Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности.
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование как форма организации
познавательно-исследовательской деятельности.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.
Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".
В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному человеку.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Учёные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребёнка, я пришла к выводу к применению комплексной системы, которая направлена на развитие познавательной активности ребёнка через организацию познавательно-исследовательской деятельности.
Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:
-сюжетно-ролевая
-рассматривание
-наблюдение
-беседа
-экскурсия
-конструирование
-экспериментирование
-коллекционирование
-развлечения, викторины, конкурсы.
Ежегодно в нашем дошкольном учреждении разрабатывается перспективный план работы по игровой экспериментальной деятельности детей.
- Игры – эксперименты с песком: «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;
- Игры эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;
- Игры эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».
В результате данной деятельности дети узнали много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды.
В структуру детского экспериментирования входят:
- Постановка проблемы, которую следует решить.
- Цель и задачи, направленные на решение проблемы.
3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4 Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
5.Формулировка выводов.
Моими первыми помощниками в решении задач по поисковой деятельности являются родители.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
Так, например, мы предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее?
Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций и пополнению уголка экспериментирования, при оборудовании которого учитывались следующие требования: безопасность, мобильность, доступность, достаточность материала.
Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Создают совместные детско-родительские проекты по интересующим ребенка темам, которые они представляют к вниманию своим сверстникам. Педагоги оказывают родителям помощь в структуре и оформлении проектов.
Для родителей разработаны рекомендации: «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Опыты в домашних условиях». Проведены консультации: «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников», «Почему дошкольнику полезно быть исследователем».
По рекомендации воспитателей и по собственной инициативе родители проводят с детьми эксперименты дома, предоставляют детям литературу, материалы для самостоятельного исследования, оказывают помощь воспитателю в создании и обогащении предметно-развивающей среды группы.
Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Исследую дома», «Наши домашние питомцы» и др.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Литература:
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева, А.Е.Чистякова. – М.: Детство-Пресс, 2013.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт-сост. Е.А. Мартынова, - Изд. 2-е. –Волгорад: Учитель, 2014.
- Паршукова И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова// Дошкольная педагогика- 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....
Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"
Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...
Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментиров...
Детское экспериментирование, как форма организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый деятельностью, в которой знания приобретаются. В свете данного...
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации
В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в эт...
Формы организации познавательно – исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...
Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста в детской лаборатории как форма организации познавательно-исследовательской деятельности
В статье представлена опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Основные методы исследования: опыты и экспериманты. Результатом явилась положительная динамика в заинтересованно...