Направления и принципы взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ
материал
Взаимодействие с семьей является одной из наиболее сложных сфер деятельности в образовании, поскольку в современных условиях жизни взрослый человек-родитель отдает большую часть времени карьерному росту, ведению индивидуального предпринимательства или, наоборот, поиску работы, заботе об экономической выживаемости семьи и т.д., хотя потребность в успешном взаимодействии с ДОУ при дефиците личного времени остается для родителя актуальной.
Семья нуждается в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении воспитания ребенка. ДОУ становится и центром образования детей, и культурным центром для населения, и носителем психолого-педагогической культуры. Система психологического сопровождения и обеспечения обучения, воспитания и развития ребенка в ДОУ становится не только нормой реализации образовательных задач, но и необходимым компонентом образовательной системы.
Психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.
Взаимодействия психолога с родителями – это инвариант профессиональной культуры психолога, образующий основу для успешного психолого-педагогического решения задач взаимодействия психолога и родителей как субъектов образования; является интегративной характеристикой психолога как субъекта взаимодействия с родителями в образовании, проявляясь в системе знаний, умений, ценностей, индивидуальных и личностно-смысловых свойств; выполняет функции генетического механизма в процессах надстраивания, совершенствования субъект-субъектного взаимодействия и варьирования содержания взаимодействия с родителями как субъектом образования.
Развитие взаимодействия психолога с родителями обусловлено эмоциональными, аутопсихологическими и когнитивными детерминантами. Психологические детерминанты обеспечивают восхождение на качественно новые уровни проявления всей структуры: от единичного факта, эмпирического обобщения, модели деятельности к теории и культуре.
Направления взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников
Познавательное направление направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства.
Информационно-аналитическое направление направлено на изучения семьи, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Работа педагогического состава начинается с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Наглядно-информационное направление направлено на проявление у родителей осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (пониманию потребностей ребёнка); готовностью родителей к сотрудничеству с педагогами.
Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. В работе с родителями досуговое направление является самым привлекательным. Система будет полноценной при условии построения на основе взаимодействия четырех направлений работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.
Принципы взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников
- Участие психолога в родительских собраниях, в соответствии с планом ОУ;
- Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам;
- Диагностика семейных взаимоотношений по запросу.
«Слабые места» в работе с родителями - переоценка возможностей педагога ДОУ. Зачастую родители «снимают с себя ответственность» ожидая, что педагог на 100% обеспечит воспитательный процесс ребенка. В этих условиях формируется неправильная психологическая установка педагогов и родителей в реализации их воспитательно-образовательных функций и в процессе сотрудничества. При этом у каждой стороны существует позиция конфронтации: они выясняют, кто что обязан, кто что должен, кто прав, кто виноват.
Эффективная организация работы с родителями воспитанников
Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.
Первый — обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Психологическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. А, как известно, страх изменений у современных россиян и так выражен достаточно сильно. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы. Если родитель отказывается от взаимодействия с психологом, у него есть на это причины.
Второй — это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Это означает, что психолог осознает и принимает свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей.
А возникающие у себя чувства обиды, раздражения, злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса взаимодействия. Поэтому он и дает им право скептически относиться к советам, право иметь и проявлять в отношении психолога различные чувства. Если родитель испытывает в отношении психолога негативные чувства, это не означает, что он конченый человек.
Третий — необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами. Как уже говорилось, большинство родителей не знают ничего о роли психолога и его возможностях. Поэтому может возникнуть либо страх взаимодействия (вдруг психолог увидит то, что не хотелось бы показывать), либо недооценка его значимости, но и в том и в другом случае возникает стремление избежать его. Мотивирование необходимо еще и потому, что взаимодействие с психологом может актуализировать у родителей собственные внутриличностные конфликты. Поэтому у них мотивация к взаимодействию должна быть сильнее собственного сопротивления к работе. Если родитель не приходит на встречу к психологу — это означает, что его неправильно позвали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_psihologa_i_roditeley_v_dou.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления и принципы взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ
Педагог-психолог МБДОУ детский сад № 4
Мамеева Т.А.
Взаимодействие с семьей является одной из наиболее сложных сфер деятельности в образовании, поскольку в современных условиях жизни взрослый человек-родитель отдает большую часть времени карьерному росту, ведению индивидуального предпринимательства или, наоборот, поиску работы, заботе об экономической выживаемости семьи и т.д., хотя потребность в успешном взаимодействии с ДОУ при дефиците личного времени остается для родителя актуальной.
