Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Герасимова Екатерина Владимировна

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Все исследователи экспериментирование выделяют как основную особенность познавательной деятельности детей. Экспериментальная деятельность- это метод, направленный наилучшим образом на формирование универсальных знаний у дошкольников. Приоритетным направлением является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Одним из современных методов экспериментальной деятельности является STEAM- метод. Что такое STEАM?  Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T –technology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика). STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. STEАM-образования, STEAM-технологии  – именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка на тему: 

«Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Все исследователи экспериментирование выделяют как основную особенность познавательной деятельности детей.

Поэтому актуальностью проекта  является деятельность,  позволяющая  ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Опираясь на вышеизложенное, я с уверенностью могу  сказать, что проблема детского экспериментирования в  дошкольном возрасте является актуальной и перспективной, но вместе с тем мало используемой методикой обучения. Именно поэтому данная тема была  выбрана мною для изучения и внедрения в работу с воспитанниками.

Гипотеза инновационного проекта: если в ходе данного проекта в ДОУ будет создана: система работы по организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, используя метод STEAM,  как наиболее современный и эффективный  метод экспериментирования,  то это будет способствовать  развитию познавательных процессов, познавательной активности, интеллектуально- творческого потенциала и совершенствованию исследовательских способностей у детей дошкольного возраста.

Цель моей работы: Развитие познавательных способностей у детей  дошкольного возраста путём обогащения опытно – экспериментальной деятельности на основе новейшей методики STEAM.

Поставленные задачи:

1. Создать условия для повышения качества образовательного процесса и уровня профессиональной подготовки педагогов ДОУ к проведению детского экспериментирования, используя метод STEAM, как наиболее эффективный метод работы современного ДОУ.

2. Создать предметно-развивающую среду в группах и ДОУ, способствующую развитию исследовательских способностей детей.

 3. Создать базу дидактических и методических материалов по детскому экспериментированию в ДОУ.

4. Развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод STEAM,  как наиболее эффективный метод экспериментирования.

Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и STEAM метод c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Основная идея педагогической    деятельности при реализации проекта  является идея « Умная среда - умные дети».

Экспериментальная деятельность- это метод, направленный наилучшим образом на формирование универсальных знаний у дошкольников. Приоритетным направлением является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Одним из современных методов экспериментальной деятельности является STEAM- метод. Что такое STEАM?  Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T –technology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика). STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. STEАM-образования, STEAM-технологии  – именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов. При этом,  в своей деятельности, педагогам необходимо опираться на ведущие принципы развития дошкольников:

 Единство целей и педагогических идей (методологическое и теоретическое обоснование целей и формулировка возможных путей достижения).

 Системность (проектирование организовывается с учётом взаимодействия его различных компонентов друг с другом и с внешней средой).

 Непрерывность (взаимосвязь и взаимозависимость всех этапов проектирования).

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Повышение уровня познавательной активности дошкольников.

 2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

3. Заинтересованность родительской общественности.

 4. Повышение имиджа учреждения.

5. Модернизация дошкольного образования за счет внедрения и эффективного использования новых форм, моделей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный (констатирующий)

- разработка нормативно - правовой базы;

- создание творческих групп  для работы по проекту;

- подборка диагностического материала;

- изучение методической литературы.

2 этап – внедренческий (формирующий)

 - создание системы работы по экспериментированию, обеспечивающей формирование познавательной активности детей дошкольного возраста;

 - создание условий в предметно-развивающей среде группы;

 - разработка мини-проектов по развитию познавательной активности детей через экспериментирование;

- внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

- выстраивание сотрудничества с родителями;

- обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

3 этап – результативный (контрольный)

- анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;

 - обобщение опыта работы педагогов;

 - трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;

- разработка  программы действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.

В заключение хотелось бы отметить, что использование STEAM метода заложит основы инженерного мышления и научно-технического творчества, сохранит у наших маленьких воспитанников любознательность и вдохновение исследователя на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Консультация "Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В.В. Воскобовича"

     Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Как с...

Мастер-класс по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. Тема: Волшебница вода

Экспериментирование - способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в общих ситуациях....

Опыт работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«ДС №16»Опыт работы по теме«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».Воспитат...

Семинар-практикум на тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов на тему:«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе а...