Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Все исследователи экспериментирование выделяют как основную особенность познавательной деятельности детей. Экспериментальная деятельность- это метод, направленный наилучшим образом на формирование универсальных знаний у дошкольников. Приоритетным направлением является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Одним из современных методов экспериментальной деятельности является STEAM- метод. Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T –technology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика). STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. STEАM-образования, STEAM-технологии – именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка на тему:
«Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Все исследователи экспериментирование выделяют как основную особенность познавательной деятельности детей.
Поэтому актуальностью проекта является деятельность, позволяющая ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
Опираясь на вышеизложенное, я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в дошкольном возрасте является актуальной и перспективной, но вместе с тем мало используемой методикой обучения. Именно поэтому данная тема была выбрана мною для изучения и внедрения в работу с воспитанниками.
Гипотеза инновационного проекта: если в ходе данного проекта в ДОУ будет создана: система работы по организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, используя метод STEAM, как наиболее современный и эффективный метод экспериментирования, то это будет способствовать развитию познавательных процессов, познавательной активности, интеллектуально- творческого потенциала и совершенствованию исследовательских способностей у детей дошкольного возраста.
Цель моей работы: Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста путём обогащения опытно – экспериментальной деятельности на основе новейшей методики STEAM.
Поставленные задачи:
1. Создать условия для повышения качества образовательного процесса и уровня профессиональной подготовки педагогов ДОУ к проведению детского экспериментирования, используя метод STEAM, как наиболее эффективный метод работы современного ДОУ.
2. Создать предметно-развивающую среду в группах и ДОУ, способствующую развитию исследовательских способностей детей.
3. Создать базу дидактических и методических материалов по детскому экспериментированию в ДОУ.
4. Развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод STEAM, как наиболее эффективный метод экспериментирования.
Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и STEAM метод c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Основная идея педагогической деятельности при реализации проекта является идея « Умная среда - умные дети».
Экспериментальная деятельность- это метод, направленный наилучшим образом на формирование универсальных знаний у дошкольников. Приоритетным направлением является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Одним из современных методов экспериментальной деятельности является STEAM- метод. Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T –technology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика). STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. STEАM-образования, STEAM-технологии – именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов. При этом, в своей деятельности, педагогам необходимо опираться на ведущие принципы развития дошкольников:
∙ Единство целей и педагогических идей (методологическое и теоретическое обоснование целей и формулировка возможных путей достижения).
∙ Системность (проектирование организовывается с учётом взаимодействия его различных компонентов друг с другом и с внешней средой).
∙ Непрерывность (взаимосвязь и взаимозависимость всех этапов проектирования).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Повышение уровня познавательной активности дошкольников.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов
3. Заинтересованность родительской общественности.
4. Повышение имиджа учреждения.
5. Модернизация дошкольного образования за счет внедрения и эффективного использования новых форм, моделей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный (констатирующий)
- разработка нормативно - правовой базы;
- создание творческих групп для работы по проекту;
- подборка диагностического материала;
- изучение методической литературы.
2 этап – внедренческий (формирующий)
- создание системы работы по экспериментированию, обеспечивающей формирование познавательной активности детей дошкольного возраста;
- создание условий в предметно-развивающей среде группы;
- разработка мини-проектов по развитию познавательной активности детей через экспериментирование;
- внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
- выстраивание сотрудничества с родителями;
- обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3 этап – результативный (контрольный)
- анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
- обобщение опыта работы педагогов;
- трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;
- разработка программы действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.
В заключение хотелось бы отметить, что использование STEAM метода заложит основы инженерного мышления и научно-технического творчества, сохранит у наших маленьких воспитанников любознательность и вдохновение исследователя на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....
семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...
Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Консультация "Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В.В. Воскобовича"
Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Как с...
Мастер-класс по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. Тема: Волшебница вода
Экспериментирование - способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в общих ситуациях....
Опыт работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«ДС №16»Опыт работы по теме«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».Воспитат...
Семинар-практикум на тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов на тему:«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе а...