ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
В статье представлены результаты педагогического опыта по формированию исследовательских умений дошкольников в процессе экспериментальной деятельности, способствующих развитию у детей наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы на основании практических и умственных действий.
Главным результатом данного педагогического опыта является приобретение детьми навыка самостоятельной, творческой, исследовательской работы. Полученные в детском саду навыки станут фундаментом для формирования более сложных экспериментальных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника дошкольной образовательной организации, одним из пунктов портрета является: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где взрослый демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.
Любопытство – природное качество, в той или иной степени присущее каждому ребенку от рождения. Это склонность человека к проявлению интереса ко всему новому. Старший дошкольный возраст – та важная ступень в развитии личности, когда под чутким и умелым руководством взрослого природное любопытство трансформируется в любознательность, приобретая качественно новые черты. Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, что в свою очередь является основой для развития познавательной активности.
Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: познавательно-
исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы, самообслуживание.
Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает проведение экспериментов.
Помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми мы используем так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов.
- Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
- Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом;
- Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
- Словесные методы:
- рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;
- рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;
- беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Формы работы с детьми:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
Н.Н. Подъязков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проведение наблюдения;
- обсуждение увиденных результатов;
- формулировка выводов.
Эксперименты бывают:
- индивидуальные или групповые
- однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление),
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
- обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях мы проводим фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей, педагог ведет себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
Целью представляемого педагогического опыта является: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы;
создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение) ;
- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песком и глиной;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, нами оформлен и оснащен центр науки и естествознания, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития нами подобрана специальная детская литература, составлены пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов, выполненные на основании методических рекомендаций Тягушевой Г.П., Чистяковой Д.Е. «Экспериментальная деятельность в детском саду». На стенде в форме журнала, дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.
В данном центре размещаются:
- ёмкость для воды и песка пластиковый коврик, халатики, нарукавники; природный материал (глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.);
- сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал; емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды;
- разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли;
- набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта; набор для опытов с магнитом;
- вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель); оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов; медицинские материалы:
- пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля;
- коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий);
- схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов;
- дидактические игры «Целый год», « Времена года», «Живая природа», «Сладкое, кислое, горькое, соленое», «Кто где живет», «Зоопарк», «Звук,свет, вода», «Овощное лото».
Грамотное сочетание материалов и оборудования в центр науки и естествознания способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследования объектов, расширению познавательного опыта.
Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.
Позитивные моменты:
- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);
- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
Совместную деятельность организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут во второй половине дня.
Главным результатом данного педагогического опыта является приобретение детьми навыка самостоятельной, творческой, исследовательской работы. Полученные в детском саду навыки станут фундаментом для формирования более сложных экспериментальных умений.
Библиографический список:
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
- Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
- Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
- Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....
Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста...
Презентация "Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"
ЦЕЛЬ: Повышение профессиональной компетенции теоретического и практического уровня по теме.ЗАДАЧИ:- Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.- Развитие мелкой моторики ...
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательнойактивности детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создав необходимые для этого условия....