План по самообразованию 2020 " Пластилинография"
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №239» города Барнаула
(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №239»)
План по самообразованию
Тема: «Нетрадиционный метод лепки- «Пластилинография»
Средняя группа № 11
на 2020/2021 учебный год
Составила воспитатель:
Назаренко Н.Д..
Актуальность:
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Вышеизложенное убедило меня в актуальности выбранной темы: лепка нетрадиционной техникой обладает таким воздействием на человека, что формирует и развивает его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом, благоприятно влияет на развитие психических процессов (память, внимание, мышление, речь).
Цель работы по самообразованию :
Создание условий для формирования и активизации творческого потенциала детей через технологию «Пластилинография»; выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Повысить свой собственный уровень знаний путем изучения новой литературы по работе с пластилином, литературы о пластилинографии и ее видах, изучение новейших публикаций в интернете.
2. Разработать перспективный план работы с детьми в средней группе по теме самообразования.
3. Подготовить и провести открытое занятие в средней группе по художественно – эстетическому развитию – лепке с использованием технологии «пластилинография».
песочной массой, , бусинками, крупным бисером, крупами различных видов, различными видами печаток, трафаретов, альбомами с образцами.
Ожидаемый результат:
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. Планируется, что к концу учебного года дети:
- Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
- В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
- Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
- Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография"проходят в виде смотров-выставок в группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Взаимодействие с педагогами ДОУ:
1.Выступление на Педагогическом совете с отчетом о проделанной работе по теме самообразования (срок: май).
Используемая литература:
1.Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий/ А.А. Грибовская.- М.: Скрипторий, 2008.
2. Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет/ А.А. Грибовская . - М.: Сфера, 2010.
3. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 1985.
3. Комарова, Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Педагогика, 1990.
4. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду/ Е.А. Коссаковская.- М.: Учпедгиз,1961.
5. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей/ В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова - М.: Просвещение, 1987.
6. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ В.Б. Косминская. - М.: Просвещение, 1977.
7. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И.А. Лыкова.- М.: Карапуз, 2007.
8. Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2005.
9. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004.
11.Бардышева Т.Ю. Развитие мелкой моторики рук: М.:ТЦ Сфера,2016. С265.
12. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.:
Издательство «Скрипторий», 2015. С-265.
13. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн: пластилинография». 2013. С-270.
14. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн-2: поделки из бросового материала»;
2013. С-299.
15. Давыдова Г.Н. Подарки к праздникам Пластинография. 2016. С-172.
16. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2012. С-99
17. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском
саду. Пластинография. 2014. С-272.
План работы по самообразованию
Таблица 1
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Изучение лит-ры, пополнение РППС |
сентябрь | На прогулке наблюдение за изменением цвета листьев Сбор листьев для гербария и поделок из пластилина. Конспект занятия Тема: «Листья кружатся» Цель: ознакомить детей с техникой пластилинографии: контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство выделенное контуром. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе. Пальчиковая гимнастика «Листья кружатся» (картотека стр 1) | Наглядная информация: папка-передвижка Пластилинография–что это такое» | Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей Бардышева Т.Ю. Развитие мелкой моторики рук Давыдова Г.Н. «Детский дизайн: пластилинография». 2013. С-270. Изготовление картотеки « Пальчиковые игры» |
октябрь | На прогулке Сбор природного материала( веточки , листочки , камушки.) Конспект занятия «Урожай собирай на зиму запасай» Цель: учить создавать изображение фруктов и овощей на плоскости с помощью пластилина, закрепить приёмы техники «платилинография» отщипывание, раскатывание, придавливание. Конспект «Урожай в банке» Цель: Учить детей работать конччиками пальцев , скатывать маленькие колобочки, и колбаски. Групповая деятельность Беседы: «Из чего состоит борщ?» Пальчиковая гимнастика «Овощи – фрукты»(картотека стр1) Чтение: Б. Заходер «Огород» | Конкурс «Осенняя фантазия», изготовление поделок из природного материала и пластелина. | Рекомендации для родителей на тему «Как выбрать пластилин, его разновидность» Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2005. В центре изобразительной деятельности разместить наглядно дидактическое пособие по лепке. |
ноябрь | Тема: «Грибы-грибочки выросли в лесочке» Цель: продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии. Пальчиковые игры «Грибы»( картотека стр1) «Осенние зонтики» Цель: Учить создавать цветное изображение «зонтика» на плоскости при помощи пластилина; закреплять умение и навыки- отщипывание, скатывание шариков и жгутиков. Побуждать в самостоятельном выборе ц Пальчиковая гимнастика «Дождик»( картотека стр 2) Групповая деятельность Беседы: «Где растут грибочки» Д/И «Грибочки» | Консультация для родителей «Нетрадиционное рисование пластилином» | Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2015. С-265. В Центре ИЗО деятельности разместить трафареты с овощами и фруктами, грибами |
