Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Невзорова Наталья Викторовна

Текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx38.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №7 «Жар-птица»

Опыт работы по теме

 «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель Невзорова Н.В

Хотелось бы начать своё выступление со слов  Климента Аркадиевича  Тимирязева (Слайд №2)

                                                         Люди, научившиеся…наблюдениям и

                                                       опытам, приобретают способность сами

                                                       ставить вопросы и получать на них фак-

                                                       тические  ответы,  оказываясь  на  более

                                                       высоком  умственном  и  нравственном

                                                       уровне  в  сравнении  с теми,  кто такой

                                                       школы не прошел.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный  рост. Существенную роль в этом направлении играет опытно-экспериметальная  деятельность дошкольников, протекающая в форме  опытов и экспериментов.

Что же такое опыт? Эксперимент?  (Слайд №3) (Слайд №4)

Опыт -   определенные действия, которые  можно проводить для наглядности и    практики знаний. Опыт выполняется с заранее определённым результатом.

Эксперимент - подразумевает открытие чего-то нового.  Призван подтвердить гипотезу.

      Н.Н Поддьяков в результате своих исследований выделил, что на протяжении всего дошкольного детства, ведущей исследовательской деятельностью является – деятельность экспериментирования. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности – и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.  Опытно-экспериметальная   деятельность вызывает огромный интерес у детей. (Слайд №5) Она помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. В этом виде деятельности наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний т.е. познавательной активности. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

        «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать», как сказал В. Сухомлинский. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Н.Н.Поддъяков выделяет два основных вида опытно-экспериметальной  деятельности у дошкольников. (Слайд №6)

          1. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижений и т.д. В этом случае ребенок в процессе  экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

     2. Второй вид организуется взрослым, который обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами детской деятельности: специально-организованной, совместной, самостоятельной.

 Работу по развитию познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность я строили исходя из следующих принципов: (Слайд №7)

Принцип научности. Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.

Принцип доступности. Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Пояснения должны опираться на  имеющийся опыт детей, иметь наглядную основу.

Принцип развивающего эффекта содержания. Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребенком способов познания, исследовательской деятельности.

Принцип  системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечивать  создание у ребенка целостной картины мира. Обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач по опытно-экспериментальной деятельности.

Принцип востребованности. У ребенка не должно быть невостребованных знаний. Все, что ребенок узнает в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использоваться в его повседневной жизни. Иначе знания ложатся тяжелым грузом, задействуя лишь механическую память, делают процесс обучения неактуальным, отбивают у ребенка желание узнавать новое.

Принцип активного обучения. Предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой исследовательской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия» узнают новое путём решения доступных проблемных задач.

Разработанная Н.Н. Поддъяковым общая стратегия познавательной деятельности способствует формированию у ребенка целостных представлений при ознакомлении с любым новым предметом. Эта стратегия сводится к тому, что познание окружающего мира осуществляется в определенной последовательности – от выделения предмета как отдельного целостного образования к системе предметов, в которой он существует, и далее к анализу свойств этого предмета в аспекте функциональных связей с другими предметами системы.

Опираясь на  положение данной стратегии, методы  формирования   естественнонаучных  представлений у  дошкольников  предлагаю посмотреть в виде ступенчатой схемы: (слайд №8)

    III  ступень

знания

Эвристическая  беседа, выводы на основе  умственной деятельности,  экспериментов,  деловые  игры, проекты.

           II   ступень

наглядные  представления

рассматривание  иллюстраций,  видеозаписи,  TV,  изготовление  макетов,  составление  схем,  рисование,  моделирование, сопровождаемое пояснениями взрослого

       I  ступень

сенсорный  опыт

обследование  объектов,  эксперименты,  опыты,

 практическая  деятельность  с  веществами  и  т.д.,

пояснения взрослого

Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям: (слайд №9)

     живая природа (как приспособление к окружающей среде: выявление потребностей растений в воздухе, наблюдение за ростом корней,  за  их состоянием в зависимости от полива и внешних других  факторов);

      неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота, роль ветра в природе и жизни человека, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого, такой опыт как «Прыгающая бумага» позволяет  познакомить детей с физическим явлением: наэлектризованность;  

      человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства,   упражняем  детей в умении узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, учим сравнивать их свойства, знакомили детей с природным явлением — вулканом, причиной, преобразование предметов и явлений).

