План профессионального самообразования (2020-2024г.)
методическая разработка (старшая группа)
"Развитие познавательных способностей детей методом детского эксперементирования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_yafonkina_k.m.docx | 50.23 КБ |
Предварительный просмотр:
План профессионального самообразования
(2020-2024г.)
ФИО: Яфонкина Ксения Михайловна
Должность: воспитатель
Образование: высшее
Разделы плана:
- Изучение психолого-педагогической литературы;
- Разработка программно-методического обеспечения.
Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»
Актуальность темы: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.
У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Систематизировать знания по приоритетному направлению
деятельности.
План самообразования составлен в соответствии с документами:
- Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Образовательная программа МБДОУ
Наименование мероприятий | Организационно-педагогические мероприятия | Год реализации | ||||||||
|
| |||||||||
1. | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования | Реализация | 2020-2024г. | |||||||
2. | ИвановаА.И.. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера,2009. — 56 с., 2009 | Изучение и внедрение в работу | 2020-2024г. | |||||||
3. | “Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова. | Реализация в образовательном процессе | 2020-2024г. | |||||||
4. | Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие). 1–7 лет». | Реализация во все виды деятельности | 2020-2024г. | |||||||
5. | Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г. | Реализация во все виды деятельности | 2020-2024г. | |||||||
6. | Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.. | Реализация во все виды деятельности | 2020-2024г. | |||||||
7. | Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с. | Изучение и внедрение в работу | 2024г. | |||||||
8. | Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с. | Аннотация на методическую литературу | 2024г. | |||||||
9. | Обзор информации в интернете по изучаемой теме | Перспективное планирование воспитательно-образовательно й работы | 2024г. | |||||||
|
| |||||||||
1. | Опыты с воздухом. | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | 2020г. | |||||||
2. | Опыты с магнитом | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | 2020г. | |||||||
3. | Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом» | Альбом | 2020г. | |||||||
4. | «Царство трёх ветров» | Открытый показ образовательной деятельности | 2020г. | |||||||
5. | «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» | Консультация | 2020г. | |||||||
6. | «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | Доклад и презентация по теме | 2020г. | |||||||
7. | «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка». | Консультация для педагогов ДОУ | 2020г | |||||||
8. | «Опытно- экспериментальная деятельность. | Посещение ООД у воспитателей ДОУ | 2020г | |||||||
9. |
2. «Холодный – горячий». Цель: Учить определять температуру воды. 3. «Чудесный мешочек». Цель: Развивать умение на ощупь определять твердый предмет. 4. «Водичка – водичка». Цель: Закрепить свойства воды. 5. «Откуда сосулька». Цель: Познакомить детей об образовании льда.
7. «Мутная водица». Цель: Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. 8. «Сладкая водичка». Цель: Формировать представление о том, что в воде растворяются | Проведение опытов | 2021г | |||||||
10. | «Воспитание познавательного интереса через опыты» | Консультация для родителей | 2021г | |||||||
11. | Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «волшебница-вода». | Родители вместе с детьми показывают опыты с водой | 2021г | |||||||
12 | Фот Выставка «Юные исследователи». | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | 2021г | |||||||
13 | Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» | Консультация для педагогов | 2021г | |||||||
14 | «Путешествие в страну математики». | Посещение ООД у воспитателей ДОУ по ФЭМП | 2021г | |||||||
15 | Обобщение результатов работы по теме. | На заседании методического объединения | 2021г | |||||||
16 | Проект «Огород на подоконнике» | Презентация проекта | 2021г | |||||||
17 | Сбор природного и бросового материала | В центр экспериментирования | 2022г | |||||||
18 | Исследование свойств песка и глины | во время игровой деятельности, прогулке. | 2022г | |||||||
19 | Самое интересное исследование в природе. | Конкурс | 2022г | |||||||
20 | «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | Доклад и презентация | 2022г | |||||||
21 | «Организация детского экспериментирования» | Консультация педагогам | 2022г | |||||||
22 | «Опыты с водой» | Мастер-класс для педагогов | 2022г | |||||||
23 | Изготовление и распространение памяток | Памятки | В течение всего периода 2022г | |||||||
24 | «Бывает ли воздуху жарко? | Игра-эксперимент | 2023г | |||||||
25 | «Путешествие в страну «Чудес и Превращений» «Соль и его свойства» «Воздух вокруг нас» | ООД Итоговое занятие | 2023г | |||||||
26 | «Путешествие капельки» Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений. «Лучшая книга загадок». «Огород на подоконнике». | Выставка рисунков Беседы Конкурс Проект | 2023г | |||||||
27 | «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование» «Волшебница вода» | Консультация для педагогов Мастер-класс | 2023г | |||||||
28 | Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования Опыты с водой. Опыты с воздухом. Опыты с магнитом. «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода | В природный уголок Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе Изучение свойств магнита Изучение свойств воздуха Проект | 2024г | |||||||
29 | «Как научить детей любить и беречь природу». «Организации самостоятельной деятельности ребенка». « Семейных презентаций по домашнему экспериментированию». Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». «Хочу всё знать!» «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин». | Консультация для родителей Памятка для родителей Конкурс Фотографии Консультация для педагогов ДОУ Доклад и презентация Презентация проекта Показательная НОД: | 2024г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...
План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.
Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
План профессионального самообразования воспитателя .
Тема: «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры детей младшего возраста»....
План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...
План профессионального самообразования воспитателя на пять лет.
План самообразованияПлан профессионального самообразованияна 5 лет (2017-2021г.)Тема самообразования: «Развитие познавательной активности воспитанников ДОУ в проектной деяте...
План профессионального самообразования педагога.
План профессионального самообразования педагога2015-2016г.Воспитатель: Гудкова С. А.Тема: «Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».Цель:Помочь раскрыть пер...