Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет
проект (младшая группа)

Гаязова Любовь Викторовна
Сообщение из опыта работы для воспитателей на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет» (с презентацией) в рамках городского методического объединения №2 воспитателей групп раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek_22.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Шатлык» городского округа

город Октябрьский Республики Башкортостан

                                                                                         

                                                                                                              Согласовано

                                                                                                              методист ИМК ОО

                                                                                                                           _________Никонец С.Ю.

                                                                                                               Согласовано

                                                                                                                _________ЖуравлёваА.Н.

Сообщение из опыта работы

для воспитателей

на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет»

(с презентацией)

в рамках городского методического объединения №2

воспитателей групп раннего возраста

 

                             Гаязова Любовь Викторовна

                             воспитатель

                                                                                                           высшей квалификационной

                                                                                                           категории

                                                                                                           Согласовано

                                                                                                           старший воспитатель

                                   __________Хисамиева А.Ф.

                                    дата проведения:          2021г.  

     

                                   

                                     

                             

                                       

                                      2021-2022 учебный год

                                               «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

чем больше он знает, и усвоил,

чем большим количеством элементов

действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее

при других равных условиях будет его

творческая, исследовательская деятельность»,

Лев Семёнович Выгодский.

Актуальность

Поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо - видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н.Н. Подъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Поэтому необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Цель и задачи опыта работы:

Цель моей работы - развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в организованной-образовательной деятельности.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

*подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

*способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

*формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

*способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

* испытывать чувство удовлетворения от проделанной работы.  

Изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.

Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается:

*в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

*в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

*в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.

*опыты используются для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности для ознакомления детей со свойствами неживой природы данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.

Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов, картотека опытов, игры по экспериментированию.

Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.

*организованная-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.

*совместная деятельность педагога и детей.

*самостоятельная деятельность детей.

Тема: «Вода»

Свою работу я начала с экспериментов с водой. В режимных моментах    с помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети убедились в том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой, что вода может быть теплой и холодной.

На прогулке утоляя жажду водой, сделали вывод, что вода не имеет вкуса.

В процессе полива комнатных цветов, дети получили элементарные представление о процессе испарения воды и необходимости для жизни растений.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что:

*вода прозрачная;

*прозрачная вода может стать мутной;

* некоторые вещества в воде растворяются и могут передавать воде свой      вкус;

* вода может превращаться в лед.

Тема: «Лёд»

Снег, лед, катания на санках, игра в снежки, постройки разных зимних фигурок из снега и льда вызывает у малышей много восторга, радости и счастья. Наблюдая за играми детей со снегом, я убедилась в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении снега и льда, а также использования в совместных и самостоятельных играх.

Зима – самое время проводить опыты со снегом и льдом. Простейшие опыты со снегом и льдом чем-то напоминают ребенку фокусы, главное – дать маленькому человечку возможность все сделать самому.

   На прогулке воспитанники увидели сосульки на крыше веранды. Стали спрашивать: Что это? Я ответила: Льдинки и называются сосульки. Они захотели потрогать и рассмотреть сосульки. Одна сосулька выскользнула из рук воспитанника и разлетелась на кусочки. Ребята расстроились. Я их успокоила и пообещала, что сделаем ещё красивее льдинки.

На ООД по художественно-эстетическому развитию: лепка «Сосульки» и рисование «Сосульки-плаксы» дети узнали, как из снега образуются сосульки.  На ООД познание провели эксперименты в результате которых пришли к выводу, что лёд:

* бесцветный, прозрачный

*холодный, скользкий, твёрдый

*при окрашивании меняет цвет,

*в тепле превращается в воду

Результатом проведённых опытов стал украшенный разноцветными льдинками снежный торт.

 Тема: «Песок»

Во время прогулки проводились различные эксперименты с песком. Дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. Катали валик с рисунком по мокрому песку. Пропускали через сито мокрый и сухой песок. В конце подвели итог:

*мокрый песок принимает любую нужную форму.

*на мокром песке остаются следы и отпечатки.

*сухой песок может сыпаться.

*песок – это множество песчинок.

Тема: «Воздух»

Представления о воздухе получили при проведении игры «Поймаем мыльные пузыри», «Мой весёлый, звонкий мяч», «Лодочка плыви», «Вертушка» дети поняли в том, что:

* воздух не виден, но он есть

*мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

*предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

*ветер – это движение воздуха.

Тема: «Лёгкий-тяжёлый»

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» дети получили представления о том, что

* тяжелые предметы тонут в воде, а лёгкие нет

Взаимодействие с родителями воспитанников

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.

Проведена консультация на тему: «Развитие поисково-экспериментальной деятельности у воспитанников дошкольного возраста.», «Опыты с водой и льдом». В родительскую группу периодически отправляли фотоотчёт о проделанных экспериментах.

Выводы: 

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной. Были созданы фотоальбомы «Снежные и ледяные фантазии» и «Наши увлекательные эксперименты».

 Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире позволили детям:

* увидеть результаты собственных экспериментальных действий.

* проводить эксперименты и делать первые выводы.

*сформировать представление о свойствах воды, льда, песка, воздуха.

* понять достаточно сложные экологические знания.

* испытать радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий

* высказывания детей стали более точными, разнообразными, интересными

Повысилась педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательной деятельности своего ребенка, появились   общие интересы детей и родителей.

Были созданы необходимые условия для поисковой деятельности детей.

 Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Поэтому планирую дальнейшее использование экспериментирования в своей работе при ознакомлении детей со свойствами бумаги, магнита, лёгких и тяжёлых предметов и т.д.

Дальнейшее использование экспериментирования в работе активизирует поисковую активность детей. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Литература:

1. Дыбина,О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

2. Дыбина,О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера

3.ДыбинаО.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ «Сфера», 2001.

4.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

5.Николаева С.Н. « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М.1995.

6.  Николаева  С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М. 1999

7.Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах». Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

8. Соломенникова О.В. « Экологическое воспитание в детском саду.»  Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Опытно-экспериментальная деятельности, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста по свой природе пытливые исследователи, поэтому грамотная организация детского экспериментирования позволяет как нельзя лучше удовлетворить интересы и потребности детей....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В статье представлены результаты педагогического опыта по формированию исследовательских умений дошкольников  в процессе экспериментальной деятельности, способствующих развитию у детей наблюдател...

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (консультация для педагогов)

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго....

Сообщение из опыта работы для воспитателей на тему «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет»

Сообщение из опыта работы для воспитателей на тему "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет"...