декабрь | Конспект занятия Тема: «Снеговик, снеговик, Он не мал и не велик» Цель: продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии - скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать. Пальчиковая гимнастика «Зима»(картотека стр2) Конспект занятия «Новогодняя игрушка» Цель: Формировать у детей обобщённое представление о ёлочных игрушках. Продолжать осваивать навык мозаичной пластилинографии –скатывать мелкие шарики нужного цвета, заполняя поверхность объекта, слегка прижимая. Пальчиковая гимнастика «Снеговик» ( Стр 2.) Д/И « Мозайка» | Папка-передвижка «Чудолепка» Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку ПЛАСТИЛИН». | Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Пластинография. 2014. С-272. |
январь | Тема: «Волшебная снежинка» Цель: Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Конспект занятия «Прилетели снегири» Цель: учить передавать форму предмета (снегиря, учить размазывать пластилин в одном направлении, развивать творческие способности, мелкую моторику. Пальчиковая игра«Снег» ( картотека стр 3 ) Беседы: Птицы, мороз, сильный мороз. Д/И « Лото -птицы» | Консультация на тему «Занятия с пластилином в домашних условиях» | Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004. Пополнение уголка природы наглядным материалом «Птицы» |
февраль | Просмотр мультфильма «Пластелиновая ворона» Конспект занятия «Кораблик для папы» Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости объект «кораблик» сочетая разные приёмы техники. Закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, общую и мелкую моторику, воспитывать самостоятельность. Пальчиковая гимнастика «Защитники Отечества»(стр 4) | Папка - передвижка «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей» | Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2015. С-265. Создание картотеки пальчиковых игр |
март | Конспект занятия Тема: «Блюдце и чашка» Цель: Учить изображать на плоскости предмет чайной посуды – «чашка, блюдце», упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – контурной пластилинографии; закрепить представление о посуде. Пальчиковая гимнастика «Помощники»( картотека стр 5) Конспект занятия Тема: «Ромашки» Цель: Учить передавать форму предмета и природные особенности растения посредством пластилина. Закреплять навыки работы с пластилином: отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, умение не выходить за контур изображения; развивать мелкую моторику, глазомер, цветовосприятие. Пальчиковая гимнастика «Цветы»( картотека стр 5) Беседа «Чему учит мама своих малышей» | Папка -передвижка : Очень важные вещи в пластилинографии, как в нетрадиционном методе лепки» | Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 1985. Пополнение уголка творчества печатями для лепки, формочками для лепки. |
апрель | На прогулке Наблюдения: за солнцем,за небом за кучевыми облаками. Просмотр мульфильма « Облака белогривые лошадки» Конспект занятия Тема: «Бабочка красавица!» Цель: Учить изображать на горизонтальной плоскости природный объект - «бабочку». Закреплять умения и навыки в работе с пластилином - отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, шарики, упражнять в способе многослойной пластилинографии. Пальчиковая гимнастика «Бабочка»( картотека стр 6) | Консультация для воспитателей «Нетрадиционное рисование пластилином» Консультация «Полезные сказки». Консультация « Пластелиновые сказки» | Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий/ А.А. Грибовская.- М.: Скрипторий, 2008. |
май | Конспект занятия Игра-инсценировка герои пластилинографии «Теремок» Конспект занятия Тема: «Подсолнух – солнечный цветок!» Цель: Учить «рисовать» пластилином «подсолнух», создавая объект на горизонтальной плоскости. Закреплять умение, используя цветовую гамму и знакомые приемы лепки, точно передавать характерные особенности цветка. Пальчиковая гимнастика «Подсолнух» (картотека стр 6) Итоговое мероприятие Чудеса пластилинографии "Вот что я умею" Цель: Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. | Оформление выставки «Пластилиновые чудеса» - галерея лучших детских работ Выступление с опытом работы на итоговом педсовете | Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 1985. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004. Пополнение центра театра героями сказки «Теремок» Пополнение картотеки « Палчиковые игры» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования (2020-2024г.)
quot;Развитие познавательных способностей детей методом детского эксперементирования"...
План по самообразованию 2020-2024гг.
План по самообразованию 2020-2024гг....
План по самообразованию 2020-2021 уч.год
В 2020 - 2021 учебном году я решила работать над темой «Нетрадиционные техники рисования с детьми подготовительной к школе группе»....
План по самообразованию 2020- 2021 "Формирование экологического воспитания дошкольников, через ознакомление с природой родного края"
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспит...
План по самообразованию 2020-2026
План по самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности»...
План по самообразованию. Тема: «Пластилинография и ее виды как средство развития творческих способностей детей».
План по самообразованиюна 2020-2021 гг. Фамилия Имя Отчество: Лукьянова Елена ПетровнаОбразование: высшее педагогическое.Тема самообразования: «Пластилинография и ее виды как средство ...