Семья нуждается в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении воспитания ребенка. ДОУ становится и центром образования детей, и культурным центром для населения, и носителем психолого-педагогической культуры. Система психологического сопровождения и обеспечения обучения, воспитания и развития ребенка в ДОУ становится не только нормой реализации образовательных задач, но и необходимым компонентом образовательной системы.
Психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.
Взаимодействия психолога с родителями – это инвариант профессиональной культуры психолога, образующий основу для успешного психолого-педагогического решения задач взаимодействия психолога и родителей как субъектов образования; является интегративной характеристикой психолога как субъекта взаимодействия с родителями в образовании, проявляясь в системе знаний, умений, ценностей, индивидуальных и личностно-смысловых свойств; выполняет функции генетического механизма в процессах надстраивания, совершенствования субъект-субъектного взаимодействия и варьирования содержания взаимодействия с родителями как субъектом образования.
Развитие взаимодействия психолога с родителями обусловлено эмоциональными, аутопсихологическими и когнитивными детерминантами. Психологические детерминанты обеспечивают восхождение на качественно новые уровни проявления всей структуры: от единичного факта, эмпирического обобщения, модели деятельности к теории и культуре.
Направления взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников
Познавательное направление направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства.
Информационно-аналитическое направление направлено на изучения семьи, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Работа педагогического состава начинается с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Наглядно-информационное направление направлено на проявление у родителей осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (пониманию потребностей ребёнка); готовностью родителей к сотрудничеству с педагогами.
Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. В работе с родителями досуговое направление является самым привлекательным. Система будет полноценной при условии построения на основе взаимодействия четырех направлений работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.
Принципы взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников
- Участие психолога в родительских собраниях, в соответствии с планом ОУ;
- Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам;
- Диагностика семейных взаимоотношений по запросу.
«Слабые места» в работе с родителями - переоценка возможностей педагога ДОУ. Зачастую родители «снимают с себя ответственность» ожидая, что педагог на 100% обеспечит воспитательный процесс ребенка. В этих условиях формируется неправильная психологическая установка педагогов и родителей в реализации их воспитательно-образовательных функций и в процессе сотрудничества. При этом у каждой стороны существует позиция конфронтации: они выясняют, кто что обязан, кто что должен, кто прав, кто виноват.
Эффективная организация работы с родителями воспитанников
Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.
Первый — обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Психологическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. А, как известно, страх изменений у современных россиян и так выражен достаточно сильно. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы. Если родитель отказывается от взаимодействия с психологом, у него есть на это причины.
Второй — это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Это означает, что психолог осознает и принимает свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей.
А возникающие у себя чувства обиды, раздражения, злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса взаимодействия. Поэтому он и дает им право скептически относиться к советам, право иметь и проявлять в отношении психолога различные чувства. Если родитель испытывает в отношении психолога негативные чувства, это не означает, что он конченый человек.
Третий — необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами. Как уже говорилось, большинство родителей не знают ничего о роли психолога и его возможностях. Поэтому может возникнуть либо страх взаимодействия (вдруг психолог увидит то, что не хотелось бы показывать), либо недооценка его значимости, но и в том и в другом случае возникает стремление избежать его. Мотивирование необходимо еще и потому, что взаимодействие с психологом может актуализировать у родителей собственные внутриличностные конфликты. Поэтому у них мотивация к взаимодействию должна быть сильнее собственного сопротивления к работе. Если родитель не приходит на встречу к психологу — это означает, что его неправильно позвали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей группы компенсирующей направленности.
Семья, первая общественная ступень в жизни человека и роль семьи в воспитании детей огромна, т. к. она влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительск...
Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями
Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе....
Презентация "ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС"
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родите...
"Творческая мастерилка" как форма взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ в рамках ФГОС
Презентация представляет собой опыт работы педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ....
Сборник памяток педагога-психолога для консультирования родителей воспитанников в детском саду
В разработку собраны несколько памяток педагога-психолога по типичным темам для консультирования родителей и педагогов....
Статья на тему "Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями"
Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями.По новой федеральной образовательной программе (ФОП) основной целью взаимодействия педагогов и родителей (законных пр...
Взаимодействие педагога-психолога ДОО с родителями
Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с сем...