План профессионального самообразования (2020-2024г.)
методическая разработка (старшая группа)

Яфонкина Ксения Михайловна

"Развитие познавательных способностей детей методом детского эксперементирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_yafonkina_k.m.docx50.23 КБ

Предварительный просмотр:

План профессионального самообразования

(2020-2024г.)

ФИО: Яфонкина Ксения Михайловна

Должность: воспитатель

Образование: высшее

Разделы плана:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы;
  2. Разработка программно-методического обеспечения.

Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»

Актуальность темы: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

         Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших   дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития. 

Задачи:

                Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: 
               -изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности; 
               - создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
               - поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и                             критическое отношение к миру;
              -  развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; 
              - развить творческие способности, любознательность, наблюдательность; 
              - развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес          детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

              -развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.  
              Систематизировать знания по приоритетному направлению 
              деятельности.

План самообразования составлен в соответствии с документами:

  • Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Образовательная программа МБДОУ

Наименование мероприятий

Организационно-педагогические

мероприятия

Год реализации

 

  1. Научно-теоретическая подготовка

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Реализация

2020-2024г.

2.

ИвановаА.И.. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера,2009. — 56 с., 2009

Изучение и внедрение в работу

2020-2024г.

3.

“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.

Реализация в образовательном процессе

2020-2024г.

4.

Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие). 1–7 лет».

Реализация  во все виды деятельности

2020-2024г.

5.

Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г.

Реализация  во все виды деятельности

2020-2024г.

6.

 Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с..

  Реализация  во все виды деятельности

2020-2024г.

7.

Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

Изучение и внедрение в работу

2024г.

8.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

Аннотация на методическую литературу

2024г.

9.

Обзор информации в интернете по изучаемой теме

Перспективное планирование воспитательно-образовательно й работы

2024г.

 

  1. Разработка программно-методического обеспечения

1.

 Опыты с воздухом.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

2020г.

2.

Опыты с магнитом

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

2020г.

3.

 Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом»

Альбом

2020г.

4.

 «Царство трёх ветров»

Открытый показ образовательной деятельности

       2020г.

5.

 «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» 

Консультация

2020г.

6.

 «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Доклад и презентация по теме

2020г.

7.

«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».

 Консультация для педагогов ДОУ

         2020г

  8.

 «Опытно- экспериментальная деятельность.

Посещение ООД у воспитателей ДОУ

       2020г

  9.

  1. 1. Какая бывает вода». Цель:  Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

2. «Холодный – горячий».  Цель:  Учить определять температуру воды.

3.  «Чудесный мешочек».  Цель:  Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

4.  «Водичка – водичка». Цель: Закрепить свойства воды.

5.  «Откуда сосулька».  Цель:   Познакомить детей об образовании льда.

  1. 6. «Игры с султанчиками». Цель: Познакомить со свойством воздуха – движение.

7. «Мутная водица». Цель:  Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

8. «Сладкая водичка».  Цель: Формировать представление о том, что в воде растворяются

Проведение опытов

          2021г

10.

 «Воспитание познавательного интереса через опыты»

Консультация для  родителей 

       2021г

11.

 Открытое заседание клуба «Юный исследователь»  по теме «волшебница-вода». 

 Родители вместе с детьми показывают опыты с водой

       2021г

12

Фот     Выставка «Юные исследователи».

 Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

       2021г

13

 Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов

2021г

14

 «Путешествие в страну математики».

Посещение ООД у воспитателей ДОУ по ФЭМП

2021г

15

Обобщение результатов работы по теме.

На заседании методического объединения

        2021г

16

 Проект «Огород на подоконнике»

Презентация проекта

        2021г

17

Сбор природного и бросового материала

В центр экспериментирования

2022г

18

 Исследование свойств песка  и глины

во время игровой деятельности, прогулке.

2022г

19

 Самое интересное исследование в природе.

Конкурс

2022г

20

 «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Доклад и презентация

2022г

21

«Организация детского экспериментирования»

Консультация педагогам

2022г

22

 «Опыты с водой»

Мастер-класс для педагогов

2022г

23

 Изготовление и распространение памяток

Памятки

В течение всего периода

2022г

24

 «Бывает ли воздуху жарко?

Игра-эксперимент

         2023г

25

«Путешествие в страну «Чудес и Превращений»

 «Соль и его свойства»

 «Воздух вокруг нас»

ООД

Итоговое занятие

2023г

26

 «Путешествие капельки»                               Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

 «Лучшая книга загадок».

 «Огород на подоконнике». 

Выставка рисунков 

Беседы

Конкурс

Проект 

         2023г

27

«Развитие познавательной активности детей через экспериментирование»

«Волшебница вода»

Консультация для педагогов

Мастер-класс 

2023г

28

Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования

Опыты с водой.

Опыты с воздухом.

Опыты с магнитом.

 «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода   

В природный уголок

Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе

Изучение свойств магнита

Изучение свойств воздуха 

Проект

2024г

29

«Как научить детей любить и беречь природу».

 «Организации самостоятельной деятельности ребенка».

 « Семейных презентаций по домашнему экспериментированию».

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

 «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

«Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

 «Хочу всё знать!»

 «Огонь – хороший

слуга, но плохой хозяин».

Консультация для родителей 

Памятка для родителей 

Конкурс

Фотографии

Консультация для педагогов ДОУ

Доклад и презентация

Презентация проекта

Показательная НОД:

2024г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План профессионального самообразования воспитателя .

Тема: «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры детей младшего возраста»....

План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...

План профессионального самообразования воспитателя на пять лет.

План самообразованияПлан профессионального самообразованияна 5 лет (2017-2021г.)Тема самообразования:  «Развитие познавательной  активности воспитанников ДОУ в проектной деяте...

План профессионального самообразования педагога.

План профессионального самообразования педагога2015-2016г.Воспитатель: Гудкова С. А.Тема: «Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».Цель:Помочь раскрыть пер...