Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) по теме
«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования.
1. Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми.
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий.
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
9. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
10. Прогнозирование результата.
11. Закрепление последовательности действий.
12. Закрепление правил безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 269
городского округа Самара
Доклад
к районному семинару
по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Тема: «Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»
Подготовила:
Маргун О.А.
Самара, 2013
«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования.
- Выбор объекта исследования.
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
- Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
- Выбор цели, задач работы с детьми.
- Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
- Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий.
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
- Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
- Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
- Прогнозирование результата.
- Закрепление последовательности действий.
- Закрепление правил безопасности.
Структура занятия-экспериментирования.
- Подготовка исследовательской задачи ( при педагогической поддержке в младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызывать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на общественный и непосредственно жизненный опыт детей. Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако, трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка. Проблема должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности.
- Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
- Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
- Наблюдение результатов эксперимента.
- Фиксирование результатов эксперимента.
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.
Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.
- Формулировка выводов ( при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
Памятка для воспитателей.
В ходе проведения эмпирических исследований было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:
- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;
- Не сдерживайте инициативы детей;
- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
- Не спешите с вынесением суждений;
- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а)прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;
б)формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации.
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/18/picture-609701-1429383579.png)
Доклад на тему: "Мелкая моторика как средство развития речи детей дошкольного возраста"
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов 2001)....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-329627-1513513195.jpg)
Доклад на тему: «Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста»
Детским садам принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений детей, в подготовке их к школе. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с...
Стендовый доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста".
Доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста". Задачи: рассказать о значении подвижной игры в жизни детей, рассмотреть классификацию подвижных игр, мет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/17/picture-543755-1481965157.jpg)
«Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Описание педагогического опыта работы по теме «Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»...
Доклад для педагогов: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ».
Тема доклада: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ». Подготовила и провела:Воспитатель Ферафонтова О.А. г.Долгопрудный5.03.2019...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305080-1610972942.jpg)
Экспериментальная деятельность как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания. Конкретное содержание данн...