       В своей работе придерживаюсь правила «от простого к сложному».  Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

    Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

    Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

    В- третьих в формирование активного  интереса  к самостоятельным исследованиям.

    В - четвертых, в работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

       Для более эффективной работы мною был разработан перспективный план по развитию познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность (приложение 1), согласно которому опыты и эксперименты организуется в различных видах детской деятельности

        В каждом  опыте, эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов: На слайде вашему вниманию представлена структура организации опытно-экспериментальной деятельности. (Слайд №10)

  • выделение проблемы (выбор темы, выбор опыта)
  • целепологание (что нужно сделать для решения проблемы, )
  • поиск и предложение возможных вариантов решения (продумывание методики, этапов,  подвести детей к прогнозированию)
  • прогнозирование результатов (что может получиться при выполнение предложенной работы, повторение правил безопасности  при работе с различными материалами и веществами)
  • выполнение работы
  • обобщение полученных данных, фиксирование результатов (что получилось, что нет);
  • формулирование выводов (отчет, сообщение и др.)

        В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. Инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, дети получают другое. Дается одно задание на весь эксперимент и прослеживается ход его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Необходимо напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

      В подготовительной группе проведение экспериментов  становится нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

         В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

         Рассмотрим особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с этапами

        Например, организуя опыты из цикла «Выявление свойств песка и глины» предлагаю детям слепить фигуру из сухого и мокрого песка. Проблема обозначена.  Рассматривая песок через лупу,  выясняют, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок. Этим и объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. Дети, начинают рассуждать, какой песок лепится лучше и почему. «Выявление свойств воды»  (Слайд №11,12,13,14,15) предлагаю детям обсудить вопрос о способности воды растворять вещества. Проблема обозначена. Выясняем, что для решения этой проблемы необходимо взять разные материалы, поместить их в воду и проверить, растворяются ли они в воде. Детям предлагаю на выбор песок, сахар, камень, подсолнечное масло.  Далее идет обсуждение: дети выдвигают гипотезы – что растворится в воде, а что нет.  Далее проводится опыт: в стаканы с водой кладутся подготовленные материалы, размешиваются и констатируются результаты. Выясняем, какие гипотезы подтвердились, какие - нет. В заключении делаем вывод: сахарного песка (соли) не видно в воде – он растворился, речной песок (камень) осел на дно и не растворился. Вода растворяет некоторые вещества, такие как сахарный песок, соль, акварельные краски и др.  

          При проведении эксперимента  из цикла «Живая природа», с целью усвоения детьми знаний о том, что для роста растений нужен свет.  Перед детьми ставлю познавательную задачу: «Где лучше будет расти овес: в темном или светлом месте?» Обсудив выдвинутые предположения, побуждаю их к проверке, организует опыт. Два горшка (или ящика) с проросшим овсом помещаем в разные по освещенности условия: один — в темное место, другой — на хорошо освещенный солнцем подоконник.  Условия, в которые помещены растения, обсуждаем с детьми. Устанавливаем, что все условия (размер растений, их количество, величина ящиков, количество воды во время полива) одинаковы и лишь одно степень освещенности -  различная. Проводится длительное наблюдение за изменениями внешнего вида растений и устанавливаем их причины.  Изменения в ходе опыта дети зарисовывают. В заключение предлагаю сравнить растения и сделать выводы. Для подтверждения полученных выводов растения, росшие в более темном месте, помещаем в светлое. Происходящие изменения дети вновь отмечают и обсуждают.

     При проведении опытов с живой природой, подчеркиваю необходимость выполнения принципа «не навреди»: в процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать   их   жизненно   важные   проявления.   Поэтому,   как  только   появятся заметные  изменения (например,  побледнеют и  вытянутся  побеги  растений  в темном месте), необходимо сразу изменить условия.

