Сообщение из опыта работы для воспитателей на тему «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет»
методическая разработка (младшая группа)
Сообщение из опыта работы для воспитателей на тему "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek_2.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
для воспитателей
на тему «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей 2-3 лет»
Актуальность
Познавательная активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира. Развивая познавательную активность у детей раннего возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Можно опереться на слова Н.Н. Подъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста?
Да! Потому что восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Так как дети: доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовать предмет, умению наблюдать, то в дальнейшем он испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента развивается мышление, память, речь ребёнка.
Цель и задачи опыта работы:
Цель моей работы - развитие познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в организованной образовательной деятельности.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
*подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
*способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
*формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
*способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
* испытывать чувство удовлетворения от проделанной работы.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.
Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается:
*в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
*в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
*в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.
*опыты используются для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности для ознакомления детей со свойствами неживой природы данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.
Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов, картотека опытов.
Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.
*организованная-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
*совместная деятельность педагога и детей.
*самостоятельная деятельность детей.
Тема: «Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой. В режимных моментах с помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети убедились в том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой, что вода может быть теплой и холодной.
Утоляя жажду водой, сделали вывод, что вода не имеет вкуса.
В процессе полива комнатных цветов, дети получили элементарные представление о процессе испарения воды и необходимости для жизни растений.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что:
*вода прозрачная;
*прозрачная вода может стать мутной;
* некоторые вещества в воде растворяются и могут передавать воде свой вкус;
* вода может превращаться в лед.
Тема: «Лёд»
Снег, лед, катания на санках, игра в снежки, постройки разных зимних фигурок из снега и льда вызывает у малышей много восторга, радости и счастья. Зима – самое время проводить опыты со снегом и льдом. Простейшие опыты со снегом и льдом чем-то напоминают ребенку фокусы, главное – дать маленькому человечку возможность все сделать самому.
На прогулке воспитанники увидели сосульки на крыше веранды. Стали спрашивать: Что это? Я ответила: Льдинки и называются сосульки. Они захотели потрогать и рассмотреть сосульки. Одна сосулька выскользнула из рук воспитанника и разлетелась на кусочки. Ребята расстроились. Я их успокоила и пообещала, что сделаем ещё красивее льдинки.
На ООД по художественно-эстетическому развитию: лепка «Сосульки» и рисование «Сосульки-плаксы» дети узнали, как из снега образуются сосульки. На ООД познание провели эксперименты в результате которых пришли к выводу, что лёд:
* бесцветный, прозрачный
*холодный, скользкий, твёрдый
*при окрашивании меняет цвет,
*в тепле превращается в воду
Результатом проведённых опытов стал украшенный разноцветными льдинками снежный торт.
Тема: «Песок»
Во время прогулки проводились различные эксперименты с песком. Дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. Катали валик с рисунком по мокрому песку. Пропускали через сито мокрый и сухой песок. В конце подвели итог:
*мокрый песок принимает любую нужную форму.
*на мокром песке остаются следы и отпечатки.
*сухой песок может сыпаться.
*песок – это множество песчинок.
Тема: «Воздух»
Представления о воздухе получили при проведении игры «Поймаем мыльные пузыри», «Мой весёлый, звонкий мяч», «Лодочка плыви», «Вертушка» дети поняли в том, что:
* воздух не виден, но он есть
*мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
*предметы могут передвигаться при помощи воздуха.
*ветер – это движение воздуха.
Тема: «Лёгкий-тяжёлый»
На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» дети получили представления о том, что
* тяжелые предметы тонут в воде, а лёгкие нет
Взаимодействие с родителями воспитанников
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
Совместными усилиями пополнился исследовательский уголок.
Проведена консультация на тему: «Развитие поисково-экспериментальной деятельности у воспитанников дошкольного возраста. Опыты с водой и льдом». В родительскую группу периодически отправляла фотоотчёт о проделанных экспериментах.
Выводы:
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира более интересной и разнообразной. Были созданы фотоальбомы «Снежные и ледяные фантазии» и «Наши увлекательные эксперименты», познавательно исследовательский проект «Волшебные льдинки».
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире позволили детям:
* увидеть результаты собственных экспериментальных действий.
* проводить эксперименты и делать первые выводы.
*сформировать представление о свойствах воды, льда, песка, воздуха.
* понять достаточно сложные экологические знания.
* испытать радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий
* высказывания детей стали более точными, разнообразными, интересными
Повысилась педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательной деятельности своего ребенка, появились общие интересы детей и родителей.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Поэтому планирую дальнейшее использование экспериментирования в своей работе при ознакомлении детей со свойствами бумаги, магнита, лёгких и тяжёлых предметов и т.д.
Чем разнообразнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Литература:
1. Дыбина,О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
2. Дыбина,О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера
3.ДыбинаО.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ «Сфера», 2001.
4.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
5.Николаева С.Н. « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М.1995.
6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М. 1999
7.Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах». Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
8. Соломенникова О.В. « Экологическое воспитание в детском саду.» Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...
Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...
Опытно-экспериментальная деятельности, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста по свой природе пытливые исследователи, поэтому грамотная организация детского экспериментирования позволяет как нельзя лучше удовлетворить интересы и потребности детей....
Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»Цель: представление опыта работы с дет...
Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».
Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....