «Пластилиновые чудеса» - галерея лучших детских работ

Выступление с опытом работы на итоговом педсовете

Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 1985.

Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004.

Пополнение центра театра героями сказки  «Теремок»

Пополнение картотеки « Палчиковые игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования (2020-2024г.)

quot;Развитие познавательных способностей детей методом детского эксперементирования"...

План по самообразованию 2020-2024гг.

План по самообразованию 2020-2024гг....

План по самообразованию 2020-2021 уч.год

В 2020 - 2021 учебном году я решила работать над темой «Нетрадиционные техники рисования с детьми подготовительной к школе группе»....

План по самообразованию 2020- 2021 "Формирование экологического воспитания дошкольников, через ознакомление с природой родного края"

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспит...

План по самообразованию 2020-2026

План по  самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности»...

План по самообразованию. Тема: «Пластилинография и ее виды как средство развития творческих способностей детей».

План по самообразованиюна 2020-2021 гг. Фамилия Имя Отчество: Лукьянова Елена ПетровнаОбразование: высшее педагогическое.Тема самообразования: «Пластилинография и ее виды как средство ...