Организация опытов и экспериментов требует от участников соблюдение определенных правил и требований, которым я учу детей. Это, прежде всего, соблюдение правил безопасности детьми и соблюдение правил безопасности воспитателем. Поэтому вместе с детьми мы разработали и выучили правила работы в нашей мини-лаборатории «Центр науки», которые постоянно повторяем и соблюдаем при работе: (Слайд №16) Виде памятки я бы хотела их вам предложить на группу.

С водой

Коль с водой имеешь дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук друг: он нам помог

И никто здесь не промок.

С песком

Если сыплешь ты песок -

Рядом веник и совок.

С огнем

Помни правило:

Огонь – никогда один не тронь!

Со стеклом

Со стеклом будь осторожен-

Ведь оно разбиться может.

А разбилось - не беда

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бочок

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегу.

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

       Для того, чтобы занимательные опыты, эксперименты побуждали детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, необходима соответствующая предметно-развивающая среда. Можно выделить несколько основных требований к созданию предметно-развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности: (Слайд №17)

1.Безопасность. Все оборудование, дидактический материал, пособия, материал для опытнической работы и элементарных экспериментов должен быть безопасным, нетоксичным.

2.Гуманистическая направленность. Недопустимо, на наш взгляд, использовать в педагогическом процессе «расчленение» фигуры человека, препарировать насекомых, допускать гибель растений в ходе опытнической работы. Все это способствует воспитанию черствости и душевной глухоты.

3.Доступность. Материал для освоения знаний должен быть доступен детям в свободной деятельности. Иначе как же они проявят свою заинтересованность и  инициативу? Исключение могут составлять некоторые материалы, которые требуют присутствия взрослого. Однако большинство  должно быть доступно детям. При этом необходимо введение правил пользования данными предметами, чтобы избежать беспорядка и несчастных случаев.

4.Педагогическая целесообразность. Все пособия и оборудование должны быть  простыми и ясными для понимания дошкольника, отражать реальную картину мира.

   На мой  взгляд, организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:

- самостоятельное расположение игрового материала,

- максимальную его доступность;

- активное использование развивающих, дидактических и других игр.

  Кроме того, дидактический материал, расположенный здесь же, обеспечивает развитие двух типов детской активности ребёнка. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

      Для  организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности дошкольников при проведении опытно-экспериментальных мероприятий, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира, считаем важным наличие в группе такого дидактического материала как рисунки, схемы, модели, алгоритмы (Слайд №18) Также в группе разработана картотека опытов и экспериментов. ( Слайд №19. Показ)

       В помощь для оптимизации развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности предлагаю вам памятку «Примерный перечень оборудования для формирования элементарных естественнонаучных представлений» (Показ)

      Любая педагогическая деятельность будет успешна только в том случае, если родители являются активными  участниками и помощниками. Успешное осуществление поставленных целей и задач  зависит от   принятия их родителями.  Поэтому в своей работе, прежде всего,  направляю внимание на необходимость повышения их роли в развитии познавательного интереса детей. Совместное изготовление коллекций, экспериментирование в домашних условиях с различными материалами позволяют поддерживать у детей  устойчивый интерес  к познавательной исследовательской деятельности, развивают их познавательную активность и самостоятельность.

     В помощь родителям  (Слайд №20) по развитию познавательной активности через опытно-экспериментальную деятельность разработаны: советы, памятки, стендовая информация «Домашняя лаборатория», консультации, рекомендации по проведению опытов в домашних условиях, карточки с опытами которые они могут провести дома с детьми и поделится в группе результатами работы.

Хотелось бы закончить своё выступление китайским изречением

(Слайд №21):

«То, что я услышал…забыл

То, что я увидел…я помню

То, что я сделал… язнаю»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В статье представлены результаты педагогического опыта по формированию исследовательских умений дошкольников  в процессе экспериментальной деятельности, способствующих развитию у детей наблюдател...

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...

План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Ребенок открывает мир в процессе любой своей деятельности. но именно в познавательно-исследовательской дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как у...