Детское экспериментирование, как форма организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый деятельностью, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_experimentirovanie_kak_forma_organizatsii_poznavatelno_1.docx | 328.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование, как форма организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Исаева Юлия Евгеньевна,
воспитатель МБДОУ №2,
н.п. Африканда
По своей природе дети исследователи. Неисчерпаемая жажда новых открытий, пытливость, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются педагогами и психологами как важнейшие черты детского поведения.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый деятельностью, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей. Задача воспитателей – поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Игра-эксперимент
«Поднимающаяся вода» из серии «Вода и ее свойства»:
Цель:
- удивить детей, вызвать интерес к происходящему;
- развивать желание экспериментировать и узнавать;
- подводить к самостоятельным выводам и суждениям.
Структура проведения эксперимента:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи):
- Может ли вода течь вверх?
- выдвижение предположений, выдвинутых детьми (Может, не может);
- проверка гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
Материал для проведения эксперимента:
- 3 стеклянных стакана;
- салфетки;
- вода, подкрашенная гуашью.
Ход эксперимента:
Ставим стаканы в ряд, в первый и третий наливаем воду, подкрашенную гуашью. Две свернутые салфетки опускаем концами в стаканы.
Наблюдаем, как вода постепенно поднимается вверх по салфеткам и смешивается
Вывод: вода может подниматься вверх.
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, поэтому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста
Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...
Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментиров...
Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментиров...
Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции
Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции...
Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста в детской лаборатории как форма организации познавательно-исследовательской деятельности
В статье представлена опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Основные методы исследования: опыты и экспериманты. Результатом явилась положительная динамика в заинтересованно...