Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста в детской лаборатории как форма организации познавательно-исследовательской деятельности
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В статье представлена опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Основные методы исследования: опыты и экспериманты. Результатом явилась положительная динамика в заинтересованности изучения окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_rabota_v_detskoy_laboratorii.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста в детской лаборатории, как форма организации познавательной деятельности
Аннотация: в статье представлена форма организации познавательной деятельности – опытно-экспериментальная работа детей. Актуальность темы обоснована снижением познавательной активности детей. Введение детей в экспериментально-исследовательскую работу осуществлялось с использованием ИКТ-технологий. Основные методы исследования: опыты и эксперименты. Результатом явилась положительная динамика в заинтересованности изучения окружающего мира.
Ключевые слова: опытно-экспериментальная деятельность, проблемно-поисковая ситуация, детская лаборатория, ИКТ-технологии, виртуально-дополненная реальность.
В настоящее время проблема познавательной активности детей стоит достаточно остро. Подрастающее поколение большое количество времени проводит за игровыми планшетами, компьютерами. Для поиска нужной информации детям не нужно прилагать усилий, уже в старшем дошкольном возрасте они легко находят ответы на вопросы в сети Интернет.
Познавательная заинтересованность, сформированная в дошкольном возрасте, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали Н.Н.Поддъяков, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Г.И.Щукина, Л.А.Венгер и другие.
Учитывая интерес детей к ИКТ-технологиям, мы попытались применить их пользу познавательного развития, ввести ребенка в среду, в которой бы ему хотелось познавать окружающий мир.
Первым этапом работы была система наблюдений и бесед с детьми старшего дошкольного возраста с целью выявления объектов их заинтересованности. Анализ полученных результатов показал, что иллюстративный материал в виде картинок, а также аудио и видеозаписей не позволяет в достаточной мере активизировать исследовательскую деятельность. Необходима была такая форма организации деятельности, в которой бы дети могли опытно-экспериментальным путем находить доказательства своих гипотез.
Так, был составлен проект образовательной деятельности, в котором мы учли полученные данные, интересы детей, требования ФГОС и образовательной программы детского сада. Проект подразумевал введение детей в профессию исследователя. По средствам опытно-экспериментальной деятельности старшие дошкольники знакомились со свойствами и качествами давно знакомых им предметов, открывали их в новом ракурсе. Для реализации проекта была создана детская лаборатория, оснащенная как простым оборудованием ( мерные емкости, пробирки, сыпучие вещества, колбы, трубочки и прочее), так и сложным оборудованием (микроскопы, кухонные весы, наборы «Робототехника», «Магнитизм», «Оптика», «Авиатор», «Ветряная мельница» и др). В процессе работы в лаборатории дети надевали халаты, шапочки.
Детская лаборатория, как форма организации образовательной деятельности заинтересовала детей. Дополнительно интерес детей поддерживался использованием ИКТ-технологий. Был применен метод виртуально дополненной реальности. С помощью интерактивной доски воспроизводился образ профессора в реально существующей лаборатории, который объяснял детям не только правила поведения в лаборатории, но и ставил перед ними задачи и проблемно-поисковые ситуации. Дети выдвигали различные гипотезы и с помощью опытно-экспериментальной деятельности подтверждали или опровергали их. Как настоящие исследователи ребята схематично фиксировали свой результат. С помощью фотофиксации дети отправляли профессору свои выводы и общение с профессором продолжалось.
Таким образом, посредством введения в образовательную деятельность опытно-экспериментальной работы детей в детской лаборатории, а также использования ИКТ-технологий, нами был повышен интерес старших дошкольников к познанию окружающего мира. Полученные знания четко фиксировались в памяти детей, ребята учились не просто воспринимать готовую информацию, а находить ее самостоятельно, выдвигать гипотезы, искать пути их доказательства или опровержения.
Список литературы:
- Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» // Дошкольная педагогика. – 2011. - №3. – с.24-26.
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. - №3. – с. 4-12.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб: Детсво-Пресс, 2015. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация опытно - экспериментального проекта для детей старшего дошкольного возраста "Планета Динозавров"
Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ...
Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментиров...
Статья на тему: Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации
Данная статья будет полезна воспитателям, молодым специалистам детских садов при организации опытно-экспериментальной работы....
Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.Име...
Детское экспериментирование, как форма организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый деятельностью, в которой знания приобретаются. В свете данного...
Статья на тему: "Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации"
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования....
Конспект проведения родительского клуба в подготовительной группе для детей с ОВЗ на тему: «Семейная лаборатория», как форма развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольников».
Приобщить дошкольников к миру науки, развить у них способность находить множество путей решения одной проблемы, сформировать познавательный интерес – что может быть проще и интереснее....