Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет
проект (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Шатлык» городского округа
город Октябрьский Республики Башкортостан
Согласовано
методист ИМК ОО
_________Никонец С.Ю.
Согласовано
_________ЖуравлёваА.Н.
Сообщение из опыта работы
для воспитателей
на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет»
(с презентацией)
в рамках городского методического объединения №2
воспитателей групп раннего возраста
Гаязова Любовь Викторовна
воспитатель
высшей квалификационной
категории
Согласовано
старший воспитатель
__________Хисамиева А.Ф.
дата проведения: 2021г.
2021-2022 учебный год
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,
чем больше он знает, и усвоил,
чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своём опыте,
тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет его
творческая, исследовательская деятельность»,
Лев Семёнович Выгодский.
Актуальность
Поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо - видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н.Н. Подъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Поэтому необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Цель и задачи опыта работы:
Цель моей работы - развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в организованной-образовательной деятельности.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
*подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
*способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
*формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
*способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
* испытывать чувство удовлетворения от проделанной работы.
Изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.
Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается:
*в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
*в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
*в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.
*опыты используются для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности для ознакомления детей со свойствами неживой природы данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.
Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов, картотека опытов, игры по экспериментированию.
Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.
*организованная-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
*совместная деятельность педагога и детей.
*самостоятельная деятельность детей.
Тема: «Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой. В режимных моментах с помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети убедились в том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой, что вода может быть теплой и холодной.
На прогулке утоляя жажду водой, сделали вывод, что вода не имеет вкуса.
В процессе полива комнатных цветов, дети получили элементарные представление о процессе испарения воды и необходимости для жизни растений.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что:
*вода прозрачная;
*прозрачная вода может стать мутной;
* некоторые вещества в воде растворяются и могут передавать воде свой вкус;
* вода может превращаться в лед.
Тема: «Лёд»
Снег, лед, катания на санках, игра в снежки, постройки разных зимних фигурок из снега и льда вызывает у малышей много восторга, радости и счастья. Наблюдая за играми детей со снегом, я убедилась в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении снега и льда, а также использования в совместных и самостоятельных играх.
Зима – самое время проводить опыты со снегом и льдом. Простейшие опыты со снегом и льдом чем-то напоминают ребенку фокусы, главное – дать маленькому человечку возможность все сделать самому.
На прогулке воспитанники увидели сосульки на крыше веранды. Стали спрашивать: Что это? Я ответила: Льдинки и называются сосульки. Они захотели потрогать и рассмотреть сосульки. Одна сосулька выскользнула из рук воспитанника и разлетелась на кусочки. Ребята расстроились. Я их успокоила и пообещала, что сделаем ещё красивее льдинки.
На ООД по художественно-эстетическому развитию: лепка «Сосульки» и рисование «Сосульки-плаксы» дети узнали, как из снега образуются сосульки. На ООД познание провели эксперименты в результате которых пришли к выводу, что лёд:
* бесцветный, прозрачный
*холодный, скользкий, твёрдый
*при окрашивании меняет цвет,
*в тепле превращается в воду
Результатом проведённых опытов стал украшенный разноцветными льдинками снежный торт.
Тема: «Песок»
Во время прогулки проводились различные эксперименты с песком. Дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. Катали валик с рисунком по мокрому песку. Пропускали через сито мокрый и сухой песок. В конце подвели итог:
*мокрый песок принимает любую нужную форму.
*на мокром песке остаются следы и отпечатки.
*сухой песок может сыпаться.
*песок – это множество песчинок.
Тема: «Воздух»
Представления о воздухе получили при проведении игры «Поймаем мыльные пузыри», «Мой весёлый, звонкий мяч», «Лодочка плыви», «Вертушка» дети поняли в том, что:
* воздух не виден, но он есть
*мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
*предметы могут передвигаться при помощи воздуха.
*ветер – это движение воздуха.
Тема: «Лёгкий-тяжёлый»
На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» дети получили представления о том, что
* тяжелые предметы тонут в воде, а лёгкие нет
Взаимодействие с родителями воспитанников
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.
Проведена консультация на тему: «Развитие поисково-экспериментальной деятельности у воспитанников дошкольного возраста.», «Опыты с водой и льдом». В родительскую группу периодически отправляли фотоотчёт о проделанных экспериментах.
Выводы:
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной. Были созданы фотоальбомы «Снежные и ледяные фантазии» и «Наши увлекательные эксперименты».
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире позволили детям:
* увидеть результаты собственных экспериментальных действий.
* проводить эксперименты и делать первые выводы.
*сформировать представление о свойствах воды, льда, песка, воздуха.
* понять достаточно сложные экологические знания.
* испытать радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий
* высказывания детей стали более точными, разнообразными, интересными
Повысилась педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательной деятельности своего ребенка, появились общие интересы детей и родителей.
Были созданы необходимые условия для поисковой деятельности детей.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Поэтому планирую дальнейшее использование экспериментирования в своей работе при ознакомлении детей со свойствами бумаги, магнита, лёгких и тяжёлых предметов и т.д.
Дальнейшее использование экспериментирования в работе активизирует поисковую активность детей. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Литература:
1. Дыбина,О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
2. Дыбина,О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера
3.ДыбинаО.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ «Сфера», 2001.
4.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
5.Николаева С.Н. « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М.1995.
6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М. 1999
7.Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах». Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
8. Соломенникова О.В. « Экологическое воспитание в детском саду.» Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Опытно-экспериментальная деятельности, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста по свой природе пытливые исследователи, поэтому грамотная организация детского экспериментирования позволяет как нельзя лучше удовлетворить интересы и потребности детей....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В статье представлены результаты педагогического опыта по формированию исследовательских умений дошкольников в процессе экспериментальной деятельности, способствующих развитию у детей наблюдател...

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (консультация для педагогов)
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго....

Сообщение из опыта работы для воспитателей на тему «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет»
Сообщение из опыта работы для воспитателей на тему "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет"...