Познавательно-творческий проект на тему: «Народное искусство и культурное наследие"
проект (подготовительная группа)
Актуальность: В России 2022 год был объявлен Президентом В.В. Путиным как год народного искусства и культурного наследия. Прекрасная традиция, которая на протяжении нескольких лет закладывается в жизнь русского народа, позволяет не только привлекать внимание общественности к насущным проблемам, но и предпринимать различные действия для их решения, находя конструктивные пути поддержания явлений и тенденции, играющие важную роль в жизни людей.
Наследие традиционной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой культурной и национальной самобытности среди молодого поколения. На основе традиции не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого общества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и этические установки, регулируются нормы общественных отношений.
Дошкольный возраст - важнейший этап формирования личности человека, ее основы. И именно с раннего возраста следует воспитывать уважение к исконным традициям, их мудрости и культуре, ритуалам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение из ближайшего окружения, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnoe_iskusstvo_i_kulturnoe_nasledie.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 21 «НАДЕЖДА» городского округа Ступино
Познавательно-творческий проект на тему:
«Народное искусство и культурное наследие»
для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса
«Педагогический дебют - 2022»
в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
Подготовила: Ручкина Татьяна Александровна
Воспитатель I квалификационной категории
г.о. Ступино
2021 г.
«Давайте детям больше и больше содержания общего,
человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь
знакомить их с этим через родные и национальные явления».
Виссарион Григорьевич Белинский
Актуальность: В России 2022 год был объявлен Президентом В.В. Путиным как год народного искусства и культурного наследия. Прекрасная традиция, которая на протяжении нескольких лет закладывается в жизнь русского народа, позволяет не только привлекать внимание общественности к насущным проблемам, но и предпринимать различные действия для их решения, находя конструктивные пути поддержания явлений и тенденции, играющие важную роль в жизни людей.
Наследие традиционной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой культурной и национальной самобытности среди молодого поколения. На основе традиции не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого общества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и этические установки, регулируются нормы общественных отношений.
Дошкольный возраст - важнейший этап формирования личности человека, ее основы. И именно с раннего возраста следует воспитывать уважение к исконным традициям, их мудрости и культуре, ритуалам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение из ближайшего окружения, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательно-творческий.
Срок реализации проекта: 1 неделя.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Новизна проекта:
- проект позволяет сформировать у детей познавательный интерес к народному искусству и культуре;
- воспитывается чувство любви и патриотизма;
- активизация словаря.
Задачи:
1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством.
2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
3. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
4. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
5. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Обеспечение проекта: уголок по художественно-эстетическому воспитанию в группе, альбомы, иллюстрации, дидактические игры, лэпбуки, методическая литература.
Предполагаемый результат: получение знаний об истории русского быта и русской культуре; пополнение предметно–пространственной среды по теме; знакомство с русскими народными песнями, пословицами, поговорками, сказками по теме; организация творческой выставки для родителей.
Этапы проекта:
- Подготовительный.
Определение основных направлений работы: разработка проекта; постановка целей и задач; сбор информации; подбор методического материала; создание предметно-развивающей среды (подбор познавательной литературы по теме, видеоматериалов, аудиозаписей, создание лэпбуков).
- Основной.
Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с детьми и родителями.
Перспективное планирование:
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы: «Знакомство с культурой и традициями русского народа», «Народные праздники и игры», «Русская народная культура и быт», «Народные промыслы», «Русская изба». |
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Собери картинку», «Найди пару», «Предметы быта», «Собери матрешку», «Собери узор», «Узоры на тарелочках». Подвижные игры: «Салки», «Ручеек», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Ворон». Строительные игры: Конструирование избы из конструктора. |
Речевое развитие | Чтение познавательной литературы: - чтение русских народных сказок; - составление рассказов по картинкам; - разучивание потешек и частушек; - знакомство с пословицами и поговорками; - загадывание загадок о предметах быта. |
Познавательное развитие | Просмотр видеоматериалов: - русские народные традиции и праздники; - презентация «Предметы быта»; - презентация «Русский фольклор»; - знакомство с народными промыслами; - работа с лэпбуком «Народные промыслы»; - работа с лэпбуком «Русская народная роспись и игрушка»; - работа с лэпбуком «Русская народная культура и быт»; - работа с лэпбуком «Светлая Пасха»; - работа с лэпбуком «Матрешка»; - работа с лэпбуком «Масленица»; - работа с лэпбуком «Русская изба». |
Художественно-эстетическое развитие | - работа с раскрасками: «Матрешка», «Предметы быта», «Национальный костюм»; - слушание русских народных песен; - игра на русских народных инструментах (на ложках и гуслях); - создание выставки «Декоративно - прикладное творчество». |
- Заключительный.
Оформление материалов по проекту, подведение итогов.
Работа с родителями: индивидуальные беседы; анкетирование; консультация на тему «Детский фольклор в кругу семьи» и «Русская народная культура и быт» помощь в организации выставки «Декоративно - прикладное творчество».
Итог проекта:
- создание выставки «Декоративно - прикладное творчество».
- получение знаний об истории русского быта и русской культуре.
Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-пространственной среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи. Данная тема в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми приняли участие в создании выставки «Декоративно - прикладное творчество».
Оценка результатов проекта:
- Дети познакомились с русской избой, с предметами старинного русского быта.
- Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть; народными пословицами и поговорками.
- Расширили словарный запас по теме.
- Расширились понятия о народном искусстве.
- Совместно с родителями в группе организована выставка – «Декоративно - прикладное творчество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Народное искусство и культурное наследие»
Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие"Пояснительная запискаПроектПрезентация к проекту...
Проект "Народное искусство и культурное наследие" к конкурсу "Педагогический дебют - 2022"
Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие":Пояснительная запискаПроектПрезентация к проекту...
Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые ...
Презентация проекта "Народное искусство и культурное наследие".
Тип проекта: познавательно - творческий.Продолжительность: короткосрочныйВозраст детей: старшая группа.Участники проекта: дети, воспитатель, родители.Актуальность: В наши дни ...
Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" "Бело-голубое чудо".
В нашем детском саду давно применяется в работе тема поликультурного воспитания дошкольников. Мне как педагогу важно, чтобы мои воспитанники получали много разносторонней информации о русской, кубанск...
Образовательный проект на тему: «Народное искусство и культурное наследие»
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ...
Проект на тему: «Народное искусство и нематериальное культурное наследие России»
2022 год – объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как годом Народного искусства и нематериального культурного наследия России.Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – ин...